Ингерманланские финны

Немногие сейчас знают, что земля, которая простиралась от реки Нарвы до берегов Ладожского озера, на протяжении нескольких столетий именовалась Ингерманландией.

История территорий, определяемых сейчас как Ленинградская область, имеется в виду территория бассейна реки Невы, юго-восточного и восточного побережья Финского залива, начинается пять тысяч лет назад, когда здесь появились древние финно-угорские племена. Позднее они стали известны под именами весь, корела, водь, ижора. Именно они — коренные жители нашего края — первыми начали расчищать эти земли от лесов и каменных глыб, чтобы возделывать ее и обустраивать свои жилища.

Когда с юга на северо-западные земли пришли славяне, финно-угорские племена не стали воевать с ними. Всем хватало места, чтобы строить дома, пахать землю, охотиться и ловить рыбу. Жили дружно, перенимая лучшее, всегда сохраняя свое, исконное.

В XII веке берега Невы и Финского залива попали под власть Великого Новгорода. По преданию, новгородский князь Ярослав подарил город Ладогу и его уезд своей жене Ингигерде, в качестве свадебного подарка. От ее имени и получила название страна Инкери (по-фински Inkerinmaa, земля Ингигерды). Известный русский историк В. Н. Татищев связывал это название с именем князя Игоря (скандинавский вариант – Ingor, в женском варианте – Inger). Исследователь А. Шёгрен пытался лингвистически обосновать связь названия с именем Ингигерд. Финское же название «Инкери» (Inkeri) возможно намного древнее и, может быть, получило своё название от реки Инкери йоки (Inkerijoki), так называется по фински река Ижора, которая течёт по территории средней Ингерманландии. Финское имя Инкери в переводе на русский язык обозначает «прекрасная».

 

Западная граница Ингерманландии проходит по реке Нарове, затем по рекам Луга, Оредеж, Тосно, Мга и Лава. Северная граница - по реке Сестре, от Ладожского озера до Финского залива.

Вследствие ее выгодного стратегического расположения на Ингерманландию претендовали многие большие державы. Почти не было столетия, чтобы ее не разоряли шведские или русские войска, уничтожая живущих там финнов.

История появления финского населения на территории Ингерманландии тесно связана с борьбой Швеции и России за обладание этими землями. За время первых десятилетий иноземного владения в результате войн, эпидемий и голода эта область значительно опустела, и шведское правительство было вынуждено разрешить переселение в заброшенные деревни финских крестьян, сначала с юго-запада Карельского перешейка. К 1695 году финские переселенцы составили около 74% населения. После войны 1656-1658 гг. значительный приток новых финских поселенцев происходил из восточных районов Финляндии, из Уусимаа и более отдаленных мест. Именно их сейчас называют финнами-ингерманландцами, а в XIX веке говорили - «петербургские финны».

Итоги же войны России и Швеции известны – Россия пробила окно в Европу, была основана новая столица – Санкт-Петербург, Россия стала Империей (провозглашена таковой именно в связи с подписанием Ништадского мирного договора со Швецией, завершившим Великую Северную войну). В 1708 году по указу Петра I была образована огромная по территории Ингерманландская губерния, в состав которой входили земли от Ярославля и Твери до Эстонии включительно. Но вскоре губерния стала называться Санкт-Петербургской, хотя название «Ингерманландия» не исчезло из официальной практики. Например, так был назван военный корабль, а также именовались гусарский и пехотный полки до конца XIX века.

После возвращения этих земель в состав России финские крестьяне в Финляндию не ушли, а остались жить в ставших уже родными деревнях и связали свое будущее с Россией. Финское население края сохранило свою лютеранскую веру и в Ингерманландии действовали лютеранские церкви со службой на финском языке. К концу XVII века финны составляли 80% населения приневских земель. Даже после основания Петербурга, когда сюда со всех краев России стали переселять русских крестьян, финны-ингерманландцы продолжали составлять значительную часть населения многих районов Петербургской губернии. В числе первых жителей Петербурга также были ингерманландцы, жившие в этих краях, растя и расширяясь, город вобрал в себя множество ингерманландских хуторов и деревень. Следы финской топонимики до сих пор сохранились в петербургских названиях. Из отдалённой и полузаброшенной провинции Ингерманландия стала столичной областью, В XIX веке финских крестьян иногда называли «маймистами». Этот термин происходит от финского названия «maa mies» - «люди этой земли». Русское население называло финнов «чухонцами».

Так, с XVII века Ингерманландия стала родиной ингерманландских финнов. Родиной боле чем двадцати поколений удивительного народа, чья судьба складывалась по разному. Основным занятием ингерманландских финнов было земледелие, причём издавна отмечалось, что «чем больше финнов в данной местности, тем больше и пашни». Ещё в XVIII веке финны выращивали рожь, ячмень, овёс, гречиху и горох, лен и коноплю. На песчаных почвах некоторых северо-восточных районов, а также в окрестностях Волосово хорошо родился картофель, и к середине XIX века он стал истинно «финским» овощем, о нем даже пели песни. Картофель финны стали возить на петербургские рынки.

Но самым важным был для ингерманландских финнов молочный промысел. Прежде молоко приходилось возить в город на телегах, а затем «охтенки» – финские молочницы разносили его по домам, держа по несколько бидонов молока на коромысле.

Был у ингерманландских финнов и особый «питомнический» промысел: крестьяне брали на воспитание сирот из Воспитательного дома и от частных лиц в Петербурге, получая за это определённую сумму денег. Такие руунулапсет («казённые дети») воспитывались наравне с собственными детьми в финских традициях. Финские крестьяне сбывали ягоды прямо в Петербург, а грибы возами свозили на рынки. В особенно урожайные годы сбор грибов оказывался выгоднее хлебопашества. Рыболовством финские крестьяне занимались во всех уездах Петербургской губернии. В прибрежных деревнях финские мастера строили лодки. В целом, уровень жизни многих ингерманландских финнов в конце XIX – начале ХХ вв. был столь высок, что для работы в хозяйстве привлекали наемных работников. Почти в каждой деревне можно было встретить людей из Финляндии.

Финны были извозчиками, рыболовами, разводили скот и снабжали горожан прекрасными молочными продуктами. В XIX веке треть петербургских трубочистов была финского происхождения. В XIX веке треть петербургских трубочистов была финского происхождения. Ювелиров-финнов в Петербурге было больше, чем во всей Финляндии. Многие крестьянки из Финляндии поступали в услужение состоятельным горожанам и ценились за честность и аккуратность. Были и истории крупного успеха, например, «Легкое финляндское пароходство» - компания, фактически полностью обеспечивавшая перевозки по рекам и каналам города на рубеже XIX - XX вв.

 

Ингерманландские финны всегда были очень образованными, чему немало способствовала лютеранская церковь. Для получения разрешения на венчание молодые люди должны были пройти особый церковный обряд – конфирмацию (обряд сознательного вступления в церковную общину), и для этого вся молодёжь в возрасте 17-18 лет две недели обучалась в конфирмационной школе при приходской церкви - учились читать и писать, а также прививались правила хорошего поведения и трезвого образа жизни.

 
 

Кроме того, пасторы обучали новейшим технологиям и рапространяли среди финских крестьян литературу по сельскому хозяйству. Благодаря этому уровень образованности ингерманландских финнов значительно превосходил уровень русского населения, бывшего в подавляющем большинстве неграмотным. Жители деревень области говорили на местном «ингерманландском» наречии финского языка, соблюдали свои обычаи. При этом в Петербурге, куда ездили для продажи молока, творога и других продуктов, общались и на русском языке. Издавались газеты и книги на финском языке, существовало свое издательство, театр, музей, в Ленинграде даже велось радиовещание на финском языке. Работали финские школы, техникумы, отделения институтов, два театра, два музея. На страницах ингерманландской периодической печати появлялись стихи, небольшие рассказы. Так закладывались основы художественной литературы ингерманландских финнов.

В 1917 году ингерманландских финнов насчитывалось около 160 000 человек. Невозможно было представить жизнь Петербурга и губернии без сдержанных и всегда знающих себе цену финских крестьян, без крепких охтинских молочниц, без залихватски проносящихся по питерским проулкам финских извозчиков. Однако потом наступило время репрессий, войн, депортаций и на сегодняшний день на территории бывшей Ингерманландии проживает около 12000 финнов.

 

К ингерманландским финнам можно относиться по-разному. Можно прославлять их исключительную трудоспособность и невероятное упорство. Можно посмеиваться над их медлительностью и излишней аккуратностью. Но нужно знать народ, главными чертами которого всегда были труд, вера и преданность своей земле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: