Введение. Предмет философии и ее место в системе научного знания. Философия и мировоззрение

 

Студент должен

Иметь представление:

· об основах религиозного мировоззрения, о трех мировых религиях;

· об общих предпосылках возникновения философии;

· о специфике историко-философского процесса;

· о единстве и взаимосвязи всех философских явлений.

Знать:

· мировоззрение, его сущность;

· предмет философии, ее формы;

· основной вопрос философии;

· структуру, функции философии.

Уметь:

· анализировать структуру мировоззрения;

· сравнивать позиции материалистов и идеалистов по основному вопросу философии.

 

Мировоззрение, его роль в жизни человека. Формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное, обыденное, художественное философское. Типы мировоззрения: чувственно-образное, рациональное, понятийно-знаковое, идеалистическое, материалистическое, монистическое, дуалистическое, плюралистическое. Структура мировоззрения знания, принципы, духовные ценности Функции мировоззрения: познавательная, оценочно-ориентационная, духовно-практическая. Философия – теоретическое ядро мировоззрения. Структура философии: онтология, герменевтика, антропология, гносеология, этика, аксиология. Функции философии. Методы философских исследований.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое «философия», каковы ее цель и предназначение?

2. С постановки каких проблем начинается философия?

3. Что является предметом философского исследования?

4. Что входит в структуру философии?

5. Охарактеризуйте функции философии.

6.В чем сущность Основного вопроса философии?

7. В чем различие и единство эмпирического и рационального методов познания действительности?

8. Какова структура мировоззрения?

9. Как соотносятся мифология и философия, религия и философия, наука и философия?

10.Какие методы относятся к универсальным теоретическим методам познания?

11. В чем отличие философских методов познания от общенаучных методов?

 

 

Великие философы мира.

1.1.Философия Древнего Востока.

Студент должен:

Иметь представление:

· о проблемах индийской и китайской философии, о специфике осмысления бытия восточными цивилизациями.

Знать:

· индуистскую и конфуцианскую картины мира.

Уметь:

· выделять в данных концепциях элементы мифологии.

· Лао-Цзы. Конфуций и основные идеи его философии. Дао, даосизм. Будда, буддизм. Учение о четырех благородных истинах. Нирвана как идеальное состояние личности.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные предпосылки возникновения философии Древнего Востока?

2.Назовите основные направления и школы древнеиндийской философии.

3.Какая философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности?

4. Назовите основные заповеди буддизма.

5. Каково значение «Книги перемен» для формирования философии Древнего Китая?

6. Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Ян»?

7. В чем состоят основные положения философии даосизма? Как следует понимать «недеяние» в этой философии?

8. Назовите основные положения философии Конфуция. Каково значение и роль ритуала в его учении?

9. Видите ли вы связь между современными экономическими преобразованиями в Китае и принципами конфуцианства?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: