Железнодорожный поселок остается в одиночестве

 

Железная дорога Уфа – Ишимбаево с момента образования вошла в Стерлитамакское отделение Куйбышевской железной дороги, поэтому мы её не рассматривали. В поле зрения очерка входит лишь Железнодорожный поселок, как неотделимая часть агломерации и частичный приемник переселенцев земли «Юрматы».

Мы уже оговаривались, что жизнь в шестидесятые годы, повсеместно налаживаясь, постепенно входила в промышленную колею. Налаживалась она и в поселке «Железнодорожный вокзал» с его окрестностями. Поселок к началу шестидесятых годов значительно возрос и насчитывал около полутора тысяч населения. Природным водоразделом и искусственно созданным железнодорожным полотном пристанционный поселок разделился на четыре условные части: две на север от железной дороги и две на южной её стороне. С юга от железнодорожного полотна проживали: Головяшкины, Лукьянцевы, Васильевы, Журавлевы, Вагановы.

Не все дома являли пример одинакового достатка. Даже в шестидесятые годы на семьях лежала тяжелая тень прошедшей войны. Вот крытый жестью и окруженный аккуратным палисадником вместительный дом семейства Вагановых. Его хозяин вернулся с фронта не покалеченным. Через дом стоит ветхая лачуга матери-одиночки Головяшкиной. Её муж не вернулся с фронта.

Восточнее вокзала с основания поселка разместилось три барака. В них проживали семьи: в бараках Фукаловы… в домах индивидуальной постройки: Тимофеевы, Сабанчины, Рахматуллины, Баимовы.

Улица Тургенева шла вдоль старицы. Она была заселена лишь с левой стороны, по другую сторону к старице спускались огороды. Проживали по улице Тургенева: Садыковы, Русаковы, Липаевы, Небогатовы, Марьины, Бадер. Яковлевы. За старицей стояло несколько домиков индивидуальной постройки.

Главная улица поселка – Железнодорожная тянулась параллельно железной дороге и была наиболее продолжительной. На ней проживали семьи: Кондрухины, Садыковы, Шмоор, Шамсутдиновы, Тимофеевы, Шамины, Косухины, Галикеевы, Брызгины.

С пятидесятых годов в поселок регулярно, 1 раз в час ходил рейсовый автобус из Ишимбая. Это был маленький двадцатиместный «КАВЗик», но по вечерам на привокзальную площадь прибывало сразу шесть полнокровных «ЗИСов». В Ирек такой автобус ходил 2 раза в час. Поначалу грейдерную дорогу поливали нефтью. К началу шестидесятых годов в поселок от Салаватского тракта была проложена асфальтированная дорога. Она огибала поселок с запада, и шла вдоль железнодорожного пути. Заканчивалась тупиком на привокзальной площади. Транспортного сообщения железнодорожного поселка с соседними поселками Ирек и Юрматы из-за перерезающей путь железнодорожной насыпи не существовало.

С выселением Ирека и Юрматов в шестидесятых годах в поселок железнодорожный переселились семьи: Барановых, Макаровых, Скрябневых, Капитоновых, Байгутлиных, Русаковых, Шаповаловых, которые поселились на улице Заслонова и Тургенева.

К сожалению, прогресс сыграл негативную роль и с железеной дорогой.

По виду поселок постепенно развивался. На восточной его окраине отстроены пять точечных двухэтажных хрущевок из добротного силикатного кирпича. Квартиры в них являются ведомственными и распределены сплошь работникам по обслуживанию железной дороги. Признаться, с удобствами пока не все устроено, даже на втором этаже хрущевок квартиры отапливались дровами! Там же открыли добротный магазин продовольственных и промышленных товаров.

К середине семидесятых годов распахнуло двери прекрасной архитектуры новенькое здание вокзала. Попутно подвели паровое отопление к ведоственным хрущевкам.

Но кризис девяностых годов все сломал: нефтеперерабатывающий завод встал, и образно говоря «рельсы заржавели». Грузоперевозки по железной дороге сократились, рейсы пассажирского поезда отменили, вокзал закрыли.

Ныне на железнодорожном поселке проживает лишь несколько десятков семей, представители которых трудятся на предприятиях Салавата и Ишимбая.

На этой грустной волне, завершилась наша «сага» о земле «Юрматы». Автору остается традиционно проиллюстрировать быт железнодорожного поселка примерами нескольких персоналий.

 

Тетя Галя

 

Галлия Садыкова работала продавцом магазина промышленно-продовольственных товаров в поселке Ирек. Первый муж её начальник промывочно-пропарочной станции был убит по неизвестной причине, недалекого ума жителем Ирека. Современники этого жуткого эпизода с ужасом вспоминают массовую проверку дна реки в районе Лесобиржи баграми. Там тело Садыкова было обнаружено его старшим сыном. После постигшей семью драмы, и своего второго замужества она переселилась на железнодорожный поселок.

Галлия Садыкова стала продавцом поселка железнодорожной станции. Первоначально примитивное здание торговой точки в железнодорожном поселке прилепилось к вокзалу. Она явно не обеспечивала потребностей возросшего населения. На западной окраине поселка, по другую сторону от дороги в начале шестидесятых выстроено кирпичное здание просторного магазина. Бессменным продавцом все тех же промышленных и продовольственных товаров в нем длительное время работала Галия Садыкова, в просторечье - тетя Галя. В силу многих индивидуальных особенностей характера, Галлия апа считалась самым авторитетным человеком поселка. К началу шестидесятых ей давно перевалило за сорок лет, и она являлась матерью пятерых взрослых детей. Это была спокойная уравновешенная и рассудительная женщина. Но держалась уверенно и с достоинством. Хорошо изучив нехитрые потребности клиентов, она не особенно придерживалась распорядка торговли. Ассортимент товаров, разумеется, был невелик: хлеб, товары первой необходимости, сигареты и вино-водочные изделия. Небольшой контингент покупателей и личное знакомство со всеми жителями значительно упрощали процессы купли-продажи. Тетя Галя могла дать товар в долг или под небольшой кредит. У неё не было четкого графика работы, в периоды наплыва покупателей, она не закрывала магазин до тех пор, пока не обслужит последнего человека. Некоторые виды товара держала на дому, чтоб продать припозднившемуся покупателю во внеурочное время. Разумеется, товаром повышенного спроса являлась водка.

Семья Садыковых, как и многие другие, была многодетной: дочери – Фаина, Шаура, Альфия, сын – Айрат и старший сын, имя которого память не сохранила. Глава семьи Фаткулла – бы высок и худощав, но слыл не особенно общительным человеком. Он трудился на той же пропарочной станции. Их пятистенный дом окружал великолепный сад, который терраской опускался до самой старицы.

Сыновья покинули родительский кров смолоду. Хозяйство при доме длительное время вела старшая дочь - Фая. Соседи, помятуя частую материальную зависимость от тети Гали, помогали ей в сборе урожая смородины и крыжовника. Так и существовали Садыковы до выхода на пенсию. Дети, получив высшее и специальное образование, разлетелись по отдаленным городам и весям. Престарелые родители в начале восьмидесятых ушли в мир иной и, когда-то благоухающий благополучием домик их, на берегу старицы с годами развалился.

 

Кассирша Лобарева

 

Долгие годы наиболее востребованым среди населения городов Ишимбая и Салавата являлся железнодорожный транспорт. И вовсе не зазря я назвал ишимбайский железнодорожный вокзал воротами городов Ишимбай – Салават. От его порога пассажир мог попасть в любую часть необъятной страны. С перрона ишимбайского вокзала начинался трудовой путь и карьерный рост огромной массы прибывающих на новостройку комбината №18 работников.

Кассиром при железнодорожном вокзале в течение ряда лет служила Лидия Лобарева. У неё была одна обязанность – продавать билеты, и за эту самую обязанность она слыла самым популярным и знаменитым человеком округи. Кассир на вокзале, это человек, продавший десятки билетов в руки каждого жителя двух городов и их окрестностей. Ведь каждый житель не раз в год становился пассажиром – ездил в отпуск, в командировку, на учебу… Пассажиропоток год от года рос прапорционально росту населения городов.

Эта, немолодая уже женщина, прекрасно справлялась с неуклонно возрастающим потоком пассажиров. К этому времени по железнодорожной ветке курсировало два регулярных пассажирских сообщения: в 23 часа 30 минут прибывал из Уфы вечерний состав из 12-17-ти вполне комфортабельных вагонов. В 24 часа 15 минут он отбывал обратным рейсом на Уфу. Сложность её работы состояла в специфической особенности: за короткий промежуток времени - всего в сорок минут, ей необходимо было распродать билеты на весь посадочный контингент! Здесь она становилась полновластной хозяйкой положения. Накладывалась еще одна особенность - она знала в лицо всех до единого жителей ЖДС, и очередь с черного хода была не меньшей. Но девиз кассира был такой – не один пассажир не должен остаться на перроне! Поэтому без её команды сам дежурный по станции не мог отправить состава.

Дважды в день со станции курсировал рабочий поезд из четырех, иногда, двух вагонов в Стерлитамак. Ввиду слабо развитой сети других видов транспорта, пассажирское направление было весьма напряженным. Кстати, расписание было удобным, особенно для молодежи. Ведь многие в Уфе отоваривались. Поэтому, выехав в столицу в ночь, день можно было гулять по магазинам или решать там любые производственные дела. Вечерним поездом без лишних проблем возвратиться обратно.

Подвоз пассажиров из соседнего города Салавата к приходу поезда осуществлялся двумя-тремя битком набитыми автобусами, из Ишимбая - также подходило два-три. Они же встречали приезжающих, поджидая приход поезда на стоянке. Иногда по тому или другому направлению, подгонялся дополнительный рейс.

Современники с удовольствием вспоминают, как бурно кипела пестрой толчеёй отъезжающих, встречающего и провожающего люда небольшая привокзальная площадь. В момент прихода очередного уфимского состава здесь кружили вихри провожающих, встречающих и самих пассажиров. Разумеется, в суматохе нередко промышляли карманники и другие мелкие жулики. Здесь молодые люди знакомились, сводили счеты. И вся сутолока острием очереди упиралась в кассу, где кассирша Лида оперативно продавала билеты.

 

Липаевы

 

Просторный дом Липаевых заметно отличался от окружавших его рядовых пятистенок своей величавостью. Был он просторным, с громадными крашенными синей краской окнами, к тому же искусно украшен деревянной резьбой. Несмотря на величие, дом почти до середины закрывал разросшийся садовый участок. Здесь жили заядлые труженики и ужасно предприимчивые люди. Посадки кустов смородины и крыжовника в саду исчислялись десятками. То есть столько, что обработать все их количество хозяевам собственными руками было явно не под силу. Здесь уже во времена застоя нередко нанимали поденщиков. Оплата велась натурой, с пяти ведер набранных хозяину, ведро себе!

Хозяин дома, пожилой мужчина дядя Филипп, прочно освоил Ишимбайский и Салаватский продовольственные рынки.

На рынке глава семьи преображался. Одетый, в не по сезону подобранном крестьянском одеянии, он по-хозяйски занимал лучший прилавок и восседал на нем словно узбекский бай. Его продукция, признаться, издали привлекала покупателей аппетитным видом и приятной внешностью. Хозяин не был алчным - не завышал цен, ему явно был по сердцу сам процесс торговли. Завлекало окружение разномастных помощников, любопытствующих и покупателей, приятный звон монет и шелест рваных рублевиков. Он важно сидел, поджав под себя ноги, и небрежно окидывал взором кипучую толчею базара.

С детства привитое трудолюбие и чувство ответственности оказало самое благотворное влияние на жизненные дороги всех детей семьи Липаевых. Их старший сын Николай Филиппович, получив высшее образование, работал на железной дороге. Показав себя активным общественником, был выдвинут депутатом городского совета. Умный и упорный в достижении поставленных целей, он какое-то время избирался заместителем председателя городского совета. В конце восьмидесятых возглавил вновь введенный завод эксперементального машиностроения, откуда ушел на заслуженный отдых. Несмотря на высокие посты и благополучный достаток, Николай Филиппович не разрывал связь с крестьянских корней. Имел он в распоряжении персональную «Волгу». Эту черную «Волгу», зачастую можно было встретить в родительском доме, а хозяина в простеньком рабочем костюме обирающим плоды кустарников. Каталась его черная «Волга», бесспорно, по пути на рынки сбыта семейных помидор и огурцов.

 

Эпилог

 

Минуло еще много лет. 6 августа 2005 года земляки собрались на берегу озера Ташлыкуль, чтобы отметить восьмидесятилетний юбилей со дня основания деревень Юрматы - Ирек, помянуть ушедших в мир иной современников и поговорить с оставшимися в живых соплеменниками. Прошедший накануне сильный ливень значительно расквасил запушенные со временем дороги и остудил дневную жару. Оно и к лучшему, на берегу озера собрались люди почтенных возрастов, и жаркий день был бы чрезмерно утомительным.

За тридцать прошедших лет природа внесла много значительных изменений в окружающие озеро Ташлыкуль окрестности. Она еще раз доказала, что жизнь явление чрезвычайно упорное, и немедленно внесет коррективы, туда, где уступит позиции неугомонное человечество.

Территория бывших деревень покрылась буйными зарослями стройных тополей и кустарников. Красавица Агидель промыла новые русла и сменила конфигурацию очертаний берегов, когда-то торные дороги просели и покрылись непроходимыми буераками. Даже высокий красноглинистый берег с протоматерью деревень наших Буранчино, невозможно разглядеть сквозь плотные заросли. Цивилизация уступила место разбушевавшейся стихии. Лишь одинокие фигуры рыбаков, копошащиеся в прибрежье, напоминают о существовании человечества.

Но звездный статус Юрматы совсем не померк, просто люди стали реже заглядывать в этот уголок небосвода. Сегодня спозаранку тишину нарушили громкие голоса выходящих из грузного «Икаруса» бывших соплеменников. Организаторы потрудились на славу. Накрыт огромный стол, установлены палатки и суетятся операторы телевидения. Тем временем прибывают гости и на личном транспорте. Заметно возросло благосостояние. Ныне каждая семья имеет в пользовании автомобиль, с запрятанными под капоты табунами лошадей. Почтенные старцы, оглядев окружающих, спешат навстречу друг другу. Сквозь толщу лет проглядываются знакомые лица: Кутлугильдины, Сапыковы, Багильдины, Сабанчины, Хлыстовы, Тимофеевы… и все более и более знакомых лиц встречается в первоначально безликой толпе.

Прозвучали торжественные речи, гости допоздна засидевшиеся за импровизированными столами, вспоминая прошедшие десятилетия, засобирались по домам. Было что вспомнить ветеранам, да и подросшему поколению тоже. Нехотя расходились земляки, оставляя друзьям на память адреса и телефоны, а еще оставляя надежду на скорую встречу. Светлым всплеском останется в памяти бывших односельчан эта памятная встреча. Несмотря на прохладный день, атмосфера вечера встречи являлась очень теплой и дружественной.

Завершая очерк, и прощаясь со столь прекрасными людьми, бывшими жителями деревень: Юрматы, Ирек, Артель Куч, Кызыл Аул, автор надеется на теплый прием читателя.

 

 

Послесловие

 

Перевернув последнюю страницу, прежде чем отложить книгу уважаемый читатель, давайте глубокомысленно порассуждаем на проблемы вечности из области философии.

Персонально каждый человек живет своими обыденными делами. Он живет себе и события, напластовываясь друг на друга, превращают его жизнь в биографию. Но человек по природе своей любопытен. Он любит, как заглянуть в будущее, так и оглянуться на прошлое. Взгляд человечества в будущее именуется «фантастикой» и мы его рассматривать не беремся. Любит человек также обращаться в далекое прошлое. Обращение к своему прошлому, к памяти предков, называется «историей». Общество в целом, живет памятью предков сохранившейся на страницах печатных трудов или воспетой народным эпосом. Общественная память как раз и является историей. Хотя дословно термин «история» - слово греческого происхождения, где так называлось повествование о событиях.

Стремительно бегут года. Столетия сменяют друг друга, складываясь в тысячелетия. Возникают и исчезают государства и цивилизации. Мы привыкли, изучая историю думать, что все это происходит где-то далеко от нас, отчего прошлые события не трогают нас так глубоко и пленительно. Вне сомнения человечеству дорога вселенская история, и мы увлеченно зубрили в средней школе жизнеописания древней Греции, древнего Рима, Египта, Индии и других, весьма отдаленных от нашей местности, культур. Бесспорно, любой образованный человек обязан знать хотя бы азы о колыбели человечества.

Но каждой отдельной личности или небольшому коллективу, персональный уголок, бесспорно, дороже! Особенно цепко индивидуальная память хранит сведения по местам, именуемым малой родиной: где человек родился, где жили и почивают его ближайшие родственники и где схоронены предки.

Этот очерк рождался в результате продолжительных колебаний и многолетних мучительных раздумий. Я принимался за него несколько раз, но являясь домоседом, не работал в архивах, потому, за скудностью материала, работу прекращал.

Тем более, исторически сложилось таким образом, что местность, выбранная мной для изучения, входит в административное подчинение города Ишимбай, в том же городе проживают многие герои очерка. Накладывала негативный отпечаток на сомнения в суждениях не свойственная мне, сугубо русскому человеку национальная тематика произведения «Юрматы», которая была предложена инициативной группой общества «Аллагуват». Учитывая сложные национальные особенности, я бы возможно не взялся за сей труд, но некогда бурная молодость моя прошла именно в том местечке. Там проживало множество моих друзей и знакомых, там мы отдыхали и влюблялись, сшибались в жарких спортивных баталиях и я, поразмыслив, решился. Что ни говори, но чем дальше мы живем, чем больше овладеваем жизненной мудростью, тем основательнее гложет нас ностальгия. И вот парадокс: - чем шире расширяется мировоззренческий кругозор, тем уже становится круг наших желаний.

Так вот, именно ностальгия по «узкому кругу» желания – постоянно видеть перед глазами малую родину, товарищей по романтической юности, вновь увлекла мою любознательность и заставила довести очерк до завершения.

Наверное, я не единственный публицист, пробующий осветить историю нашего края. Есть другие книги и публикации, ну так что же. Многие из них изданы мизерными тиражами и не дошли до массового читателя. Другие пылятся на полках развезенные по городам и весям и не удовлетворяют спрос местных читателей. А изменчивое время течет все дальше удаляя от нас события и факты, иные из которых вовсе не нашли своего отражения. Ведь жизнь продолжается. Продолжается жизнь - получает развитие история.

Чтоб не затеряться в столь глубоководном море изданий, я пытался найти свою, сугубо индивидуальную колею. Заверяю читателя, я добросовестно старался отобразить прошлое с учетом крупных изменений в идейном сознании общества за последние два десятка лет. Без пафоса, без выпячивания героического труда и без идеологических «качелей». Отобразить события словно в зеркале, возможно более достоверно и объективно вот задуманная мной задача.

В процессе подготовительных размышлений обозначилась простая сюжетная линия: совершить более глубокие экскурсы в историческое прошлое окрестной местности, дать хронологию развития населенных пунктов исчезнувших по вине нефтепереработчиков, и показать динамику развития промышленности в регионе.

К такому плану подтолкнул тот немаловажный фактор, что наш быстро развивающийся город поглотил почти полтора десятка деревень, являющихся малой родиной для его нынешних жителей. Я, образно говоря, добровольно взвалил на собственные плечи вину города. Хотя как знать, есть ли грех в том, что цивилизация победила патриархальность? Ведь ныне десятки тысяч потомков коренных жителей попавших в зону гигантской стройки, прекрасно освоили сложные профессии нефтехимика, стеклодела или строителя и успешно эксплуатируют самые современные производства.

Фамилии, фамилии, фамилии… Перебрав пожелтевшие бумаги, я пропустил перед глазами сотни фамилий. К недостатку произведения, затрудняющему восприятие событий, наверное, можно отнести то, что многие фамилии часто повторяются. Но в местечке наличествуют родственные кланы, раз за разом выступают на авансцену жизни подрастающие поколения.

Изначально автором преследовалась и следующая цель - по возможности дать беглые характеристики самым именитым людям местечка «Юрматы»: представителям власти, героям труда, титулованным спортсменам и деятелям образования, здравоохранения и культуры. К сожалению, с этой задачей справиться не удалось – слишком много замечательных людей участвовало в событиях.

Очерк построен на воспоминаниях бывших жителей деревень, рассказах об их предках и вырезках из газетных статей, где преданиями о своих земляках делятся юрматынцы. Широко использовались и материалы из книг о Башкортостане, городах Ишимбае и Салавате. Большую помощь в редактировании материалов оказала бывшая землячка, ныне жительница Ишимбая Зульхиза Каюмовна Кутлугильдина.

Завершая очерк о старожилах края, я посвящаю свой труд их многочисленным потомкам.

Содержание

Введение в тему………………………………………….1

Часть I. Годы надежд и свершений

Из глубины веков…………………………………………5

Некоторые местные особенности………………………12

Национальные особенности топонимики……………...13

Пружины миграции населения…………………………13

Национальные корни кооперации……………………...18


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: