Урок географии по теме: «Республика Украина».
Класс
Цели урока: раскрыть особенности экономико-географического положения (ЭГП), природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства Украины.
Задачи урока:
Образовательные:
· познакомить с географическим положением Украины, природными условиями, ресурсами, экономическими связями;
· установить причинно-следственные связи в развитии республики, определении внешних экономических связей с СНГ и РК.
Развивающие:
· развивать логическое мышление, умение проводить сравнительный анализ особенностей географического положения, природных условий и ресурсов со странами СНГ и Казахстана;
· развивать умения, направленные на овладение основными компонентами учебной деятельности, в том числе, работа с различными информационными источниками, чтение статистических материалов, характеризующих отрасли экономики;
· создание условий для приобретения учащимися опыта публичных выступлений, обсуждения актуальных проблем, оценки собственной деятельности и деятельности других.
Воспитательные:
· способствовать развитию патриотизма и любви к своей Родине, уважение и интерес к государствам входящим в состав СНГ, к их культуре, традициям;
· воспитывать коллективизм, умение работать в группах.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы контроля: выполнение тестов на оборудовании Xplorer, оценочные листы.
Оборудование: диск «Учебное электронное издание. Экономическая и социальная география мира», политическая карта «Страны СНГ», Учебник «Экономическая и социальная география. 10 класс», Атлас «Экономическая и социальная география мира», флипчапрт урока, приложения для работы на уроке, информационные лист учащегося (19 шт), памятки, Лист самооценки, Лист учета знаний.
Подготовка к уроку:
1. Опережающее задание: подготовить презентацию по теме «Украина»;
2. Определение эксперта и консультации с ним по основным проблемам урока и требованиям к анализу ответов учащихся;
3. Помощь детям в поиске информации и её обработке;
4. Подготовка флипчарта к уроку, теста c использованием оборудования Xplorer GLX;
5. Подготовка информационных листов и раздаточного материала;.
ХОД УРОКА
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические указания |
1. | Организационный | Приветствие. Знакомство учащихся с особенностями урока | Знакомство с информационными листами, выбор спикера группы | Группы сформированы заранее во время подготовки к уроку |
2. | Теоретическая часть | Организация интерактивной работы по определению целей и задач урока. | Ответы на вопросы учителя, работа с интерактиной доской, выдвижение целей урока | Теоретическую часть лучше организовать в форме диалога и с использованием интерактивных форм и методов организации учащихся. |
Организация работы в группах | Выполнение заданий в группах, подготовка к презентации ответа | Задания раздаются на столы вместе с приложениями для их выполнения перед началом урока. | ||
3. | Практическая часть | Организация класса по выслушиванию ответов групп и оформлению информационных листов, листов оценивания | Группы представляют итоги работы, отвечают на дополнительные вопросы. Учащиеся класса ведет заполнение индивидуальных информационных лист урока, проводят само- и взаимо- оценивание. | Необходимо следить за временем ответа, оцениванием и дополнением эксперта. |
Тестирование с использование интерактивной доска и оборудования Xplorer | Тестирование на оборудовании Xplorer | Необходимо организовать работу таким образом, чтобы учащиеся параллельно внешнему контролю проводили самооценивание. | ||
4. | Итоговая часть | Организация рефлексии. | Участие в рефлексивной деятельности. |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
Организационный момент включает в себя приветствие учащихся. В своем вступительном слове учитель сообщает, что на предстоящем уроке продолжается знакомство с государствами СНГ и знакомит с особенностями урока:
· работа в группах по решению определенно задачи в течении 10 мин.;
· необходимо продумать ответ и подготовить его защиту перед классом;
· необходимо заполнять информационный лист по мере продвижения по уроку, проводить самооценивание деятельности;
· ответу учащихся будут оцениваться и одноклассниками и экспертом - ученица 11 класса Абилова А. - призер городской олимпиады по географии;
· в конце урока будет проведено тестирование;
Блок I. Решение заданий содержательного компонента.
1. Фронтальная работа учащихся с интерактивной доской по определению темы и задач урока.
Задание 1. Необходимо внести в круг государства, входящие в состав СНГ
Азербайджан
Россия
Китай
Литва
Молдова
Канада
Украина Казахстан Армения Эстония
Задание 2. Соотнесите год календарный и год, определенный ЮНЕСКО годом интеграции государств …., что позволит нам определить тему урока.
2003 год Казахстана в России
2004 год России в Казахстане
2007 год Казахстана в Украине
2008 год Украины в Казахстане
2010 год Германии в Казахстане
2011 (планируется) год Южной Кореи в Казахстане
Задание 3. Украина - это не первое государство, с которым мы знакомимся, поэтому вам необходимо расположить в правильной последовательности алгоритм изучения темы:
1. История
2. Население
3. ЭГП
4. Природные условия
5. Хозяйство
6. Транспорт
7. Внешние экономические связи
2. Практическая работа учащихся в группах с различными информационными источниками
Группа №1
1. Рассказать историю формирования территории современной Украины.
2. Заполнить сравнительную таблицу:
Сравнить особенности географического положения государства | Украина | Россия | Казахстан |
Группа №2 Охарактеризовать природные условия Украины, факторы и ресурсы.
1. Какие факторы оказали влияние на формирование хозяйственной структуры страны?
2. Почему ТЭ отрасль в Украине получила преобладающее развитие? Назовите его главные центры.
3. В чем проявляется зональная специализация с/х.
4. Какие виды природных ресурсов имеются на территории Украины? Влияют ли они на специализацию хозяйства.
Группа №3. Опираясь на материал учебника и дополнительные сведения, дать оценку по проблеме: Структура экспорта и импорта во внешней торговле Украины.
Вид продукции | Экспорт | Импорт | С какими странами существуют торговые отношения. |
Группа №4. Представить сравнительную характеристику демографических показателей страны с другими государствами
Демографические показатели | Украина | Россия | Беларусь | Казахстан |
Вопросы: 1. Как обеспечена Украина трудовыми ресурсами?
2. Каков национальный и религиозный состав населения страны?
3. Чем обусловлена многонациональность в стране?
Слово предоставляется эксперту
Группа №5. Охарактеризовать проблему Транспорт Украины. Внешнеэкономические связи Украины.
1. Чем обусловлено развитие почти всех видов транспорта?
2. Внешние экономические связи.
3. Какое место занимает Украина во внешне экономических связях с Казахстаном?