Виды, содержание, формы и средства контроля

Физиология человека

 

 

Методические указания

для студентов направления подготовки 040400.62

«Социальная работа»

Заочной формы обучения

Учебным планом изучения дисциплины «Физиология человека» для студентов заочной формы обучения предусмотрено преимущественно самостоятельное изучение теоретического материала.

Цель организации самостоятельной работы по дисциплине «Физиология человека» – углубление и расширение знаний в области физиологии человека; формирование навыка и интереса к самостоятельной познавательной деятельности по изучению основных закономерностях жизнедеятельности человека (организма в целом, отдельных его систем, органов, тканей, клеток о физиологических основах здорового образа жизни, о физиологии труда о регуляции физиологических процессов человека и возможностях приспособления к внешней среде об анатомическом строении и функционировании систем органов (опорно-двигательной, нервной, сенсорной, сердечно-сосудистой, кроветворной, лимфатической, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, кожи и её производных); об анатомическом строении и функционировании систем органов (опорно-двигательной, нервной, сенсорной, сердечно-сосудистой, кроветворной, лимфатической, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, кожи и её производных.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям, выполнению контрольной работы, экзамену. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.

Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

 

Самостоятельная работа реализуется:

- непосредственно в процессе аудиторных занятий - на установочных лекциях;

- в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

- в библиотеке, дома, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся - как начинающему, так и имеющему определенный опыт.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны:

- подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне университета;

- разработка сценариев деловых игр;

- подготовку и написание докладов, сообщений, и других письменных работ на заданные темы (студенту предоставляется право выбора темы),

- выполнение контрольной работы;

- оформление презентаций учебных разделов и тем по актуальным проблемам документоведения, слайдового сопровождения докладов в аудитории;

- поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;

- подбор и изучение литературных и других источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике,

- работу с учебной и методической литературой, законодательными и нормативными документами, другими источниками, их аннотирование и конспектирование.

Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи.

Одним из видов СРС является написание контрольной работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Контрольная работа представляет собой оригинальное произведение объемом 15-20 страниц (машинописных) при наборе через 1,5 интервала и размере шрифта 14. Работа пишется на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4 (210Х197 мм).

Общими целями контрольной работы являются:

- углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков по избранной проблеме;

- формирование и закрепление навыков аналитической работы с научной литературой;

- формирование навыков решения научно-исследовательских задач;

- подготовка к дипломному проектированию

 

Составной частью СРС является подготовка к экзамену.

Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.

Для эффективной организации СРС необходимо:

- последовательное усложнение и увеличение объема СРС;

- постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;

- систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.

Виды, содержание, формы и средства контроля

Для контрольного измерения результатов изучения курса «Физиология человека» вводится итоговый контроль – экзамен. Экзамен по дисциплине, может проводиться посредством прохождения студентом итогового теста или по экзаменационным билетам.

Методы контроля:

- письменный;

- самоконтроль.

 

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, контрольных работ и т.п.), проверку конспектов.

Самоконтроль знаний. С этой целью студент после изучения каждой отдельной темы и затем всего курса по учебнику и дополнительной литературе должен проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов, которые готовятся преподавателем к самостоятельным занятиям и раздаются студентам в начале семестра (модуля).

Формы контроля включают:

- опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный);

- собеседование, анкетирование;

- контрольные задания и работы;

- тестирование;

- экзамен.

 

Контроль и оценка знаний студентов основаны на ряде основных принципов: систематичность, объективность, аргументированность.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Система опорно-двигательного аппарата
2. Физиология нервной системы
3. Физиология вегетативной нервной системы
4. Сенсорные системы (анализаторы)
5. Физиология системы крови
6. Физиология кровообращения
7. Физиология дыхания
8. Функции пищеварения
9. Обмен веществ и энергии
10. Физиология терморегуляции
11. Физиология желез внутренней секреции
12. Физиология выделения
13. Система защиты организма (иммунитет)
14. Организм человека как целостная система
15. Вредные факторы труда и психофизиологическое состояние
16. Строение лимфатической системы, и лимфатические органы.
17. Внутренняя среда организма: составляющие, их взаимосвязи между собой и внешней средой.
18. Питание. Калорические коэффициенты питательных веществ. Нормы питания человека.
19. Общие закономерности адаптации человека
20. Биологические ритмы человека.
21. Строение сердца человека. Деятельность сердца. Регуляция деятельности сердца.
22. Особенности высшей нервной деятельности человека.
23. Внутренняя секреция половых желез.
24. Функция и деятельность головного мозга.
25. Строение головного и спинного мозга. 26. Функциональные системы организма. 27. Адаптация и ее виды. 28. Физиология центральной нервной системы. 29. Физиология нервно-мышечной системы. 30. Понятие о внутренней среде организма. Физиологические механизмы регуляции функций организма.

 

 

Список литературы

Основная литература:

1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Трошин В.И. Основы физиологии человека: Учебник - М., 2009.

2. Зимкин Н.В. «Физиология человека» - Москва: Физкультура и спорт, 2009.

3. Логинов А.В. «Физиология с основами анатомии человека» - Москва: Медицина, 2008.

4. Маркосян А.А. «Физиология» - Москва: Медицина, 2008.

5. Сапин М.Р. «Анатомия и физиология» - Москва: Академия, 2009.

 

Дополнительная литература:

1. Антонова В.А. Возрастная анатомия и физиология. – М.: Высшее образование. - 2006.

2. Воробьева Е.А. Анатомия и физиология. - М.: Медицина, 2007.

3. Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека. - М.: Медицина. 2009.

4. Воронин Л.Г. «Физиология высшей нервной деятельности и психология» - Москва: Просвещение, 2007.

5. Обреумова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. Учебное пособие для студентов дефектологический факультете высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и задачи общей физиологии.

2. Система крови. Объем, состав и функции крови. Гематокрит. Кислотно-щелочное состояние и активная реакция крови в покое и при мышечной работе разного характера и мощности. Буферные системы крови.

3. Плазма крови. Гомеостатические константы крови. Осмотическое и онкотическое давление плазмы, их роль в транскапиллярном обмене веществ. Изменения в плазме крови при мышечной работе.

4. Эритроциты, их количество и функции. Изменения в связи с мышечной работой, истинный и ложный эритроцитоз. Кровотечение.

5. Лейкоциты, их состав и функции. Миогенный лейкоцитоз.

6. Тромбоциты. Механизм свертывания крови. Свертывающая и противосвертывающая системы крови, их изменения при мышечной работе.

7. Изменения крови при мышечной деятельности. Рабочая гемоконцентрация и её механизмы.

8. Сердце как насос. Структурные и функциональные особенности сердечной мышцы. Автоматия и проводящая система сердца. Электрокардиограмма.

9. Показатели работы сердца. Минутный объём кровообращения и показатели, определяющие его. Связь деятельности сердца с мощностью работы (потреблением кислорода).

10. Систолический (ударный) объём крови и факторы, его определяющие. Изменение систолического объёма в зависимости от положения тела, вида и мощности физической работы.

11. Частота сердечных сокращений в покое и при мышечной работе разной мощности. Влияние на ЧСС положения тела в пространстве.

12. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца в покое и при мышечной работе.

13. Гемодинамика основные законы гемодинамики. Объемная и линейная скорости кровотока. Время кругооборота крови. Особенности кровотока в различных органах и сосудистых зонах в покое и при мышечной работе.

14. Артериальное давление. Факторы, определяющие систолическое, диастолическое и пульсовое давление. Измерение АД при различных видах мышечной работы.

15. Движение крови по венам. Значение венозного возврата крови для величины минутного объёма кровообращения. Механизмы регуляции венозного возврата крови.

16. Сопротивление кровотоку в сосудах и факторы, его определяющие. Изменение сосудистого сопротивления при мышечной работе.

17. Микроциркуляция. Обмен жидкости и веществ через стенку капилляров (фильтрация-абсорбция) в покое и при мышечной работе.

18. Перераспределение кровотока между различными сосудистыми зонами в покое и при мышечной работе разной мощности.

19. Нервная и гуморальная регуляция сосудистого сопротивления и артериального давления в покое и при мышечной деятельности.

20. Дыхание и его функции. Этапы газообмена в организме. Внешнее дыхание. Механизмы вдоха и выдоха. Энергетическая (кислородная) стоимость дыхания.

21. Легочная вентиляция (минутный объём дыхания) и факторы, её определяющие в покое и при мышечной работе.

22. Способы определения легочной вентиляции, дыхательного объёма, частоты дыхания и жизненной ёмкости лёгких.

23. Обмен газов в лёгких. Газовый состав вдыхаемого (атмосферного), альвеолярного и выдыхаемого воздуха.

24. Диффузия газов через легочную мембрану. Величина парциального давления газов в лёгких и напряжения газов в артериальной и венозной крови и в тканях.

25. Транспорт кислорода кровью. Гемоглобин и его соединения. Кислородная ёмкость крови, факторы, её определяющие, и её роль в обеспечении кислородом работающих мышц.

26. Транспорт углекислого газа кровью.

27. Обмен газов между кровью и тканями. Диффузия кислорода и углекислого газа. Роль миоглобина. Артерио-венозная разность по кислороду (АВРО) в покое и при мышечной работе разной мощности.

28. Оксигемоглобин и факторы, определяющие скорость его диссоциации в тканях. Понятие о сдвиге кривой диссоциации гемоглобина вправо (эффект Вериго – Бора).

29. Потребление организмом кислорода в покое и при мышечной работе разной мощности. Методы определения потребления кислорода и выделения углекислого газа.

30. Максимальное потребление кислорода (МПК). Абсолютное и относительное МПК. Признаки достижения МПК. Факторы, определяющие и лимитирующие МПК.

31. Альвеолярная вентиляция. Анатомическое и физиологическое мёртвое пространство.

32. Оценка эффективности легочной вентиляции, вентиляционный эквивалент кислорода.

33. Регуляция дыхания в покое. Дыхательный центр. Хеморецепторные и механорецепторные рефлексы.

34. Влияние гиперкапнии и гипоксии на легочную вентиляцию. Задержка дыхания и произвольная гипервентиляция.

35. Особенности регуляции дыхания при мышечной работе. Роль центральных и периферических нервно-рефлекторных влияний в регуляции дыхания. Гуморальные механизмы в регуляции дыхания при работе.

36. Функции пищеварительного аппарата. Физиологические механизмы их регуляции. Значение работ И. П. Павлова в изучении физиологических механизмов пищеварения. Чувство голода. Пищеварение в полости рта.

37. Пищеварение в желудке и кишечнике, механизмы его регуляции. Всасывание питательных веществ. Влияние мышечной работы на процессы пищеварения и всасывания.

38. Физиологические механизмы обмена веществ. Понятие об ассимиляции и диссимиляции, анаболизме и катаболизме.

39. Роль белков в организме. Азотистый баланс. Белковый обмен во время мышечной работы и в период восстановления.

40. Обмен жиров. Роль жиров в энергообеспечении мышечной работы.

41. Обмен углеводов в покое и при мышечной работе. Значение запасов углеводов для мышечной работоспособности.

42. Обмен воды и минеральных веществ, его значение для обеспечения мышечной работоспособности. Роль почек в водно-солевом обмене. Питьевой режим при физических упражнениях разной мощности и длительности.

43. Физиология энергетического обмена. Энергетический баланс организма. Методы определения расхода энергии. Прямая и непрямая калориметрия. Калорический эквивалент кислорода.

44. Основной обмен и добавочный расход энергии. Кислородный запрос, кислородный дефицит, кислородный долг.

45. Температура тела и её колебания при различных функциональных состояниях. Механизмы теплопродукции и теплоотдачи.

46. Температурное «ядро» и «оболочка» тела. Изменения температуры «ядра» и «оболочки» тела при мышечной работе.

47. Регуляция температуры тела. Терморецепторы, центры терморегуляции.

48. Особенности терморегуляции при мышечной работе. Рабочая гипертермия.

49. Основные процессы, обеспечивающие ресинтез АТФ при мышечной работе разной мощности.

50. Общая характеристика выделительных процессов. Основные функции почек и методы их исследования.

51. Процесс мочеобразования: фильтрация, реабсорбция и секреция.

52. Регуляция мочеобразования. Состав мочи.

53. Влияние мышечной деятельности на функции выделения.

54. Методы определения и анализ изменений ЧСС во время и после физической нагрузки.

55. Изменения ЧСС и АД при переходе из горизонтального в вертикальное положение (ортопроба).

56. Определение жизненной емкости лёгких (спирометрия).

57. Пневмотахометрия.

58. Оксигемометрия.

59. Определение потребления кислорода (МПК).

60. Функциональные системы, их виды, системообразующий фактор.

61. Физиология нервной системы. Роль центральной нервной системы (ЦНС) в интегративной приспособительной деятельности организма.

62. Основные принципы распространения процессов возбуждения в ЦНС.

63. Спинной мозг.

64. Функции отделов головного мозга.

65. Физиология коры больших полушарий.

66. Физиология вегетативной нервной системы. Симпатическая нервная система. Парасимпатическая нервная система. Вегетативная иннервация. Вегетативные рефлексы.

67. Высшая нервная деятельность. Психическая деятельность человека. Условно-рефлекторная деятельность. Торможение условных и безусловных рефлексов.

68. Особенности и типология высшей нервной деятельности. Физиология сна, бодрствования и сновидения. Нарушение высшей нервной деятельности.

69. Сенсорные системы. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Роль анализаторов в познании окружающего мира. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. Вестибулярный анализатор. Двигательный анализатор. Обонятельный анализатор. Вкусовой анализатор. Температурный анализатор. Тактильный анализатор. Висцеральный анализатор. Адаптация анализаторов. Возрастные изменения.

70. Адаптация, ее виды. Системный структурный след как механизм и эффект адаптации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: