double arrow

Своеобразие новоевропейского эмпиризма и методология научного познания Ф. Бэкона и Т. Гоббса.

Английский эмпиризм. Эмпиризм как течение гносеологии зарождается в Италии и Нидерландах еще в ХVI в, но окончательно формируется в Англии уже в XVII в. Причиной тому — сама Англия, которая стала к этому времени центром передовой экономики

и культуры. Она была классическим образцом первоначального накопления капитала и всячески способствовала развитию наук и перестройке общества на капиталистический лад. Один из первых философов этой эпохи — Фрэнсис Бэкон (1561–1626) — соединяет в одном лице полупоэтические ренессансные представления с характерными для Нового времени настойчивыми поисками научного метода, проводимыми с систематической основательностью на базе механического мышления. Он заявляет, что «человек — слуга и истолкователь Природы», но успешному ее познанию мешают негодные методы изучения, господство над сознанием «идолов»:1) рода,родовые особенности(плохое зрение) 2)пещеры(душа,потемки), 3)рынка(следствие общественной природы человека,— общения и использования в общении языка) 4)театра(это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности), то есть предрассудки нашего ума, нашего индивидуального положения, заблуждения, связанные с использованием слов с готовыми значениями и безусловным подчинением авторитету. Бесстрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый и внимательный к опыту — вот его требование к философии. Существуют три возможных пути познания: паука, муравья и пчелы, «Путь паука» представляет собой попытку выведения истины из чистого сознания. Кто идет по этому пути, тот пренебрегает фактами. «Путь муравья» - это узкий эмпиризм. Идущие этим путем, подобно муравьям, собирают разрозненные факты, не умея их обобщить, классифицировать, поэтому они не в состоянии создать настоящую теорию, способную объяснять действительность. «Путь пчелы» является единственно истинным, поскольку именно он обеспечивает получение достоверного знания. Он соединяет достоинства двух первых способов познания и освобождается от свойственных им недостатков. Здесь в полной мере используется и чувственное познание, и логическое мышление, поэтому переход от ощущений к общим положениям, от эмпирических данных к теоретическим обобщениям совершается в процессе исследования постоянно и непрерывно. Сила разума, истина проявляются в способности организации наблюдения и эксперимента. Сутью эмпиризма является индуктивный метод — метод получения общих положений, общего знания о мире. Индуктивный метод носит вероятностный хар-р,т.к. Наше восприятие субъективно и индукция не является полной.

Английский эмпиризм, выступив против умозрительной схоластики, спустил человека на землю, но он приковал его затем к абсолютизированному опыту. Систематизатор бэконовского материализма Томас Гоббс (1588–1679) заявляет, что все понятия порождены первоначально не в человеческом уме, а в органах ощущения. Но схема восприятия мира недостаточна для научного знания, если исходить только из знания фактов. Приближаясь к рационализму, Т. Гоббс принимает за основу теоретического знания математику, истины которой он связывает с языком, словами-знаками, участвующими в обмене мыслями по поводу непосредственного чувственного опыта. Он прибегает к анализу, чтобы выявить в эмпирическом опыте общее. Сфера применения дедуктивно-синтетического метода — область математики, политики и этики. Известен и его трактат о государстве (1651) — «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», в котором лаконично и остро сформулированы его взгляды на человека и государство.Гоббс использовал теорию общественного договора для того, чтобы доказать, что логическим результатом государства, основанного на общественном согласии, должна быть абсолютная власть суверена. Разрабатывает концепцию номинализма-имена не имеют отношения к сущности вещей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: