Профессионального образования

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

 

Рассматриваются особенности этапов становления и развития отечественного профессионального образования, его теории и практики. Сравниваются системы подготовки преподавателей для учебных заведений профессионального обучения.

 

1. Становление отечественного профессионального образования. На Руси «учение рукомеслу» восходит к «седой древности». Зародившись в старину, ремесленное ученичество оставалось основной формой профессиональной подготовки молодежи вплоть до XVIII в.

Сподвижники Петра I В.Н.Татаринцев (1686-1750) и В.И.Геннин (1676-1750) создали систему государственных горнозаводских школ и разработали первые «регламенты» - документы по организации и методике обучения искус­ствам и ремеслам и воспитанию будущих рабочих. Видный деятель екатери­нинской эпохи И.И. Бецкой (1704-1795) предложил систему сословных учреждений. В написанном им совместно с профессором Московского университета А.А.Барсовым (1730-1791) «Генеральном плане Московского воспитательного дома» изложена программа подготовки для государства искусных мастеровых, обладающих высокой нравственностью и практической выучкой.

Представитель либерально-буржуазной педагогики Н.И.Пирогов (1810-1881) обосновал идею общественного воспитания, на котором должно базироваться профессиональное образование, лишенное узкого «специализма».

Великий русский педагог К.Д.Ушинский (1824-1870) в статьях «Ученики ремесленные в Петербурге», «Воскресные школы», «Необходимость ремеслен­ных школ в столицах» дал оценку существовавшей системы ремесленного ученичества и обосновал следующие функции ремесленного образования ново­го типа:

- экономические (приведение ремесла в соответствие с требованиями нау­ки и техники);

- социальные (подготовка отечественных специалистов);

- нравственные (ликвидация ученичества как формы эксплуатации
труда детей);

- педагогические ( обоснование системы профессиональных школ, установление связи обучения с трудом, создание методики профессионального обучения, отвечающей требованиям психологии и педагогики) [6].

Общественно-педагогическое движение в России в 60-80-х гг. XIX в. было направлено на демократизацию и расширение образования народных масс и включало революционно-демократическое (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов), буржуазно-демократическое (К.Д.Ушинский), либерально-буржуазное (Л.Н.Толстой, Н.И.Пирогов) и реакционное (Министерство народного просвещения) направления. Царское правительство вынуждено было осуществлять ряд мер по реформированию начального, среднего и высшего образования.

В 60-е гг. XIX в. в России началось становление теории и методики про­фессионального образования как самостоятельной отрасли научного знания. Это было обусловлено развитием производства и капиталистических отношений, ре­формами школьного образования, расширением сети профессиональных учебных заведений, началом общественно-педагогического движения. Во многом этому способствовала деятельность научных и технических обществ: Русского технического общества, Вольного экономического общества, Московского общества распространения технических знаний.

Общества создавали профессиональные учебные заведения, разрабатыва­ли проекты реформирования системы общего и профессионального образова­ния в России, изучали зарубежный опыт подготовки рабочих и других специалистов, проводили съезды деятелей профессионально-технического образования, издавали научную, учебную и методическую литературу. Большую роль в становлении теории и методики профессионального об­разования сыграл журнал «Техническое образование» (1892-1917).

В 1862 г. была создана Постоянная комиссия по техническому образованию Русского технического общества, руководителями которой были видные деятели профессионального образования России Е.Н.Андреев (1868-1889) и А.Г.Неболсин (1889-1917).

Определенной вехой в становлении профессиональной педагогики стал разработанный ученым-механиком и Министром финансов И.А. Вышегорским (1831-1895) проект «Общего нормального плана промышленного образования в России» (1884), заложивший основы государственной системы профессиональ­ного образования.

Русские ученые и инженеры-педагоги (Д.И.Менделеев, В.К.Делл-Вос, В.И.Гриневецкий, И.А.Стебут, А.И.Гурнов, Д.К.Советкин, С.А. Владимирский, М.В.Лысковский и др.) сформировали следующие требования к профессиональному образованию:

- соответствие потребностям развивающейся экономики;

- конкурентоспособность подготавливаемых кадров;

- развитие профессионального образования на базе общего образования;

- разнотипный и разноуровневый характер профшколы в зависимости от исходного общего образования;

- сочетание общего и специального компонентов в содержании профессионального образования;

- практическая направленность обучения и четкая социализация;

- постепенная замена ученичества ремесленными школами;

- соединение обучения с производственным трудом [6].

2. Развитие теории и практики отечественного профессионального образования в конце XIX – первой половине XX в. В 60-х гг. XIX в. начала развиваться дидактика профессионального обучения. Ведущую роль в этом процессе сыграло Московское техническое училище, возникшее на базе Воспитательного дома и имевшее давние тра­диции в деле обучения ремесленников. В учебных мастерских этого училища под руководством учебного мастера Д.К. Советкина (1838-1912) была разработана первая в мировой практике дидактически обоснованная система производ­ственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремеслу.

В условиях массового вовлечения детей и подростков в производство актуализировались социальные вопросы защиты и охраны детского труда и реорганизации ученичества. Особенно остро они ставились в промышленных документах политических партий.

В канун революционных событий стала очевидна необходи­мость реформирования образования, приведения его в соответствие с социаль­но-экономическими требованиями жизни. Были предприняты попытки демо­кратизации образования, которые не получили поддержки со стороны царского правительства.

Схема системы образования в дореволюционной России представлена на рис.1. Очевидно, что образование носило классовый и сословный характер, не было преемственности между начальной и средней школами, женское образование было ограниченным.

В 20-30-е гг. XX в. шел процесс интенсивного становления отечест­венной профессиональной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания. Особенность этого периода состояла в том, что на первый план высту­пали идеологические, социально-политические факторы развития профессио­нального образования. Резкая, далеко не всегда оправданная критика дорево­люционной системы подготовки кадров сочеталась с поиском новых путей образования рабочего класса как оплота революции.

 

 

 
Рис. 1. Система народного образования в дореволюционной России


Наиболее сложной была проблема обоснования социально-экономических и теоретико-методических путей развития советских систем народного образования. Особенно острой была дискуссия о том, какой быть советской школе: монотехнической или политехнической. «Монотехнисты» считали, что обучение должно вестись вокруг конкретной профессии, что в ус­ловиях индустриализации основой системы образования в РСФСР должны стать профессионально-технические школы, направленные на подготовку узко­го ремесленника.

«Политехнисты» (А.В.Луначарский, Н.К.Крупская и др.) отстаивали идею политехнического образования, знакомящего обучающихся с научными основами современного производства и вооружающего их общими трудовыми умениями и навыками.

В программе РКП(б) (1919 г.) было записано требование бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет. Предусматривалось широкое развитие профессионального обра­зования для лиц от 17-летнего возраста в связи с общими и политехническими знаниями.

Взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования представлена на рис.2.

Видным теоретиком профессиональной педагогики и организатором профшколы была Н.К.Крупская, которая сформулировала следующие положе­ния теории профессионального образования:

- профессиональное обучение как составная часть общей системы образования;

- единство экономических, социальных и образовательно-воспитательных функций профессионального образования, его ориентация на потребности «завтрашнего дня»;

Рис. 2 Взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования


- связь профессионального обучения с производительным трудом;

- соединение специальной и общетехнической подготовки кадров и политехническая направленность профессионального образования;

- единство и преемственность общего и профессионального образования и др[3].

 

Значительный вклад в развитие теории и практики профессионального образования внес экономист и пролетарский поэт А.К. Гастев (1882-1941), ко­торый очертил контуры «индустриальной педагогики» нового типа. Будучи ди­ректором Центрального института труда (ЦИТ), он со своими сотрудниками на основе экспериментов создал теорию «Трудовых установок» и разработал кон­цепцию краткосрочной подготовки рабочих на установочных курсах и в цехах ЦИТа, которую широко внедрил в производство, противопоставив ее долго­срочным формам подготовки рабочих в школе фабрично-заводского учениче­ства (ОЗУ).

В становлении профессиональной педагогики важнейшую роль сыграли научно-исследовательские учреждения: Центральный институт труда, НИИ подготовки промышленных кадров, отдел профессиональной педагогики НИИ научной педагогики МГУ-2, а также кабинеты, лаборатории и отделы многих вузов. В этот период издавались журналы, на страницах которых освещались проблемы профессионального образования: «Жизнь рабочей школы», «Рабочее образование», «За промышленные кадры» и др.

Педагоги 1920-х гг. считали, что специфика профессиональной педагоги­ки состоит в том, что она опирается не только на общую педагогику, но и на принципы техники и технологии.

К концу 1920-х в РСФСР сложилась следующая система профессиональ­ного образования:

- профшколы, школы ФЗУ, учебно-производственные мастерские на базе школы I ступени (начальной школы);

- индустриальные, сельскохозяйственные, педагогические и другие техникумы на базе семилетней школы;

- вузы на базе девяти- и десятилетней школ.

С середины 1930-х гг. началось свертывание теоретических исследований в области профессиональной педагогики, так как формирующаяся индустрия страны требовала резкого притока рабочей силы и побуждала сделать акцент на краткосрочных формах подготовки рабочих непосредственно на производстве.

Были прекращены исследования в сфере психологии труда и психотехники, закрыты научные центры подготовки кадров и журналы по профессиональному образованию.

Однако под давлением социально-экономических потребностей в 1940 г. была создана система государственных трудовых ресурсов путем мобилизации молодежи, подготовки и централизованного распределения кадров. Профессиональной педагогике отводилась узкометодическая роль улучшения произ­водственного обучения в ремесленных училищах и школах ФЗО. Была разработана операционно-комплексная система производственного обучения. Начал издаваться журнал «Производственное обучение» [3].

Новый этап в развитии профессионального образования начинается с кон­ца 1950-х гг. с принятием закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», благодаря которому профтехучилища вновь стали составной частью общей системы образования. В общеобразовательных школах вводится начальная профессиональная подготовка по массовым профессиям. В середине 1960-х гг эта подготовка была отменена. Встаёт задача по переходу ко всеобщему среднему об­разованию, в связи с чем создаются средние ПТУ, система профтехобразования становится одним из основных каналов осуществления этой задачи. Необходимо было возрождение и развитие теории профессионально-технического образования. Возникли крупные научные центры: ВНИИ профтехобразования в Ленинграде, Центральный учебно-методический кабинет в Москве, НИИ профтехпедагогики в Казани, НИИ развития профтехобразования в Москве и др. Для подготовки педагогических кадров для системы профтехобразова­ния в Свердловске был открыт инженерно-педагогический институт, в област­ных городах были созданы индустриально-педагогические техникумы.

В становлении и развитии профтехобразования значительную роль сыг­рали такие ученые, как П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, А.Н. Веселов, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др. Однако профессиональная педагогика, подчиняясь идеологическим канонам, часто отдавала дань абстрактному теоретизированию по оторванным от жизни проблемам.

В 1984 г. была начата реформа общеобразовательной и профессио­нальной школ, согласно которой ставилась задача перехода ко всеобщему профессиональному образованию на основе слияния старших классов общеоб­разовательной школы с ПТУ и средними профессиональными заведениями. Но эта задача была нереальной, и она не была решена [4].

Жизнь показала необходимость структурных изменений, создания и на­учного обоснования деятельности инновационных типов заведений профессионального обучения: высших профессиональных училищ, колледжей, лицеев, образова­тельных комплексов и др., интенсивно развивающихся в РФ после принятия закона «Об образовании» (1992).

В конце 1990-х гг. под редакцией академика С.Я. Батышева были изданы учебник «Профессиональная педагогика», а также «Энциклопедия профессио­нального образования» в 3-х томах [5].

3. Становление системы подготовки преподавателей для учебных заведений профессионального образования. Формирование системы специального педагогического образования началось в 1920 г. с момента организации Главного коми­тета по профессиональному образованию. Система профессионально-педагогического образования (ППО) России, осуществляющая сегодня подготовку кадров для реализации профессиональных образовательных программ, прошла длинный и сложный путь становления и развития. В настоящее временя она является самостоятельной отраслью в российской системе образования, которая обеспечивает подготовку педагогических кадров по специальности «Профессиональное обучение», включающей более 50 специальностей, для разнопрофильных и разноуровневых образовательных учреждений [5].

Понятие профессионально-педагогического образования сформировалось на основе понятия инженерно(индустриально)-педагогического образования. Это связано с расширением спектра специализаций подготовки специалистов по профессиональному обучению и согласуется с реальным процессом трансформации традиционного профессионально-технического образования в современное профессиональное.

С концептуальной точки зрения профессионально-педагогическое образование - это формирование личности, спо­собной к эффективной реализации себя в сфере профессио­нального образования, осуществлению всех компонентов интеграционного образовательного процесса, выполнению спектра профессионально-образовательных функций. Это образование осуществляется в тех учебных заведениях, которые в состоянии содержательно, методически и материально-технически обеспечить уровень, определяемый соответствующими государственными стандартами.

Система ППО ежегодно подготавливает около 15 тысяч выпу­скников техникумов, колледжей, вузов. Такое их количество в состоянии покрыть около 60 % вакансий, которые каждый год образуются в учреждениях профессионального образования из-за текучести кадров. Вместе с тем выпускники системы ППО, работающие в образовательных учреждениях, по статистике в наименьшей степени подвержены текучести кадров.

Помимо системы ППО, существуют эклектические схемы под­готовки преподавателей для разноуровневых профессиональных учебных заведений. Они сохраняют черты простой аддитивности: либо высшее отраслевое (инженерное, техническое и др.) образование с добавленной психолого-педагогической подготовкой, либо педагогическое образование, дополненное отраслевой подготовкой. Любая из этих комбинаций не позволяет оптимально сформировать органичное сочетание качеств педагога профессионального обуче­ния, интеграцию психолого-педагогической и отраслевой технологической подготовки [1].

Существуют особенности подготовки специалистов на кафедре «Инженерной педагогики и психологии» нашего университета в отличие от других видов высшего профессионального образования - педагогического и инженерно-технического.

1.Ориентация подготовки специалистов:

- в педагогическом вузе (П) - на общеобразовательные предметы;

- инженерно-техническом (ИТ) - на продукты и процессы производства товаров;

- инженерно (профессионально) - педагогическом (ИП) - на группу профессий, профессионально-квалификационные требования к специалистам.

2. Содержание технологической подготовки для будущей деятельности специалиста:

- П - частные методики, рецептурное обучение;

- ИТ - общеотраслевые и конкретные технологии;

- ИП - проектирование и реализация индивидуальных (личностно-ориентированных) образовательных технологий подготовки специалистов.

3. Реализация профессиональной направленности образовательного процесса:

- П - предметно-педагогическая направленность частных методик и педагогических практик;

- ИТ - профессиональная ориентация всех учебных дисциплин на процессы и оборудование промышленного производства;

- ИП – профессионально-педагогическая направленность всех дисциплин вследствие глубокой интеграции психолого-педагогического и инженерно-технического компонентов образования.

4. Профессиональная деятельность выпускников:

- П - репродуктивная педагогическая деятельность с минимальным варьированием содержания дисциплины и мето­дики обучения;

- ИТ - конструирование, эксплуатация оборудования, проектирование предприятий и технологий, осуществление технологий;

- ИП - педагогико-проектировочная деятельность на основе учёта специфики и перспектив развития предприятий региона, реализация собственных образовательных технологий, сочетание производственного образования с произво­дительным трудом [5].

Кадровое обеспечение системы профессионально-педагогического образования. Преподавательский корпус высшего профессионально-педагогического образовательного учреждения должен отвечать ряду профессионально-квалификационных требований:

- понимать и разделять концептуальные положения ППО;

- отчётливо представлять цели и задачи ППО и способы их достижения;

- уметь формировать содержание образования на всех уровнях: на уровне квалификационной характеристики, учебного плана, учебной программы дисциплины, отдельного занятия;

- в совершенстве владеть современными образовательными технологиями, уметь разрабатывать собственные методические системы и вырабатывать индивидуальный стиль профессионального поведения;

- иметь развитые навыки организации учебного процесса, знать возможности и уметь применять разнообразные организационные формы;

- владеть теорией и практикой проведения воспитательной работы в среде современной педагогически ориентированной молодёжи;

- обладать умениями педагогической и психологической диагностики, анализа полученных результатов и корректировки текущих образовательных, воспитательных и развивающих целей;

- иметь сведения о последних достижениях в сфере научных дисциплин, педагогической науки и практики, а также опыт проведения научных исследований в этих областях [5].

Анализ исторического опыта. Становление и развитие отечественного профессионального образования необходимо не только для установления генезиса профессионально-педагогического образования и определения ведущих тенденций, закономерностей его развития, но и для выявления актуальных, с точки зрения дальнейшего совершенствования образования, проблем, предупреждения повтора ошибок, управления системой подготовки преподавателей.

Существующая сегодня система высшего профессионального образования не является доминирующей по подготовке педагогических кадров. Дальнейшее развитие этой системы видится в следующих направлениях:

- превращение части имеющихся инженерно- и профессионально-педагогических факультетов в самостоятельные вузы и их филиалы;

- увеличение сети профессионально-педагогических факультетов путем открытия новых, а также преобразования в факультеты ряда инженерно-педагогических кафедр отраслевых вузов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Жученко, А.А. Профессионально-педагогическое образование России. Организация и содержание/ А.А. Жученко, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко -. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. – 234 с.

2. Кубрушко, П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования / П.Ф. Кубрушко – М.: Высш. шк., 2001. – 236 с.

3. Потеев, М.И. Развитие профессионально-педагогического образования в университетах технического типа: монография / М.И. Потеев. - СПб., 2005. – 440 с.

4. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Профессиональное образование, 1999.

5. Романцев, Г.М. Тенденции развития специальности высшего профессионального педагогического образования «Профессиональное обучение» / Г.М. Романцев, А.А.Жученко // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - №2. - С.151 – 177.

6. Тенчурина, Л.З. Подготовка и повышение квалификации профессионально педагогических кадров в России (1920-1990): учеб. Пособие / Л.З. Тенчурина. - М.: Высш. шк., 2000. – 228 с.

 

Материал поступил в редколлегию 14.12.05.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: