Философская рефлексия над обществом в системах немецкой классической философии

Трактат «К вечному миру» написан Кантом в виде проекта международного договора. Государство, - подчеркивает в своем произведениее философ, - это общество людей, повелевать и распоряжаться которыми не может никто, кроме его самого. Поэтому всякая попытка привить его, имеющее подобно стволу собственные корни, как ветвь, к другому государству означала бы уничтожение первого как моральной личности и превращение моральной личности в вещь и противоречила бы идее первоначального договора, без которой нельзя мыслить никакое право на управление народом. Как представляется, особо актуальной для наших дней звучит следующая моральная максима философа «ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и управление другого государства», зафиксированная в пятой статье.

Гегель в философии истории осмыслил развитие человека через ступени развития мирового разума. В философии духа Гегель осмыслил проблемы права, нравственности, государства. Красной нитью через философию истории проходит идея свободы, поэтическое рассматривается как царство реализованной свободы. Легальность и моральность соединяются в образ нравственности, формы ее появления: семья, гражданское общество и государство.Гегель отдавал приоритет общественного над частным, родового над индивидуальным, аоэтическое развитие индивида происходит аналогично развитию рода. Сознание по сути социально и исторично. Если право - внешняя действительность, то нравственность - внутренняя действительность. Сущность государства можно понять только на фоне мировой истории, все отдельные государства - как реки вливаются в море мировой истории, в котором главенствует разум. Мировой разум - хитер и изобретателен “Крот истории роет ходы невидимые для нас”

Разумный человек способен посмотреть на мир и самого себя через призму определенного состояния мировой истории. Народы существую исторически и неисторически. Исторически - это инструменты в руках мирового разума, а не исторически - это сырье, материал. Гегель выделял 4 этапа развития мировой истории: 1) восточный 2) Греческий 3) Римский (иногда объединялся с греческим в античный) 4) Германский (Христианский).

 

10.Общество как предмет анализа в русской философии 19-20 вв.

Главная проблема рус. Фил.: какой историч путь России - как путь Западн Европы или свой? Славяноф-ы (Хомяков, Киреевский,Аксаков,Самарин) - самобытный путь развит России. Проанализир истор,слав-ы заключ, что жизнен нач Рос и Евр различны, Европ форма жизни для Рос неприем-а. Западники(Чаадаев,Герцен,Белинский, Грановский,Станкевич)- Рос должна идти по пути Евр.

Матер-е идеи в русск фил 19-20 вв.Герцен развив пробл взаимод между фил и естествозн, т.к. по его мнен они изуч одно и то же. Чернышевский считал, что только мат-я фил может быть истинной,т.к. она опир на научн знание.Уч о чел у него тесно связ с уч о прир.Ленин:Матер-есть фил катего для обознач объективн реальности,котор дана чел в ощущ его, котор копирует,фотографир-я,отображ,нашими ощущ,сущ независ от них, т.е это пзнав объективн реальность.

Русское почвиннечиство.-продолж славянофильства.Почв-во по Григ.,хар-сь восстан в душе новой веры в грунт,в почву,в народ. Данилевский ввёл идею многообраз типов культур- самостоят и своеобразн планы религ-о, соц,бытового,промышл,полит,научн и худож историч развития.Достоевский полаг, что у Рос есть особый истор путь,отличн от зап-европ-го.Спасен чел-ву придёт из возражд России,т.к русск нар,нар единен людей.

Фил идеи русск консерватизма.-соц-фил концепц,обосновыв необходим сохр и поддерж истор слож форм гос и общ жизни и её основ. Леонтьев разраб оригин соц-фил концепц консерватизма.Считал,что принцип развит,господств в прир,сохр и проявл себя в чел истор.Он сформулир органич теор развит,как основу русск консерв-а.В русск конс-е присутств идейн основы либер-демократ учений,предпос демократ и механизм её функ-я.Катков подвергн осиысл гос бытиё России в кач-ве империи.

Философия свободы Бердяева.-предст русск религ фил.Исходн пунктом его фил явл примат свободы над бытиём.Свобода- это сущн чел,связ с его духом,это его внутр творч энергия,она важнее справедливости и жизни.

Религиозно-идеалистич фил Соловьёва. Стремился к целостн синтезу фил,теологии и положит науки.Религия у него сводится к любви и всеединству.Концепц всеединства гласит: смысл и знач чел и чел-ва сост в том,чтобы встать на путь высшей,божеств любви,котор и есть истинная,безусловн любовь и имеет абсолютн знач для чел индив-и.Это путь Богочеловека.Соед с Богом- это шаг к единству себя со всем миром.Божественный мир-действит мир.

Русский космизм.-единство людей,всего чел-ва. Он развив на идее русск соборности,единен, присущ русским,традиц сельск община.Фёдоров-отец РК.Его гл идея:победа над смертью,воскреш мёртвых.Ставит задачу:помочь людям овладеть космосом.Циолковский став основ своей фил познание Вселенной.Он считал,что жизнь- вечна (переселение душ).Ставит задачу о заселении Космоса.Вернадский-уч-е о ноосфере.Чижевский о небесных светилах.

Общая хар-ка русск религ-идеалистич фил перв полов 20в.Она основыв на: предшеств развит мир фил и культуры;длит процессе развит отеч фил мысли. Эта фил как бы следов по пути славянофилов.Центр пунктом фил творч рус фил стала русск идея.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: