Эксперт, проверяющий задания с развернутым ответом, располагает следующими материалами:
1) тексты заданий;
2) возможные варианты решения задач 28-32;
3) критерии оценивания заданий 28-32;
4) таблица справочных величин (аналогичная таблицам КИМ ЕГЭ по физике);
5) кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по физике (1 экземпляр на аудиторию).
При проверке заданий с развернутым ответом эксперт имеет право пользоваться непрограммируемым калькулятором.
В материалах для экспертов ЕГЭ по физике для каждого задания приводится авторский способ решения. Однако предлагаемый разработчиками КИМ способ (метод) решения не является эталонным. Он лишь помогает эксперту в решении соответствующего задания.
Выполнение заданий оценивается на основании описания полного правильного ответа, за который выставляется максимальный балл, а наличие тех или иных недостатков или ошибок приводит к снижению на 1 или 2 балла. В случае, когда ошибки в решении не подпадают ни под один из критериев на 3, 2 или 1 балл, задание оценивается в 0 баллов.
|
|
В случае если решение экзаменуемого имеет логику, отличную от авторской, эксперт оценивает возможность решения конкретной задачи тем способом, который выбрал учащийся. Если ход решения учащегося допустим, то эксперт оценивает полноту и правильность этого решения с помощью обобщенной схемы оценивания на основании списка основных законов, формул или утверждений, который соответствует выбранному учащимся способу решения.
При использовании обобщенных схем оценивания рекомендуется обращать внимание на следующие моменты:
ü Перед проведением проверки каждого из заданий необходимо изучить критерии его оценивания в материалах для эксперта, обратив внимание на возможные отличия от обобщенной схемы оценивания.
ü При проверке ответов на задание 28 необходимо вычленить в решении три элемента: ответ, объяснение ответа и перечень законов и явлений, на которые должны быть указаны в объяснении. Количество логических шагов в объяснении и перечень законов и явлений зависит от выбранного способа решения. Это необходимо учитывать при выборе критериев для оценивания.
ü Выполнение задания 28 оценивается в 2 балла только при наличии верного ответа.
ü Решение задач 29-32 может оцениваться в 2 балла при полном правильном решении и верном ответе, если не описаны дополнительно введенные физические величины. При этом допускается введение новых величин без описания, если используются стандартные обозначения.
|
|
ü При требовании в задании рисунка с указанием сил, действующих на тело, правильным считается рисунок, в котором верно указаны все необходимые силы и их направление. Ошибка в соотношении длин векторов не считается ошибкой.
ü Если в задании требуется нарисовать схему электрической цепи, то принимаются схемы, отвечающие требованиям задачи, в которых используются стандартные обозначения элементов электрической цепи. При составлении схемы по фотографии допускается неверная интерпретация подключения реостата. При этом задача считается решенной верно, если в решении учитывается тот же способ подключения, что и на электрической схеме.
ü При проверке правильности числового ответа необходимо проверить вычисления экзаменуемого при помощи калькулятора. Допускаются округления с учетом того числа значащих цифр, которые указаны в условии задачи. Избыточная точность числового ответа не считается ошибкой.
ü Если экзаменуемый использует в процессе решения в качестве одной из исходных формул ту, которая не представлена в кодификаторе, то такая работа оценивается по критерию отсутствия одной из основополагающих формул и оценивается в 1 балл (даже при наличии верного числового ответа).
ü Если экзаменуемый решает задачу, которая относится к другому варианту, то работа оценивается в 0 баллов.
В процессе проверки необходимо придерживаться следующих правил:
ü При оценивании экзаменационных работ эксперт рассматривает решения в выданных ему работах по заданиям: вначале решения задачи 28 во всех работах, затем все решения задачи 29, потом все решения задач 30, 31 и 32. Тем самым обеспечивается более согласованное решение о выставлении баллов за одно и то же задание.
ü При работе эксперт выставляет свои оценки в специальный бланк («Протокол проверки ответов на задания в бланке № 2»), в котором вносить изменения и исправления крайне нежелательно. При отсутствии решения или свидетельств попытки решения какой-либо задачи (отсутствуют любые записи о данном задании) в бланк вносится знак «Х» в поле соответствующей задачи.
ü Выставление баллов в бланк оценивания рекомендуется проводить по работам: все задания первой проверяемой работы, все задания второй проверяемой работы и т.д. Это позволяет обнаружить ошибки, допущенные экзаменуемым в нумерации задач, а также обнаружить непронумерованную, или пронумерованную неверно, или случайно пропущенную экспертом задачу.
ü Результаты оценивания переносятся в протокол проверки следующим образом:
- баллы по заданию 28 переносятся в колонку 1 протокола;
- баллы по заданию 29 переносятся в колонку 2 протокола;
- баллы по заданию 30 переносятся в колонку 3 протокола;
- баллы по заданию 31 переносятся в колонку 4 протокола;
- баллы по заданию 32 переносятся в колонку 5 протокола;
ü Баллы выставляются в бланк оценивания гелиевой черной ручкой.
ü Внесение изменений в бланк оценивания крайне нежелательно. Все исправления вносятся только поверх неверных записей. Использование замазок и затирок с целью исправления записей категорически не допустимо! Любые лишние записи на бланке приводят к признанию его недействительным.
Номера столбцов в протоколе проверки экспертом заданий с развернутым ответом | |||||||||||
28 | 29 | 30 | 31 | 32 | |||||||
Номера заданий в варианте |
Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».
|
|
Справочные данные
Десятичные приставки
Наименование | Обозначение | Множитель | Наименование | Обозначение | Множитель |
гига | Г | 10 9 | санти | с | 10–2 |
мега | М | 10 6 | милли | м | 10–3 |
кило | к | 10 3 | микро | мк | 10–6 |
гекто | г | 10 2 | нано | н | 10–9 |
деци | д | 10–1 | пико | п | 10–12 |
Константы | |
число p | p = 3,14 |
ускорение свободного падения на Земле | g = 10 м/с2 |
гравитационная постоянная | G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2 |
универсальная газовая постоянная | R = 8,31 Дж/(моль·К) |
постоянная Больцмана | k = 1,38·10–23 Дж/К |
постоянная Авогадро | N А = 6·1023 моль–1 |
скорость света в вакууме | с = 3·108 м/с |
коэффициент пропорциональности в законе Кулона | k = = 9·109 Н·м2/Кл2 |
модуль заряда электрона (элементарный электрический заряд) | e = 1,6·10–19 Кл |
постоянная Планка | h = 6,6·10–34 Дж·с |
Соотношение между различными единицами | |
температура | 0 К = – 273 °С |
атомная единица массы | 1 а.е.м. = 1,66×10–27 кг |
1 атомная единица массы эквивалентна | 931,5 МэВ |
1 электронвольт | 1 эВ = 1,6×10–19 Дж |
Масса частиц | |
электрона | 9,1×10–31кг» 5,5×10–4 а.е.м. |
протона | 1,673×10–27 кг» 1,007 а.е.м. |
нейтрона | 1,675×10–27 кг» 1,008 а.е.м. |
Плотность | подсолнечного масла | 900 кг/м3 | |||
воды | 1000 кг/м3 | алюминия | 2700 кг/м3 | ||
древесины (сосна) | 400 кг/м3 | железа | 7800 кг/м3 | ||
керосина | 800 кг/м3 | ртути | 13 600 кг/м3 | ||
Удельная теплоёмкость | |||||||||
воды | 4,2×10 3 | Дж/(кг×К) | алюминия | Дж/(кг×К) | |||||
льда | 2,1×10 3 | Дж/(кг×К) | меди | Дж/(кг×К) | |||||
железа | Дж/(кг×К) | чугуна | Дж/(кг×К) | ||||||
свинца | Дж/(кг×К) | ||||||||
Удельная теплота | |||||||||
парообразования воды | 2,3×10 6 Дж/кг | ||||||||
плавления свинца | 2,5×10 4 Дж/кг | ||||||||
плавления льда | 3,3×10 5 Дж/кг | ||||||||
Нормальные условия: давление – 105 Па, температура – 0 °С |
Молярная маcса | |||||||||||
азота | 28×10–3 | кг/моль | гелия | 4×10–3 | кг/моль | ||||||
аргона | 40×10–3 | кг/моль | кислорода | 32×10–3 | кг/моль | ||||||
водорода | 2×10–3 | кг/моль | лития | 6×10–3 | кг/моль | ||||||
воздуха | 29×10–3 | кг/моль | неона | 20×10–3 | кг/моль | ||||||
воды | 18×10–3 | кг/моль | углекислого газа | 44×10–3 | кг/моль | ||||||
|
|