double arrow

МАССОВАЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

В 1928г государство заготовило на 128млн. пудов зерна меньше, чем в 1927г. Государство прибегло к чрезвычайным мерам ‑ насильственному изъятию хлеба. Крестьяне не желали продавать хлеб государству по заниженным ценам. В этой ситуации партия видела выход в создании колхозов и ликвидации кулачества как класса.

XV съезд партии (1929г) ‑ курс на коллективизацию

Цели коллективизации:

1. Победа социалистических отношений в деревне

2.Ликвидация частной собственности

3.Создание крупных хозяйств

4. Обеспечение города продовольствием

Чтобы прокормить быстро растущий рабочий класс и иметь средства для закупки качественного оборудования за границей, требовалось как можно больше хлеба. Этого невозможно было добиться при мелком сельскохозяйственном производстве. Власти необходимо было наличие послушного и контролируемого крестьянства, которое несло бы тяготы продовольственного обеспечения процесса индустриализации страны, в ущерб собственным интересам.

В сельском хозяйстве во второй половине 20-х годов произошло резкое падение товарности продукции. Крестьянам было невыгодно продавать хлеб государству. У крестьян стали насильственно отбирать хлеб. Коллективизация осуществлялась на основе насилия и массовых репрессий. Крестьяне отвечали массовыми выступлениями. Крестьяне массово выходили из колхозов. Принцип постепенности и добровольности нарушался. Крестьян силой загоняли в колхозы. В колхозы были отправлены 25тыс. коммунистов, оказывалась помощь техникой, готовились профессиональные кадры для села.

1929г ‑ сплошная коллективизация.

Политика ‑ ликвидации кулачества как класса. Кулаком считали тех, кто имел 2 коровы и 2 лошади. Запрещалась аренда земли и наем рабочей силы. С 1930-31г в отдаленные районы Сибири и Дальнего востока было выслано более 280 тыс. семей(раскулачено более 320 тыс. крестьянских семей). С 1931г. ‑ начались массовые выходы крестьян из колхозов. Принудительное обобществление коров и мелкого скота. Крестьян заставляли продавать хлеб по очень низким ценам. Крестьяне старались скрывать часть урожая, но за этим следовали жесткие репрессии. 107 статья за спекуляцию хлебом. В 1930г состоялось около 2200 массовых выступлений. Крестьяне стали жить хуже, чем до революции. 1932-1933гг ‑ голод в стране. На Северном Кавказе погибло до 1млн. человек, в Поволжье ‑ около 500 тыс., на Украине ‑ до 4млн. человек. Партия показала, что ей совершенно чужды интересы миллионов крестьян. Животноводство потеряло более половины поголовья скота.

Государству все же удалось подчинить себе колхозы. Эта политика привела к гибели миллионов крестьян и нанесла колоссальный урон сельскому хозяйству. Коллективизация разрушила весь уклад деревенской жизни.

Крестьянам не давали паспорта, тем самым сдерживали их передвижение по стране и фактически прикрепили их к земле. Подавляющее большинство населения жили хуже, чем до революции.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Культурная революция предусматривала следующие задачи:

1. ликвидация неграмотности

2. создание новой советской интеллигенции

3. развитие советской науки

4. воспитание нового человека

5. утверждение новой м-л идеологии в сознании общества.

Нарком Луначарский считал, что цель культурной революции состоит в формировании всесторонне развитой гармонической личности.

После революции в стране не умело писать и читать 73 % населения. 1 перо приходилось на 10 учеников, одна тетрадь на 20 человек. Интеллигенция не приняла новую власть и покинула Россию (Стравинский, Глазунов, Павлова, Рахманинов, Бунин и др) или была уничтожена большевиками. В эмиграции работали ученые с мировыми именами: микробиолог Виноградский, химик ‑ Ипатьев, авиаконструктор ‑ Сикорский, историк ‑ Кондаков и др.

Управлять страной должны грамотные люди, а их нет. По грамотности Россия была на 19 месте в Европе. Создается общество «Долой неграмотность». Рабфаки. Антирелигиозная пропаганда. Насаждаются советские праздники и обряды.

Расходы на образование были увеличены в 13 раз. За короткий период было подготовлено около 1 млн. учителей.

К концу 1927гю читать и писать научились 10млн. человек.

К 1937 г. в стране было введено всеобщее семилетнее образование.

С 1940г. введено обучение иностранным языкам.

«Кадры решают все», - так говорил Сталин.

Уже к 1938г. в вузах обучалось больше студентов, чем в Англии, Германии, Франции, Италии, Японии, вместе взятых. А число инженеров почти вдвое превысило их число в США.

Как вы считаете, можно ли данные итоги расценивать как реальные и точные?

Представители буржуазной интеллигенции составляли около трети специалистов народного хозяйства. Состав Красной Армии более чем на треть состоял из офицеров старой армии. К сотрудничеству с властью пришли прежде всего представители точных и естественных наук.(Тимирязев, Павлов, Иоффе, Вернадский, Жуковский, Вавилов) Как вы считаете, почему?

Старая культура должна быть уничтожена. Большевики считали, что смогут создать новую пролетарскую культуру. Пролеткульт.

Мы во власти мятежного, буйного хмеля

Пусть кричат нам: вы палачи красоты

Во имя грядущего завтра сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

Ситуацию конца 30-х годов особенно точно отразил выдающийся ученый В.И. Вернадский:

«Крупные неудачи нашей власти ‑ результат ослабления ее культурности. Средний уровень коммунистов ‑ и морально, и интеллектуально ‑ ниже среднего уровня беспартийных. Он сильно понизился в последние годы ‑ в тюрьмах, ссылке казнены и лучшие люди партии, делавшие революцию, и лучшие люди страны. Цвет нации заслонен дельцами и ловкими карьеристами… Партия «обезлюдилась». М СТАЛИНИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Сталинизм ‑ одна из разновидностей тоталитаризма. Для него характерным является: коллективизм «как все», преклонение перед лидером, власть одной партии, черно-белое восприятие мира, одна идеология, политизация всех сторон жизни. Контроль государства всех сторон жизни. Физический террор, диктатура и отсутствие нормальной законности ‑ все это признаки тоталитаризма.

Октябрьский переворот 1917г. стал началом становления тоталитарного режима.

1923-24г аппозиция против Л.Д. Троцкого. Он выслан из страны. Зиновьев и Каменев в оппозиции против Сталина. Уничтожение всех противников Сталина.

Предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР:

- низкий социально-экономический и культурный уровень масс; малообразованные люди мало интересовались политикой;

-одна партия и отсутствие оппозиции;

- бюрократизация государственного и партийного аппарата

-стремление Сталина убрать соперников в борьбе за власть

- игнорирование экономических законов

- атмосфера капиталистического окружения, нагнетание военной угрозы.

Все это заставляло людей терпеть лишения, преодолевать трудности и поддерживать политику партии, направленную против тех, кто мешал строить социализм.

К концу 30-х гг. в СССР окончательно сложилась подобная политическая система. Уничтожены все старые кадры и заменены новыми. В партию принимались не мыслящие люди, а преданные партии и слепо голосующие.

1934г ‑ XVII съезд партии (съезд расстрелянных). НКВД ‑ Ягода. Дела репрессированных рассматривались без прокурора и адвокатов, не допускались обжалование и помилование. Сталин избавляется от соратников Ленина.

1934г.- убийство С.М. Кирова. Началась эпоха политических процессов. Доносы приняли массовый характер. 1937г. ‑ период массового террора. В тюрьмах сидели 16 млн. человек.(для сравнения ‑ число заключенных в царское время составляло 184 тыс.) С 1930-1950гг. число жертв сталинского террора составило примерно 30млн. человек.

С помощью террора, системы лагерей государство получало огромное количество бесплатной рабочей силы. Террор позволял держать в постоянном напряжении весь гос. аппарат и все население. Партийные организации контролировали все: карьеру, личную жизнь, учебу и поведение детей, родственные связи и т.д. Эта система действовала до 1991 года.

Сталинизм вошел в историю как крайне жестокий, варварский способ управления государством, прикрываемый марксистской фразеологией.

Особое положение партии было закреплено в Конституции 1936г., где содержалось положение о руководящей роли компартии в обществе.

Социализм у нас строился как здание. Движение к нему выражалось в тоннах, километрах, киловаттах.

Новая система власти привела к управлению страной новую элиту, которая в большинстве не имела образования, навыков в управлении

Сталин говорил: «Мы отстали от передовых стран на 50-100лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет» Форсированные темпы при отсутствии рынка могли достигаться только за счет насилия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: