Конфликт внешнего и внутреннего закона в «Антигоне» Софокла

Эта трагедия названа именем главной героини трагедии. Полиник, брат Антигоны, предал свой родной город и погиб в борьбе со своим родным братом Этеоклом. Креонт (царь) приказывает похоронить Этеокла с почестями, а тело его брата оставить на растерзание птицам и псам. Антигона не могла вынести такого отношения к умершему, она была верна божественному закону и считала себя обязанной совершить религиозный обряд погребения. Она знала, что будет за это наказана, так как царь запретил кому-либо прикасаться к телу Полиника. Сестра Антигоны - Исмена отказывается помогать ей. Тогда Антигона отправляется выполнять задуманное. За это Креонт велел замуровать её в пещере. Антигона не смогла смириться перед царём и покончила жизнь самоубийством. Узнав это, жених Антигоны, сын Креонта, Генон пронзает себя кинжалом. Креонт приходит в отчаяние и он признает своё ничтожество. Его власть бессильна по сравнению с властью богов. "Непреодолимо могущество Рока,- говорит Софокл устами хора,- оно сильнее золота, Арея, крепости просмоленных морских кораблей".

В трагедии «Антигона» Софокл вскрывает один из глубочайших конфликтов современного ему общества – конфликт между родовыми неписаными законами и законами государственными. Религиозные верования, уходящие своими корнями в глубь веков, в родовую общину, предписывали человеку свято чтить кровнородственные связи, соблюдать все обряды в отношении кровных родственников. С другой стороны, всякий гражданин полиса во времена Софокла обязан был следовать законам государственным, которые иногда резко противоречили традиционным семейно-родовым нормам.

Креонт у Софокла – сторонник идеи неуклонного соблюдения законов внешних, писаных. Антигона же превыше этих законов ставит законы внутренние, освященные религиозным авторитетом. Поэтому она и хоронит брата Полиника, хотя государственный закон это и запрещает, потому что Полиник – изменник родины и недостоин чести быть погребенным и оплаканным. Антигона же ради брата, кровного родственника, должна сделать все, что предписывают законы, установленные богами, то есть должна похоронить его с соблюдением всех обрядов.

Креонт не считается с традиционными родовыми законами и, следуя собственной общественной идее, приговаривает нарушившую государственный закон Антигону к смертной казни.

Софокл сочувствует Антигоне и изображает ее с большой теплотой. Великий трагик хотел провести в своём произведении ту идею, что для счастья граждан полиса необходимо единство между внутренними и внешними законами. Но так как классовое государство времен Софокла было далеко от его идеала, то Софокл не только сочувствует Антигоне, но изображает Креонта в виде деспота и тирана, наделенного также и чертами юридического формализма, софистически прикрывающего личную жестокость словами о благе государства. Осуждение тирании выражается в конце трагедии также и в раскаянье Креонта и в его самобичевании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: