В. Виндельбанд и Г. Риккерд к. ХIХ – I п. ХХ в. они ориентировались на Канта («критика способностей суждения»). Оба они трактовали философию как критическое учение о ценностях. «Науки о природе и науки о культуре» 1899 г. Риккерд. 2 момента:
1. учение о ценностях.
Объективно существует 2 сферы, 2 царства:
- действительность (к нему принадлежит все то, что имеет вещно – предметный характер)
- мир ценностей (не менее обязателен, чем мир природы).
Существует и промежуточная сфера, которую Риккерд называет «ценные части действительности» (блага).
О ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но о них можно сказать, что они значат или не имеют значимости.
Культура – совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями или, иными словами, такие блага, которые воплощают в себе общезначимые ценности.
2. учение о методах.
Риккерд отвергает классификацию наук по предметному принципу: природа как особый и отдельный предмет науки не существует, точно также не существует и истории.
|
|
Понятие природа может быть определено по-кантовски: это понятие не означает физического (телесного) мира. Под природой понимается бытие вещей, поскольку это бытие определяется общими законами.
Понятие история – понятие единичного существования во всей его особенности и индивидуальности, которое и образует противоположность понятию общего закона.
Риккерд по методу выделяет 2 группы наук:
1. о природе, которая пользуется методом обобщающим (генерализирующим). Виндельбанд называл его законополагающим методом.
2. о культуре, которая использует метод индивидуализации (Виндельбанд – идиографический – фиксирующий индивидуальное и особенное).
История как наука обращается не ко всякому индивидуальному факту или событию. «Из необразимой массы индивидуальных объектов историк останавливает свое внимание на тех, которые в своей индивидуальной особенности или сами воплощают в себе культурные ценности или стоят к ним в некотором отношении».
Риккерд говорил о возможности объективного исторического исследования благодаря разграничению субъективной оценки (хвала или порицание) и процедуры отнесения к ценностям.
76. Виды творчества. По характеру результата:– художественное (конечный продукт – произведение искусства). Художественное творчество связано с эстетическим освоением и образно-символическим отражением действительности.- научное (открытие объективных закономерностей их использования в практической деятельности человека).
Этапы:
1. выдвижение и обоснование принципиально новых фундаментальных идей
|
|
2. детализация фундаментальной идеи с целью определения принципиальной возможностей практической реализации
3. деятельность по объективизации научных идей в тех или иных вещно-предметных формах.
- техническое (изобретение): создание нового в сфере вещных элементов производства и быта. - самосозидание личности (самотворчество). - социальное творчество. Единой концепции социального творчества не существует. Малинова: «и художественное, и научное, и техническое творчество может стать формами осуществления социального творчества. Создание парового двигателя – результат технического творчества; а создание паровоза _ социальное творчество. Эти проявления творческой деятельности имеют своим непосредственным результатом переустройства образа жизни людей». Социальное творчество – создание новых форм человеческой жизнедеятельности, и тем самым обогащение содержания исторического процесса в целом. Итоговый результат – возрастание содержательности человеческой жизнедеятельности. Самосозидание личности может быть рассмотрено в двух аспектах:
1. духовное самотворчество. Губин: «человек способен творчески самореализоваться в любой профессиональной деятельности только при том условии, если он научится жить самобытно, т.е. в режиме подлинно человеческого бытия (стремление к самобытности, красоте, истине, состраданию)».
Самотворчество не является разовым актом, а является постоянным, непрерывным усилием, которое продолжается в течении всей жизни человека. Чтобы стать субъектом творчества, человеку необходимо преодолеть расще6пленность, частичность своего бытия. Становясь творцом личность стягивает свои силы в 1 точку – в свой духовный центр. Тем самым личность восстанавливает свою изначальную внутреннюю цельность.
2. социалное самотворчество
Грибакин: «социальное самотворчество складывается из многообразных действий (и результатов этих действий) общественных групп и индивидов по преобразованию наличных общественных отношений (прежде всего экономических и политических) и на этой основе – своего жизненного положения в целом, т.е. всех своих статусных позиций».
Социальное самотворчество осуществляется постоянно. - открытое и тайное самотворчество - официальное и неофициальное
Механизмы социального творчества – преобразование социальной структуры общества способом распределения, обмена, потребления различных благ и услуг.
52. Формы, виды, уровни познавательной деятельности. Соотношение чувственного и рационального в познании. Формы: 1. познание, направленное на получение знания неотделимого от индивидуального субъекта. 2. познание, направленное на получение объективированного знания в созданных человеком вещах или научных текстах.
Виды:
1. обыденное – функционирует в процессе повседневной деятельности человека и формируется на основе ограниченного личного опыта.
2. специализированные:
2.1 научное познание
вычленяет в изучаемых явлениях общее и необходимое. Знание сконцентрировано в рациональных формах, т.е. в научных понятиях имеет систематизированный характер, прогностическую функцию, но не всегда имеет выход в наличную практику. В процессе научного познания выделяется 2 ступени: эмпирическое познание и теоретическое. Они отличаются - по полноте и глубине отражения объекта - по способу достижения основного содержания знания - по форме выражения полученных знаний
2.2 философское: предмет познания – всеобщее; носит мировоззренческий характер
2.3 художественное: основано на образном мышлении; выражает необходимое или общее через типическое;
Ограничено сферой своего предмета, а именно человеком и человеческими отношениями; оценочно. Уровни: Выделяются в связи с тем обстоятельством, что познание – отражение объективной реальности => 2 основных уровня: - чувственное – начальный этап познания, т.к благодаря деятельности органов чувств, осуществляется контакт человека с внешним миром. - рациональное –
|
|
· ощущения – характеризуется активностью, объективностью, идеальностью. Ощущение объективно в том смысле, что оно дает человеку адекватную, неискаженную информацию об объективной реальности. Сознание человека предполагает способность к синтезированию отдельных ощущений в восприятие.
· Восприятие – благодаря связи с многочисленными актами практической деятельности, восприятие является активным и творческим процессом.
· Представление
· Эмоции
· Чувства
Переход от чувственного уровня к рациональному совершается посредством 3 операций:
1. абстрагирование – выделяется и акцентируется какое – либо одно свойство объекта из целого комплекса свойств.
2. обобщение – распространяется на некоторое множество других вещей
3. идеализация – логическая операция обозначения предела некоторого свойства. Некоторое свойство рассматривается как абсолютное несмотря на то, что в реальности оно не абсолютно.
Формы рационального познания – формы абстрактного мышления.
Особенности рационального познания:
1. опосредованно, т.к. связано с реальностью только через чувственные формы
2. в нем отражаются связи и зависимости общих свойств объективного мира
3. существует в форме знаковых систем (в языковой форме).
4. абстрактное мышление относительно самостоятельно по отношению к исходному чувственному материалу. Единство чувственного и рационального.
Проявляется в:
· чувственное восприятие человеком конкретных фактов зависит от содержания соответствующих понятий и от того, насколько полно содержание понятий практически освоено человеком.
· Чувственное восприятие зависит и от языка. Именно через язык осуществляется «подключение» отдельных фактов чувственного опыта конкретного человека к уже накопленным знаниям о существенных связях и отношениях реального мира.
|
|
В теоритическом познании единство чувственного и рационального выражается в движении от чувственно – конкретного через абстрактное к конкретному в мышлении.
73. Общество и его структура. Понятие «общество» можно трактовать в широком и узком смысле:
1. широкий смысл – качественная специфика социальных процессов при их сопоставлении с природными процессами. Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, развивающаяся на основе объективных социальных законов; исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей.
2. узкий смысл – определенный исторический тип общности людей (например, буржуазное общество).
- социальный организм, т. е. отдельное индивидуально – определенное общество (современное российское общество).
Общество – специфическая системная организация.
Основные сферы жизнедеятельности общества (подсистемы общества, не элементы!):
материально-производственная, социальная, политико-управленческая, духовная
Маркс: общество не состоит из индивидов, а выражает суму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.
Элементы общества как системы:
1. общественные отношения (многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, духовной, политической жизни). Различные эпохи человеческой истории отличаются друг от друга типом общественных отношений.
По типу связей с деятельностью общественные отношения принято делить на две группы: 1)первичные (базисные, в марксизме - материальные): производственные. Эти отношения воспроизводятся как незапланированный производный результат деятельности, с необходимостью возникающий помимо воли и сознания людей данного общества.
2)Вторичные (надстроечные, идеологические):Политические, Нравственные, Правовые
Эти отношения складываются на базе материальных отношений, проходя предварительно через сознание людей. Для них характерно, что социальные группы и социальные институты (в лице конкретных людей) ставят своей специальной целью формирование таких общественных отношений, в которых они заинтересованы (например, отношение между государствами).
2. социальные институты (исторические формы организации и регулирования общественной жизни; совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального действия):
· экономические (разделение труда)
· политические (государство, армия, суд, политические гарантии)
· институты родства, брака и семьи
· воспитательные институты (детский сад)
· институты в сфере духовной культуры (творческие союзы как принцип сосуществования творческих субъектов в рамках какого-либо коллектива)