Философские взгляды Иоганна Фихте

Патристика (II-VI век н.э.)

Свое название патристика получила от латинского слова «патрис», означающее «отцы церкви». Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии. Патристику можно условно разделить на несколько периодов:

1) Апостольский период (до середины II века) - время деятельности апостолов-евангелистов.

2) Апологетика (середина II века - начало IV) - Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии.

3) Зрелая патристика(IV-VI) - Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним.
Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.

Схоластика(VII-XIV)

Cхоластику часто называют школьной философией. В схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.

Реализм: Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский

Номинализм: Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen» - «имя». Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей.Согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей

Реалистов интересует в первую очередь общее вообще, независимо от того, где и как оно существует. Номиналисты сосредотачивают свои усилия на переходе от субъекта к несубъектному

Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая, что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности. Суть этого взгляда в том, что универсалии находятся не в вещах, а в разуме. Общими являются не вещи и не имена, а понятия, воспринимаемые как определенные психические состояния.Наиболее известным концептуалистом был Пьер Абеляр.

Учения основных представителей Философии Средневековья: Августин Блаженный (Св. Августин) (354 - 430).Фома Аквинский (1225-1274).Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109 гг.).Пьер Абеляр (1075 - 1142 гг.).Иоанн Дуне Скот (ок. 1265 - 1308).Уильям Оккам (ок. 1300--1349).

 

5. Философия среди других форм мировоззрения

 

Главной спецификой философии является то, что она, в отличие от любой частной науки, представляет собой высшую форму мировоззрения.

Мировоззрением называют совокупность принципов, взглядов, знаний, убеждений об окружающем мире в целом и месте в нём человека. Мировоззрение включает в себя отношение человека к миру, его эмоциональную оценку, идеал, а не просто знание о мире.

В мировоззрении мыслитель выражает своё отношение к миру и всегда оценивает его. Поэтому существует множество философских систем, идей, взглядов.

Философия - это высшая форма мировоззрения, так как она является теоретическим уровнем миропонимания. Предметом философии является теоретическое объяснение отношения сознания и материи, отношения человека и мира. Двумя другими формами мировоззрения являются миф и религия. В истории человечества они возникают раньше философии. Это истоки философии.

Миф - это древнейшая форма мировоззрения. Мифы были у всех народов.

Мифы - это древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев, но они отличаются от сказок. Миф всегда воспринимается всеми как правда.

Мифы заключали в себе попытки ответа на вопросы о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы. Также много внимания уделялось и происхождению людей, смерти человека, различным испытаниям в его жизни.

Для мифа характерно то, что мысль выражается не в понятиях, а в художественных образах.

Миф - это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества. Он объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Позже эти элементы разделились.

На смену мифу приходят религии классового общества. Мифы - это результат народного творчества. На поздней стадии первобытнообщинного строя религиозные идеи начинают создавать и развивать священники. Это профессионалы.

Бог мировых религий - носитель моральных принципов. Религиозное сознание способствовало развитию нравственности людей.

С ростом знания, культуры у людей возникает потребность объяснить мир естественными причинами, а не божественными законами. В результате, кроме мифа и религии возникает философия. Религия, объясняя мир, опирается на веру в бога. Философия обращается при этом к разуму и мудрости людей. Первоначально философия была синонимом всей науки.

Философия отличается от других форм мировоззрения не предметом (предмет - мир и человек), а способом его осмысления. Миф использует художественные образы, религия использует художественные образы и понятия, философия использует понятия, категории, законы. Философия - это теория.

 

6.Этический идеал киренаиков и эпикурейцев

 

Киническая философия возникла в Афинах как реакция социальных низов свободной бедноты.Ее родоначальником считается Антисфен (ок. 445 — 360 гг. до н. э.),Наиболее значительными представителями кинизма наряду с Антисфеном являются Диоген Синопский (ок. 412 — 323 гг. до н. э.), Кратет из Фив, ДионХрисостом (ок. 40 — 120 гг. н. э.).

Кинизм представляет собой не только философию, но и способ жизнедеятельности, для которого характерно неприятие ценностей рабовладельческого общества, его законов, обычаев, традиций и морали. Киники жили среди людей и пропагандировали идеалы внутренней свободы, презрения к богатству, опрощения и бедности, равноправия, космополитизма и другие.Кинизм был философией бедных, гонимых и разочаровавшихся, но не утративших желания видеть мир людей иным.

Жизненные принципы киников:
1. Практическое воплощение философии в жизнь посредством упражнений. Упражнения при этом делятся киниками на те, что укрепляют тело и на те, что укрепляют душу.
2.Ограничение своих потребностей в благах, в том числе еде и одежде. Киник стремится максимально освободиться от потребностей и от владения вещами
3Стремление к независимости и самодостаточности, умении довольствоваться своим. Киник бездомен и неприкаян.

Сторонники этой философии считали, что боги дали людям все необходимое, обеспечив им легкую и счастливую жизнь, но люди утратили меру в потребностях и в погоне за ними обретают лишь несчастья. Богатство, расценивается киниками как источник человеческих бед.

Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикур основывает свою школу в 307 г. до н. э. в Афинах.

Эпикуреизм ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:
1)отсутствие телесного страдания;
2)невозмутимость души; · дружба.

Крупнейшим представителем эпикуреизма является Эпикур, Лукреций и Каций;

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию.Эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям.Душа смертна и загробной жизни не существует. Смысл жизни – избегать страданий, получать наслаждение.

 

7. Почему философские проблемы не имеют однозначного решения

 

Философские проблемы - лежат на стыке философии и психологии «предельные» проблемы лично переживаемого существования человека, формулируемые обычно в таких вечных вопросах, как: Кто я? Откуда я пришел и куда иду? Что мне делать и зачем? В чем смысл моей жизни? Иными словами, это проблемы, возникающие в результате осознания человеком факта конечности, предела своего существования и поиска цели последнего и как правило не имеют однозначного решения.

Философские проблемы неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной потребностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. Для индивида весь мир оказывается расколотым на две части: на мое «я» и остальное «не-я», включая природу, общество и других людей. Человека волнуют проблемы смысла жизни, счастья, возможности личного бессмертия и т.д., поэтому философия антропоцентрична, и не может дать однозначного ответа для каждого отдельного индивида.

 

8.Учения Аристотеля о душе

 

Все живые существа земли обладают собственной энтелехией – душой. Аристотель в своей философии подразделяет души на три вида: питающаяся (растительная), чувствующая (животная), и разумная (человеческая). Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не имеет бытия без тела.

Тело животного, считает он, составлено из мелких частиц – гомеомерий Особое значение имеют массы «мяса», выступающие, по Аристотелю, в качестве носителей ощущений, – нервы были ему еще неизвестны. Непосредственным носителем жизни – «души» – является «пневма», источник жизненной теплоты, тело, родственное эфиру и переходящее в тело ребенка из отцовского семени. Орган – носитель пневмы есть сердце, в котором из питательных веществ, доставляемых через жилы, вываривается кровь. Важное место в учении о животных занимает их классификация, описание развития эмбриона, различных способов зарождения животных, включая самозарождения, и прочее.

Человек, занимающий высшее место в природе, согласно Аристотелю, отличается от других животных наличием разума (разумной души). И структура его души, и строение тела соответствуют этому более высокому положению. Оно сказывается в прямохождении, наличии органов труда и речи, в наибольшем отношении объема мозга к телу, в обилии «жизненной теплоты» и т. д. Познание выступает деятельностью ощущающей и разумной души человека.

Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о способностях души. В нем выражен новый взгляд на строение души и соотношение основных ее свойств.

Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается в двух существенных моментах.

Во-первых, в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое на части.

Во-вторых, аристотелевская схема строения души проникнута идеей развития, которая была реализована философом, как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах. С одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой – развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих стадий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие.

 

9.Общая характеристика философии Древнего Китая

 

История китайской философии условно может быть разделена на три этапа.

1)Древняя философия (VII в до н. э. – III в. н. э.). В это время в Китае (особенно в VI – V вв. до н. э.) происходит расцвет философии, сопровождающийся возникновением «ста философских школ», объединенных по шести основным направлениям: школа «даоцзя» (даосизм); школа «служилых людей» (конфуцианство); школа «фацзя» (легизм, или школа законников); школа «моцзя» (моизм); школа «минцзя» (номиналисты);школа «иньянцзы» (натурфилософы).

2) Средневековая философия (III – XIX вв. н. э.). Начинается этот период с проникновения в Китай из Индии буддизма. Через несколько столетий Китай, усвоив индийский вариант буддизма (в форме махаяны), создал свою, китаизированную версию – чань-буддизм. Именно чань-буддизм, неоконфуцианство и неодаосизм образовали «тройственный философский союз» в Средневековом Китае.

3). Новая философия (с XIX в. по сей день).

Древнекитайский образ-понятие «человек» представлял собой следующее.

1. Гармоничное сочетание «трех цветков»: цзин, ци и шэнь, – зримо выражающееся в правильном психофизическом облике человека.

2. Пронизанность китайской культурной традицией.

3. Законопослушность, уважение к старшим по возрасту и чину; тактичное, гуманное отношение к ближним.

Цзин можно перевести как "сущность", "семя", "квинтэссенция". Цзин - это первоисточник и фундаментальная часть каждого живого существа, определяющая его природу и качества. Это корень всей жизни человека.
Ци -- это внутренняя энергия тела. Она подобна электричеству, приводящему в движение машину.
Шэнь -- это центр всего существа, то, что делает нас человеком.

Наибольшее значение для становления китайского мировоззрения и культуры имело соперничество школ даосизма и конфуцианства.

Даосизм

Лао-Цзы стал основателем этого философского учения. В его основе лежит такое понятие, как Дао. Оно характеризуется многогранностью. Можно описать его, как бескрайнее движение, всемирный закон и единство. В этом учении базовой задачей человека является достижение слияния с Дао. Для этого необходимо существовать осознанно, поступать в соответствии с законами мироздания. Если поступать наоборот, то человека начнут постигать неудачи, а может быть, его даже будет ждать гибель.

Конфуцианство
Название этого направления происходит от имени его основателя. Его звали Кун Фу-цзы. Со временем его стали называть Конфуцием. Он очень близко знал государственный аппарат. Конфуций говорил о том, что надо править, используя личный пример, соблюдать ритуалы и быть человеколюбивым. Тогда народ будет осознавать, что такое стыд и как себя не стоит вести. Конфуций был убежден в том, что к правлению в государстве можно допускать исключительно наиболее благородных людей. Выдающийся мудрец оставил после себя много полезных наставлений, которые теперешнего времени используются китайцами и не только ими.

 

10. Основы логики Аристотеля

Логика - это наука о доказательстве, и, таким образом, необходимо разделить все умозаключения на истинные и ложные. У Аристотеля истина - это соответствие утверждения бытию, ложь - несоответствие.

Логику Аристотеля можно назвать онтологической, так как он выделяет четыре причины бытия:

1. сущность - это причина, имеющая следствием вещь именно такую, какая она есть;

2. материя - это, материал из которого возникает, что-либо, субстрат;

3. движение - это то, что производит действие;

4. цель - это то для чего что-либо делается.

Логика Аристотеля - формальная. В основе любой вещи и мысли лежит форма, она дает вещи определенность, в отличие от материи. Материя и форма независимы друг от друга, форма - это начало определяющее материю.

Аристотель считается основателем Формальной логики. Он сформулировал три из четырех законов формальной логики. К ним относятся закон тождества, закон непротиворечия, закон исключения третьего. Первый закон гласит, что понятие всегда должно употребляться в одном и том же значении, то есть неопределенностей не должно быть. Второй закон гласит, что два суждения не должны противоречить друг другу. Третий закон утверждает, что суждение либо является истинным, либо ложным, третьего не дано

Формальная логика – это наука о законах правильного мышления и способах поймать соперника в споре, например, софиста, на логической уловке или ошибке. Аристотель открыл законы правильного мышления. Он назвал логику «органоном», т.е. орудием для добывания истины.

 

11.Конфуцианство

 

Известный философ Конфуций (551-479 гг до н.э.) - основатель конфуцианства. Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру…, хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной силой в мире, а жертвоприношения предкам - важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания - проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Кофуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, - который прежде всего должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д. Особое место заняла концепция сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и старшим вообще. Конфуций считал сяо основой жэнь и других добродетелей и самым эффективным методом управления страной. Наконец, Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли - этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин - выпрямления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием.

Конфуций выделял в своей философии пять основных типов взаимоотношений между людьми, которые плотно взаимосвязаны между собой:

Почтение между детьми и родителями;

Доброе и благожелательное отношение между детьми: старшие мягко наставляют младших, младшие благодарно помогают старшим;

Уважительное отношение мужа к своей жене и почитание женой своего мужа;

Доброта в отношениях молодых людей к более зрелым членам общества и благосклонное наставничество старших над младшими;

Уважительное отношение правителей к своим подчиненным и почитание подчиненными своего правителя.

 

12. Аристотель: нравственный идеал гражданина и государства.

 

По Аристотелю, человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» Результат социальной жизни — образование семьи — муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. По Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина в свою очередь — совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида

Государство для Аристотеля само по себе - некий вид общения, это высшая форма общения людей. Основой государства является особый тип социальных отношений - отношения господства и подчинения, которые определяются Аристотелем как отношения политические. Государство, таким образом, связано с осуществлением политических полномочий "господства", власти. По мнению Аристотеля, существовало три вида "правильных" форм правления в государстве: монархия, где власть принадлежит наследственному правителю, аристократия, где властвуют лучшие, демократия, где власть осуществляется гражданами государства. Однако, по убеждению Аристотеля, недостаток этих "правильных" форм государственного устройства состоит в том, что они имеют тенденцию вырождаться в "неправильные" формы, где царят порок и преступления. Монархия может выродиться в тиранию, аристократия - в олигархию (власть немногих, подчиняющих свои интересам общие интересы), демократия - в охлократию (власть толпы, невежественной и темной).

 

13. Даосизм


У истоков которой, по легенде, стоял мудрец ЛаоЦзы (Старый младенец), написавший даосский трактат "Дао дэ Цзин", где изложены основные положения даосизма. Центральное место в религиозной доктрине даосизма занимает Учение о Дао (которое так же называют неоконфуцианством). Дао — "нерожденное, порождающее всё сущее", всеобщий Закон, господствующий вечно и всюду, Первооснова бытия.
Основная идея даосизма — утверждение о том, что все подчиняется Дао, из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Дао — это всеобщий Закон и Абсолют. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Дао проявляется через свою эманацию - дэ. Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнет бессмертия. Для этого необходимо, во-первых, питание духа: человек — это скопление многочисленных духов — божественных сил, которым соответствовали небесные духи. Небесные духи ведут счет добрых и злых дел человека и определяют срок его жизни. Таким образом, питание духа — это совершение добродетельных поступков. Во-вторых, необходимо питание тела: соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения, сексуальная практика. Такой путь к бессмертию был долгим и трудным, доступным далеко не каждому человеку. Поэтому возникает стремление упростить его, создав чудодейственный эликсир бессмертия. Особенно в этом нуждались императоры и представители знати.

В рамках даосизма возникает концепция недеяния — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Лучший государь — тот, который ничего не делает для своих подданных. Задача государя заключается в том, чтобы гармонизировать отношения, предотвращать смуту, а подданные сами разберутся, что им делать.

Даосы обосновывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости, что обусловливало популярность даосизма. В Средние века по всему Китаю была создана сеть даосских монастырей. Однако за пределами своей общины даосы влияния не имели. В настоящее время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов в разных странах.

 

14.Философское учение Платона о душе.

 

Учение о душе является одним из смысловых центров платоновской философии. Главный тезис платоновской психологии есть утверждение бессмертия души. О том, что душа переживает тело и может воплощаться в различные тела (реинкарнация) людей, животных, растений.

Платоновское учение о душе изложено в диалогах «Тимей» и «Федр». По мнению Платона, душа человека бессмертна. Все души созданы Творцом в момент создания вселенной. Их число равняется числу небесных светил, так что на каждую душу приходится по одной звезде, которая охраняет душу в земной жизни, после соединения с телом. До начала земного существования души посещают мир чистых идей, расположенный выше звёздного неба. В зависимости от воспоминаний, сохраняемых от этого душой, она потом избирает себе тело и образ земной жизни. После смерти душа подвергается суду: праведники попадают на небо, а грешники – под землю. Через тысячу лет душе вновь предстоит избрать себе материальное тело. Души, которые три раза подряд выбирают образ жизни философов, прекращают дальнейшие перерождения и погружаются в божественное спокойствие. Все остальные переселяются по земным телам (иногда даже и не человеческим) десять тысяч лет.

Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Одна из них, разумная, помещается в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна – это воля, живущая в груди и находящаяся в союзе с разумом. Другая неблагородна – это расположенные в желудке чувственные страсти и низшие инстинкты. У каждого из народов преобладает одна из частей души: разум – у греков, мужество – у северных варваров, влечение к низкой корысти – у финикиян и египтян.

 

Моизм, легизм

Моизм.

Основатель философии моизма является Мо Ди (Мо-Цзы), живший в 479-400-ом годах до нашей эры.

Одной из основных идей Мо-Цзы считает идею любви к небу. Воля неба – это всеобщая любовь и взаимная выгода. Мо-Цзы в принципе отвергает влияние судьбы на жизнь человека. Мо-Цзы близки интересы народа. Он утверждал, что правители должны любить народ и заботиться о нём.

Мо-Цзы и его сторонники предложили комплекс принципов поведения людей: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «принцип против нападений», «принцип за экономию в доходах», «принцип против музыки и увеселений» и так далее…

Моисты первыми начали изучать процесс познания. Они выступили против учения Конфуция о врождённом знании. Последователи Мо-Цзы считали, что человек обладает не врождённым знанием, а врождённой способностью познания. Моисты впервые в китайской философии выделили и дали определения философским категориям: вещь, бытие и небытие, знание, разум, пространство и время, и многим другим.… К примеру определение разума, данное моистами, выглядит следующим образом: «Разум – это понимание сущности вещей».Поздние моисты разрабатывали правила ведения спора

Моисты:

1.Выражали интересы мелких собственников, свободных землевладельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате

2.Считали, что управление государством не требует специального обучения.

3.Выступали за управление страной на основе принципов справедливости.

4.Учение основывалось на любви неба к людям, к простому народу. Следовательно, и правители, по их мнению, должны любить народ и заботиться о нём. Основной принцип учения - всеобщая любовь

ЛЕГИЗМ принятое в западной науке обозначение древнекитайского философского течения фа цзя («школа закона»). Основу доктрины легизма составляет положение об абсолютной роли в жизни общества унифицированного юридического закона. Основоположниками легизма считаются ГуаньЧжун (ум.в 645 г. до н.э.)

Легисты считали, что для порядка в государстве необходимо:

· Иметь в государстве максимум наказаний и минимум наград

· Карать жёстко, внушая трепет

· Жёстко карать за мелкие хулиганства, тогда условий для крупных преступлений не появится

· Разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносами

Легисты:

1.Отстаивали интересы имущественной знати.

2.Считали, что для управления государством необходимо знать обстановку в стране, использовать точные расчёты, а также опыт предшествующих поколений.

3.Доказывали невозможность возврата к старине. Для пользы государства не обязательно подражать древности.

4.Основным принципом создания порядка в государстве для них было разобщение людей взаимной подозрительностью и доносами.

 

16.Платон: мир идей, теория познания

Ядром философского учения Платона является его теория идей. Идея для Платона есть истинно сущий род бытия. Она объективна, безотносительна, независима от времени и пространства, бестелесна, вечна, недоступна чувственным восприятиям и постигается только разумом.

Идея — это цель, к которой устремляются все чувственные вещи. Идея — не только порождающая модель, но и смысловой предел вещи, заключающий в себе все многообразие ее чувственных воплощений. Идеи находятся в особом «умном месте» и составляют особое царство идеальных сущностей. Мир идей обладает структурой. На вершине пирамиды находится наивысшая идея — Блага. Миру идей, то есть миру истинно сущего бытия, противостоит мир небытия, т.е. материи.

Познание, по Платону, есть процесс созерцания разумом высших сущностей и делится этот процесс на два этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако, когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания.

В теории познания Платона важную роль играет его концепция воспоминания. По его мнению, душа припоминает идеи, которые она знала в тот период своего существования, когда она еще не соединилась с телом. Чем больше душа была на том свете - тем больше она припоминает идей, и поэтому Платон советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей, вспоминающей о своем божественном прошлом, душе.

 

17. Краткая характеристика философии Древней Индии

 

Инди́йскаяфилосо́фия — совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов.

В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:

1.Ведийский период (1500—500 гг. до н. э.).

2.Классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.).

3.Период послеклассический, или индуистский (с 1000).

1)Ведийский период - Мировоззрение Ригведы и других вед, а также брахманизма — представляет собой крайний плюрализм: боги, люди, животные, растения, и т. д. — все являются наделенными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом, взаимно проникают друг в друга и могут превращаться одна в другую, что достигается посредством магических действий.В философских трактатах упанишад учение о всеобщем единстве находит свою действительную для всего позднейшего времени форму во взгляде, что в основе космоса лежит вечно сущее — Брахман, из которого развилось все существующее, и которое тождественно вечному внутреннему ядру индивида, Атману.

2)В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов.Развиваются школы философии под названием даршаны. Позже, их разделяют на ортодоксальные (основанные на учении вед) и неортодоксальные.

Неортодоксальные даршаны:

1.Будди́зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни.
2.Джайни́зм — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э., которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.

Ортодоксальные даршаны:

1 Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) имеет дело с объяснением ритуала,.

2 Веданта -(«завершение Вед») - учение, получившее завершение в конце VIII в., - наиболее влиятельное направление индийской философии. Ее доктрина основывается, прежде всего, на толковании Упанишад.

3 Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение,

4Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог.

5Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления

6 В одну систему с йогой слилась Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире.

Джайнизм зародился в русле отшельнической традиции, полемизировавшей с ортодоксальным ведизмом. Тем не менее доктрина джайнизма развивает ряд идей Упанишад. Так, концепция о перерождении души приводит джайнов к выводу о наличии души у всего, что существует в мире: животных и насекомых, растений и листьев. Джива – отдельные души, которые от природы способны к совершенству, и аджива – пространство, эфир, материя, являющиеся основными составными частями мира.

Религиозная доктрина буддизма складывалась в полемике с ортодоксальной брахманистской идеей субстанциальной души – атмана. Если в большинстве брахманистских систем атман рассматривался как временная форма высшей духовной субстанции, отворившей мир через серию эманации, а освобождение атмана трактовалось как его слияние с этим космическим творящим началом, то буддизм выдвинул идею отсутствия души как цельного, вечного и неизменного начала.

 

18. Метод познания Сократа. Почему он называется повивальным?


Для Сократа характерна логичность речи, он считал. Главная задача познания – познание самого себя (самопознание). Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с высказанной им точки зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины.

 

19. Джайнизм

 

Основателем джайнизма считается Кшатрий Джина Махавира или Вардхамана. Даная религия проповедует ненанесение вреда всему живому в этом мире. Философия и практика джайнизма, в первую очередь, основываются на самосовершенствовании души для достижения вечного блаженства, всесилия и всеведения. Джайнизм отрицает существование бога-творца, непогрешимый авторитет Вед и значимость жертвоприношений как способа достижения окончательного освобождения из колеса сансары. Очень важное значение придается ахимсе – ненасилию, пустынничеству и монашеской жизни, как условиям, которые способствуют достижению высшей праведности.

Джайнисты считаеют, что миром движет закон, который периодически создаёт и разрушает этот мир. В центре религиозно-философской доктрины джайнизма – проблема бытия личности. В трактатах джайнов излагается учение о путях к освобождению из круговорота бесконечных рождений и смерти. Его можно достичь благодаря «трём драгоценностям»: правильному взгляду – видению истины (самьягдаршана), правильному познанию (самьягджняна) и правильному поведению (самьягчарита).

Согласно джайнизму любое существо – это индивидуальная и вечная душа. Когда душа освобождается от сансары и достигает мокши, то она в состоянии достичь божественного сознания - всеведения. Но, чтобы достичь этого, необходимо быть не мирянином, а аскетом, и поэтому в религиозных установлениях аскетизму придается достаточно большое значение.

Основными положениями джайнизма являются:

• Душой обладает абсолютно каждая вещь и всё живое.

• Каждая душа является священной и обладает врожденным восприятием, знанием, счастьем и силой, которые скрыты в её карме.

• Необходимо относиться ко всему живому как к самому себе, нести добро и никому не причинять вред.

• Каждая душа несёт ответственность за свою жизнь как в настоящем так в и будущем.

• При освобождении от кармы душа становится свободной и приобретает бесконечное знание, божественное сознание, счастье и восприятие.

• Совершенное знание, Совершенное поведение и Совершенное воззрение являются путём к идеалу.

• В джайнизме отсутствует понятие божественного спасителя, создателя или уничтожителя.

• Основная молитва в джайнизме – это мантраНавокар, которую можно петь в любое время дня.

• Целью джайнизма является освобождение души от негативных эффектов, которые вызваны неправильными мыслями, речами и действиями. Эту цель можно достичь с помощью очищение кармы, при использовании «трёх драгоценностей джайнизма».

• Основные божества в джайнизме - это Ариханты, Тиртханкары и Джины, поборовшие внутренние страсти и приобретшие божественное сознание.

 

20. Нравственные учения Сократа. Кого Сократ назвал бы добродетельным?

 

Сократ ценил добро, благо, мужество, справедливость. Основа добродетели по Сократу – знания, т. е. человек совершает неблагие деяния, т. к. не знает о том, что они неблагие.

В вопросах этики Сократ развивал проблему рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания. Эта позиция Сократа называется этический рационализм

Источником добродетели Сократ считал разум и высшую добродетель, заключающую в себе все остальные, усматривал в мудрости.
Добро, по Сократу, есть красота и истина.

Сократ после обсуждения данной темы приходит к выводу, что добродетели научить нельзя. Дело обстоит так потому, что Сократ различает знание и мнение. Строго говоря, знание и, следовательно, добродетель, по Сократу, — это божественный разум, доступный, и то не полностью, лишь философскому уяснению в понятиях.

 

21. Философия буддизма

 

Будди́зм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается СиддхартхаГаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды.

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

1Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.

2Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.

3Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

1отстранение от истины бытия и неведения;

2желания и страсти, способствующие возникновению страданий;

3несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

1)Жизнь человека – есть страдание.

2)Страдания возникают из-за желаний..

3)Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний.

4)Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения.

Восьмеричный путь спасения предполагает:

1правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;

2правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений,

3правильная речь – она должна нести добро

4правильные поступки – следует совершать добрые дела
5правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;

6правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, следить за ходом мыслей;

7правильные помыслы

8правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения


22. Учение Гераклита о противоположностях. Почему в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

 

Принципиальная особенность мира состоит в его постоянной изменчивости. В этом Гераклит противостоит большинству античных философов, которые считали, что «истинное бытие» является вечным и неизменным (пифагорейцы, элеаты и др.). Существенное изменение по Гераклиту - это изменение в свою противоположность (холодное нагревается, горячее остывает). Противоположности существуют в единстве и в вечной борьбе Концепция противоположностей - одна из ключевых в учении Гераклита, и он, полагая тождество противоположностей, считает, что существование одной составляющей пары невозможно без существования другой, а их взаимодействие, «вражда», постоянное движение, изменение в мире есть необходимое условие бытия. Пары противоположностей являются не столько физическими факторами мира, сколько субстанциональными первоэлементами в космогонической и космологической структуре, именно они являются основой материального мира.фраза "В одну реку нельзя войти дважды". Смысл в том, что все постоянно меняется, нет ничего неизменного.

Противоположности находятся в постоянной борьбе, и в результате их борьбы рождается гармония.

23. Натурфилософия Древней Греции: от Фалеса до Демокрита.

 

Философия (Натурфилософия) в Древней Греции возникает на рубеже VII — VI вв. до н. э. Известно, что первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: милетская школа: школа пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; элейская школа; атомысты.

1 Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы.Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

1первоначально всего сущего считал воду («архэ»);

2представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

3считал, что неживая природа, все вещи имеют душу

4допускал наличие множества богов;

5считал центром вселенной Землю;

6точно определил продолжительность года – 365 дней;

7сделал ряд математических открытий

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

1первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;

2вывел закон сохранения материи

3первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

1первопричиной всего сущего считал воздух;

2выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха

3проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой»)

4отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Гераклит Эфесский.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист:

1первоначалом всего сущего считал огонь;

2вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики

3считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении

4был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

5признавал относительность окружающего мира

6всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

7выступал за материальность человеческой и мировой души;

8был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

9движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

Пифагорейцы.

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.):

1первопричиной всего сущего считали число

2выступали за познание мира через число

3считали единицу мельчайшей частицей всего;

4пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира

4. Элеаты.
Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э.

Элеаты:
1изучали проблемы познания;
2жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;
3были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
4считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Атомисты.

Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) первокирпичиком всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии. В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

1)весь материальный мир состоит из атомов;

2)атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;

3)атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

4)атомы имеют различную величину,различную форму

5)между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

6)атомы находятся в вечном движении;

7)существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

8)атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

 

24. Апории Зенона. Учение Парменида. Пифагора.

Зенон прославился тем, что создал так называемые апории, т.е. мысли, в которых два противоречащих суждения одновременно истинны. С помощью таких апорий Зенон пытался доказать, что движение, наблюдаемое нами, на самом деле не существует, потому что когда мы начинаем о нем размышлять, то наталкиваемся на непреодолимые трудности и противоречия.

Известные апории Зенона:

1)Ахиллес и черепаха

Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит стошагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

2)Дихотомия

Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся.

3)Летящая стрела

Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.

Парменид (504 г. до н. э.) - древнегреческий философ, основатель и главный представитель Элейской школы

Основное понятие, из которого исходит Парменид, есть понятие сущего в его противоположности к понятию не-сущего. Под сущим он разумеет не отвлеченный образ чистого бытия, а «полное», массу, заполняющую пространство и чуждую всяких дальнейших определений. Сущее не может ни возникнуть, ни перестать существовать, ибо оно не может ни возникнуть из не-сущего, ни обратиться в несущее, оно никогда не было и никогда не будет, а есть нераздельно всецело в настоящем.Мышление также не отлично от бытия, ибо оно есть лишь мышление сущего. Поэтому лишь то познание владеет истиной, которое во всем показывает нам это единое неизменное бытие, т. е. истиной владеет лишь разум (логос); чувства же - источник всех заблуждений.

Пифагор - 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.

 

25.Какова основная проблематика экзистенциализма.

 

Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире.

Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы – экзистенциалисты:

1)уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

2)разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

3)проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);

4)проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);

5)проблема бессмысленности жизни;

6)проблема внутреннего выбора;

7)проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

 

26.Сравнительная характеристика философии и других форм сознания(наука, искусство, религия, мораль)

 

Философия и наука. Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п.. Философия и Наука изучают картину мира, взаимно дополняя друг друга.

Факты науки: вещи, вещества, энергия, движения и т.п. Факты философии: смысл и идеи. Ученый – всегда аналитик. Философ – всегда созерцатель. Наука стремится разгадать тайны мира. Философия склоняется перед неустранимой его тайной.

Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;

3.Выстраивают категориальный аппарат (свой язык) и стремятся к построению целостных систем.

Разное
1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;
2. В философии (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и единой системы. В науке же т.е. единство взглядов, как минимум, на основные принципы, законы, язык;
3. Философские знания не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);
4. Философия не может дать точного прогноза

Философия и искусство. Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и искусство опираются на естественный язык.
Различия - Искусство говорит на языке образов о неизобразимом, а философия говорит на языке рассуждений о несказанном, образность доминирует в искусстве, а концептуальность - в философии, искусство апеллирует к воплощенности формы - в камне, на холсте, в красках или в звуках, философия стремится к «извлечению» чистого смысла, к пониманию, устраняющему образность и представимость в картинках.

Философия и религия. Религия, как и философия, является мировоззрением, включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких или одного богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом.
Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении. Философия есть совершенно независимое от каких-либо личных интересов.
В религии осознание вечности – формы сознания массового и нравственного. А в философии – в формах сознания теоретического и во многом элитарного. Религия обращается к сверхъестественному началу мира – Богу. Философия же направлена на постижение абсолюта, единого безличностного начала мира
сходство - в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизнифундаментальные религиозные идеи - о Боге. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания

Философия и мораль. По определению мораль является совокупностью правил выработанных из нравственных предпочтений большинства людей составляющих общество. Это так, кроме того, мораль призвана сделать возможным совместное проживание людей. Когда в разношёрстном обществе не складывается общая мораль, неизбежно возникают конфликты по любому поводу не идентичности людей. Следовательно, мораль является учебником совместного проживания не просто людей, а их душ. Сравнение морали с пирамидой удачно во многих отношениях, с высотой вроде бы строить меньше, да легче не становится, а высота пирамиды прямо зависит от того, как широко заложишь основание. И с моралью так же, чем больше сущностей вовлечено в неё, тем выше будет мораль, а чем более высокие ценности в неё вложены, тем труднее воспитывать человека и следовать им

 

27. Теория “идолов” индуктивный метод Френсиса Бэкона.

 

Индукция - способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.

Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только посредством такого метода, по мнению Бэкона, возможно открыть новые истины. Индукция у Бэкона приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством познания природы. В противовес индукции через простое перечисление, распространенной в то время, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые на основании не столько в результате наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому положению. В индуктивный метод Бэкона необходимыми этапами входит собирание фактов, их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трех таблиц исследования - таблицы присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней.. В индуктивный метод Бэкона вводит и проведение эксперимента.

Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считает засоренность сознания людей идолами – искажение образов действительности ложными представлениями и понятиями. 4 идола:

1) Идол рода – ложные представления о мире, которые присущи всему человечеству и являются результатом скудоумия.

2) Идол пещеры – искажение представлений о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира.

3) Идол рынка (площади) – ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов.

4) Идол театра – ложные представления о мире, заимствованные людьми из различных философских систем.

Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида и их преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идол рынка и театра приобретены умом и являются следствием господства над человеком прошлого опыта. Борьба с ними происходит через преобразование общественного сознания.

Идолы пещеры связаны с индивидуальными особенностями людей, в этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, и это приводит к субъективному искажению картины мира. Однако от этих идолов сравнительно нетрудно освободиться. Труднее поддаются устранению призраки театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу. Нелегко победить также идолов площади, источник которых - само общение людей, предполагающее использование языка. Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека, и освободиться от них всего труднее.

 

28. Метод познания Р.Декарта. В чем невозможно усомниться? Каковы правила для руководства ума?

 

Метод научного познания Декарта называется рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности самого мышления, расчленения объектов мышления на простейшие элементарные части, и, сначала изучение их в отдельности, а затем движение мысли от простого к сложному. Рационализм Декарта основывался на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания. В математике Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можно прийти к твердым, точным, достоверным выводам. К таким выводам, по его мнению, не может привести опыт.

Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в основе познания, по Декарту, должна лежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция, по Декарту, - это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция - это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия.

После определения основных положений метода перед Декартом встала задача сформировать такой принцип, из которого можно было бы логически вывести все остальные понятия философской системы, то есть Декарт должен был осуществить интеллектуальную интуицию. Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. Любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение: "Мыслю, следовательно, существую"

Правила для руководства ума:
1) не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты не познал ее как истинную с очевидностью.
2) выделение максимально простых элементов знания.
3) восхождение от простого к сложному.
4) подчеркивает необходимость определения систематизации как познанного, так и познаваемого, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

 

29.Культура и философия Ренессанса: переходный характер. Наука и философия: Коперник, Бруно, Галилей.

 

Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности, на первый план выходят науки, дающие истинные знания о природе, опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Возрождение обратило свой взор к человеку как центральному звену космического бытия. Ренессанс акцентировал внимание на земном существовании человека и его делах. В иерархической лестнице бытия он оказался высшим существом, по силе своего творчества равным Богу.

Эпоха Ренессанса и ее философия в своем развитии прошли два этапа: ранний – он охватил XIV - XV вв. и характеризовался гуманистической направленностью. Место его – Италия. Второй – более поздний этап высокого Ренессанса – XV - XVI вв. выделялся распространением гуманистического движения на страны западной и восточной Европы и активным интересом к изучению природы, постановке и решению натурфилософских задач.

Николай Коперник. Все произведения Коперника базируются на едином принципе относительности механических движений, согласно которому всякое движение относительно: понятие движения не имеет смысла, если не выбрана система отсчета (система координат), в которой оно рассматривается. Происхождение мира и его развитие объясняется деятельностью божественных сил. Разгромил систему, основанную на геоцентрических представлениях и создал гелиоцентрическую теорию. Одним из первых высказал мысль о всемирном тяготении.

Джордано Бруно. Бесконечная вселенная в целом – это Бог – он находится во всем и повсюду, не "вне" и не "над", но в качестве "наиприсутствующего". Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Отождествление Бога с природой. "Мир одушевлен вместе со всеми его членами", а душа может рассматриваться как "ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи".Праосновой всего выступает единое, материя, которая является неразвернутой причиной всего сущего. Пришел к идее о всеобщей одушевленности материи. Говорил, что если жизнь находится во всем, то душа является формой всех вещей, всем владеет, во всем управляет.

Галилео Галилей. Научная революция в физике начинается с Галилея. В отношении философии природы Галилей был убеждённым рационалистом. Он считал, что законы природы постижимы для человеческого разума. Разум у Галилея — сам себе судья; в случае конфликта с любым другим авторитетом, даже религиозным, он не должен уступать. Галилей считается одним из основателей механицизма. Этот научный подход рассматривает Вселенную как гигантский механизм, а сложные природные процессы — как комбинации простейших причин, главная из которых — механическое движение. Анализ механического движения лежит в основе работ Галилея. Изобрел первый телескоп. Обнаружил, что у луны сложный рельеф, обнаружил у юпитера собственные луны – 4 спутника. Открыл солнечные пятна. Млечный путь.

30. Наука в Новое время: эмпирическая теория познания Бэкона.

 

Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувствительного познания, принижение роли рационального познания. Некоторые эмпирики допускали априорное, или независимое от опыта, знание, но отрицали существование априорных понятий. С другой стороны, почти никто из эмпириков, убежденных в существовании априорных понятий, не отвергал существование априорного знания. Представителями классического эмпиризма являются Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. Родоначальником английского материализма и эмпиризма Нового времени был Френсис Бэкон (1561-1626). Бэкон критикует средневековую схоластику и, по существу направляет свою философию против религиозно-идеалистического мировоззрения, которое, по его мнению, мешало развитию естественных наук и умножало бессилие человека. Бэкон подчеркивал огромное значение развития естествознания, но для этого нужно было научиться правильному мышлению, а значит освободиться от «идолов», т.е. заблуждений, которые обволакивают ум человека и мешают познанию природы, препятствуют правильному человеческому мышлению. Знание рассматривалось Бэконом как источник могущества людей. Вся основа его философии была практически направлена на то, чтобы дать человечеству возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы. Бэкон считал, что степень господства человека над силами природы зависит от уровня развития его знаний. Опыт у Бэкона лишь первая ступень познания, вторая его ступень – это разум, который производит логическую обработку данных чувственного опыта.

 

31. Какова основная проблематика позитивизма и неопозитивизма? Назовите основных представителей.

 

Понятие “позитивизм” обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.

Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции. Родоначальником этого течения явл-ся О. Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной. Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К которым Конт относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их сущность. Он утверждал, что наука не объясняет дейст-ть, а лишь описывает явления.Он


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: