Содержание обязательства

Грузоотправитель обязан:

– предоставить груз в упаковке и таре, обеспечивающих целостность и сохранность груза;

– при перевозке скоропортящихся товаров обязан предоставить документы, подтверждающие их качество;

– предоставить груз перевозчику в объеме, в срок, в качестве, наименовании и т.д., предусмотренном договором;

– при передаче груза перевозчику передать ему все сопровождающие груз документы;

– осуществить погрузку (выгрузку) груза в установленные сроки, если данная обязанность возложена на него;

– оплатить перевозку грузов и других услуг.

За перевозку груза взымается провозная плата в размере, определенном по договоренности сторон, если иное не установлено нормативными актами. Если размер провозной платы не определен, взымается разумная плата. Плата за перевозку груза, осуществляемую транспортом общего пользования, определяется по договоренности сторон, если она не установлена тарифами.

Льготные условия для перевозки груза транспортом общего пользования могут устанавливаться организацией, предприятием транспорта за их счет или за счет соответствующего бюджета в случаях, установленных нормативно-правовыми актами.

К основным правам грузоотправителя следует относить:

– право переадресовать груз, т.е. изменить грузополучателя, указанного в транспортной накладной, при условии, что груз еще не выдан получателю;

– право требовать от перевозчика выдачи ему груза в установленном порядке и в предусмотренный срок;

– в ходе перевозки имеет право давать в отношении перевозимого груза необходимые указания, касающиеся обеспечения его целостности и сохранности;

– право отказаться принять груз в случаях, когда качество груза по причинам, зависящим от перевозчика, изменилось таким образом, что исключается возможность полного или частичного использования его по назначению;

– право требовать возмещения вреда, причиненного невыполнением или ненадлежащим выполнением перевозчиком своих обязанностей.

Основными обязанностями перевозчика являются:

– доставка груза по кратчайшему маршруту, в предусмотренные договором или законодательством сроки;

– своевременное предоставление транспортного средства к погрузке груза;

– в случае возникновения в ходе перевозки груза препятствий к дальнейшей его перевозке, обязан известить об этом грузоотправителя;

– уведомление грузополучателя о прибытии груза;

– обеспечение сохранности груза;

– обеспечение указаний грузоотправителя по перевозке груза;

– выдача груза указанному получателю;

– возмещение убытков грузоотправителю, связанных с утратой, недостачей, порчей груза и т.д.

Перевозчик имеет право:

– требовать оплаты предоставленных услуг;

– удержать переданный ему для перевозки груз с целью обеспечения внесения отправителем провозной платы и других платежей;

– отказаться от принятия груза, предоставленного в таре, упаковке не соответствующих установленным требованиям, а также в случаях ненадлежащего маркирования груза;

– требовать возмещения убытков.

Грузополучатель обязан:

– принять груз, поступивший в его адрес;

– в случае прибытия незаконного груза принять его на ответственное хранение, выяснить принадлежность груза и распорядиться им в соответствии с указаниями собственника;

– проверить состояние груза, при необходимости составить коммерческий акт;

– доплатить недостающие платежи.

Грузополучатель имеет право отказаться от принятия груза, если он не соответствует качеству, требованиям, и в результате порчи груз не может быть использован по назначению; требовать возмещения убытков.

Таким образом, права и обязанности участников перевозки, предусмотренные как законодательством, так и условиями договора, защищают интересы субъектов правоотношений, обеспечивают дисциплину перевозок, гарантируют функционирование отрасли.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную Гражданским Кодексом, транспортным законодательством, соглашением сторон. (ст.920 ГК).

Особенности ответственности:

1) Ответственность по договору перевозки грузов ограничена пределом стоимости груза. Особенностью ответственности за нарушения обязательств по перевозке грузов является и то, что она может наступать и за неисполнение действий, связанных с организацией перевозок. Так, в соответствии со ст.921 ГК, перевозчик за непредоставление транспортного средства для перевозки груза, а отправитель за непредоставление груза или неиспользование предоставленного транспортного средства по другой причине, несут ответственность, установленную договором, если иное не установлено транспортными кодексами (уставами).

2) Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности, если непредоставление транспортного средства или его неиспользование произошло не по их вине.

3) В случаях просрочки доставки груза перевозчик обязан возместить другой стороне убытки, причиненные нарушением срока перевозки, если другие формы ответственности не установлены договором либо транспортным законодательством (ст.923 ГК).

4) Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что утрата, недостаток, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело.

5) Перевозчик отвечает за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятых к перевозке грузов в размере фактического вреда, если не докажет, что это произошло не по его вине (ст. 924 ГК). Груз, не выданный получателю по его требованиям в течение 30 дней после истечения срока его доставки (если более продолжительный срок не установлен договором, законодательством), считается утраченным (ст.919 ГК).

Под недостачей груза понимается наличие несоответствия (разницы) в весе или количестве груза, принятого к перевозке и сданного получателю по одному и тому же транспортному документу. Порча груза – это ухудшение его качества вследствие изменения свойств (по отношению к их данным транспортного документа).

Повреждение – изменение физических свойств груза. Повреждение, порча груза, не позволяющие дальнейшее его использование по назначению, приравнивается к утрате груза.

6) Объем и характер ответственности определяется транспортным законодательством или договором, в зависимости от содержания неисполненной или исполненной ненадлежаще обязанности. Так, за несохранность груза ответственность перевозчика ограничивается частью реального ущерба, причиненного отправителю и возмещается:

– в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

– в случае повреждения (порчи) груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость;

– в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его цены, – в размере объявленной стоимости груза.

При просрочке доставки груза перевозчик уплачивает неустойку, имеющую исключительный характер и исчисляемую в процентном отношении к провозной плате, в зависимости от длительности просрочки доставки груза.

Основанием наступления ответственности перевозчика может также являться: утрата перевозочных документов; выдача груза не в пункте назначения; невыполнение указаний отправителя и т.д.; ответственность грузоотправителя может наступить за: не правильные сведения о грузе в транспортных документах; просрочку погрузки (выгрузки) груза; повреждение транспортных средств; несвоевременная оплата услуг перевозки и т.д.; грузополучатель несет ответственность за несвоевременное получение груза, вывоз его с места доставки, несвоевременную разгрузку транспорта, за хранение груза сверх указанных сроков, предусмотренных договором или законодательством и т.д.

Условиями наступления ответственности за необеспечение сохранности груза являются:

– неисполнение (утрата груза) или ненадлежащее исполнение (порча, повреждение груза);

– наличие в связи с этим убытков у отправителя (получателя);

– причинная связь нарушения с убытками;

– вина перевозчика.

Грузоотправитель или грузополучатель для решения вопроса об ответственности перевозчика обязаны доказать наличие убытков и причинно-следственной связи между убытками и ненадлежащим исполнением или неисполнением перевозчиком обязанностей. Для освобождения от ответственности перевозчика необходимо, чтобы он доказал отсутствие своей вины.

7) Следует отметить, что транспортные кодексы и уставы предусматривают перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности, если будут доказаны данные обстоятельства и причинно-следственная связь между ними и несохранностью груза. К таким обстоятельствам, общими для всех, относятся:

– вина грузоотправителя или получателя;

– недостатки тары или упаковки, которые перевозчик не мог заметить при принятии груза по наружному виду;

– особые естественные свойства грузов и сдача их к перевозке без указания этих свойств в транспортных документах, требующих особых условий: перевозки, хранения, разгрузки, погрузки и т.д.

– сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленные нормы.

При перевозке морским транспортом, где груз подвержен большей степени опасных воздействий, перечень таких обстоятельств шире: непреодолимая сила, военные действия, пожар, возникшие не по вине перевозчика, навигационные ошибки и т.д.

Для освобождения от ответственности перевозчик должен также доказать, что им были предприняты все необходимые меры для предотвращения вреда либо, что такие меры принять было невозможно.

8) Особенностью ответственности за необеспечение сохранности груза является также то, что в транспортных кодексах, уставах в предусмотренных случаях действует презумция невиновности перевозчика. В таких случаях бремя доказывания вины перевозчика возлагается на грузоотправителя либо грузополучателя.

К таким обстоятельствам, общим для всех видов транспорта, относятся:

– прибытие груза в исправных транспортных средствах (вагонах, рефрижераторах, цистернах, грузовых помещениях судов и т.д.), на воздушном транспорте – в исправной упаковке, таре, контейнере и с исправными пломбами отправителя;

– доставка груза в сопровождении представителя (проводника) отправителя или получателя;

– осуществление перевозки открытым подвижным составом, предусмотренным правилами перевозки;

– недостача груза не превышает норм естественной убыли.

При осуществлении перевозки грузов в прямом и прямом смешанном сообщении (ст.913 ГК), транспортная организация пункта отправления груза заключает договор перевозки от своего имени и одновременно от имени других, участвующих в перевозке транспортных организаций. В силу этого, возникают обстоятельства со множественностью лиц на стороне перевозчика: каждая транспортная организация исполняет его на участке пути, пролегающем в пределах территории границы своей деятельности, а само обязательство является долевым.

При перевозке в прямом смешанном сообщении грузы выгружаются из транспортного средства одного перевозчика (вагонов, автомобилей, судов) и перегружаются в транспортные средства другого. Поэтому, объектом перевозки могут быть лишь грузы, которые пригодны не только к перевозке, но и к перегрузу с одного вида транспорта на другой.

Сроки доставки грузов в прямом сообщении устанавливаются по правилам, действующим на соответствующем виде транспорта.

При выполнении прямых смешанных перевозок этот срок определяется по совокупности сроков доставки различными видами транспорта, включая и время на перегрузку.

По договору прямой перевозки провозная плата за всю протяженность пути вносится грузоотправителем. Грузополучатель завершает расчеты, внося дополнительные платежи и сборы. При прямых смешанных сообщениях отправитель платит за перевозку тем видом транспорта, которым принят груз, а получатель – всеми другими видами транспорта.

Порядок перевалки грузов с одного вида транспорта на другой по каждому перевалочному пункту устанавливается договорами, заключенными между транспортными предприятиями, передающими и принимающими грузы в транспортном узле. Передача груза с одного вида транспорта на другой осуществляется по передаточным ведомостям. Выявленые в процессе передачи грузов факты несохранности грузов фиксируются сторонами ссылками в коммерческом акте, прилагаемом к перевозочным документам.

По договору прямой смешанной перевозки грузов ответственность за просрочку несет организация того вида транспорта, по вине которого задержана доставка груза.

За сохранностью груза ответственность до фактической передачи его на другой вид транспорта лежит на сдающей стороне, а после передачи на принявшей груз - транспортной организации. Таким образом, ответственность возложена на перевозчика, непосредственно виновного в просрочке, не обеспечении сохранности груза, но перед грузополучателем отвечает перевозчик пункта назначения, к нему предъявляются претензии получателем груза.

Аналогичная ответственность перед получателем возложена на транспортную организацию пункта назначения груза при прямых перевозках[23].

Перевозка грузов осуществляется также по договору чартера (фрахтования) когда одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки груза.

Порядок заключения договора чартера (фрахтования), форма устанавливается транспортными кодексами (уставами) (ст.912 ГК).

Закон Украины «О перевозке опасных грузов» от 6 апреля 2000 года определяет порядок перевозки опасных грузов железнодорожным, морским, речным, автомобильным и авиационным транспортом. Нормы закона устанавливают права и обязанности субъектов перевозки опасных грузов, дифференцированных на девять классов, в зависимости от степени опасности. Данный закон определяет также механизмы государственного управления и регулирования безопасности в сфере перевозки опасных грузов, регламентирует вопросы ликвидации последствий аварий, возникающих при перевозке таких грузов, порядок разрешения споров и ответственность в сфере перевозки опасных грузов.

Статья 925 ГК Украины устанавливает обязательную досудебную процедуру урегулирования споров по грузовой перевозке, заключающеюся в наличие особого претензионного порядка. Так, до предъявления перевозчику иска, следующего из договора перевозки груза, почты является обязательным предъявление ему претензий в порядке установленном законодательством, транспортными кодексами (уставами). Претензия – это письменное обращение к перевозчику, содержащее требование об уплате ущерба или о возмещении убытков, в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по перевозке. Лишь при отклонении претензий полностью или частично, либо неполучения от перевозчика ответа в месячный срок, иск против перевозчика может быть предъявлен отправителем груза или его покупателем (ч.1 ст.925 ГК).

Право на предъявление претензии принадлежит:

– отправителю - при невыполнении грузоперевозчиком обязанности предоставить транспортное средство;

– отправителю и получателю - при утрате груза полностью;

– получателю – при недостаче, порче или повреждении груза, а также в случае просрочки его доставки;

– отправителю или получателю – при изменении уплаты платежей.

К требованиям, следующим из договора перевозки груза, почты, применяется исковая давность в один год с момента определяемого согласно транспортным кодексом (уставом).

Исковая давность, порядок предъявления иска в спорах, связанных с перевозками в международном сообщении, устанавливается межгосударственными договорами, международным транспортным законодательством.

Необходимо отметить, что с целью увеличения объемов транспортных перевозок грузов через территорию Украины, 7 февраля 2002 года Верховной Радой Украины принят Закон «О Комплексной программе утверждения Украины, как транзитного государства в 2002-2010 годах». Вопросы развития транзита занимают главное место в европейской транспортной политике. Для многих государств перевозка транзитных грузов стала важным источником экспорта услуг, связанных с поступлениями в бюджеты, создание устойчивых межгосударственных связей и международной экономической кооперации.

Основными направлениями Программы являются:

– создание правовых основ дальнейшего развития транзитных перевозок грузов;

– поэтапный переход на принципы международной транспортной и таможенной политики в сфере транзита грузов;

– внедрение новых технологий организации перевозок грузов;

– развитие смешанных перевозок;

– развитие международного сотрудничества в сфере транзитных перевозок;

– создание экономических механизмов стимулирования развития транзита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: