Содержание учебной дисциплины

Основы философии

 

Методическое пособие

для студентов заочной формы обучения

(программа, контрольные задания, и вопросы для самоконтроля)

 


 

Пояснительная записка

 

Методическое пособие создано на основе рабочей программы в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям, определенному Государственным стандартом второго поколения для базового уровня образования и определяет следующее содержание:

предмет философии; основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования; человек и бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое содержание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем.

Основной целью изучения дисциплины «Основы философии» является:

· Формирование представлений о философии как особой области человеческого знания;

· Развитие у студентов умений работать с источниками;

· Выработка научного мировоззрения с учетом личного восприятия и отношения к окружающему миру. Способствовать формированию духовной культуры личности.

Целью изучения философии является дальнейшая систематизация и обобщение знаний по истории, обществознанию, которые студенты приобрели в школе. На этой ступени обучения они овладевают основами философских знаний; воспроизводят собственные наблюдения за окружающим миром; осознают сущность изучаемого явления на основе установления причин, породивших это явление; закрепляют и периодически осмысливают сформированные понятия в различных контекстах учебного материала.

Изучение философии предполагает формирование у студентов основ философского мировоззрения, умения выдвигать аргументы и обосновывать собственную позицию на мир, место человека в нем, развития их интеллектуальных и познавательных способностей, свободного мышления, поиска Истины. Образование средствами философии способствует осознанию студентами сущности явлений материального мира, формированию у них коммуникативной, социокультурной компетенции.

 

К основным задачам обучения философии относятся следующие:

· Формирование представлений об основных понятиях философии, умения распознавать и определять их в различных контекстах;

· Формирование умений обоснованно аргументировать собственную позицию;

· Развитие навыков работы с философскими источниками;

· Формирование навыков написания философских рефератов, творческих работ;

· Развитие умения вести дискуссию, моделировать типичные жизненные ситуаций.

Изучение дисциплины «Основы философии» предполагает тесное междисциплинарное взаимодействие с такими дисциплинами, как: «Основы социологии и политологии», «Основы права», «Социальная психология», «Основы экономики», «Мировая художественная культура», а также непосредственную взаимосвязь со всеми дисциплинами, изучаемыми в техникуме.

Структура учебной дисциплины включает в себя разделы: «Великие философы мира», «Философия как учение о мире и бытии», «Человек – как главная философская проблема».

При выборе структуры и содержания методического пособия учитывались те изменения, которые происходят в нашей стране и которые поставили выпускников средних учебных заведений перед необходимостью овладения основами философских знаний.

Во-первых, развитие прямых международных связей и научного сотрудничества делает необходимым изучение мировых философских концепций в различные эпохи развития человеческой цивилизации, в том числе и основных философских направлений западной мысли ХIX-XX в.в, которые не были включены в программу в советское время.

Во-вторых, изменения в социально-экономической, политической, культурной жизни современной России требуют новых подходов к формированию мировоззрения молодого человека: развитие активного, творческого мышления, личности, умеющей адаптироваться в нестандартных жизненных ситуациях

В соответствии с государственными требованиями к уровню выпускника по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в результате изучения дисциплины «Основы философии»

 

Выпускник должен

Иметь представление:

· О философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе;

· О соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

· О роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах познания, о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

· Об условиях формирования личности, ее свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды.

 

Знать:

· Основные философские термины, распознавать и правильно определять их в различных контекстах;

· Основные этапы развития философии, их особенности;

· Важнейших представителей философской мысли, основы их мировоззрения;

· Специфику философского понимания человека, общества;

· Глобальные проблемы современности и пути их решения;

· Нравственные нормы регулирования людей в обществе.

 

Уметь:

· Выделять из источника основные идеи главных философских направлений;

· Описывать изучаемый объект, изучать общественные явления на конкретных примерах и теоретически;

· Сравнивать различные точки зрения, аргументировать позиции их авторов;

· Участвовать в дискуссии, выдвигать аргументы и обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к другим взглядам;

· Моделировать типичные ситуации, связанные с изучением общества и человека, с целью выработки практических умений адаптации выпускника среднего профессионального звена в коллективе.

 

В содержании дисциплины «Основы философии» по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям, а также контрольные вопросы для повторения и обсуждения, которые могут быть рассмотрены на аудиторных занятиях и самостоятельно студентами при написании контрольной работы и подготовке к экзамену.

В соответствии с учебным рабочим планом по окончании изучения дисциплины проводится промежуточная аттестация в форме

Экзамена, к которому студенты допускаются при условии успешного написания контрольной работы.


 

Содержание учебной дисциплины

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: