Деятельность казахской интеллигенции на пути формирования национального государства

Движение «Алаш» и Второй ВсеказахскийсъездНачало XX века в Казахстане ознаменовалось ростом классового самосознания казахского народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали его различные течения, ядром которых стала национальная интеллигенция. Национальная идея начала ХХ века созревала под влиянием трех факторов. Во-первых, кризиса всей системы жизнеобеспечения традиционного общества, что поставило под сомнение дальнейшую судьбу и исторические перспективы казахского народа.Во-вторых, роста потенциала либерализма в России. В-третьих, расширения географии и масштабов национально-освободительного движения и рост классового самосознания казахского народа. Цель и задачи казахской национальной идеи приобрели конкретные очертания в годы первой русской революции.Схватки между партиями и общественно-политическими течениями метрополии по вопросам государственного строя и демократии, стачки и восстания против самодержавия и социально-экономического неравенства заставили задуматься как национальную интеллигенцию, так и народные массы, служили призывом к действию, стали школой возмужания.Значение тех лет А.Букейханов раскрыл следующим образом: «Вся степь была вовлечена в сферу политики и захвачена потоком освободительного движения. Началась оживленная переписка о нуждах киргизского народа. Указ 17 апреля о веротерпимости еще более приподнял настроение. Весной 1905 года с наступлением привольной жизни в степи на летних стоянках начались съезды, на которых обсуждались местные нужды и нужды всей киргизской народности. Все больше степные ярмарки этого года стали ареной киргизских политических съездов, где киргизы обсуждали и подписывали поданные потом на Высочайшее имя петиции. На этих же съездах были избраны делегаты, уполномоченные лично подать эти петиции. Религиозные и земельные вопросы стояли у киргиз впереди вопросов политической свободы». А.Н.Букейханов вынашивал планы создания национально-демократической партии, важную роль в общественно-политической жизни он отводил печати. Так решено было организовать общенациональную газету, которая стала бы рупором общенациональной связи, возрождения народа, осознания своей роли. Местом издания газеты был выбран Оренбург. Газета была названа "Казах" (1913-1918 годы), к работе в редакции были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции. Это поэт, прозаик М.Дулатов (1885-1935 годы), его первое собрание стихов "Оян,?аза?" ("Пробудись, казах") вышел в 1909 году. Заголовок книги стал манифестом к национально-угнетенному народу начала XX века, неслучайно весь ее тираж был конфискован царскими властями. М.Дулатову принадлежит роман "Ба?ытсызЖамал" ("Несчастная Жамал"), вышедший в 1910 году, посвященный тяжкой судьбе угнетенной казахской женщины. Он также автор сборников стихов "Азамат" (1913 год), "Терме" (1915 год). Редактором газеты "Казах" стал поэт, переводчик, лингвист, педагог А.Байтурсынов. Вместе с А.Н.Букейхановым инициатором созыва Казахского съезда в Уральске и создания национального филиала кадетской партии был потомок АбулхаираБ.Каратаев (1860-1934 годы). Выразителем различных идейно-политических мнений и течений среди национальной интеллигенции была уже названная газета "Казах" и журнал "Айкап" (1911-1915 годы). Газета "Казах" выражала идеи либерально-демократического направления, вокруг нее консолидировались А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов и другие. Издателем и редактором "Айкап" был М.Сералин, в журнале сотрудничали Ж.Сейдалин, Б.Каратаев, С.М.Торайгыров, С.Сейфуллин, Б.Майлин. Объединяло эти издания то, что они выражали общенациональные идеи, интересы казахского народа в условиях его колониального положения.После революции 1905-1907 годов в Казахстане значительно активизировалась переселенческая политика, что привело к резкому обострению аграрного вопроса, усилению колониализма и уже начало второго десятилетия XX века вновь ознаменовалось выступлениями трудящихся против национального и социального гнета. В мае 1911 года прошла забастовка рабочих акционерного общества "Атбасарские медные рудники". 1912 год стал периодом нового подъема демократического движения: состоялась стачка угольщиков Байконура, забастовки и митинги прошли в Семипалатинске, в Тургайском уезде, в Омске, Оренбурге, Петропавловске, Усть-Каменогорске, на промыслах Доссора, Эмбы.В годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Казах» группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведении в крае прогрессивных реформ. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш». Духовенство и клерикально-настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входившие в состав туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии «Шуро-и-ислами» и «Шуро-и-улеми». Следующее течение было порождено революционными группировками. Это течение в 1917 году оформилось в партию «Ушжуз - Казахская социалистическая партия», которая была провозглашена в январе 1918 года С.Айтпеновым и К. Тогусовым. Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. После длительной подготовки в июле на Первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание.5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А.Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции. Партию «Алаш» возглавили - А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Халел и Дж.Досмухамедовы, М.Тынышпаев, ЕлдосОмир, АбдулхамитЖуждыбай, Магжан Жумабаев. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года ввключала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. реформа восстание партия революцияВ этот период казахская молодежь учебных заведений Омска, Оренбурга, Ташкента, Семипалатинска образовала молодежные организации, которые первое время занимались культурно-просветительской деятельностью. В 1917 году были созданы молодежные организации «Еркін дала» («Свободная стеть») в Оренбурге, «Бірлік» («Единство») в Омске, «Жас?аза?» («Молодой казах») в Уральске, «?міт» («Надежда») в Троицке и других городах - около 20 кружков и организаций, которые распространяли листовки, стихи на злободневные темы, устраивали вечера, дискуссии и т.д. Среди этих группировок и кружков с революционной программой действий выступил организованным в Аулие-Атинском уезде Тураром Рыскуловым «Революционный союз казахской молодежи». В его состав входила передовая казахская интеллигенция, вышедшая из средних и малоимущих слоев казахского населения.Основная задача революционного союза была борьба с Временным правительством, засилием кулачества на местах, борьба против волостных, старшин и баев, сторонников Временного правительства и в усилении агитации и просвещения среди масс казахского населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: