Глава 15
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
В ПЕРИОД КОРЕННОЙ ЛОМКИ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (1930-1941 гг.)
§ I. Государственное управление экономикой
Уже к 1926-1927 гг. завершилось восстановление разрушенного Первой мировой войной, революцией и Гражданской войной народного хозяйства и был достигнут довоенный уровень 1913 г. Но ведь это был уровень отсталости. Лидеры стоявшей у власти Коммунистической партии, как и сам В. И. Ленин, всегда считали, что для выхода из плена отсталости нужно строить крупную современную промышленность с новейшими технологиями.
Необходимость скорейшего преодоления индустриального отставания страны от развитых стран Запада диктовалась не только потребностями обеспечения нормального развития экономики страны и ее экономической независимости, для чего был необходим мощный военно-экономический потенциал.
В нашей стране не было в то время своей развитой авиационной, танковой, тракторной, автомобильной и многих других важных отраслей промышленности, не производились шарикоподшипники, электротехническое оборудование, необходимые для производства любых машин (самолетов, танков, автомобилей, кораблей и т. д.).
|
|
Слабость Вооруженных Сил и военно-промышленного комплекса в условиях нараставшей опасности войны представляли угрозу самому существованию страны как независимому государству.
Необходимость индустриализации страны и создания военно-промышленного комплекса понимали все. Предлагалось два альтернативных варианта. Причем каждый из вариантов влек за собой различие в правовых методах управления экономикой и социальными процессами и соответственно в организации и методах деятельности партийного и государственного аппарата, что предопределяло и политический режим.
Члены Политбюро Н. И. Бухарин, А. И. Рыков (он же глава правительства - председатель Совнаркома СССР) и др. отстаивали путь индустриализации, основывавшийся на продолжении нэпа. Суть их предложений сводилась к необходимости накопления средств для создания тяжелой индустрии и военно-промышленного потенциала за счет расширения и ускорения гражданского оборота в стране, что должно было, по их мнению, привести к увеличению прибылей и отчислений от них в госбюджет. Это ускорение было связано, прежде всего, с развитием легкой промышленности - производством товаров народного потребления (что быстрее дает прибыль). В деревне группа Бухарина предлагала сохранение единоличных хозяйств, но с ускоренным развитием (при поддержке государства: льготное кредитование и т. д.) крестьянских форм кооперации (сбытовой, снабженческой, промысловой, товариществ по совместной обработке земли, эксплуатации машин и т. д.).
|
|
Этот путь позволял сохранить и укрепить союз рабочего класса с крестьянством, иными словами, сохранить и укрепить социальный мир в стране.
Правда, современный российский историк и экономист Г. И. Ханин предпринял попытку «просчитать» предложенный Бухариным вариант развития экономики. Его расчеты показали, что при сохранении нэпа рост основных производственных фондов на предстоявшую первую пятилетку из-за недостатка инвестиций вряд ли мог превысить 5-10% или не более 1-2% в год. В этом случае рост национального дохода оказывался ниже роста численности населения, которое стабильно росло на 2% в год. А это означало бы прогрессирующее отставание СССР от основных капиталистических государств.
Таким образом, современные расчеты показывают, что при сохранении нэпа страну ожидали экономическая стагнация и военное бессилие. Наиболее реальным вариантом социально-экономического развития, обеспечивавшим сохранение национальной независимости страны и ее военной безопасности, должен был стать индустриальный прорыв, которого как раз и требовали Сталин и его сторонники.
Сталинский курс был нацелен на скорейшую индустриализацию любой ценой и не считаясь ни с какими жертвами. Обосновывая принятый по его настоянию в 1928-1929 гг. курс на резкое ускорение темпов индустриализации и создание военно-промышленного комплекса, Сталин говорил: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние за десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Примечательно, что эти слова были сказаны в речи на 1-й Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности в феврале 1931 г., за десять лет до начала Великой Отечественной войны. В этих словах Сталина как раз и была выражена идея своеобразного «большого скачка»: «пробежать» за десять лет столетний путь естественного развития экономики, «перепрыгивая» через все промежуточные этапы.
Откуда же Сталин предлагал взять средства на форсированную «скачкообразную» индустриализацию? Во-первых, за счет «дани» с крестьянства. Во-вторых, установлением жесткого режима экономии, и прежде всего резкого сокращения потребления, т. е. за счет резкого снижения жизненного уровня населения. И, наконец, в-третьих, использованием массового применения «дешевого» труда заключенных.
Наиболее важный источник - это, безусловно, изъятие средств у крестьян. Однако взятие «дани» с крестьянства было чрезвычайно затруднено.
Деревня «осереднячилась» за годы нэпа, в деревне свыше 26 млн крестьянских дворов вели мелкотоварное (натуральное) хозяйство. И хотя валовой сбор хлеба даже несколько превысил уровень 1913 г., товарного хлеба было существенно меньше. В связи с увеличением численности городского населения его стало не хватать даже для снабжения городов, и с 1929 г. в городах была введена карточная система. А на экспорт хлеба и вовсе почти не было, тогда как до революции Россия экспортировала от 7 до 9 млн тонн зерна в год, которое поставляли помещики и крупные фермеры.
Необходимость реконструкции сельского хозяйства и его кооперирования также признавали все. Но по поводу конкретных форм, методов и сроков были серьезнейшие разногласия. Группа Сталина предлагала путь форсированной коллективизации, который предусматривал немедленное создание в деревне коллективных хозяйств, в которых обобществлялись как земля, рабочий и продуктивный скот, орудия производства, так и производственные процессы. Причем эти коллективные хозяйства (колхозы) должны были создаваться практически на базе старых орудий производства (сохи и бороны), так как новая техника в массовом масштабе в деревню еще не поступала.
|
|
В ноябре 1929 г. ноябрьский пленум ЦК Коммунистической партии принял решение о немедленном проведении сплошной коллективизации в сжатые сроки. Одновременно в соответствии с директивой пленума ЦК был создан Народный комиссариат земледелия СССР (Наркомзем СССР), призванный осуществлять государственное управление процессом коллективизации, а затем и сельскохозяйственным производством.
Действовавшая в то время Конституция СССР 1924 г. государственное руководство сельским хозяйством относила к исключительной компетенции союзных республик - субъектов федерации, считая это внутренним делом республик. Соответственно народные комиссариаты земледелия существовали только в союзных и автономных республиках.
Принятый 15 декабря 1928 г. ЦИК СССР Закон «Общие начала землепользования и землеустройства» впервые четко определил, что Союз ССР в лице его высших органов государственной власти является субъектом права собственности на землю в масштабе всего Союза. Тем самым закон создал правовую базу и для учреждения общесоюзной централизованной системы государственного управления сельским хозяйством.
Переход к форсированной сплошной коллективизации, ее темпы и методы были определены в постановлении ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» и в постановлении ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г. «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Основные положения этих партийных решений были изложены в Законе, принятом ЦИК и СНК СССР 1 февраля 1930 г., «О меро приятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». В процессе коллективизации осуществлялась и ликвидация кулачества (раскулачивание), что означало изъятие у кулаков имущества (в первую очередь инвентаря, рабочего скота, хозяйственных построек и т. д.) и выселение их с прежнего места жительства. К кулачеству причислялись лица, занимавшиеся ростовщичеством, владевшие мельницами, крупорушками, арендовавшие землю (сверх общинной нормы), нанимавшие батраков и т. д. Раскулачивание, во-первых, преследовало цель создания материальной базы колхозов. Так, только с 1929 г. до середины 1930 г. у кулаков было конфисковано имущества более чем на 400 млн руб., которое было передано колхозам в счет вступительных взносов за бедняков и батраков.
|
|
Раскулачивание имело целью запугать крестьянство и сломить его сопротивление коллективизации, хотя это и не всегда давало ожидаемый эффект. Раскулачивание положило начало созданию армии «дешевого» труда заключенных, который использовался как один из источников средств для форсирования индустриализации.
В соответствии с Инструкцией ЦИК СССР от 4 февраля 1930 г. лица, подлежащие раскулачиванию, разделялись на три категории. К первой из них причислялись кулаки, оказывавшие активное сопротивление власти. Ко второй категории - наиболее богатые, но не оказывавшие активного сопротивления. К третьей категории - все остальные. Постановление ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. предоставляло местным властям чрезвычайные полномочия по борьбе с кулачеством. Репрессии, а также выселение и конфискация имущества производились в административном порядке.
К концу 1932 г. коллективизация была в основном завершена. Организационно-правовые основы колхозной жизни и колхозного производства определялись Примерным уставом колхоза, одобренным 1 Всесоюзным съездом колхозников в 1930 г. В Уставе за колхозом закреплялись в бессрочное пользование сельскохозяйственная земля, рабочий и продуктивный скот, инвентарь, постройки. Определялись обязательства колхоза перед государством. Но внутреннюю жизнь колхоза Устав четко не регулировал. В частности, не определил четко пределы обобществления, размеры и правовой статус приусадебных участков и приусадебного хозяйства членов колхоза, порядок распределения заработанной доли урожая. Все это способствовало тенденции к коммунизации артелей, обобществлению всего и вся.
В 1932-1933 гг. сложилась система централизованного государственного управления колхозами. Возглавлял эту систему Наркомзем СССР, осуществлявший свои функции через наркомземы союзных и автономных республик, земельные управления и отделы областных и районных органов власти. Низовыми звеньями этой системы были машинно-тракторные станции (МТС). МТС в каждом районе было несколько, и они не только обрабатывали колхозные поля своей техникой, но и непосредственно управляли «кустом» колхозов. В централизованном порядке до колхозов «доводили» планы посевов, сдачи хлеба государству, нормы выдачи зерна колхозникам, цены и т. д.
Государственные сельскохозяйственные предприятия (совхозы) были выведены из ведения Наркомзема СССР, и для управления ими создается самостоятельный Наркомат зерновых и животноводческих совхозов СССР, которому непосредственно были подчинены совхозы на всей территории Союза.
Колхозы сдавали большую часть урожая в виде обязательных хлебопоставок по ценам в 10-12 раз ниже рыночных (и, как правило, ниже себестоимости), часть урожая - в виде натуроплаты МТС за обработку колхозных полей ее техникой (натуроплата тоже шла на государственные элеваторы), затем они должны были внести гарантированную оплату труда механизаторов (рабочих МТС), отчислять часть доходов от урожая в колхозные «неделимые фонды» и страховые и семенные фонды. А уже потом делить между членами колхозов в виде оплаты труда то, что остается.
Неудивительно, что товарность сельского хозяйства резко возросла. Соответственно возрос и экспорт. Всего за 1930 и 1931 гг. было экспортировано свыше 10 млн тонн. Именно такое тотальное выкачивание хлеба из деревни и резкий рост его экспорта, а также засуха 1933 г. привели к голоду.
Острая нехватка продовольствия влекла за собой рост хищений, особенно в колхозах. А в экстремальных условиях и борьба с хищениями, принимавшими массовый характер, велась экстремальными средствами.
7 августа 1932 г. был издан Закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». В нем расхитители объявлялись врагами народа и к ним предусматривалось применение высшей меры наказания с заменой при смягчающих обстоятельствах расстрела лишением свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. 23 августа 1932 г. издается Закон «О борьбе со спекуляцией». В нем изменяется само понятие «спекуляция». Если Уголовный кодекс 1926 г., принятый в годы НЭП, трактовал спекуляцию как «злостное повышение цен на товары путем скупки, сокрытия или невыпуска таковых на рынок», то в Законе 1932 г. с переходом к административно-распределительной экономике спекуляция стала пониматься как «скупка и перепродажа товаров с целью извлечения прибыли». Закон предусматривал за спекуляцию продовольствием и промтоварами лишение свободы на срок от 5 до 10 лет без права применения амнистии. Чтобы закрепить рабочую силу в колхозах и предотвратить массовую миграцию в города, где скапливалось большое число людей, лишенных средств к существованию, что вело к усилению уголовной преступности, в 1932 г. сначала в столице, морских портах и крупных городах, а затем и во всех городах и поселках городского типа вводится паспортная система. Паспорта выдавались только городскому населению и обязательно прописывались по месту жительства в территориальных органах милиции. Таким образом, сельское население фактически прикреплялось к земле и своим колхозам и совхозам.
Голод 1932-1933 гг. не только сильно ослабил деревню, но и привел к снижению темпов развития промышленности и серьезному осложнению социально-политической ситуации в стране. Недовольство охватило не только крестьянство и городское население, но и распространялось в правящей партии. Все это вынудило руководство партии и правительство пойти на некоторое изменение экономической политики и методов государственного управления экономикой, в том числе и сельским хозяйством.
Ноябрьский Пленум ЦК ВКП(б) 1934 г. постановил прекратить экспорт зерна и направить его на внутренний рынок, отменить карточную систему и разрешить колхозную торговлю. Это решение учитывало ряд факторов. Во-первых, начиная с 1932 г. мировые цены на зерно упали в связи с массовым выбросом на мировой рынок американского зерна по демпинговым (т. е. ниже себестоимости) ценам, и экспорт нашего зерна стал нерентабельным. Во-вторых, резко возросла выручка за увеличившийся в шесть раз экспорт деловой древесины, поставлявшейся лесными лагерями ГУЛАГа и леспромхозами Наркомата лесной промышленности, а также за экспорт нефти, оловянной руды, пушнины и т. д.
Учитывая выявившуюся неэффективность чисто административно-командных методов управления колхозами, ноябрьский Пленум ЦК ВКП(б) упразднил политотделы МТС и передал МТС и колхозы в ведение местных органов управления. Одновременно решено было разработать новый Примерный устав колхоза, который был принят в 1935 г. и получил силу закона. В нем были пресечены тенденции к коммунизации (т. е. созданию коммун с полным обобществлением не только производства, но и быта крестьян), зафиксировано закрепление за колхозниками приусадебных участков земли (огородов, садов), право содержать на приусадебном участке скот (корову, овец, свиней), птицу, пчел и т. д. По-новому организовывался труд в колхозе: вводились постоянные бригады с закреплением за ними земли, трудодень как мера труда и его оплаты. Иными словами, оплата труда стала зависеть от его количества и качества, поскольку были введены коэффициенты начисления трудодней за более квалифицированный труд. В 30-е гг. в сельское хозяйство начинают наконец поступать в массовом количестве тракторы, иная сельскохозяйственная техника и химические удобрения.
Несколько снижен был и налоговый пресс на деревню. Существенное значение имело установление норм сдачи колхозами продуктов с учетом условий производства в различных зонах страны и особенно запрещение местным органам устанавливать наряду с обязательными поставками так называемые «встречные планы». Все это сказалось на эффективности сельского хозяйства и постепенном увеличении урожаев. В 1937 г. валовой сбор зерна достиг 97,5 млн тонн (против 76,5 млн тонн в 1913 г.). Все это привело к существенному улучшению снабжения продовольствием населения как в городе, так и в деревне. Серьезным достижением явилось также увеличение (в 2,4 раза по сравнению с 1913 г.) посевов технических культур (хлопка, сахарной свеклы, подсолнечника и т. д.). За этот счет к началу Отечественной войны страна почти полностью стала обеспечивать себя сахаром и хлопком, что особенно важно, поскольку хлопок использовался как сырье не только для текстильной промышленности, но и для производства артиллерийского пороха.
Однако с 1939 г. вновь верх берет курс на усиление налогового пресса и изъятие хлеба из деревни административными методами. 27 мая
1939 г. в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» предписывалось проверить соответствие Уставу размеров приусадебных участков колхозных дворов и изъять (отрезать) излишки. Одновременно устанавливалась для членов
колхозов обязательная годовая норма отработки в колхозах трудодней.
За ее невыполнение полагалось лишение колхозного двора приусадебного
участка, т. е. лишение крестьян средств к существованию, поскольку имен
но с дохода от приусадебных участков они и жили. I сентября 1939 г.
принимается новый Закон «О сельхозналоге». Если по старому Закону ус
танавливались твердые и сравнительно невысокие ставки сельхозналогов с
приусадебных хозяйств колхозников и рабочих и служащих совхозов,
то по Закону 1939 г. крестьянин должен был платить налог с каждого пло
дового дерева и каждой грядки огорода независимо от того, выросло там
что-либо или нет. Причем налог исчислялся исходя из рыночных цен на
момент его взимания.
Одновременно увеличивались обязательные госпоставки из колхозов. А в 1940 г. был изменен сам порядок их исчисления. Если раньше размер поставок определялся исходя из доходности колхоза, то по Закону 1940 г. он стал определяться исходя из количества и качества закреплен ной за колхозом земли. Это (по мысли законодателя) должно было побудить колхозы лучше использовать землю.
Это было связано с резким увеличением потребности в товарном продовольствии, поскольку в связи с обострившейся в 1939 г. военной опасностью стали срочно создаваться стратегические запасы продовольствия на случай войны. Увеличились потребности в продовольствии и армии.
Важнейшими источниками финансирования форсированной индустриализации были экспорт зерна и других сельхозпродуктов, леса, нефти, пушнины и некоторых других видов сырья и полезных ископаемых. Играло свою роль и увеличение добычи золота. Важным источником средств стала денежная эмиссия (т. е. печатание денег). Увеличение денежной массы, находившейся в обращении, вело к обесцениванию денег (инфляции), снижению стоимости рабочей силы, сокращению внутреннего потребления товаров. Налоги с физических лиц составляли лишь ничтожную долю доходов госбюджета, хотя эти налоги дополнялись обязательной подпиской на внутренние государственные займы. Обязательная подписка на заем превратилась фактически в дополнительный 10%-ный налог. Немалые средства давала государственная монополия на водку, введенная еще в 1925 г.
Но главным налогом стал налог с оборота, введенный в 1931 г. для всех государственных промышленных, строительных и торгово-снабжен-ческих предприятий. Через этот налог в доход государства поступала их прибыль. Введение налога с оборота означало дальнейшую централизацию бюджета, так как налог этот полностью поступал в союзный бюджет (так же как и доходы от внешней торговли), и уже союзные власти определяли долю в бюджете, полагавшуюся союзным республикам как субъектам федерации, и процент отчисления от налога с оборота, шедший на формирование республиканских бюджетов.
В январе 1930 г. была проведена кредитно-банковская реформа. Коммерческое кредитование было запрещено окончательно, в том числе даже взаимное кредитование государственных предприятий (т. е. поставки товаров в кредит). Упразднялись векселя и вексельное право. Краткосрочные кредиты предприятиям на эксплуатационные расходы (выплата зарплаты, оплата поставок сырья, комплектующих деталей и т. д.) осуществлялись только через Государственный банк и под его контролем. Капитальное строительство теперь велось за счет прямого бюджетного финансирования, осуществлявшегося через специальные банки (Промышленный, Сельскохозяйственный, Строительный и Центральный коммунальный банки).
С переходом к форсированной индустриализации резко возрастала роль планирования. План экономического развития из плана-прогноза превращался в план-закон. Соответственно повышались роль и правовой статус специального планирующего органа - Государственной плановой комиссии (Госплана). Из комиссии при Совете Труда и Обороны (СТО) Госплан СССР был преобразован в январе 1930 г. в самостоятельное ведомство на правах народного комиссариата, а его председатель был введен в состав союзного правительства. Предусматривалось увеличение за пятилетку выпуска промышленной продукции на 170%, в том числе средств производства - на 230%.
Во втором пятилетнем плане плановые задания в гораздо большей мере были соотнесены с имеющимися ресурсами и сбалансированы. И это дало свой результат. По объему валовой продукции в 1937 г. СССР стал второй державой мира. Он намного отставал от Америки, но превосходил любую из отдельно взятых европейских держав (за исключением Германии). И хотя материальные и человеческие затраты были невиданно высоки, велики были диспропорции в экономике, а достижения в большинстве случаев не соответствовали первоначальным плановым заданиям, в строй было введено более 4,5 тыс. предприятий, в том числе такие гиганты, как Уралмаш, Краматорский завод и т. д.
Крайне напряженные пятилетние планы (особенно первый пятилетний план), которые пришлось осуществлять при острой нехватке металла, стройматериалов, оборудования и т. д., обусловили концентрацию ресурсов на наиболее важных, так называемых «ударных стройках». Такая концентрация обеспечивалась централизованным планированием и прямым бюджетным финансированием через спецбанки. Все это предопределяло отказ от рыночной и переход к планово-распределительной экономике и соответственно от преимущественно гражданско-правовых методов регулирования к преимущественно административно-правовым методам управления (хотя полного отказа от товарно-денежных отношений, которые тогда именовались хозрасчетом, как это было в годы «военного коммунизма», не произошло). Переход к планово-распределительной экономике и административным методам управления ею потребовал радикальной реорганизации системы органов государственного управления промышленностью и строительством. 5 января 1932 г. был принят Закон «О перестройке управления промышленностью». ВСНХ СССР упразднялся, и вместо него образовывались три общесоюзных промышленных наркомата: тяжелой промышленности, легкой промышленности, лесной промышленности. Несколько позже (в 1934 г.) возник Наркомат пищевой промышленности. Следствием этой реорганизации явилось то, что основная масса крупной промышленности перешла под непосредственное управление общесоюзных органов и была выведена из-под контроля союзных республик как субъектов федерации. Это означало новый шаг на пути формирования единого общесоюзного народнохозяйственного комплекса.
Каждый вновь созданный общесоюзный наркомат управлял через входившие в него отраслевые главки примерно 40-50 крупными предприятиями и стройками. Однако, по мере того как входили в строй новые предприятия, численность объектов управления существенно увеличивалась (к концу второй пятилетки в строй вступило 4500 новых предприятий). Поэтому во 2-й половине 30-х гг. начинается процесс разукрупнения наркоматов. Выделяются в самостоятельные ведомства оборонная промышленность, угольная, нефтяная, электротехническая и т. д. К 1941г.
число общесоюзных промышленных наркоматов достигло 24. Их основной задачей стало управление действующими предприятиями. Поэтому для управления строительством создается специальная организация - Наркомат строительства СССР, обладавший крупными строительными мощностями, что положило начало созданию строительной индустрии как отрасли народного хозяйства. Он и осуществлял основные стройки по договорам (в рамках плана) с промышленными ведомствами.
В 1934 г. проводится реорганизация внутренней структуры промышленных наркоматов и главков: функциональная система заменяется производственно-отраслевой. Во времена нэп, когда тресты обладали оперативной самостоятельностью и сами выступали на рынке с целью извлечения прибыли, ВСНХ СССР лишь планировал, координировал и контролировал их работу. Поэтому в составе ВСНХ были подразделения и отделы функционального назначения: текущего планирования, финансирования, капитального строительства, сбыта и т. д. Когда тресты лишились оперативной самостоятельности и выхода на рынок, такая функциональная система была заменена отраслевыми главными управлениями, непосредственно управляющими предприятиями из центра административными методами.
Однако элементы хозрасчета все же сохранялись. Ведомства (наркоматы) в соответствии с пятилетними, годовыми и квартальными планами заключали между собой генеральные договоры взаимных поставок продукции, в соответствии с которыми главки и отдельные предприятия заключали между собой уже прямые договоры. Поскольку право собственности на заводы, фабрики, шахты, оборудование, продукцию принадлежало Союзу ССР, а наркоматы и главки лишь осуществляли управление ею, то еще в 1935 г. было установлено, что передача оборудования, зданий, сооружений от предприятия к предприятию производится безвозмездно по распоряжениям центральных органов управления. В целях предотвращения разбазаривания оборудования Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1940 г. была запрещена предприятиям продажа демонтированного и излишнего оборудования и установлено, что оно может распределяться лишь Правительством СССР и передаваться безвозмездно с баланса на баланс.
Поскольку экономические методы контроля за качеством теряли свое значение, были усилены административно-приказные рычаги такого контроля. 10 июля 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями», установивший суровую уголовную ответственность директоров, главных инженеров и начальников ОТК за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции.
Важнейшая роль в модернизации экономики отводилась транспорту, особенно в связи с огромными пространствами нашей страны. Масштабная реконструкция транспорта, прежде всего железнодорожного, разворачивается с I935 г.
Одновременно развивался и водный транспорт - речной и морской. Главным достижением являлось освоение Северного морского пути, который сыграл большую роль в годы Великой Отечественной войны.
Реконструкция и развитие транспорта потребовали выделения из Народного комиссариата путей сообщения самостоятельного Наркомата водного транспорта, объединившего руководство морским и речным флотами.
Остро встал вопрос о массовом строительстве автомобильных дорог. Поскольку эти дороги строились преимущественно силами заключенных, то созданное в 1936 г. Главное управление шоссейных дорог было включено в состав НКВД СССР.
Реконструкция и развитие транспорта, во-первых, способствовали общему подъему экономики страны, поскольку недостаточная развитость транспортных коммуникаций традиционно сдерживала развитие экономики. Во-вторых, преследовались стратегические цели: ускорение мобилизации Вооруженных Сил, облегчение переброски войск и военных грузов из европейской части страны на Дальний Восток и наоборот.
Одной из важнейших проблем индустриализации становилось обеспечение промышленности, строительства, транспорта квалифицированной рабочей силой.
Массовое развертывание строительства новых предприятий уже в 1930 г. привело к полной ликвидации безработицы в стране. Коллективизация сельского хозяйства и прикрепление крестьян к земле с введением в 1932 г. паспортной системы резко снизили стихийную миграцию сельского населения в города, а потребность в рабочей силе росла. Таким образом, возникла острая ее нехватка.
Поэтому уже в 1931 г. был принят Закон об отходничестве, в соответствии с которым колхозы обязывались по разнарядке Госплана выделять людей для работ в промышленности.
В 30-е гг. в промышленность пришла огромная масса бывших крестьян, молодежи, женщин. К 1932 г. численность промышленных рабочих увеличилась вдвое по сравнению с 1928 г. в основном за счет выходцев из деревни. Доля женщин среди них составляла 42%. Эти люди не имели квалификации, и их приходилось обучать на ходу в процессе производства, они не были приучены соблюдать трудовую и технологическую дисциплину и допускали массу брака. Неквалифицированные рабочие, составлявшие основную массу, не могли рассчитывать на высокие заработки, их интересы приходилось обеспечивать административными методами, «подтягивая» зарплату до прожиточного минимума. А это вело к уравниловке.
Ликвидация безработицы, полная занятость населения существенно усиливали социальную защищенность основной массы работников промышленности, строительства, транспорта, их уверенность в том, что они не окажутся выброшенными на улицу без средств к существованию. Социальная защищенность и уравниловка в оплате труда породили новые проблемы: высокую текучесть кадров, когда люди переходили с места на место (используя дефицит рабочей силы) в поисках лучших заработков, и падение трудовой дисциплины. В борьбе против этих явлений была сделана попытка не только применять меры принуждения, но и использовать материальное стимулирование добросовестных работников. В совместном постановлении СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС (высшего профсоюзного органа) от 28 декабря 1938 г. были введены надбавки за непрерывный стаж к пенсиям и к пособиям по временной нетрудоспособности, а в отношении лиц, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, вводилось выселение из ведомственных жилых домов без предоставления иной жилой площади. Для всех рабочих, служащих были введены обязательные трудовые книжки, в которые вносились данные о трудовом стаже и месте работы, о поощрениях и взысканиях. Тогда же, в декабре 1938 г., были усилены меры морального поощрения - введение почетного звания Героя Социалистического Труда, медалей «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие».
В 1940 г. в связи с нараставшей угрозой войны и необходимостью ускорения оборонной программы был взят курс на открытое, официальное прикрепление рабочих и служащих к своим рабочим местам, предприятиям и учреждениям.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. были запрещены под угрозой уголовного наказания (тюремного заключения по приговору суда на срок от 2 до 4 месяцев) увольнение по собственному желанию с предприятий и из учреждений и переход с одного предприятия на другое без разрешения администрации. Одновременно указ увеличивал продолжительность рабочего времени: рабочий день был увеличен с 7 до 8 часов, а шестидневная рабочая неделя (пять рабочих дней, шестой - выходной) была заменена семидневной (шесть рабочих дней, седьмой день - воскресенье - выходной). Увеличение рабочего времени в результате принятия указа было равносильно вовлечению в производство нескольких миллионов новых рабочих рук. Была сокращена продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам - с 112 до 63 дней. Опоздание свыше 20 минут считалось прогулом и влекло за собой привлечение к уголовной ответственности. Как прогул рассматривалось и появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии. Указом от 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах» учреждалась система подготовки государственных трудовых резервов через сеть ремесленных, железнодорожных училищ и фабрично-трудовых школ, которые комплектовались как добровольно, так и по призыву (мобилизации). Колхозы по разверстке «сверху» обязаны были выделять в порядке призыва по два человека в возрасте 14-15 лет с каждых 100 человек населения. Призыв распространялся и на города по той же норме. Учащиеся состояли на полном государственном обеспечении и после окончания учебы обязаны были работать по направлению комиссии по распределению. В феврале 1941 г. специальным указом была установлена уголовная ответственность (год тюремного заключения по судебному приговору) за злостное нарушение трудовой дисциплины в училище или побег из училища.
§2. Государственное управление социально-культурными процессами
В 30-е гг. было радикально реформировано государственное управление социально-культурными процессами. Реформа была призвана решить задачу формирования обширного слоя профессионально образованных рабочих, а также научно-технических специалистов, способных овладеть новейшей по тем временам техникой.
Решение названной задачи началось с введения постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 г. всеобщего обязательного начального обучения.
Этим же постановлением в промышленных регионах, в городах и поселках городского типа вводилось обязательное семилетнее (т. е. неполное среднее) образование. Для детей из неимущих или малоимущих семей начиная с 1930/31 учебного г. вводилось бесплатное обеспечение учебниками, письменными принадлежностями, обувью, одеждой, школьными завтраками, а в сельской местности - по возможности транспортом. Зарплата учителей повышалась до уровня инженерно-технического персонала в промышленности, а их численность по сравнению с дореволюционным временем увеличилась в пять раз.
С 1938 г. предусматривалось введение в СССР уже всеобщего обязательного среднего образования в городах и всеобщего неполного среднего образования в деревне и во всех союзных республиках. Создавалась единая государственная система общеобразовательных школ с единой организационной структурой, единым учебным планом, режимом и системой оценки знаний учащихся. Новая система имела свои преимущества: она, давая единый объем знаний учащимся, создавала общие для выходцев из разных социальных слоев, с разным уровнем дохода единые стартовые условия для дальнейшего жизненного пути. И в этом заключался ее демократизм.
Государственная система обучения нового поколения дополнялась обширной сетью детских садов для дошкольников и детских домов для детей-сирот, создававшихся с целью ликвидации детской беспризорности. Детские сады, где дети содержались практически бесплатно (или за символическую плату), состояли в системе Наркомпроса.
29 декабря 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР «О приеме в высшие учебные заведения и техникумы» отменялись ограничения, связанные с социальным происхождением лиц, поступающих в учебные заведения, или с ограничением в правах их родителей.
Теперь для поступления в высшее учебное заведение требовалось представить документы о среднем образовании и сдать вступительные конкурсные экзамены. Льготы по мотивам социального происхождения отменялись. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» от 23 июня 1936 г. вводились экзамены при переводе студентов с курса на курс и выпускные государственные экзамены с выдачей диплома общегосударственного образца.
Управление всей системой высших учебных заведений страны было централизовано в масштабе Союза ССР, для чего в 1936 г. был создан специальный орган - Всесоюзный комитет по делам высшей школы при Правительстве СССР (ВКВШ СССР).
В сентябре 1938 г. организационные и правовые основы деятельности вузов были закреплены в Типовом уставе высшего учебного заведения, утвержденном Правительством СССР. Важным условием повышения уровня преподавания в вузах являлось введение в 1934 г. государственной аттестации профессорско-преподавательского состава. Были введены ученые степени кандидата и доктора наук и ученые звания профессора, доцента и ассистента и установлен порядок защиты кандидатских, докторских диссертаций и присвоения ученых званий. Ученые звания и степени присваивались учеными советами вузов (т. е. коллегиями самих ученых), однако под контролем высшей аттестационной комиссии (ВАК), созданной при ВКВШ СССР, которая утверждала решения ученых советов и выдавала соответствующие дипломы. Для подготовки научных кадров учреждалась аспирантура при крупнейших вузах страны.
Форсированная индустриализация требовала наращивания темпов подготовки специалистов, что достигалось увеличением наборов студентов и открытием новых вузов и техникумов. Так, если перед революцией, в 1914 г., в России было около 400 высших учебных заведений, то в 1940 г. их стало 4600. Выпуск специалистов в 1940 г. достиг 126,1 тыс. человек против 12,2 тыс. в 1914 г.
Обучение в вузах и техникумах было бесплатным, а большинство студентов получали стипендию (на 15 сентября 1938 г. стипендию получали 82% студентов).
С целью централизации управления в области фундаментальных научных исследований управленческие функции были переданы Академии наук СССР, что было закреплено в утвержденном в 1935 г. правительством новом Уставе Академии наук. Соответственно она была переведена из Ленинграда в Москву. В ряде союзных республик образуются республиканские академии наук, а в крупных регионах (на Урале, Дальнем Востоке) -филиалы АН СССР. Существенно расширяется сеть академических научно-исследовательских институтов.
Расширение тем научных исследований, резкое увеличение ассигнований на науку позволили уже в 30-е гг. сделать ряд крупных научных открытий, особенно в области физико-математических, химических наук, разработать новую технику, приступить к изучению Северного морского пути и т. д.
Существенное повышение уровня образования и профессиональной подготовки основной массы работников, формирование значительного слоя высококвалифицированных рабочих и специалистов, новой массовой интеллигенции вели к повышению их требований к доступу к ценностям культуры, к организации досуга, к охране здоровья, к жилью и т. д. Иными словами, серьезные сдвиги в уровне культуры, быта, самом образе жизни были органической составной частью процесса формирования работников индустриального типа. А это означает, что если до революции ценности культуры были доступны лишь сравнительно узкому, привилегированному слою людей, то с превращением СССР в индустриальную державу к ценностям культуры потянулись многие миллионы людей. А это требовало и соответствующей реорганизации государственного управления в данной сфере.
Говоря о реформе, прежде всего следует отметить создание обширной сети таких новых культурно-просветительных учреждений, как дворцы и дома культуры. Для общего руководства ими и оказания методической помощи, а также политико-идеологического контроля за их деятельностью в составе Наркомпроса РСФСР и наркоматов просвещения других союзных республик были созданы соответствующие управления.
Расширилась и сеть музеев. Особое значение придавалось развертыванию театров. Управление учреждениями искусства было строго централизовано и сосредоточено в созданном постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 января 1936 г. Всесоюзном комитете по делам искусств при Правительстве СССР. В марте 1938 г. был образован Комитет по кинофикации при Совнаркоме СССР. На местах его органами стали управления кинофи кации при совнаркомах союзных и автономных республик, краевых и областных исполкомах.
Говоря об огосударствлении сферы культуры и искусства, следует отметить, что благодаря прямому бюджетному финансированию ценности культуры и искусства стали доступны самым широким народным массам (крайне низкие цены на билеты даже в самых престижных ведущих театрах страны, филармониях, концертных залах, кинотеатрах, чисто символическая плата в музеях). Государственная поддержка давала возможность в массовом масштабе развивать различные виды художественного, технического и иного творчества (через самодеятельные кружки и коллективы при домах культуры и клубах).
В 30-е гг. сложилась единая система здравоохранения. По Конституции СССР 1924 г. управление в области здравоохранения относилось к исключительной компетенции союзных республик. Однако болезни и эпидемии границ не знают. Поэтому решать задачу противоэпидемической безопасности, так же как и санитарной охраны границ страны, целесообразно было в общесоюзном масштабе. С 1936 г. постановлением ЦИК и СНК СССР был образован союзно-республиканский Наркомат здравоохранения, положение о котором было утверждено правительством 3 октября 1938 г. На него были возложены обязанности санитарной охраны границ СССР и проведение в общесоюзном масштабе противоэпидемических мероприятий. С этой целью в составе Наркомздрава СССР была создана Всесоюзная государственная санитарная инспекция. Второй задачей союзного Наркомздрава стало завершение формирования общегосударственной территориальной сети здравоохранения. Нар-комздрав Союза управлял ею через наркомздравы союзных и автономных республик, областные управления и районные отделы здравоохранения местных исполкомов. Низовыми звеньями системы являлись районные больницы и городские больницы для стационарного лечения, поликлиники и амбулаторные и фельдшерские пункты (на селе) для оказания медицинской помощи больным на дому. Территория, закрепленная за поликлиниками и амбулаторными пунктами, подразделялась на врачебные участки с участковыми врачами. Таким образом, вся территория страны и все ее население были охвачены бесплатным государственным здравоохранением.
Наряду с сетью территориальных медицинских учреждений общего назначения в 30-е гг. возникла и система специализированной медицинской помощи (противотуберкулезные, психоневрологические, кожно-венерические диспансеры, стоматологические клиники и т. п.). Таким образом, впервые в мире была создана уникальная общегосударственная система общего и специализированного бесплатного медицинского обслуживания, охватывавшая все население страны.
Важной составной частью государственной программы оздоровления населения и подготовки здорового, физически крепкого пополнения для укрепления Вооруженных Сил стали занятия физкультурой и спортом. Хотя основная работа шла через добровольные спортивные общества, однако для координации спортивной работы при правительстве в июне 1938 г. был учрежден Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта, а финансирование спорта шло из госбюджета отдельной строкой.
Органической составной частью управления в социальной сфере была система социального обеспечения и социального страхования. В ней в 30-е гг. радикальных изменений не произошло. Правда, в Конституции СССР 1936 г. появилась специальная статья о праве граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и временной нетрудоспособности. Однако она носила в значительной мере декларативно-программный характер и касалась главным образом рабочих и служащих. Крестьяне-колхозники правами социального обеспечения не пользовались.
Тревожной в середине 30-х гг. оказалась демографическая ситуация в стране. Если на протяжении 20-х и начала 30-х гг. население СССР стабильно росло: с 1926 по 1929 г. - на 7 млн человек (со 147 до 154 млн); с 1929 г. по 1 января 1933 г. - почти на 12 млн человек (с 154 до 165,7 млн), то с I января 1933 г. по декабрь 1937 г. оно не только не выросло, но, наоборот, уменьшилось на 2 млн человек (с 165,7 до 163,8 млн человек). Уменьшение численности населения объяснялось потерями от голода 1933 г. и снижением рождаемости, вызванным голодом и экономическими трудностями, а также массовыми репрессиями. Это встревожило партийное и государственное руководство страны и вынудило принять ряд мер в области демографической политики и законодательства.
Прежде всего, постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. были запрещены аборты. Женщинам, сделавшим аборт по немедицинским показаниям, грозило лишение свободы на срок до двух лет. Однако законодатель не ограничился лишь запретами. Были увеличены декретные отпуска по беременности и родам. Правда, Указом от 26 июня 1940 г. они были опять уменьшены. Отказ в приеме на работу или снижение заработной платы по мотивам беременности стали уголовно наказуемыми. Увеличились пособия на кормление ребенка и пособия многодетным матерям. Вводился новый порядок определения суммы алиментов, при котором она назначается не по усмотрению суда, а в процентном отношении к зарплате ответчика: 25% заработка - на одного ребенка, 33% - на двоих и 50% - на трех и более детей. Повышалась уголовная ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов. Были внесены некоторые изменения и в брачно-семейное законодательство. Если брачно-семейный кодекс РСФСР 1926 г. разрешал развод по одностороннему за явлению одного из супругов, а роль органа ЗАГСа сводилась лишь к автоматической регистрации развода, то постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. обязывало орган ЗАГСа вызывать обоих супругов и принимать меры к их примирению. Существенно повышалась и оплата регистрации развода.
Помимо законодательных вводились меры и социально-экономического характера: к 1939 г. количество детских ясель удвоилось, а детских садов - утроилось. Вместо взносов предприятий и учреждений на их содержание устанавливалось их прямое финансирование из государственного бюджета. Все эти меры в совокупности, а также улучшение положения с продовольствием в стране и некоторое повышение жизненного уровня населения в 1936-1938 гг. дали результат: численность населения страны в 1939 г. достигла 170 млн человек.
§3. Реформы правоохранительных органов
Массированное применение организованного государственного принуждения как основного метода проведения форсированной модернизации экономики неизбежно влекло за собой реорганизацию всей системы органов, призванных осуществлять подобное принуждение. В первую очередь это касалось ОГПУ-НКВД.
В конце 1931 г. подчинение милиции и уголовного розыска ОГПУ было «легализовано» путем создания в системе ОГПУ Главной инспекции по милиции и уголовному розыску, которая в следующем, 1932 г. была преобразована в Главное управление рабоче-крестьянской милиции в составе ОГПУ. Его начальник стал одним из заместителей председателя ОГПУ.
25 мая 1931 г. СНК СССР утвердил первое общесоюзное Положение о милиции.
Принятие общесоюзного Положения о милиции, а главное, передача ее в состав ОГПУ практически покончили с системой двойного подчинения милиции. Она была выведена из-под подчинения местных органов власти. Это привело также к милитаризации милиции (упразднению профсоюза работников милиции, подчинению ее воинскому дисциплинарному уставу). Правда, на работников милиции были распространены и льготы, полагавшиеся военнослужащим. С 1932 г. финансирование милиции также было окончательно переведено с местного бюджета на общегосударственный.
На протяжении 30-х гг. непрерывно расширялись функции милиции и соответственно в ее составе образовывались новые структурные подразделения. С введением паспортной системы и обязательной прописки в 1932 г. на милицию были возложены обязанность выдачи паспортов, их прописка и контроль за соблюдением паспортного режима.
Созданы были и соответствующие структурные подразделения как в Главном управлении милиции Союза, так и на местах (паспортные столы в отделениях милиции). Возложение на милицию функций выдачи виз и контроля за пребыванием иностранцев повлекло за собой создание Отделов виз и разрешений (ОВИР).
В связи с появлением значительного количества беспризорных детей вследствие массовых депортаций, миграции крестьян в города и голода в 1935 г. в отделениях милиции были созданы «детские комнаты», а также специальные детские приемники-распределители, откуда беспризорные дети или возвращались родителям (если те находились), или направлялись в детские дома. Задача усиления охраны социалистической собственности (как государственной, так и кооперативно-колхозной), объявленной по Конституции СССР 1936 г. священной и неприкосновенной, привела к созданию системы органов БХСС (борьбы с хищениями социалистической собственности). Резкое увеличение автопарка в стране, необходимость его регистрации, контроля за его техническим состоянием и организации дорожного движения обусловили учреждение в 1936 г. Государственной автомобильной инспекции (ГАИ). Приближение войны в конце 30-х гг. вызвало к жизни создание еще двух структурных подразделений: военно-учетных столов, поскольку на милицию была возложена функция учета военнообязанных рядового и сержантского состава, а также МПВО - местной противовоздушной обороны.
По мере усложнения задач и создания новых подразделений увеличивалась и численность милиции. С начала 40-х гг. развернулась борьба с вооруженным националистическим подпольем, имевшим тесные связи с немецкими спецслужбами, в западных районах Украины и Белоруссии, в Прибалтике.
В связи с этим в составе милиции были образованы спецподразделения - отделы ББ (борьбы с бандитизмом).
Одновременно с реорганизацией милиции была проведена и реформа системы мест лишения свободы. Суть ее состояла в создании обширной системы мест лишения свободы, приспособленных к массовому использованию труда заключенных, - исправительно-трудовых лагерей и централизации всей этой системы в общесоюзном масштабе (ведь до 30-х гг. основная масса мест заключения была в ведении республиканских НКВД) и в сосредоточении всех мест лишения свободы в руках ОГПУ.
Цель этой реформы - создать армию «дешевого» труда как одного из рычагов проведения форсированной индустриализации.
6 ноября 1929 г. постановлением ЦИК СССР в Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик были внесены изменения, в соответствии с которыми лица, приговоренные к лишению свободы на срок три года и свыше, подлежали заключению в исправительно-трудовых лагерях. А 7 апреля 1930 г. СНК СССР принял Положение об исправительно-трудовых лагерях, куда лица направлялись как по судебному приговору, так и по постановлению Судебной коллегии ОГПУ, т. е. во внесудебном порядке.
Завершено было формирование единого мощного репрессивного аппарата с учреждением в 1934 г. НКВД СССР. Он стал союзно-республиканским наркоматом, руководил воссозданными в союзных республиках одноименными наркоматами (за исключением РСФСР, где вместо республиканского наркомата был учрежден пост уполномоченного НКВД СССР по РСФСР). В соответствии с постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. в НКВД СССР вошли бывшее ОГПУ, преобразованное в Главное управление государственной безопасности, а также Главное управление милиции, Главное управление пограничных и внутренних войск, Главное управление пожарной охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, отдел актов гражданского состояния.
В дальнейшем в состав НКВД СССР включались Главное управление шоссейных дорог, Главное управление геодезии и картографии, Главное архивное управление и ряд других ведомств. Самым мощным и многочисленным было Главное управление государственной безопасности (ГУГБ), в котором работало в 3,5 раза больше сотрудников, чем в Главном управлении милиции. В нем были сосредоточены функции внешней разведки и внутренней контрразведки и охраны существовавшего режима. ГУГБ руководил также особыми отделами в армии, выполнявшими роль военной контрразведки.
В НКВД СССР передавались конвойные, железнодорожные войска и воинские подразделения из всех иных ведомств, где они раньше имелись. Во внутренних войсках помимо частей, занятых охраной важных стратегических объектов, железных дорог, мест лишения свободы и конвоированием заключенных, сформировались так называемые «оперативные войска» (части быстрого реагирования). Именно они использовались для борьбы с бандитизмом, подавления вооруженных выступлений и массовых беспорядков. Численность внутренних войск возросла с 50 тыс. человек в начале 30-х гг. до 200 тыс. к 1941 г.
В 1935 г. в НКВД из наркомюстов союзных республик были переданы колонии, в которых отбывали наказание лица, приговоренные к лишению свободы на сроки менее трех лет. В том же 1935 г. в НКВД был образован новый вид учреждений для отбывания наказания лицами, признанными особо опасными преступниками, -тюрьмы.
Таким образом, в результате реорганизации милиции, создания ГУЛАГа и сети исправительно-трудовых лагерей, преобразования ОГПУ в союзный НКВД создается строго централизованный репрессивный аппа рат. В его руках была огромная «армия» заключенных, занятая массовым строительством дорог, каналов, лесными разработками, добычей полезных ископаемых, строительством промышленных предприятий, освоением пустынных земель Сибири и Дальнего Востока. Выделял НКВД «рабочую силу» для строительства и другим ведомствам.
Репрессии проводились как в судебном, так внесудебном порядке («тройками» на местах, Судебной коллегией ОГПУ). Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. при НКВД СССР было учреждено Особое совещание, Положение о котором было утверждено 5 ноября 1934 г. Наряду с Наркомом НКВД и другими ответственными сотрудниками наркомата в его работе участвовал помощник Прокурора СССР по спецделам. Полномочия Особого совещания были существенно сужены по сравнению с полномочиями существовавшей до этого Судебной коллегии ОГПУ и «тройками». Особое совещание могло применить ссылку и высылку на срок до пяти лет и заключение в исправительно-трудовой лагерь на срок до пяти лет.
Поводом для ужесточения репрессии послужило убийство С. М. Кирова в декабре 1934 г., обстоятельства которого полностью не выяснены до сих пор, хотя, видимо, оно было совершено на бытовой почве (ревность). В тот же день 1 декабря 1934 г. был принят Закон о наказаниях за террористические акты. По этому Закону следствие ограничивалось десятью сутками. Обвинительное заключение обвиняемый получал за 24 часа до судебного заседания, проходившего без участия сторон (прокурора и адвоката). Кассационная жалоба и просьба о помиловании не допускались, приговор приводился в исполнение немедленно. В 1937 г. такой порядок был распространен на дела о вредительстве и диверсиях. В том же 1937 г. Особое совещание получило право применять все меры наказания, включая смертную казнь. Предельный срок лишения свободы увеличен до 25 лет.
Начавшись с бывших кулаков и лиц, ранее принадлежавших к привилегированным классам населения, репрессии постепенно расширялись. Им подвергались лица, участвовавшие или каким-либо образом прикосновенные к оппозиционным группировкам в правящей партии или в антибольшевистских партиях. Суровым «чисткам» подвергся аппарат государственного, хозяйственного, социально-культурного, военного управления. Власть добивалась этнической и морально-политической однородности управленческого аппарата. Связаны были репрессии и с изменением социального состава правящей партии, о чем уже говорилось в разделе о политической системе. Теперь обратимся к вопросу о размахе репрессий.
На 1 января 1937 г. общая численность заключенных составляла 1 196 368 человек.
С начала 30-х гг. реформы были проведены не только в органах ОГПУ-НКВД, но и в прокуратуре. 17 декабря 1933 г. ЦИК СССР утвердил повое Положение о Прокуратуре СССР. Вместо должности Прокурора Верховного суда СССР учреждалась должность Прокурора Союза ССР. Прокуроры союзных республик, ранее независимые от Прокурора Верховного суда СССР, были напрямую подчинены Прокурору СССР. Они теперь даже и назначались Прокурором СССР, хотя и по согласованию с ЦИК союзных республик.
Анализ Положения о Прокуратуре СССР 1933 г. показывает, что его авторы мыслили прокуратуру не столько как орган по надзору за законностью, сколько как орган, контролирующий неукоснительное исполнение на местах постановлений и распоряжений центральных органов Союза ССР. Поэтому не удивительно, что союзная прокуратура по Положению была ответственной не только перед ЦИК СССР и его Президиумом, но и перед правительством (СНК СССР). Поскольку функция надзора за законностью была целиком сосредоточена в прокуратуре, Верховный суд СССР лишился своей функции конституционного надзора, которая ранее возлагалась на него Конституцией СССР 1924 г. Помимо надзора за соблюдением законов, постановлений и распоряжений ЦИК, его Президиума и правительства всеми ведомствами, учреждениями и гражданами на прокуратуру возлагался надзор за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения в судах, надзор за законностью действий ОГПУ, милиции и исправительно-трудовых учреждений, общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.
В состав союзной прокуратуры входили военная и транспортная прокуратуры, а главный военный и главный транспортный прокуроры являлись старшими помощниками Прокурора СССР. Старший помощник Прокурора СССР возглавлял и прокуратуру по спецделам, т. е. по надзору за ОГПУ, милицией и исправительно-трудовыми учреждениями.
Однако централизация прокурорского надзора Положением 1933 г. была проведена не полностью. Прокуроры союзных и автономных республик по-прежнему одновременно являлись и народными комиссарами юстиции своих республик, в этом качестве входили в состав республиканских правительств и соответственно подчинялись органам власти республик. Централизация прокурорского аппарата была завершена в 1936 г., когда был образован союзно-республиканский Наркомат юстиции и должности прокуроров республик и наркомов юстиции были разделены. Конституция СССР 1936 г. окончательно закрепила строго централизованное построение аппарата прокурорского надзора. Прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР сроком на семь лет. Прокуроры союзных и автономных республик, краев и областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет, городские и районные прокуроры назначались прокурорами союзных республик, но с утверждением Прокурором Союза ССР. Иными словами, союзная прокуратура контролировала все назначения в прокура туре сверху донизу. В Конституции подчеркивалась независимость прокуроров от каких-либо местных органов и их подчинение только Прокурору
СССР.
К концу 30-х - началу 40-х гг. НКВД СССР превратился в один из крупнейших производственных наркоматов. В его руках были сосредоточены гигантские производственные мощности и огромная армия бесплатной рабочей силы. Как уже говорилось, НКВД СССР строил каналы, стратегические шоссейные и железные дороги, военные аэродромы, крупнейшие промышленные предприятия
К началу 40-х гг. НКВД «оброс» большим числом главных управлений и других подразделений производственного и хозяйственного характера и стал трудноуправляемым. Поэтому в феврале 1941 г. из НКВД было выделено Главное управление госбезопасности, превращенное в самостоятельный Наркомат госбезопасности (НКГБ).
В связи с принятием Конституции СССР 1936 г., по-новому определившей конституционные основы правосудия, в 1938 г. был принят новый Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик.
В Законе говорилось о том, что правосудие в СССР осуществляется
только судами.
Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве воплотили в жизнь идею выборности судей. Причем народные судьи избирались населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. На таких же основаниях всеобщим голосованием избирались и народные заседатели народных судов. Судьи и народные заседатели областных, краевых судов, верховных судов автономных и союзных республик избирались соответствующими советами (областными, краевыми и верховными советами автономных и союзных республик). Члены Верховного суда СССР и народные заседатели этого суда избирались Верховным Советом СССР.
В Конституции и Законе о судоустройстве СССР был провозглашен один из важнейших демократических принципов: судьи независимы и подчиняются только закону.
В Законе о судоустройстве содержались общедемократические положения о едином и равном для всех граждан суде независимо от социального, имущественного и служебного положения граждан, их национальной и расовой принадлежности, на основе единого и обязательного для всех судов уголовного, гражданского и процессуального законодательства СССР, с обеспечением права на защиту.
Все суды делились на две основные группы: суды СССР (Верховный суд СССР, военные трибуналы, линейные суды железнодорожного транспорта и линейные суды водного транспорта) и суды союзных республик (верховные суды союзных и автономных республик, краевые, областные и народные суды).
Основное звено судебной системы - народные суды, действовавшие в составе народного судьи и двух народных заседателей. Народные суды рассматривали основную массу уголовных и гражданских дел. Краевые, областные суды и верховные суды автономных республик имели в своем составе коллегии по уголовным и гражданским делам. Дела о контрреволюционных преступлениях гражданских лиц (кроме тех, что были отнесены к подсудности военных трибуналов войск НКВД) и наиболее крупные уголовные и гражданские дела рассматривались в составе члена суда и двух народных заседателей, а кассационные жалобы и протесты прокуроров на приговоры и решения народных судов - в составе трех членов суда.
Верховные суды союзных республик имели в своем составе коллегии по уголовным и гражданским делам и рассматривали наиболее важные уголовные дела в составе члена суда и двух народных заседателей, а также кассационные