История психологии
(преподаватель Талипова Олеся Азатовна)
Контрольную работу следует выполнять в отдельной тетради, ее объем должен составлять 20-24 страницы или в печатной форме. Работа должна быть оформлена в соответствии со следующими требованиями: все страницы работы должны быть пронумерованы и обязательно иметь поля для замечаний. В конце работы необходимо привести список использованных источников.
Ответ писать на все вопросы.
- Экспериментальные исследования и опыты Г.Эббингауза.
- О.Кюльпе и Вюрцбургская школа психологии.
- Структурализм Э.Титченера.
- Дифференциальная психология Ф. Гальтона.
- Развитие тестовых методик.
- Возникновение психотехники.
- Оформление возрастной психологии в самостоятельную науку.
- Возникновение педологии и ее основные положения психического развития ребенка.
- Основные положения и идеи социокультурной детской психологии Дж. Болдуина.
- Суть психологической концепции интенциональных актов Ф. Брентано.
- Основные направления развития психологической мысли В. Джемса и их историческое значение для психологии.
- Развитие функционализма в американской психологии.
- Общая характеристика психологии.
- Бихевиоризм как новое направление в психологии.
- Классический бихевиоризм Д.Уотсона.
- Развитие идей Уотсона у представителей необихевиоризма.
- Объективные достоинства и недостатки бихевиоризма как одного из направлений в психологии.
- Основные идеи гештальтпсихологии. Историческое значение гештальтпсихологии как психологической школы.
- Теория «поля» К. Левина.
- Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе «Социальная природа человека» в работах Э.Дюркгейма и Л. Леви-Брюля.
- Понимание природы человека в описательной психологии В.Дильтея.
- Психоанализ З.Фрейда.
- Индивидуальная психология А.Адлера.
- Аналитическая психология К.Г. Юнга.
- Теоретическая расхождение и общие взгляды А.Адлера с З. Фрейдом и К.Г. Юнгом.
- Неофрейдизм.
- Теория базальной тревоги К. Хорни.
- «Гуманистический психоанализ» Э.Фромма..
- Эго-психология Э. Эриксона.
- Основные направления в развитии гуманистической психологии.
- Основные положения гуманистической психологии А.Маслоу.
- Суть феноменологической психологии К.Роджерса.
- Логотерапия В.Франкла.
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта.
- Теория Ж.Пиаже.
- Концепция У. Найссера, Дж. Брунера.
- Трансперсональная психология С. Гроффа.
- Основные современные тенденции развития современной зарубежной психологии.
- Основные направления развития отечественной психологии в XIX в.
- Психологические воззрения К.Д. Каверина и М.М. Троицкого.
- Религиозно-философские взгляды Вл. Соловьева и Л. Лопатина.
- «Волюнтаристская психология» Н. Лосского и его ученика С.Л. Франка.
- Русская психофизиологическая школа. Программа построения научной психологии И.М. Сеченова.
- Учение И.П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности.
- Развитие психологических взглядов В.М. Бехтерева, их характеристика.
- Психоаналитическое движение в России.
- Психологические взгляды Г.И. Челпанов, его роль в развитии отечественной науки.
- Реактология К.Н. Корнилова.
- Развитие педологии в СССР.
- Особенности развития психотехники в 20-е – 30-е гг.
- Основные этапы научного творчества Л.С. Выготского.
- Деятельность подход в психологии.
- Основные теории, разрабатывающиеся в рамках деятельностного подхода в отечественной психологии.
- Теория планомерного формирования умственных действии и понятий П.Я. Гальперина.
- Психология установки Д.И. Узнадзе.
- Психология С.Л. Рубинштейна.
- Развитие нейропсихологии А.Р. Лурия.
- Развитие психологической теории в трудах Б.Г. Ананьва.
- Развитие психологической теории в трудах Б.М. Теплова.
- Развитие психологической теории в трудах Д.Б. Эльконина.
- Психологические взгляды Б.В. Зейгарник.
- Психологические взгляды М.Я. Басова.
- Развитие психологической теории в трудах Е.А. Климова.
- Развитие психологии в годы Великой отечественной войны и первые послевоенные годы.
- Положение психологии в годы «перестройки» в СССР.
- Современное состояние психологической науки в нашей стране.
- Категориальный строй, представления о причинности и ключевые проблемы современной психологии.
Основная литература:
1. Аверин, В.А. Психология личности: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191с.
2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С. Лучинин. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 286 с.
3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: учебник для студ. Высш. Учебн. Заведений / Т.Д. Марцинковская. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 544 с.
4. Фролова, С.В., Карелин А.А. История психологии: конспект лекций / С.В. Фролова, А.А. Карелин. – М.: Высшее образование, 2007. – 183 с.
5. Шульц, Д.П., Шульц, С.Э. История современной психологии / пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук / под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532 с.
Дополнительная литература:
1. Агапов, О.Д. Очерки по социальной философии: философия история философии. – Нижнекамск, 2002. – 82с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2001, – 352с.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 224 с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
5. Дессуар, М. Очерк истории психологии. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. – 256 с.
6. Еникеев, М.И. История развития психологии: учеб. пособие. – М.: Изд-во ”Приор”, 2001. – 64 с.
7. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности: учебник. – М.: Педагогическое общество России. 1998. – 512 с.
8. Запорожец, А.В. Психология действия – М.: МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2000. – 736 с.
9. Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология: Избр. психол. труды. – М.: Изд-во МПСИ, 1998. – 352с.
10. История психологии: конспект лекций / кн. подгот. С.А. Векиловой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 156 с.
11. История философии: Запад – Россия – Восток. В 3-х кн. 3-е изд. – М.: “Греко-латинский кабинет” Ю.А. Шичалина, 2000. – 480 с.
12. История, психологии. XX век / под. ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 4-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 832 с.
13. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО “МОДЭК, 2001. – 384 с.
14. Леонтьев, А.Н. Эволюция психики: Избранные психологические труды. – М.: МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 1999. – 416 с.
15. Ломов, А.А. Системность в психологии: Избранные психологические труды. – М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996. – 384с.
16. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. учеб. пособие. – М.: Изд. центр “Академия”, 2003. – 384 с.
17. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избр. психологические труды. – М.: Изд-во “Института практической психологии”, Воронеж НПО “МОДЭК”, 1998. – 448 с.
18. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1999. – 640 с.
19. Небылицын, В.Д. Проблемы психологии индивидуальности: Избранные психологические труды. – М.: МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2000. – 688 с.
20. Оливер, М. История философия. – Можайск: Полиграфический комбинат, 1999. – 191 с.
21. Перевезенцев, С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. – М.: учебная литература, 1997. – 480 с.
22. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. История и теория психологии. В 2-т. Т.1. – Ростов-н/Д: Феникс, 1996. – 416 с.
23. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. История и теория психологии. В.2-т. Т.2. – Ростов-н/Д, 1996. – 416 с.
24. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Основы теоретической психологии: учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 528с.
25. Рассел Бертран, История западной философии. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 992 с.
26. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: учеб. пособие. – ВЛАДОС, 2001. – 800 с.
27. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: ПНО “МОДЭК, 1998. – 544 с.
28. Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие. В 3 ч. – Ч.1. –М.: ВЛАДО, 1998. – 448 с.
29. Хрестоматия по истории философии (западная философия): учеб. пособие. В 3 ч. Ч.2. – М.: ВЛАДОС. – 1997. – 528 с.
30. Чанышев, А.Н. Философия Древнего мира: учебник. – М.: Высш. шк., 1999. – 703 с.
31. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: ПитерКом, 1999. – 608с.
32. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
33. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологически труды. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2001. – 416 с.
34. Якунин, В.А. История психологии: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 379 с.
35. Ярошевский, М.Г. История психологии. 2-е перераб. изд. М., «Мысль», 1976. – 463 с.






