Память – это процесс кодирования знаний об окружающей действительности, сохранения этих знаний и последующего их воспроизведения.
Существуют разные подходы к классификации видов памяти.
1. по временным характеристикам (по продолжительности сохранения информации) выделяют четыре вида памяти:
а) Кратковременная память (КП) – первый этап формирования следа (энграммы) памяти. Ее существование во времени ограничено – уже через 10 мин происходит угасание следа. Объем кратковременной памяти ограничен (7±2 элемента), характеризуется способность механически запоминать воспринимаемую информацию. Кратковременная память лабильна – более поздняя информация вытесняет более раннюю.
В составе КП выделяют отдельно:
- эхоическую память – удерживает след от звукового стимула, время существования от 10 сек до нескольких минут;
- иконическую память - удерживает след от зрительного стимула, время существования от 250 мсек до 1 сек;
б) Промежуточная память (ПП) – второй этап формирования следа (энграммы) памяти. Обеспечивает сохранение информации от 30 мин до нескольких часов. Накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
|
|
в) Долговременная память (ДП) – третий этап формирования следа (энграммы) памяти. Ее существование во времени и объем не ограничены.
г) Оперативная память (рабочая) – временно актуализированная система следов памяти, которая оперативно используется во время выполнения целенаправленных фор поведения. Особенностью является то, что информация не хранится, а только воспроизводится.
В 40-е гг. Д. Хебб ввел понятия кратковременной и долговременной памяти и предложил теорию, объясняющую их нейрофизиологическую природу.
2. по сенсорной модальности (модально-специфические виды памяти) выделяют:
а) зрительная (визуальная) память - отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов;
б) моторная (кинестетическая) память - отвечает за сохранение информации о моторных функциях;
в) звуковая (аудиальная) память - отвечает за сохранение и воспроизведение звуковых образов;
г) вкусовая память;
д) болевая память.
3. по содержанию (уровню развития, по характеру психической активности) выделяют:
|
|
а) образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и т.д. суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Следует иметь в виду особенности, характерные для представлений - их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Поэтому воспроизведение воспринятого часто расходится с оригиналом, с течением времени эти различия могут углубляться. Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Понятие образная память было предложено И. С. Бериташвили (1975).
б) моторная память (двигательная) - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков (в том числе навыков ходьбы, письма и т.д.). Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие движения. При воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том виде, как раньше.
в) эмоциональная память - это память на чувства, воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния при повторном воздействии раздражителей, обусловивших первичное переживание этого состояния.
г) словесно-логическая память (СЛП) выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей, это память на словесные сигналы, обозначающие внешние объекты, события, внутренние переживания и свои собственные действия.
4. по организации запоминания выделяют:
а) декларативная (эксплицитная) память – осознанная память, обеспечивает сохранение информации, которая может быть четко сформулирована. След может сохраняться годами. Различают:
- эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972). Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, припоминание сюжета кино, которое вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны;
- топографическая память - способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места;
- семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов.
б) процедурная память - запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владение какими-то моторными навыками. К примеру, вы можете знать как забить гвоздь, но никогда это знание не использовать на практике.
5. по наличию цели выделяют:
а) произвольная память - требуются волевые усилия человека и цель запоминания (заучивание стихов);
б) непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, осуществляющееся автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.
6. по носителю памяти (биологическая память) выделяют:
а) генетическая память – память о структурно-функциональной организации живой системы как представителя определенного вида (носителями памяти являются ДНК, РНК);
б) иммунологическая память – память на свои и чужие белки (носителями памяти являются Т- и В-лимфоциты крови);
в) неврологическая память – обеспечивает процесс адаптации организмов (носителями памяти являются нейроны).
- генотипическая (филогенетическая, врожденная) память связана с безусловными рефлексами и инстинктами;
- фенотипическая (приобретенная, индивидуальная) - обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения.
|
|
Временная организация памяти.В конце XIX в У. Джеймс разделил память на первичную и вторичную. Известная концепция организации памяти разработана Д. Хеббом. Временная организация памяти – временная последовательность осуществляемых операций и длительность хранения следов различных событий, на основе которой выделяют сенсорную (перцептивную), кратковременную и долговременную память. Сенсорная память представляет собой след возбуждения в сенсорной системе от непосредственно действующего стимула и служит первичному анализу и дальнейшей обработке сенсорной информации. Ее особенностью является значительная емкость, до 20 элементов (бит).