Науки о природе и культуре: концепции Баденской школы неокантианства

 

В. Виндельбанд и Г. Риккерд к. ХIХ – I п. ХХ в. они ориентировались на Канта («критика способностей суждения»). Оба они трактовали философию как критическое учение о ценностях. «Науки о природе и науки о культуре» 1899 г. Риккерд. 2 момента:

1. учение о ценностях.

Объективно существует 2 сферы, 2 царства:

- действительность (к нему принадлежит все то, что имеет вещно – предметный характер)

- мир ценностей (не менее обязателен, чем мир природы).

Существует и промежуточная сфера, которую Риккерд называет «ценные части действительности» (блага).

О ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но о них можно сказать, что они значат или не имеют значимости.

Культура – совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями или, иными словами, такие блага, которые воплощают в себе общезначимые ценности.

2. учение о методах.

Риккерд отвергает классификацию наук по предметному принципу: природа как особый и отдельный предмет науки не существует, точно также не существует и истории.

Понятие природа может быть определено по-кантовски: это понятие не означает физического (телесного) мира. Под природой понимается бытие вещей, поскольку это бытие определяется общими законами.

Понятие история – понятие единичного существования во всей его особенности и индивидуальности, которое и образует противоположность понятию общего закона.

Риккерд по методу выделяет 2 группы наук:

1. о природе, которая пользуется методом обобщающим (генерализирующим). Виндельбанд называл его законополагающим методом.

2. о культуре, которая использует метод индивидуализации (Виндельбанд – идиографический – фиксирующий индивидуальное и особенное).

История как наука обращается не ко всякому индивидуальному факту или событию. «Из необразимой массы индивидуальных объектов историк останавливает свое внимание на тех, которые в своей индивидуальной особенности или сами воплощают в себе культурные ценности или стоят к ним в некотором отношении».

Риккерд говорил о возможности объективного исторического исследования благодаря разграничению субъективной оценки (хвала или порицание) и процедуры отнесения к ценностям.

 

 

76. Виды творчества. По характеру результата:– художественное (конечный продукт – произведение искусства). Художественное творчество связано с эстетическим освоением и образно-символическим отражением действительности.- научное (открытие объективных закономерностей их использования в практической деятельности человека).

Этапы:

1. выдвижение и обоснование принципиально новых фундаментальных идей

2. детализация фундаментальной идеи с целью определения принципиальной возможностей практической реализации

3. деятельность по объективизации научных идей в тех или иных вещно-предметных формах.

- техническое (изобретение): создание нового в сфере вещных элементов производства и быта. - самосозидание личности (самотворчество). - социальное творчество. Единой концепции социального творчества не существует. Малинова: «и художественное, и научное, и техническое творчество может стать формами осуществления социального творчества. Создание парового двигателя – результат технического творчества; а создание паровоза _ социальное творчество. Эти проявления творческой деятельности имеют своим непосредственным результатом переустройства образа жизни людей». Социальное творчество – создание новых форм человеческой жизнедеятельности, и тем самым обогащение содержания исторического процесса в целом. Итоговый результат – возрастание содержательности человеческой жизнедеятельности. Самосозидание личности может быть рассмотрено в двух аспектах:

 

1. духовное самотворчество. Губин: «человек способен творчески самореализоваться в любой профессиональной деятельности только при том условии, если он научится жить самобытно, т.е. в режиме подлинно человеческого бытия (стремление к самобытности, красоте, истине, состраданию)».

Самотворчество не является разовым актом, а является постоянным, непрерывным усилием, которое продолжается в течении всей жизни человека. Чтобы стать субъектом творчества, человеку необходимо преодолеть расще6пленность, частичность своего бытия. Становясь творцом личность стягивает свои силы в 1 точку – в свой духовный центр. Тем самым личность восстанавливает свою изначальную внутреннюю цельность.

 

2. социалное самотворчество

Грибакин: «социальное самотворчество складывается из многообразных действий (и результатов этих действий) общественных групп и индивидов по преобразованию наличных общественных отношений (прежде всего экономических и политических) и на этой основе – своего жизненного положения в целом, т.е. всех своих статусных позиций».

Социальное самотворчество осуществляется постоянно. - открытое и тайное самотворчество - официальное и неофициальное

Механизмы социального творчества – преобразование социальной структуры общества способом распределения, обмена, потребления различных благ и услуг.

 

 

52. Формы, виды, уровни познавательной деятельности. Соотношение чувственного и рационального в познании. Формы: 1. познание, направленное на получение знания неотделимого от индивидуального субъекта. 2. познание, направленное на получение объективированного знания в созданных человеком вещах или научных текстах.

Виды:

1. обыденное – функционирует в процессе повседневной деятельности человека и формируется на основе ограниченного личного опыта.

2. специализированные:

2.1 научное познание

вычленяет в изучаемых явлениях общее и необходимое. Знание сконцентрировано в рациональных формах, т.е. в научных понятиях имеет систематизированный характер, прогностическую функцию, но не всегда имеет выход в наличную практику. В процессе научного познания выделяется 2 ступени: эмпирическое познание и теоретическое. Они отличаются - по полноте и глубине отражения объекта - по способу достижения основного содержания знания - по форме выражения полученных знаний

2.2 философское: предмет познания – всеобщее; носит мировоззренческий характер

2.3 художественное: основано на образном мышлении; выражает необходимое или общее через типическое;

Ограничено сферой своего предмета, а именно человеком и человеческими отношениями; оценочно. Уровни: Выделяются в связи с тем обстоятельством, что познание – отражение объективной реальности => 2 основных уровня: - чувственное – начальный этап познания, т.к благодаря деятельности органов чувств, осуществляется контакт человека с внешним миром. - рациональное –

· ощущения – характеризуется активностью, объективностью, идеальностью. Ощущение объективно в том смысле, что оно дает человеку адекватную, неискаженную информацию об объективной реальности. Сознание человека предполагает способность к синтезированию отдельных ощущений в восприятие.

· Восприятие – благодаря связи с многочисленными актами практической деятельности, восприятие является активным и творческим процессом.

· Представление

· Эмоции

· Чувства

Переход от чувственного уровня к рациональному совершается посредством 3 операций:

1. абстрагирование – выделяется и акцентируется какое – либо одно свойство объекта из целого комплекса свойств.

2. обобщение – распространяется на некоторое множество других вещей

3. идеализация – логическая операция обозначения предела некоторого свойства. Некоторое свойство рассматривается как абсолютное несмотря на то, что в реальности оно не абсолютно.

Формы рационального познания – формы абстрактного мышления.

Особенности рационального познания:

1. опосредованно, т.к. связано с реальностью только через чувственные формы

2. в нем отражаются связи и зависимости общих свойств объективного мира

3. существует в форме знаковых систем (в языковой форме).

4. абстрактное мышление относительно самостоятельно по отношению к исходному чувственному материалу. Единство чувственного и рационального.

Проявляется в:

· чувственное восприятие человеком конкретных фактов зависит от содержания соответствующих понятий и от того, насколько полно содержание понятий практически освоено человеком.

· Чувственное восприятие зависит и от языка. Именно через язык осуществляется «подключение» отдельных фактов чувственного опыта конкретного человека к уже накопленным знаниям о существенных связях и отношениях реального мира.

В теоритическом познании единство чувственного и рационального выражается в движении от чувственно – конкретного через абстрактное к конкретному в мышлении.

 

73. Общество и его структура. Понятие «общество» можно трактовать в широком и узком смысле:

1. широкий смысл – качественная специфика социальных процессов при их сопоставлении с природными процессами. Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, развивающаяся на основе объективных социальных законов; исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей.

2. узкий смысл – определенный исторический тип общности людей (например, буржуазное общество).

- социальный организм, т. е. отдельное индивидуально – определенное общество (современное российское общество).

Общество – специфическая системная организация.

Основные сферы жизнедеятельности общества (подсистемы общества, не элементы!):

материально-производственная, социальная, политико-управленческая, духовная

Маркс: общество не состоит из индивидов, а выражает суму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.

Элементы общества как системы:

1. общественные отношения (многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, духовной, политической жизни). Различные эпохи человеческой истории отличаются друг от друга типом общественных отношений.

По типу связей с деятельностью общественные отношения принято делить на две группы: 1)первичные (базисные, в марксизме - материальные): производственные. Эти отношения воспроизводятся как незапланированный производный результат деятельности, с необходимостью возникающий помимо воли и сознания людей данного общества.

2)Вторичные (надстроечные, идеологические):Политические, Нравственные, Правовые

Эти отношения складываются на базе материальных отношений, проходя предварительно через сознание людей. Для них характерно, что социальные группы и социальные институты (в лице конкретных людей) ставят своей специальной целью формирование таких общественных отношений, в которых они заинтересованы (например, отношение между государствами).

2. социальные институты (исторические формы организации и регулирования общественной жизни; совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального действия):

· экономические (разделение труда)

· политические (государство, армия, суд, политические гарантии)

· институты родства, брака и семьи

· воспитательные институты (детский сад)

· институты в сфере духовной культуры (творческие союзы как принцип сосуществования творческих субъектов в рамках какого-либо коллектива)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: