V. Темы контрольных работ по дисциплине «философия»

Темы контрольных работ

по дисциплине «Философия»

(для студентов заочного отделения)

 

V. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

 

(для студентов заочной формы обучения)

Фамилия Тема работы
   
А Развитие диалектических идей в учениях представителей античной философии Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В античной философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и борьба противоположностей (Гераклит, Зенон и др.). Первым термин «диалектика» в философию ввел Сократ. Для достижения истины он разработал искусство спора или диалог.
Б Онтология Аристотеля Аристотель выступил с критикой философии Платона по проблеме бытия. Он считал, что его учитель отделил «мир идей» от реального «мира вещей» и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью. Разработал теорию о сущностях, рассматривал причины бытия всякой вещи. Философ предложил материалистическую трактовку происхождения мира и человека.
В Логика и метафизика Аристотеля Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины – науке о законах мышления; сумел выделить эти законы в четкой постановке: 1. закон исключенного противоречия; 2. закон исключения третьего; 3. закон тождества. В логике он дал понятие дедуктивного метода. Учение о категориях (сущность, отношение, время, качество, количество) стоит на границе между логикой и метафизикой.
Г Теория идей и теория бессмертия Платона Платон является основоположником идеалистического направления в философии. Все материальное изменчиво и со временем прекращает свое существование, окружающий мир временен и изменчив и в действительности как самостоятельная субстанция не существует, реально существующими являются лишь чистые идеи, они вечны и постоянны, все вещественное является лишь материальным отражением первоначальной идеи.
Д Развитие идей идеального государства в учениях Платона и Аристотеля В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Платон считал, что наиболее удачным вариантом государства является аристократическая республика, в которой правят философы («Утопия»). По Аристотелю государство реалистично. Государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные условия, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом управлять людьми.
Е, Ж Логика исторического развития в философии Г. Гегеля В сфере социально-философских концепций Г. Гегель высказал ряд ценных идей: о смысле истории, о понимании исторической закономерности, о роли личности в истории. Наибольшее влияние Г. Гегель оказал на области философии государства и философии истории. Общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы».
З, И Проблема человека у софистов и Сократа В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Человек является центром культуры, ее творцом (софисты); Призвание человека – познавать и творить добро, а высшая добродетель – знание (Сократ). Сократ разрабатывает метод «майевтики», который поможет приобрести людям знание.
К Софистика как философский метод Мнение софистов, что человек только в самом себе может найти истину, четко сформулировал софист Протагор: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют». Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, ибо человек изменчив. О каждом явлении можно высказать несколько несовместимых и даже противоположных друг другу суждения.
Л Метафизика и этика Б. Спинозы Спиноза критиковал декартовский дуализм и разработал монистическое учение о мире как единой субстанции. Центральная идея философии Б. Спинозы – тождество Бога и природы, то есть он определил субстанцию как причину самой себя. Представление о слиянии бога и природы, которое лежит в основе учения Б. Спинозы, называется пантеизмом. В «Этике» он настаивает на безраздельном господстве необходимости. Весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии изменить.
М Соотношение науки и теологии в работах христианских философов Средневековья В этот период философия развивалась преимущественно в рамках теологии. Она – служанка богословия. Большинству философов этого периода было присуще догматическое мышление. В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана: «Верю, ибо абсурдно». Напротив, Ф. Аквинский полагал, что вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств. Ему принадлежит «теория гармонии веры и разума».
Н Специфические особенности этики А. Шопенгауэра и Ф. Ницше Жизнь по А. Шопенгауэру – это борьба между состраданием и преобладающими над ним силами эгоизма и злобы. Общественный прогресс не в состоянии решить это противоречие. Поэтому А. Шопенгауэр отрицает какую-либо моральную ценность общества. Необходимо умертвить волю к жизни. Основой жизни, по Ф. Ницше, является воля к власти или тяга всего живого к самоутверждению. «Человеку массы» противостоит сверхчеловек, находящийся вне всяких моральных норм.
О Специфика философии как особой отрасли научного знания. Круг ее проблем и роль в обществе Философия, рассматривая мир в его единстве и целостности, строя картину мира, в отличие от специальных наук исключает детали и подробности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи. Философия является системой общих знаний о природе, обществе и человеке. Она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другими науками; пытается выработать всеобщие понятия – категории.
П Политическая философия Т. Гоббса и Дж. Локка Т. Гоббс в «Левиафане» разработал теорию общественного договора, согласно которой государство возникает из договора людей между собой об ограничении некоторых своих свобод в обмен на права. Дж. Локк в «Двух трактатах о государственном правлении» дополнил эту теорию идеей существования естественных прав человека (право на жизнь, свободу, собственность). Дж. Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей.
Р Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности в философии эпохи Возрождения Гуманизм эпохи Возрождения выступал как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви. Гуманизм – это воззрение, основывающееся на ценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Родоначальником идеологии гуманизма считается поэт Ф. Петрарка. В философии ренессанса гуманизм проявился, в антропоцентризме.
С Основы философского анализа общества. Теоретические модели общества Общество – это форма разумно организованной культурной жизни и деятельности людей, объединенных общими потребностями, интересами и целями. Согласно концепции исторического материализма, структура общества включает общественное бытие и общественное сознание. Согласно другому подходу социальная структура состоит из основных сфер общества: духовной, политической, экономической, социальной. Теоретические модели общества: циклическая, линейная, спиральная.

 

   
Т, У Сенсуализм Дж. Локка Дж. Локк являлся последователем сенсуализма (эмпиризма), основы которого были заложены Ф. Бэконом. Дж. Локк отрицал теорию «врожденных идей Р. Декарта. Утверждал, что «Голова младенца – это чистый лист бумаги, на котором опыт пишет свои письмена». Идеи и понятия не являются врожденными, они тоже приходят с опытом. Дж. Локк выделял 2 вида опыта: внешний (возникает благодаря воздействиям окружающего мира на органы чувств) и внутренний (основан на деятельности разума). В процессе дальнейшей практики эти 2 вида опыта совершенствуются.
Ф, Х Философия всеединства В. Соловьева В. Соловьевым утверждается, что каждая из множества существующих в мире вещей, есть частичное проявление всего мира в целом. Все элементы способны существовать и возникать только в системе целого. Всеединство понимается как единство трех видов знания: науки, философии и религии. Рассматривается всеединство государства, общества, церкви на основе слияния всех христианских церквей. Природа состоит из трех начал: природного, человеческого, божественного. Всеединство В. Соловьева тесно связано с пониманием Космоса, который выступает в его философии как христианский космос.
Ц, Ч Проблема субъекта и объекта в немецкой классической философии Основными элементами, составляющими познание, являются субъект и объект познания, а также процесс гносеологического взаимодействия между объектом и субъектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности. И. Кант впервые в философии поставил вопрос о возможностях познавательных способностей субъектов. До И. Канта европейские философы, занимаясь проблемами гносеологии, изучали объект познания. И. Кант же объектом гносеологического исследования сделал самого познающего субъекта и его возможности в познании.
Ш, Щ Философия свободы Н. Бердяева Н. Бердяев работе «Философия свободы» утверждал, что свобода существует изначально, даже Бог не властен над этой свободой и не несет ответственности за выбор в пользу зла или добра. Исходным пунктом его философии является главенство свободы над бытием. Свобода не может быть ограничена бытием, она не определяется даже Богом, а имеет самодовлеющий характер. Свобода – сущность человека, связанная с его духом, его внутренняя, творческая энергия. В одном ряду с ней находятся творчество, личность, дух, Бог.
Э, Ю Природа как объект философского осмысления в работах русских космистов Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной мудрости, созданием свободного от насилия, гармоничного мира. Космизм с самого начала разделился на 2 направления: мистическо-теологическое (Н. Федоров. В. Соловьев, П. Флоренский) и естественно-научное (К. Циолковский., В. Вернадский). Для первого направления космос представляется христианским, человек способен, по Н. Федорову, влиять на природу и регулировать природные процессы. В. Вернадский разработал концепцию биосферы и ввел понятие «ноосферы», сферы разума, преобразующего планету.
Я Философское понимание мира (философская картина мира) Философская картина мира отличается от религиозно- мифологической тем, что представляет мир в системе понятий, что свойственно абстрактному, понятийно-логическому мышлению. Главное отличие философской картины мира от мифологической и религиозной – это попытка рационального объяснения мира. Особенно это было характерно для античной философии, которая до сих пор рассматривается как начало философского знания. Единой философской картины мира не существует. Монизм и дуализм, материализм и идеализм, гностицизм и агностицизм предлагают совершенно разные подходы к пониманию мира.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: