Религиозная форма общественного сознания — возникла в классовом обществе. Ей предшествовал длительный период существования верований, в которых первобытные люди отражали свой страх и неспособность предотвратить гибельные для них воздействия природы, т.е. долгое время был период безрелигиозного развития общества. С появлением социальных антагонизмов начинает формироваться религиозная сфера (учреждения, система догм, деятельности, отношений). Для создания религий использовались мифы, верования древних людей, искусство, философия.
Религия — фантастическое отражение действительности. Ее функции: компенсаторная (призвана компенсировать, восполнять внутреннюю слабость человека в противостоянии трудностям), идеологическая (использование средств и положений религии для укрепления государственной власти), мировоззренческая (формирование системы религиозных взглядов на мир и человека), регулятивная (управление образом жизни верующих и вовлечение в их ряды новой паствы).
|
|
Структурные параметры: религиозное обыденное сознание — фрагментарные знания о религиозной сфере, сущности религиозных догматов.
Религиозное теоретическое сознание — система ненаучных доктрин (теология), религиозная психология — совокупность чувств и эмоций людей, направленных на положительное восприятие религиозной системы. Для этого используются разные виды искусства (музыка, архитектура, живопись). Они создают ощущение красивости религиозных обрядов вплоть до экзальтации.
Религиозная идеология — система идей и теорий, целенаправленно формируемая религиозными учреждениями. Цель — защита и распространение религиозности, способствование укреплению государственности.
Рассмотренные формы, стороны, уровни общественного сознания показывают его многообразие, что подтверждается и обилием его функций: как специфических — у форм, так и общих, присущих всем его компонентам. К числу последних относятся:
– гносеологическая — накопление, критическая оценка, систематизация и способ передачи знаний;
– мировоззренческая — формирование мировоззренческой культуры, способствование системе воспитания, приобретению человеком общественно необходимых качеств;
– идеологическая — утверждение идеологических установок и идеологическая ориентация общества.
– регулятивная — управление общественными процессами, организация преемственности духовной жизни.
Общественное сознание не существует вне его индивидуальных носителей. Человек усваивает нормы общественного сознания через призму условий жизни, деятельности, своего поведения, общения, отношений.