Высшая нервная деятельность

  1. Учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова об условных рефлексах.

ВНД – это деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. По И.П. Павлову, в основе ВНД лежат условные и безусловные рефлексы. В процессе эволюции в поведении начинают доминировать условные рефлексы. Значение высшей нервной деятельности: 1. обеспечиваются нормальные взаимодействия организма и внешнего мира. 2. осуществляется регуляция работы внутренних органов. 3. обеспечивается существование организма как единого целого. В 1863 г. Иван Михайлович Сеченов опубликовал работу под названием «Рефлексы головного мозга». Рефлекс является действие какой-либо причины – физиологического раздражителя. По мнению И.М. Сеченова, рефлексы головного мозга включают три звена: 1.Первое– это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. 2.Второе– процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. 3.Третье – движения и действия человека, т.е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловлены.

 

  1. Отличие условных рефлексов от безусловных.

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая нервной системой. Путь, по которому нервный импульс проходит при осуществлении рефлекса, называется рефлекторной дугой.

Безусловные: имеются с рождения; в течение жизни не изменяются и не исчезают; одинаковые у всех организмов одного вида; приспосабливают организм к постоянным условиям; рефлекторная дуга проходит через спинной мозг или ствол головного.

Условные: приобретаются в течение жизни, могут изменяться или исчезать в течение жизни, каждого организма свои собственные, индивидуальные

Выработка условного рефлекса

Условный (безразличный) раздражитель должен предшествовать безусловному (вызывающему безусловный рефлекс). Например: зажигается лампа, через 10 секунд собаке даётся мясо.

Торможение: Условное (неподкрепление): лампа зажигается, но мяса собаке не дают. Постепенно слюноотделение на включенную лампу прекращается (происходит угасание условного рефлекса).

Безусловное: во время действия условного раздражителя возникает мощный безусловный. Например, во время включения лампы громко звенит звонок. Слюна не выделяется.

 

  1. Механизм образования условных рефлексов.

При действии условного раздражения в коре появляется очаг возбуждения. После возбуждения безусловного раздражения появ 2 очага. Между очагами происходит замыкание (временная связь).

Образование происходит по принципу доминанта. Очаг возбуждения от безусловного раздражителя всегда сильнее, чем от условного. Более сильный очаг возбуждения от безусловного раздражения притягивает к себе возбуждение от очага условного раздражения. Степень его возбуждения будет возрастать. Доминантный очаг обладает свойством длительного, устойчивого существования. Следовательно, условное и безусловное возбуждения длительное время будут взаимодействовать между собой

 

  1. Условные рефлексы. Условия необходимые для их образования.

1.Действие условного раздражителя должно предшествовать воздействию безусловного.

2.Необходимо многократное сочетание условного и безусловного раздражителей.

3. безусловный раздражители должны достаточно сильным.

4. отсутствовать посторонние внешние раздражения.

5.наличие мотивации.

 

  1. Торможение условных рефлексов: безусловное и условное.

Безусловное торможение – это быстрое подавление рефлекторной деятельности. Внешнее – ослабление или прекращение услов рефлекса при постороннем раздражителе. Гаснущий – посторонний сигнал который повторяется. Запредельное – возникает при действии условного раздражения, яв защитным.

Условное торможение - оно развивается медленно, заключается в устранение не нужной в данное время деятельности. Угасающее- возникает при повторном прикреплении условного сигнала и закрепление его. Запаздывающий – возник при отсутствии закрепления 2-3 мин от начала безусловного сигнала. Дифференцировка- при действии допол раздражения близко к условному и не подкрепленному. Условное торможение- возникает при добавлении к условноу раздражителю другому и не подкрепленному.

  1. Анализ и синтез раздражений.

Анализ заключается в том, что с помощью возникающих ощу­щений организм различает действующие раздражители (качествен­но - свет, звук и т.д.) В центральную нервную систему поступает огромное количе­ство информации от периферических отделов анализаторов, однако значительная ее часть отсеивается с помощью механизмов торможения - сенсорных реле.

Синтез заключается в восприятии предмета, явления и формировании ответной реакции организма. Восприятие возможно в двух вариантах: когда предмет или явление встречаются повторно или впервые. Узнавание (гнозис) достигается в резуль­тате сличения поступающей в данный момент информации со следами памяти.

 

  1. I и II сигнальные системы.

Первая сигнальная система имеется у человека и животных. Деятельность этой системы проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней среды (свет, звук, механическое раздражение и др.), за исключением слова. У человека, живущего в определенных социальных условиях, первая сигнальная система имеет социальную окраску.Первая сигнальная система у животных и человека обеспечивает предметное конкретное мышление.Вторая сигнальная система, возникла и развилась в результате трудовой деятельности человека и появления речи. Труд и речь способствовали развитию рук, головного мозга и органов чувств.Деятельность второй сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде понятий, суждений, умозаключений.

 

  1. Динамический стереотип.

Динамический стереотип — выработанная и зафиксированная в коре большого мозга человека или животного устойчивая последовательность условных рефлексов. Для того чтобы образовался динамический стереотип, на организм должен действовать комплекс раздражителей в определенном порядке и через определенные промежутки времени (внешний стереотип). Динамическим стереотип называется потому, что он может быть разрушен и вновь образован при изменении условий существования. Перестройка динамического стереотипа наблюдается в жизни каждого человека в различные возрастные периоды в связи с изменениями условий жизни: поступление ребенка в школу, смена школы на специальное учебное заведение, переход на самостоятельную работу и т. д. Динамический стереотип лежит в основе выработки различных привычек, навыков, автоматических процессов в трудовой деятельности. Вследствие этого опытный рабочий выполняет привычную для него работу быстрее и с меньшим утомлением, чем начинающий.

 

 

  1. Типы ВНД человека.

В основу деления нервной системы на типы И. П. Павлов положил три свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность (возбуждения и торможения).

Сильный неуравновешенный тип. Характеризуется сильными неуравновешенными и подвижными нервными процессами. Слабый тормозной тип. Характеризуется слабыми неуравновешенными нервными процессами. Сильный уравновешенный подвижный тип. Сильный уравновешенный инертный тип.

И. П. Павлов выделил четыре основных типа, использовав для их обозначения терминологию Гиппократа: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.

Холерик — сильный, неуравновешенный тип. Это очень энергичные люди, но легковозбудимые и вспыльчивые.Меланхолик — слабый тип. Сангвиник — сильный, уравновешенный и подвижный тип. Флегматик — сильный и уравновешенный малоподвижный тип.

Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов дополнительно выделил три истинных человеческих типа. Художественный тип. первая сигнальная система преобладает над второй. Мыслительный тип. вторая сигнальная система значительно преобладает над первой. Средний тип.

 

  1. Детская нервность.

В нервной системе детей первых лет жизни возникшее возбуждение легко иррадиирует, приводя к общему двигательному беспокойству, а длительное или сильное раздражение приводит к торможению. По мере образования новых и новых условных связей и усложнения высшей нервной деятельности действие чрезмерных раздражителей все сильнее сказывается на поведении ребенка. При слабом типе высшей нервной деятельности ребенок становится пугливым, обидчивым, часто плачет, дрожит; при возбудимом типе — недисциплинированным, капризным, вспыльчивым, чрезмерно подвижным, суетливым. Таких детей называют нервными. Дети других двух типов (уравновешенного подвижного и уравновешенного медленного) также могут быть нервными, но у них нервность, как правило, проявляется значительно слабее.

 

  1. Память, ее виды. Механизмы кратко- и долговременной памяти.
  1. Нейрофизиологические основы психической деятельности (восприятие, внимание, мотивации, мышление, сознание).

Сознание- это идеально субъективное отражение с помощью мозга реальной деятельности. Ощущение – форма непосредственного отражения в сознании человека, предсетов, свойств. Восприятие- одна из форм психической деятельности заключается в узнавании предмета.Представление – идеальный образщ предмета, яв которого в данный омент не действует на органы чувств. Внимание – состояние активного бодрствования. Мотива́ция — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

 

  1. Механизм сна и бодрствования, сновидения.

Сон является физиологической потребностью организма. Он занимает примерно 1/3 жизни человека.

Фазы сна: медленный (75-80%), быстрый (10-25%). Потребность во сне связана с возрастом. Новорожденные спят до 20—23 ч в сутки; дети 2—4 лет — 16 ч; 4—8 лет — 12 ч; 8—12 лет — 10 ч; 12—16 лет — 9ч; взрослые люди спят 7—8 ч.

Механизм: медленный – дремота- засыпание- поверхностный сон- умеренно глубокий- глубокий сон. Быстрый: признаки быстрого движение глаз, сильное снижение тонуса, судорожные движения, повышение АД.

 

  1. Внимание. Его физиологические механизмы и роль в процессах запоминания.

Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, выражающая активность личности в данный момент и при данных условиях, включающая в себя регулирование и контроль психических процессов и являющаяся их неотъемлемой частью, характеризующей динамику нхпротеканих. Виды внимания.
1. Непроизвольное — это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя (сильного, контрастного пли значимого и вызывающего эмоциональный.отклик).
2. Произвольное внимание — деятельность; осознанно направленная на контроль своего поведения и на поддержание устойчивости избирательной активности. Ведущая роль в его механизмах принадлежит второй сигнальной системе. Физиологические механизмы внимания. Для понимания физиологических основ внимания очень важен закон индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях. В каждый момент времени в коре имеется очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наиболее благоприятными условиями для возбуждения.

 

  1. Эмоции. Их классификация и нейрофизиологические механизмы.

Эмоции – это психические реакции, отражающие субъективное отношение индивида к объективным явлениям. Эмоции возникают в составе мотиваций и играют важную роль в формировании поведения. Выделяют 3 вида эмоциональных состояний:1.Аффекты – сильные, кратковременные эмоции, возникающие на уже имеющуюся ситуацию. 2.Собственно эмоции – длительные состояния, отражающие отношение индивида к имевшейся или ожидаемой ситуации. Печаль, тревога, радость.

3.Предметные чувства – постоянные эмоции, связанные с каким – либо объектом (чувство любви к конкретному человеку, к Родине и т.д.).

При раздражении миндалевидного ядра у человека возникают страх, ярость, гнев. У человека важное значение в формировании эмоций принадлежит лобной и височной областям коры. Например, при повреждении лобных областей возникает эмоциональная тупость. Важное значение в возникновении эмоций принадлежит балансу нейромедиаторов. Например, если в мозге возрастает содержание серотонина, настроение улучшается, при его недостатке наблюдается депрессия. Такая же картина наблюдается при недостатке или избытке норадреналина. Обнаружено, что у самоубийц значительно снижено содержание этих нейромедиаторов в мозге.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: