Глобальные проблемы современной цивилизации и будущего человечества

В философских и культурологических исследованиях тип цивилизации определяют по различным признакам: религиозными, этническими или расовыми характеристиками, особенности взаимодействия с природой

Современную западную цивилизацию основном определяют по ее способом освоения мира и потому называют индустриальной (или постиндустриальной)

Индустриальное производство характеризуется широким использованием машинной техники как традиционной, так и нетрадиционной: автоматов, роботов, компьютеров Эффективность такого производства гораздо выше д ручного труда, поэтому современное индустриальное производство способно не только обеспечить удовлетворение основных потребностей человека, но и создать условия для успешного развития науки, образования, культуры, художественной твор чести, здравоохранения и, в конце концов, - для саморазвития и самосовершенствования лици.

Индустриальная цивилизация возникает условием осознания, провозглашения и защиты прав человека, культивирование индивидуальной человеческой самобытности.Но индустриальное производство принесло человечеству не только положительные достижения Его негативные стороны оказались в том, что:

* во-первых, оно сделало человеческий труд более однообразной, механической, часто почти лишенной окраску человеческой индивидуальностью;

* во-вторых, машинное производство привело к массовому увечья людей, массовой их гибели вследствие технических аварий и катастроф (вспомним Чернобыль), а применение техники на войне привело не видит карманы жертвы во время военных конфликтов

* наконец, внедрение машин и машинного производства обусловило значительную рационализацию сознания, возникновение механистического мировоззрения, отождествление природных процессов и даже человека с маши инамы повышенной сложности.

Но не главным негативным последствием индустриализации производства стало возникновение так называемых глобальных проблем современной цивилизации, обусловленных тем, что человеческая техническая и производственная деятельность по а своим масштабам достигла измерений общепланетных процессе.

Глобальными их назвали именно потому, что они охватывают и вшивают в определенной степени на все человечество, весь земной шар (глобус \"с латыни - шар) В связи с этим и решать их может только все человечество или, принять аймни, большинство его Глобальные проблемы нельзя решить в рамках отдельных стран или отдельных регионов Землив Землі.

Главной причиной возникновения современных глобальных проблем является рост масштабов человеческой преобразовательной деятельности до уровня общепланетных процессов По этой причине вытекают и все остальные особенности те глобальных проблем.Достаточно показательной относительно характеристик глобальности возникает Чернобыльская катастрофа: известно, что негативные воздействия взрыва ее четвертого реактора так или иначе распространились на десятки стран всего от прям мои действия последствий взрыва пострадали Украина, Беларусь и некоторые регионы России Реальные масштабы ее угрожающих последствий трудно оценить даже сейчас Однако, неоспоримым уроком Чернобыльской катастрофы предстаете, что современные техника и технология не прощают человеческих ошибок или небрежности, а, наоборот, требуют внимательности, дисциплины и, в том числе, того, что еще Паскаль называл \"достойным мышлением\", т.е. в мышлением с предельным степенью искренности, открытости и самосознания Того же требуют и другие глобальные проблемы современности А отсюда следует философский аспект глобалистики: сегодня человечество жи ве и действует в новом режиме осмысление себя и ответственностиідповідальності.Остановимся подробнее на содержании некоторых глобальных проблем Социально-экологические проблемы - это проблемы, связанные с нарушением вследствие человеческой деятельности равновесия в геологических, биохимических

 

Философия техники

Тенденции развития человечества последних десятилетий в основном связаны

исключительно с развитием техники, механизмов и т.п. в масштабах, до селе

невиданных. Это связано с небывалым научно-техническим прогрессом,

охватывающим все области жизни и деятельности человека. Хотя техника является настолько же древним явлением, как и само человечество,

а поэтому так или иначе она попадала в поле зрения философов, как

самостоятельная философская дисциплина, философия техники возникла лишь в XX

столетии.

С конца сороковых годов XX века началось обсуждение философских вопросов

техники. До немецкого философа М.Хайдеггера техника оценивалась только

положительно, как последнее, эффективное орудие, способствующее

"триумфальному шествию Разума и Добра". Хайдеггер сделал сенсационное

заявление: он первым увидел в технике величайшую опасность для человека,

поскольку человек "выдан" технике, "затребован" ею.

Ярко и наглядно ужас человека перед технической мощью показал Аурелио Печчеи,

создатель всемирно известной организации - Римского клуба - объединившего

ученых, исследующих так называемые глобальные проблемы современности, т.е. те

процессы, которые угрожают будущему человеческой цивилизации. В книге

"Человеческие качества" А.Печчеи отмечал: "Истоки этой почти зловещей

благоприобретенной мощи человека лежат в комплексном воздействии всех...

изменений, а их своеобразным символом стала современная техника. Еще

несколько десятилетий назад мир человека можно было - в весьма упрощенном

виде, разумеется, - представить тремя взаимосвязанными, но достаточно

устойчивыми элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и

Общество. Теперь в человеческую систему властно вошел четвертый и

потенциально неуправляемый элемент - основанная на науке Техника... Так что

человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но даже

просто осознавать и оценивать последствия всего происходящего." (Печчеи А.

Человеческие качества. М.,1985. С.68.).

Современная социальная философия изучает следующие вопросы, связанные с

техникой:

1. Что такое техника как феномен?

2. Каковы формы и пределы ее воздействия на человеческое бытие?

3. В чем общественная обусловленность техники?

4. Техника - это благо или зло для человека и всей цивилизации?

Для того, чтобы разобраться в том, что такое философия техники и что такое

техника как уникальное, единственное в своем роде явление, которое изучает

философия, осуществим краткий экскурс в историю.

Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике

можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo

sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно,

не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но во-

первых, сама наука не имела долгое время особой

дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была специально

ориентирована на сознательное использование создаваемых ею знаний в

технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго

противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании

вообще вопрос не ставился. "Научное" и "техническое" принадлежали фактически

к различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой

цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в

религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической

деятельности.

Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание "Философия техники",

был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга "Основные направления философии

техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения" вышла в свет

в 1877 году. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав

своей книги "О долге и добре" (1898 г.) также посвятил "философии техники". В

конце XIX века российский инженер П.К.Энгельмейер формулирует задачи

философии техники в своей брошюре "Технический итог XIX века" (1898 г.).

Однако только в XX веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение

для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического

изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению

техники все большее внимание. Особенно эта тематика обсуждалась на страницах

журнала Союза германских дипломированных инженеров "Техника и культура" в 30-

е годы. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает

потребность философского осознания феномена техники. Часто попытки такого

рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и

перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной

среде росло критическое отношение к ходу технического прогресса в современном

обществе и внимание привлекалось прежде всего к его отрицательным сторонам.

Таким образом, философия техники, с позиций широкого исторического контекста,

исследует феномен техники в целом и ее место в общественном развитии.

Что же такое техника? Она представляет собой:

- совокупность технических устройств - от отдельных простейших орудий до

сложнейших технических систем;

- совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих

устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их

изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных

элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

- совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-

технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Как же философы оценивают современную технику? Прежде всего, они

констатируют, что на протяжении последнего столетия технику либо прославляли,

либо презирали, либо взирали на нее с ужасом. Почти исчез "прометеевский

восторг" (выражение известного немецкого философа К.Ясперса) перед техникой,

хотя дух изобретательства это не парализовало. "Детская радость" перед

техникой стала уделом "примитивных народов" (выражения того же Ясперса).

Вместе с тем, техника открывает перед человеком новый мир, новые возможности

существования в нем. Сравним, например, возможности изучения иностранного

языка с помощью книг-самоучителей и с помощью компьютерных лазерных дисков.

Или подготовку рукописи книги с помощью шариковой ручки и компьютерного

редактора текстов. Как говорится, комментарии излишни.

Техника дает человеку поистине огромное расширение реального видения мира. Не

удивительно, что сейчас, как никогда прежде, бурно развивается астрономия,

опирающаяся на достижения современной науки. Благодаря транспорту человек

преодолевает пространственные ограничения.

Техника открыла перед человеком новый мир - мир дизайна. Технический объект

должен быть уже не просто целесообразным, как это требовалось от него в

прошлом. Он должен гармонично войти в интерьер человеческого жилища и при

этом отвечать возросшим требованиям безопасности пользования им.

Современная техника оказала воздействие на все сферы жизни общества:

революционные изменения претерпела сфера материального производства; даже по

сравнению с первой половиной XX века, значительно изменилась социальная

структура развитых стран мира; сложное и противоречивое, далеко не всегда

положительное воздействие оказала современная техническая цивилизация на

политические системы большинства стран мира; получили развитие новые виды

искусства и т. д. Техника коснулась всех сфер жизни. Она существенно изменила

самого человека, своего творца и... заложника.

К. Ясперс так суммировал все сказанное выше: "Реальность техники привела к

тому, что в истории человечества произошел невероятный перелом, все

последствия которого не могут быть предвидены и не доступны даже для самой

пылкой фантазии. Но очевидно следующее: техника - только средство, сама по

себе она не хороша и не дурна. Всё зависит от того, что из нее сделает

человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том,

что за человек подчиняет ее себе и каким образом он проявит себя с ее

помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, то есть

это не самостоятельная сущность, это скорее триумф средств над целью" (Ясперс

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: