Кафедра общей психологии и психологии развития

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Учебно-методический комплекс
по дисциплине
"ПСИХОЛОГИЯ"

Для специальностей
080504 Государственное и муниципальное управление
080507 Менеджмент организаций

 

АСОУ
2010

УДК 371

Авторы-составители: Иванников В.А., д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой; Романов В.Я., канд. психол. наук, профессор.

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психология" / Авт.-сост. В.А. Иванников, В.Я. Романов – АСОУ, 2010. – 276 с.

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психология" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Психология".

Дисциплина входит в региональный (вузовский) компонент цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, является обязательной для изучения (специальность ГМУ) и изучается по выбору (специальность МО).

 

Одобрено методическим советом Протокол № 8 23 ноября 2009 г.. Рекомендовано кафедрой Протокол № 1 2 сентября 2009 г.

 

Оригинал-макет подготовила Т.Л. Самохина

Изд. № 424. Формат 60´90/16. Печать офсетная.
Уч.-изд. л. 21,54. Усл. печ. л. 17,25. Тираж 80 экз. Заказ № 417

Академия социального управления
Москва, Енисейская ул., д. 3, корп. 5

Ó Иванников В.А.,
Романов В.Я. авт.-сост., 2010

Ó АСОУ, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи дисциплины...................................................................... 4

2. Требования к уровню освоения дисциплины..................................... 5

3. Объем и продолжительность изучения дисциплины........................ 6

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы............................. 6

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы..... 7

4. Содержание дисциплины и методические рекомендации по ее изучению 8

5. Планы семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним 20

6. Технологическая карта самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по ее организации......................................................................................................................... 36

7. Тематика контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению 39

8. Вопросы к экзамену и методические рекомендации по подготовке к нему 43

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.............................. 47

Приложение. Словарь терминов по психологии...................... 48

 

 

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Настоящий учебно-методический комплекс рассчитан на студентов непсихологических специальностей вузов и представляет собой общеобразовательную дисциплину.

Целидисциплины:

создание условий для формирования адекватного представления о предмете, методах и задачах психологической науки и практики, понимания основных феноменов, фактов и закономерностей психики, понимания результатов и закономерностей классических и современных психологических исследований;

знакомство с основными направлениями и методами психологии, а также с различными трансформациями общепсихологических закономерностей в различных отраслях современной психологии.

Задачидисциплины:

освоение сопоставления научных и житейских представлений о психике, сознании и поведении человека;

знакомство с историей и современным состоянием предмета психологии, ее основными понятиями, проблемами, принципами их решения и закономерностями развития психики;

освоение основных фактов, закономерностей и подходов к изучению познавательных процессов человека;

рассмотрение экспериментальных и прикладных исследований ощущений, восприятия, мышления, памяти, внимания и воображения;

изучение индивидуальных особенностей человека, его способностей, темперамента и характера, внутренней (эмоциональной и волевой) регуляции его деятельности;

освоение представлений о потребностно-мотивационной сфере человека, рассмотрение современных представлений и основных подходов к пониманию строения и закономерностей развития личности;

знакомство с основными методами исследования психики и закономерностей её развития;

изучение оснований классификации отраслей современной психологии и знакомство с ними.

В ходе освоения учебной программы предполагается решение следующих задач.

1. Через лекции:

а) раскрыть содержание категорий и основных понятий общей психологии;

б) выделить общепсихологические проблемы современной психологии и показать их возможные решения;

в) раскрыть принципы анализа деятельности и психики живых существ, учитывая, что человек является существом общественным по своей сущности, активным и пристрастным, познающим мир, в котором он живет;

г) объяснить достоинства и недостатки используемых в психологии методов исследований и диагностики психических процессов, состояний, способностей, явлений;

д) показать важнейшую практическую значимость современной психологии и ее место в социальной жизни людей, её роль в сфере образования, здравоохранения и труда.

2. Через семинарские занятия научить студентов:

а) умению излагать свои знания и мнения, аргументируя свои позиции в дискуссиях;

б) умению анализировать читаемые научные тексты, выделяя задачи, ответы на которые надо искать в учебниках и авторских научных работах;

в) формулировать вопросы к преподавателю и к научным текстам, выделяя понятное и непонятное в лекциях и в изучаемых текстах, а также то, с чем студент согласен, и то, с чем он не согласен, выделяя аргументы несогласия.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина "Психология" готовит будущих специалистов к полноценному владению основами психологии, пониманию её предмета и методов, знанию её задач и роли в различных сферах жизни и деятельности человека Студент, изучивший дисциплину, должен усвоить основные категории и понятия психологии, иметь чёткие представления об основных фактах и закономерностях функционирования психики человека и её развития.

В программе дисциплины акцент делается на том, что человек есть деятельное, пристрастное и познающее существо, биологическое по своей природе, но по сущности – решающее свои биологические задачи социальными способами, существо, включенное в социальные отношения с другими людьми и становящееся личностью.

Студент, усвоивший данную дисциплину, должен уметь оценивать способности человека, определять типы его темперамента и характера, а также уметь выявлять основные черты и свойства целостной личности.

Настоящая дисциплина обеспечивает изучение категорий и основных понятий психологии, раскрывает основные принципы психологических исследований, формулирует основные законы психологии, которые уточняются и модифицируются в других областях психологии.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление о предмете, методах и задачах психологии, о месте психологии в системе наук;

знать изучаемые психические явления и процессы, понятийный аппарат, основные факты, законы и теории психологии: представления о зарождении и развитии психики в эволюции, о развитии деятельности и психики человека как социального существа;

уметь ориентироваться и анализировать научные работы по психологии;

вести дискуссии по многим темам психологии, готовить доклады и рефераты по психологии;

овладеть навыками поиска научной литературы по интересующей теме в области психологии;

иметь опыт участия в дискуссиях и круглых столах, в групповых решениях различных задач.

3. ОБЪЕМ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Объём курса дисциплины "Психология" составляет 100 часов и изучается в течение одного семестра. Программой дисциплины предусмотрена аудиторная (48 часов) и самостоятельная (52 часа) работа. Аудиторная работа включает в себя лекции и семинарские занятия. При этом используются такие методы обучения, как лекции и семинары, дискуссии, студенческие доклады и рефераты с обсуждением, групповые решения проблем, анализ различных гипотез и теорий, а также описанных в литературе результатов исследований, демонстрации материалов и др.

В процессе самостоятельной работы студенты выполняют контрольную работу, готовят доклады, ведут конспекты учебников и научных работ по теме семинаров, т.е. выполняют творческие задания.

Дисциплина по специальности ГМУ изучается во 2-м семестре, по специальности МО – в 5-м семестре.

Изучение дисциплины заканчивается сдачей зачета.

3. 1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы в соответствии с учебным планом Количество часов по специальности
ГМУ МО
Аудиторные занятия:    
лекции    
семинары    
Самостоятельная работа    
Всего    
Текущий контроль Контрольная работа, реферат
Итоговый контроль Зачет

 

 

3. 2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Тема Количество часов по учебному плану  
В Л С СР  
ГМУ МО ГМУ МО ГМУ МО ГМУ МО  
Раздел 1. Предмет, метод и задачи современной психологии  
1.1. Предмет и методы психологии                  
1.2. Понятие отражения и деятельности в психологии              
1.3. Поведение и психика животных              
1.4. Природа и сущность человека. Специфика психики человека                  
1.5. Уровни отражения. Сознание и неосознаваемые психические процессы                  
1.6. Структура современной пси­хологии                
Раздел 2. Человек как субъект деятельности.Потребности, мотивы, эмоции, воля  
2.1. Потребности и мотивы деятельности                
2.2. Эмоциональные процессы                
2.3. Волевая регуляция деятельности                
Раздел 3. Психология личности.  
3.1. Общее представление о личности                
3.2. Психология способностей                
3.3. Темперамент                
3.4. Характер                
Раздел 4. Человек как субъект познания. Познавательные процессы человека.Внимание и память  
4.1. Общая характеристика познавательной сферы человека        
4.2. Ощущение и восприятие              
4.3.Мышление и речь                
4.4. Память                
4.5. Внимание              
4.6. Воображение          
Всего                
                     

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ

Одна из основных задач при изучении дисциплины "Психологии" – понять, что житейский язык, на котором мы обсуждаем особенности людей, и научный язык психологии не совпадают, хотя многие термины оказываются одинаковыми.

Следующая задача – понять, что психика появляется в эволюции и функционирует как составная обязательная часть (момент, звено – субъективная составляющая) деятельности живых существ и ее предназначение – обслуживать поведение живых существ в конкретных условиях их существования.

Необходимо также понять, что живое существо есть существо активное и его поведение (деятельность) является одним из способов адаптации или, можно сказать, одним из способов жизни, когда живое существо, оставаясь организмом, становится и субъектом деятельности, решая свои приспособительные задачи через внешнюю моторную активность (поведение).

Успешность деятельности зависит от адекватности учета предметных условий среды, поэтому субъект деятельности должен открывать для себя эти условия в виде предметного образа поля действия и ориентироваться на этот образ, т.е. субъект деятельности есть существо, познающее условия своей жизни и решающее свои приспособительные задачи.

Студенту необходимо разъяснить, что многие понятия психологии вводятся не как обозначения каких-то реальных процессов или явлений, а как теоретические конструкты (концепты) для объяснения особенностей поведения живых существ.

Поэтому студент должен постоянно ставить перед собой задачу выявления природы и истории каждого понятия и осознавать, что исследованию подлежат реальные процессы деятельности живых существ, для объяснения которых и вводятся различные понятия, обозначающие гипотетические образования, якобы способные объяснить реальное поведение живых существ или их способность решать различные задачи (исследовательские или приспособительные).

Студент также должен понять, что его задача состоит не в чтение учебников и запоминании текстов, чтобы сдать зачет, а в поиске ответов на вопросы, которые стоят перед психологией и перед ним как познающим загадки психики. Вначале об этих вопросах должен говорить преподаватель, а потом их должен научиться ставить сам студент. Он должен осознать необходимость чтения больших объемов научных текстов и в короткие сроки овладеть этим умением. Задача преподавателей выделять необходимые для студента ориентиры в этом мире информации, ясно формулируя проблемы и возможные пути их решения, постоянно напоминая студентам о том, что в психологии часто невозможно выделить однозначный ответ и поэтому надо научиться выделять различные ответы разных психологических школ и анализировать их на непротиворечивость и доказательность.

Необходимо постоянно напоминать студентам, что научиться читать научные тексты, ставить вопросы к ним и анализировать даваемые разными авторами ответы, без их постоянной самостоятельной работы на лекциях, семинарах и в дискуссиях между собой невозможно.

Желательно, чтобы перед каждой лекцией студент ознакомился с содержанием лекции и сформулировал вопросы, на которые он хотел бы получить ответы, в том числе и по разъяснению содержания различных терминов. Надо научиться вести конспекты лекций, выделяя непонятные положения и формулируя свои вопросы и сомнения.

Раздел 1
Предмет, метод и задачи современной психологии

Тема 1.1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Житейская и научная психология. Понятия объект и предмет психологии. Психология как наука о душе, о явлениях сознания, о поведении. Современные представления о предмете психологии. Определение психики. Психические явления и психологические факты. Сознание, неосознаваемое поведение, деятельность и ее продукты как объекты психологии. Основные задачи психологии. Место психологии в системе наук.

Субъективные и объективные методы исследования психических явлений и поведения человека и животных. Наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности как методы психологии. Естественный и лабораторный эксперименты. Клинический метод. Сравнительно-генетичес­кий метод. Формирование и моделирование психических процессов как метод их исследования. Методики обследования, диагностики и измерений. Диагностические тесты. Технологии воздействий на психику человека.

Вопросы

1. Почему надо различать объекты и предметы исследований?

2. Зачем вводилось понятие душа и почему она перестала быть предметом психологии?

3. Почему предметом психологии стали явления сознания?

4. Почему бихевиоризм отказался от явлений сознания как предмета психологии?

5. Что такое психические явления?

6. Что такое психологические факты?

7. Чем отличается экспериментальный метод от метода наблюдения?

8. Что такое психодиагностика?

9. Что такое клинический метод?

Тема 1.2. ПОНЯТИЕ ОТРАЖЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы отражения в неживом и живом мире. Психическая форма отражения. Субъективные переживания и образы. Способность управления поведением живых существ на основе образов. Необходимость появления психики в эволюции и задачи психики в управлении и регуляции поведения. Критерии психики. Роль психики в эволюции живых существ. Представления о поведении. Реактивное и активное поведение. Введение понятия деятельность в психологию. Деятельность как единица жизни. Характеристики деятельности. Структура деятельности: деятельность, действие, операция; взаимопереходы составляющих деятельности.

Вопросы

1. Соотношение процесса и результата при физическом, биологическом и психическом отражении?

2. В чем проявляется предметность психики?

3. Функции биологического отражения?

4. Можно ли понять психику как чувственный язык описания мира?

5. Какие задачи живых существ плохо решаются без психики?

6. Как определить, обладает ли незнакомый объект психикой?

7. В чем достоинства и недостатки предлагаемых критериев психики?

8. Почему выделяются два аспекта предметности деятельности?

9. Почему деятельность в концепции А.Н. Леонтьева неаддитивна?

10. При каких условиях деятельность может стать действием, а действие преобразоваться в деятельность?

Тема 1.3. ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА ЖИВОТНЫХ

Генетически заданное поведение, в том числе врожденное. Необходимость и возможность такого поведения. Условия успешности такого поведения. Как предоставлена среда в психике животных с генетически заданным поведением? Необходимость обучения животных. Чему обучаются животные? Что должна обеспечивать психика при обучении животных? Виды научения. Интеллектуальное поведение животных. Использование ими вспомогательных средств. Жизнь животных в сообществе. Общение животных. Особенности языка животных. Поведение как решение приспособительных задач. Заданные и приобретенные способы решения поведенческих задач. Исследовательские задачи как момент (звено) поведения.

 

Вопросы

1. В каких ситуациях животным выгоднее иметь генетически заданное поведение и почему?

2. Какие задачи нельзя решить генетически заданными способами и почему?

3. Можно ли понять поведение животных как решение приспособительных задач разными способами?

4. Что должны отражать животные для успеха разных форм поведения (врожденное, приобретенное, решаемое задачу здесь-и-сейчас)?

5. В чем необходимость общения животных?

6. Какие возможности есть у животных при языковом общение?

Тема 1.4. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.
СПЕЦИФИКА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Человек как природное и общественное существо. Производство условий жизни как способ жизни человека и причина развития его психики. Понятие общественно-исторический опыт. Условия присвоения общественно-исторического опыта как процесса порождения у человека социальных способов психического отражения и управления деятельностью. Высшие психические функции как особые осознанные произвольные действия человека с внешними и внутренними (психическими) операциями. Опосредованность и системное строение высших психических функций.

Вопросы

1. Надо ли различать природу и сущность человека?

2. Почему мы считаем человека социальным по своей сущности?

3. В чем отличие общественно-исторического опыта от индивидуального и коллективного опыта животных?

4. Что представляет собой по содержанию процесс присвоения общественно-исторического опыта?

5. В чем необходимость перехода человека к порождению высших психических функций?

6. В чем суть процесса интериоризации?

7. Что необходимо для успешного присвоения общественно-исторического опыта?

Тема 1.5. УРОВНИ ОТРАЖЕНИЯ.
СОЗНАНИЕ И НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Понятие сознание как проблема психологии. Эмпирические характеристики сознания. Свойства и элементы сознания. Методы изучения сознания. Измененные состояния сознания.

Неосознаваемые психические процессы: их разновидности и характеристики. Понятие бессознательное в работах З. Фрейда и Д.Н. Узнадзе. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых процессов в регуляции действий и деятельности человека. Взаимопереходы осознаваемых и неосознаваемых процессов.

Необходимость и условия порождения сознания у человека. Структура сознательных образов: чувственная ткань, значение и личностный смысл. Общение и язык человека.

Вопросы

1. В чем необходимость сознания человека?

2. Может ли быть безязыковое сознание?

3. Какие основные свойства сознания?

4. Какими методами исследуется сознание человека?

5. Есть ли отличия неосознаваемых и осознанно построенных образов?

6. Какие существуют классификации неосознаваемых процессов?

7. В чем различие понимания бессознательного З. Фрейдом и Д.Н. Узнадзе?

8. Что такое психоанализ?

9. Какие функции в сознательном отражении выполняют чувственная ткань, значение и личностный смысл?

Тема 1.6. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Основные разделы и отрасли психологической науки и практики. Критерии их выделения. Общая психология, психология труда, социальная психология, возрастная и педагогическая психология, инженерная психология, медицинская (клиническая) психология, зоопсихология, психофизиология, психология искусства, юридическая психология, психология управления и др.

Роль психологии в решении проблем образования, здравоохранения, культуры, экономики, социальной жизни общества и пр. Развитие психотерапии, психологического консультирования, диагностики и коррекции.

Вопросы

1.Каковы критерии выделения отраслей психологии?

2. В каких областях практики качество принимаемых решений существенно снижается без учета психологических закономерностям?

3. Почему работа психолога-практика должна опираться на общепсихологические закономерности?

4. Какова роль психологии в решении проблем образования, здравоохранения, и социальной жизни?

 

 

Раздел 2
Человек как субъект деятельности
. Потребности, мотивы, эмоции, воля

Тема 2.1. ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Потребности как основа процессов мотивации. Виды потребностей и их эволюция. Физиология и психология потребностей. Проблема опредмечивания потребностей. Механизмы опредмечивания. Историческая природа потребностей человека. Актуальное и потенциальное состояние потребностей. Потребности и эмоции. Определение мотива. Виды мотивов и основные критерии их классификации. Строение потребностно-мотивационной сферы и проблема ее уровней. Общее представление о базовой мотивации и механизмах ее преобразования. Различие стратегий выделения первичных источников побуждения. Социальная детерминированность и опосредованность интеллектом мотивации человека. Воспитание как условие мотивационного развития человека.

Мотивация и деятельность. Виды мотивов и критерии их классификации. Мотивы и цели деятельности. Проблема смыслообразования. Постоянная и ситуативная мотивация. Факторы, определяющие актуализацию и побуждающую силу мотивов. Мотивационные процессы и проблема принятия решений. Уровень притязаний. Мотивация достижения. Понятие квазипотребность, или намерение. Влияние мотиваций на продуктивность и качество деятельности. Понятие оптимум мотивации. Закон Йеркса–Додсона. Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Понятия ведущая деятельность и ведущая мотивация. Смена ведущей мотивации и кризисы детского возраста. Механизмы сдвиг мотива на цель. Полимотивация деятельности.

Вопросы

1. Что такое потребность?

2. Какие существуют виды потребностей?

3. Зачем понятие потребность вводится в психологии?

4. Что такое мотив?

5. Какие существуют виды мотивов?

6. Каковы основные функции мотивов?

7. Как соотносятся мотивы и цели деятельности?

8. Что придает цели действия побудительность?

9. Что такое квазипотребность?

10. Что такое полимотивированность действия и деятельности?

11. Что такое сдвиг мотива на цель по А.Н. Леонтьеву?

Тема 2.2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Определение эмоций и основные аспекты их изучения: эмоция как явление, эмоция как состояние, эмоция как процесс. Специфика психического отражения в эмоциях. Эмоциональные явления как язык оценки необходимости деятельности и её успешности. Эмоции и познания. Эмоции и мотивация. Эмоции и сознание. Биологическая целесообразность эмоций. Предметность эмоций. Условия возникновения эмоционального процесса. Эмоции как субъективная форма представления потребностей. Функции эмоций: оценка, мотивация, активация, следообразование, защита, эвристическая функция и т.д. Динамика эмоций и закономерности протекания эмоционального процесса. Виды эмоций. Возможные основания классификации эмоций.

Эмоциональный тон ощущений и его приспособительное значение. Аффекты, их психологическая характеристика и биологическое значение. Отличительные признаки аффекта. Диагностика аффективных следов. Стресс. Эмоциональная напряженность и продуктивность деятельности. Тревожность: ситуативный и личностный аспекты. Фрустрация и реакция на нее.

Предметно-ситуативные эмоции и их характеристика. Чувства как устойчивые эмоциональные отношения человека. Чувства и развитие личности. Овладение эмоциональной сферой и способность к саморегуляции поведения.

Вопросы

1. Как мы узнаем об эмоциональном состоянии окружающих нас людей?

2. Как можно узнать об эмоциях животных?

3. Можно ли установить биологический смысл объектов без эмоциональных переживаний?

4. Почему нужна презентация потребностей субъекту?

5. В каких случаях эмоциональное переживание может вызвать определенное поведение?

6. Какова роль эмоций в успешности деятельности?

7. В чем заключается биологическая роль аффектов? Почему при аффектах наблюдается сужение сознания?

8. Что такое аффективные следы?

9. Стресс снижает или увеличивает эффективность деятельности?

10. Как связаны эмоции и мотивация?

Тема 2.3. ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определение воли, волевого действия и волевой регуляции. Критерии волевого поведения. Соотношения волевой и произвольной регуляции. Произвольность поведения как предпосылки волевой регуляции. Волевые процессы, их виды и детерминанты. Проблема свободы воли в философии и психологии. Представления о волевом процессе в психологии. Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора. Мотивационный конфликт как условие волевого действия. Осознание мотивационных конфликтов.

Когнитивный диссонанс и его исследования. Механизмы волевой регуляции поведения. Волевое усилие. Волевая регуляция как преобразование проблемных ситуаций. Общее представление о развитии воли. Волевые свойства личности. Структура волевых качеств. Уровень развития волевых качеств. Воспитание и самовоспитание воли.

Вопросы

1. Что такое воля?

2. Почему волевая регуляция есть регуляция личностного уровня?

3. Какие действия личности требуют волевой регуляции?

4. Какие проблемы возникают при объяснение волевой регуляции через волевое усилие?

5. Как можно намеренно менять смыслы действий и событий для человека?

6. Роль знаний и воображаемых ситуаций в волевой регуляции?

7. Роль мировоззрения и веры в волевом поведение личности?

Раздел 3
Психология личности

Тема 3.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ

Понимание личность в широком и узком смысле. Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность. Личностные проблемы человека и основные проблемы психологии личности. Общая и дифференциальная психология личности. Структура личности. Смысловая сфера личности. Личность и мотивация. Общее представление о смысловых образованиях и смысловых систе­мах. Смыслообразование. Динамика процессов переживания в структуре "Я". Положение о самооценке как центральном образовании личности. Самооценка и самоуваже­ние. Строение и формирование самоотношения. Социальные условия становления и развития личности. Понятие социальная ситуация развития. Проблема социально-типического и индивидуального в личности. Движущие силы и периодизация развития личности. Понятие ведущая деятельность в процессе раз­вития личности (А.Н. Леонтьев). Кризисы развития и их роль в станов­лении личности.

Вопросы

1. Что такое индивид?

2. Что такое личность?

3. Что такое индивидуальность?

4. Что такое поступок? Чем поступок отличается от действия?

5. Какие вам известны периодизации развития личности?

6. Что такое ведущая деятельность?

7. Что такое "физическое Я", "социальное Я" и "духовное Я"?

Тема 3.2. ПСИХОЛОГИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

Определение способностей. Проблема происхождения способностей. Способности и задатки. Общие и специальные способности. Проблема структуры способностей. Проблема измерения способностей. Коэффициент интеллекта. Тестирование интеллекта. Интеллект и креативность. Проблема развития способностей. Способности и одаренность. Талант и гениальность.

Вопросы

1. Что такое способности?

2. Какова природа способностей?

3. Каковы факторы развития способностей и одаренности?

4. Что такое интеллект?

5. Что такое коэффициент интеллекта (IQ) и как он измеряется?

6. Какие существуют уровни развития способностей?

7. Какова структура способностей?

Тема 3.3. ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент как формально-динамическая характеристика личности. Психологические описания типов темперамента. Общие характеристики темперамента: психическая активность, психомоторика и эмоциональность. Механизмы темперамента. Особенности телосложения и темперамент. Свойства и типы высшей нервной деятельности и темперамент. Темперамент и деятельность. Индивидуальный стиль деятельности.

Вопросы

1. Чтотакое темперамент?

2. Какие существуют типы темперамента?

3. Какова природа темперамента?

4. Какие существуют свойства нервной системы и какова их связь с типами темперамента?

5. Какие основные составляющие структуры темперамента?

6. Что такое маскировка темперамента?

7. В чём проявляется связь темперамента с деятельностью?

Тема 3.4. ХАРАКТЕР

Определение характера. Соотношение понятий характер и темперамент, характер и личность. Черты характера и стратегии их выделения. Структура характера. Проблема нормального характера. Строение тела и характер. Акцентуации характера и психопатии. Типологии характера и его акцентуаций. Проблемы развития и формирования характера.

Вопросы

1. Что такое характер?

2. Чем отличаются черты личности от черт характера?

3. Какие имеются составляющие структуры характера?

4. Что такое нормальный и аномальный характер?

5. Какова природа характера?

6. Что такое акцентуации характера? Какие вы знаете типы акцентуаций характера?

7. Как определяются типы характера?

Раздел 4
Человек как субъект познания
. Познавательные процессы человека.
Внимание и память

Тема 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА

Общая характеристика познавательной сферы человека. Основные характеристики сенсорных (ощущения), перцептивных (восприятие), мыслительных, мнемических (память), селективных (внимание), имажитивных (воображение) процессов. Классификация познавательных процессов. Основные и универсальные (сквозные) познавательные процессы. Роль процессов познания в жизни и деятельности человека. Познание и сознание. Познание и поведение. Познание и деятельность. Познание и личность. Предмет, методы и задачи современной когнитивной психологии. Место современной когнитивной психологии в системе психологической науки и ее роль в практической деятельности человека.

Тема 4.2. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Общие представления об ощущении и восприятии. Виды образных явлений. Основные свойства ощущений и их характеристика. Основные феномены и свойства восприятия. Классификация ощущений и сенсорных систем. Проблема измерения ощущений. Основы психофизики. Восприятие объектов в пространстве. Проблема константности восприятия. Виды константности. Восприятие движения. Реальное движение и иллюзии движения. Стабильность видимого мира. Восприятие времени. Перцептивная организация и восприятие формы. Законы перцептивной организации, выявленные гештальтпсихологами. Развитие восприятия. Прикладные значения исследований сенсорных и перцептивных процессов.

Вопросы

1. Какие основные свойства ощущений?

2. Какие основные свойства восприятий?

3. Какие существуют виды ощущений и сенсорных систем?

4. Что такое порог чувствительности и какие виды порогов существуют?

5. Что такое константность восприятия и какие виды константности существуют?

6. Какие существуют виды иллюзий восприятия?

7. Какие факты доказывают существование перцептивного научения?

8. Какое значение имеют исследования сенсорных и перцептивных процессов в практической деятельности человека?

Тема 4.3. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Определение мышления в широком и узком смыслах. Мышление и предметно-практическая деятельность. Характеристика и структура процесса мышления человека. Виды мышления. Индивидуальные особенности и типы мышления. Мышление и речь. Проблемы понятийного мышления. Виды и функции речи. Понятие как единица вербально-логического мышления. Проблема развития мышления. Основные стадии развития мышления в онтогенезе. Прикладные аспекты исследования психологии мышления.

Вопросы

1. Что такое мышление в широком и узком смысле?

2. Чем отличается мышление от восприятия?

3. Каковы классификации видов мышления и их основания?

4. Какие виды мыслительных операций можно выделить?

5. Как соотносятся мышление и речь?

6. Что такое понятие?

7. Каковы функции и виды речи?

8. Какие основные стадии развития мышления в онтогенезе?

Тема 4.4. ПАМЯТЬ

Роль памяти в жизни и деятельности человека. Сознание и память. Память и научение. Память и личность. Феноменология памяти. Забывание в повседневной жизни. Аномалии памяти. Определение памяти в широком и узком смыслах. Основные функции памяти. Процессы, содержание и связи памяти. Виды памяти и основания их классификации. Принципы организации памяти. Законы памяти. Зависимость запоминания от материала. Явления интерференции и реминисценции. Эффекты края Память и деятельность. Мотивация и забывание. Эффект Зейгарник. Память и процессы переработки информации человеком. Проблема развития памяти. Память как высшая психическая функция. Проблема улучшения памяти. Мнемотехники.

Вопросы

1. Что такое память?

2. Какие основные виды нарушений и аномалий памяти?

3. Какие основные классификации видов памяти и их основания?

4. Что такое ассоциация? Какие существуют виды и законы ассоциаций?

5. Какие основные закономерности памяти человека?

6. Что такое мотивированное забывание?

7. Что такое "феномен Зейгарник"?

8. Как выглядит кривая забывания и в чем её основной смысл?

9. Какие существуют виды забывания, и каковы их причины?

10. Каковы закономерности развития памяти человека?

11. Что такое мнемотехники, и какие их виды существуют?

Тема 4.5. ВНИМАНИЕ

Общие представления о внимании.Вездесущность внимания; его роль в повседневном поведении, профессиональной и учебной деятельности человека. Субъективные и объективные явления и проявления внимания и невнимания. Феноменология внимания. Основные функции и виды внимания человека. Свойства внимания. Критерии или признаки внимания. Проблема внимания. Внимание и сознание. Внимание и деятельность. Внимание и процессы переработки информации. Проблемы развития и формирования внимания. Внимание как высшая психическая функция. Внимание как функция умственного контроля.

Вопросы

1. Что такое внимание?

2. Каковы функции внимания?

3. Какие существуют виды рассеянности?

4. Какие существуют классификации видов внимания?

5. Каковы свойства внимания?

6. Какие методы исследования внимания существуют в современной психологии?

7. Каковы основные критерии и признаки наличия внимания?

8. Какую роль играет внимание в повседневной жизни, в учебной и профессиональной деятельности?

9. Каковы закономерности развития внимания?

Тема 4.6. ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение как универсальный психический процесс. Связи воображения с памятью, вниманием, восприятием и мышлением. Основные виды и функции воображения. Воображение и творчество. Воображение в научном, техническом и художественном творчестве. Методы стимуляции творчества. Развитие воображения.

Вопросы

1. В чём отличие воображения от образного мышления, памяти и восприятия?

2. Какие существуют виды воображения?

3. Какова роль воображения в процессах творчества?

4. Каковы особенности развития воображения?

5. ПланЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
и методические рекомендации по подготовке к НИМ

Тема 1. 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ПРАКТИКА

Семинар 1
Общая характеристика психологии как науки

Цель: сформировать понимание психологии как науки (её предмета, объекта, метода, задач, основных отраслей), её отличий от "житейской" психологии, её места в системе научного знания.

Форма проведения: опрос, групповая дискуссия.

Ключевые понятия: психология, наука, предмет науки, объект науки, научный метод, язык науки, факт и закон, общая психология.

План

1. Психология как наука и как сфера практической деятельности человека.

2. Определение психологии как науки (предмет, объект, задачи)

3. Отличия научной психологии от "житейской" психологии.

4. Проблема метода в психологии.

5. Отрасли психологической науки и их классификации.

6. Роль общей психологии в системе психологических наук.

7. Место психологии среди других наук.

Вопросы

1. Что такое психология?

2. Чем "житейская" психология отличается от научной?

3. Чем характеризуется наука, как особая сфера деятельности человека?

4. Что общего и чем отличается психология от других наук?

5. Какое место занимает психология в системе других наук?

6. Что такое общая психология и какое место она занимает среди других психологических дисциплин?

Литература: [1, c. 9–21]; [2, c. 3–17]; [4, т. 1, c. 10–86]; [10, т. 1, c. 57–110]; [14, c. 7–15].

Тема 1. 4. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.
СПЕЦИФИКА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Семинар 2
Специфика психики человека

Цель: сформировать представления об особенностях психики человека в отличие от психики животных.

Форма проведения: опрос, групповая дискуссия.

Ключевые понятия: природа и сущность человека, трудовая деятельность, орудия труда, продукт труда, совместная деятельность, личность, общественно-исторический опыт, материальная культура, духовная культура, присвоение,натуральные и высшие психические функции (социальность, опосредствованность, произвольность, сознательность, системность), знак, интериоризация, экстериоризация, интерпсихическое, интрапсихическое, экспериментально-генетический метод, метод двойной стимуляции, опосредствованное запоминание, параллелограмм развития.

План

1. Характеристика психики животных.

2. Особенности деятельности человека.

3. Особенности психики человека.

4. Общественно-исторический опыт как видовой опыт человека и формы его сохранения

5. Преобразование психики человека в процессе перехода к социальному образу жизни. Понятия натуральных и высших психических функций.

6. Основные характеристики высших психических функций (ВПФ).

7. Формирование высших психических функций; интериоризация как механизм присвоения общественно-исторического опыта.

Вопросы

1. Перечислите основные морфоанатомические особенности вида homo sapiens. Какое биологическое и эволюционное значение они имеют?

2. Чем деятельность человека отличается от поведения животных?

3. Перечислите основные отличия психики человека от психики животных.

4. Перечислите основные отличия языка животных от языка человека.

5. Перечислите основные отличия использования вспомогательных средств животными от орудийной деятельности человека.

6. Чем видовой опыт человека отличается от видового опыта животных?

7. Что делает возможным передачу и накопление общественно-исторического опыта у человека?

8. Какое преобразование претерпевает психика человека при переходе к социальному образу жизни?

9. Чем высшие психические функции отличаются от натуральных психических функций?

10. Что такое интериоризация и экстериоризация?

Литература: [1, с. 198–222]; [2, с. 101–111, 112–121]; [4, с. 156–159, 214–229]; [9, с. 512–538, 631–639]; [14, с. 78–90].

Тема 1. 5. УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ.
СОЗНАНИЕ И НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Семинар 3
Строение и развитие сознания человека

Цель: знакомство с понятием сознание как высшей человеческой формой психического отражения.

Форма проведения: опрос, групповая дискуссия.

Ключевые понятия: сознание, сознательный образ, чувственная ткань, предметность, значение, личностный смысл, интроспекция, генетический метод.

План

1. Сознание как высшая человеческая форма психического отражения. Возможности сознательного отражения.

2. Эмпирические характеристики сознания.

3. Предпосылки возникновения сознания: особенности морфологии и анатомии, совместная трудовая деятельность, язык.

4. Структура сознательного образа.

5. Методы изучения сознания.

Вопросы

1. Чем сознание отличается от других уровней психического отражения?

2. Почему трудовая деятельность ставит перед человеком задачу на осознание?

3. Какую роль в развитии сознания играет общение?

4. Что такое чувственная ткань, каковы её функции?

5. Что такое значение, каковы его функции?

6. Что такое личностный смысл, каковы его функции?

7. Какие методы изучения сознания вам известны?

Литература: [1, с. 198–204]; [2, с. 122–146]; [4, с. 208–213, 224–237]; [13, с. 96–121]; [14, с. 91–106]; [17, с. 213–287].

Семинар 4
Неосознаваемые психические процессы

Цель: знакомство с различными уровнями неосознаваемых психических процессов и их основными характеристиками.

Форма проведения:опрос, групповая дискуссия.

Ключевые понятия: неосознаваемые автоматизмы, первичные и вторичные автоматизмы, неосознаваемые установки, бессознательное, психоанализ, защитные механизмы, вытеснение, интуиция, аффективный комплекс, ассоциативный тест, надсознательные процессы.

План

1. Общая характеристика неосознаваемых процессов.

2. Классификация неосознаваемых процессов.

3. Неосознаваемые резервы органов чувств.

4. Неосознаваемые механизмы сознательных действий: неосознаваемые автоматизмы; первичные и вторичные автоматизмы; неосознаваемые установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий и их функции.

Вопросы

1. Чем неосознаваемые процессы отличаются от осознаваемых?

2. Какие виды неосознаваемых процессов вам известны?

3. Какую роль в жизни человека играют неосознаваемые резервы органов чувств?

4. Приведите примеры первичных и вторичных автоматизмов, в чём их отличие?

5. Какую роль в деятельности человека играют неосознаваемые установки?

6. Приведите примеры неосознаваемых сопровождений сознательных действий, каковы их функции?

7. Что такое бессознательное, каково его происхождение и место в жизни человека?

8. Приведите примеры проявления бессознательного в психопатологии и обыденной жизни.

9. Что такое надсознательные психические процессы и какую роль они играют в жизни человека?

Литература: [1, с. 67–98]; [2, с. 146–154]; [4, с. 238–250]; [8, с. 16–166]; [21, с. 5–107]; [22]; [23].

Тема 1. 6. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Семинар 5
Роль психологии в решении проблем образования,
здравоохранения и социальной жизни общества

Цель: знакомство с некоторыми важными отраслями современной психологии. Отрасли психологии.

Форма проведения: опрос, групповое обсуждение.

Ключевые понятия: общая психология, психология труда, социальная психология, возрастная и педагогическая психология, инженерная психология, медицинская (клиническая) психология, зоопсихология, психофизиология, психология искусства, юридическая психология, психология управления, психотерапия, психологическое консультирование, психодиагностика, коррекции..

План

1.Критерии выделения разделов и отраслей психологии (по важной научной проблеме), по виду деятельности, по субъекту деятельности.

2. Фундаментальные специальные отрасли психологии.

3. Междисциплинарные специальные отрасли психологии.

4. Прикладные отрасли психологии.

5. Психология и образование. Предмет, методы и задачи возрастной и педагогической психологии.

6. Психология и здравоохранение. Предмет. Метод и задачи медицинской психологии. Патопсихология. Нейропсихология. Психосоматика. Психофармокология.

7. Психология и социальная жизнь общества. Предмет, методы и задачи социальной психологии. Этнопсихология. Историческая психология. Психология управления. Психология бизнеса. Психология труда.

Вопросы

1. По каким основаниям выделяют отрасли современной психологии?

2. Чем отличается педагогическая психология от педагогики?

3. Чем отличается патопсихология от психопатологии?

4. Что изучает социальная психология?

5. Основные проблемы, рассматриваемые психологией управлении и психологией бизнеса?

6. Что изучает экономическая психология?

Литература: [10, т. 1, с. 101–137; т. 2, гл. 10–12]; [19].

 

Тема 2. 1. ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Семинар 6
Общие представления о потребностно-мотивационной сфере человека

Цель: освоить содержание понятий потребность и мотив.

Форма проведения: опрос, групповая дискуссия.

Ключевые понятия: нужда, переживания нужды, жизненная задача, потребность, предмет потребности, мотив, мотивация, побуждение, цель, смысл, квазипотребность, оптимум мотивации, намерение, опредмечивание, инстинкт, полимотивация, личностный смысл, базовая мотивация, иерархия мотивов.

План

1. Потребность как основа процессов мотивации.

2. Виды потребностей и их эволюция.

3. Проблема опредмечивания потребностей.

4. Определение мотива.

5. Основные функции мотивов.

6. Виды мотивов и критерии их классификации.

8. Строение потребностно-мотивационной сферы.

9. Мотивы и цели деятельности. Сдвиг мотива на цель.

8. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Закон Йеркса–Додсона.

9. Полимотивация деятельности.

10. Развитие мотивационной сферы человека.

Вопросы

1. Что такое потребность?

2. Каковы механизмы опредмечивания?

3. Что такое мотив?

4. Каковы функции и виды мотивов?

5. Что такое квазипотребность?

6. Чем отличается мотив от цели?

7. Что такое сдвиг мотива на цель?

8. Что такое оптимум мотивации?

9. Каковы закономерности развития мотивационной сферы человека?

Литература: [1]; [2]; [3, с. 24–61, 79–95]; [14, лек. 43–46, с. 409–448]; [15, с. 57–65]; [19, с. 132–165]; [20, т. 2, кн. 2, с. 19–20, 24–26, 32–37, 42–75].

Тема 2. 2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Семинар 7
Общие представления об эмоциях

Цель:знакомство с основными видами и функциями эмоций человека.

Форма проведения: опрос, групповое обсуждение.

Ключевые понятия: эмоция, аффект, стресс, чувства, настроение, страсть, напряженность, разрядка, возбуждение, успокоение, аффективные следы, тревожность, удовольствие, неудовольствие, симпатия, антипатия, эмпатия, агрессия, фрустрация, фобии, неврозы.

План

1. Определение эмоций.

2. Специфика психического отражения в эмоциях.

3. Эмоциональные явления как язык оценки необходимости деятельности и её успешности.

4. Биологическая целесообразность эмоций.

5. Проявления эмоциональных переживаний: физиологические, моторные, поведенческие.

6. Виды эмоций. Возможные основания классификации эмоций.

7. Эмоции и познания. Эмоции и мотивация. Эмоции и сознание.

8. Эмоции и личность. Овладение эмоциональной сферой и способность к саморегуляции поведения.

Вопросы

1. Что такое эмоция?

2. Какую роль играют эмоции в жизни человека?

3. Как проявляются и выражаются эмоции?

4. Какие существуют виды эмоциональных процессов?

5. Чем отличается аффект от базовых эмоций?

6. Что такое чувства? Как они возникают?

7. Как связаны эмоции с мотивацией?

8. Как связаны эмоции сознанием и неосознаваемыми процессами?

9. Что такое невроз?

Литература: [3, лек. 14, с. 62–78]; [7].

Тема 2. 3. ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Семинар 8
Общие представления о воле

Цель: освоить содержание понятий воля, волевая регуляция.

Форма проведения: опрос, групповое обсуждение.

Ключевые понятия: воля, волевая регуляция, волевое поведение, произвольное поведение, импульсивность, осознанность, полевое поведение, борьба мотивов, волевая личность, личностный уровень, волевое усилие, социальные ценности, потребность преодоления препятствий, смысл действия.

План

1. Необходимость введения понятия воля в психологию.

2. Понятие воля как теоретический конструктр.

3. Реальности, которые объясняются через понятие воля.

4. Воля как высшая психическая функция.

5. Волевая регуляция как личностный уровень регуляции.

6. Развитие смысловой сферы личности как основа волевого поведения.

7. Волевые качества личности.

Вопросы

1. Можно ли адекватно объяснить поведение человека без понятие воли?

2. Какие реальности поведения человека требуют понятия воля для своего объяснения?

3. Что такое воля?

4. Можно ли считать волю средством личностного поведения?

Литература: [3, с. 96–110]; [12]; [14, лек. 50, с. 479–489].

Тема 3. 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ

Семинар 9
Общие представления о личности

Цель: освоить содержание понятий индивид, индивидуальность, личность. Знакомство с представлениями о структуре и развитии личности.

Форма проведения: опрос, групповое обсуждение.

Ключевые понятия: личность, индивид, индивидуальность, социальный индивид, субъект деятельности, персона, роль, кризисы личности, самооценка, самосознание, иерархия мотивов, система ценностей, Я, защитные механизмы.

План

1. Анализ понятий индивид, индивидуальность, личность.

2. Смысловая сфера личность.

3. Представления о структуре личности.

4. Самосознание и самооценка.

5. Представления о защитных механизмах личности.

5. Общая и дифференциальная психология личности.

6. Движущие силы и периодизация развития личности.

Вопросы

1. Что такое индивид?

2. Что такое индивидуальность?

3. Что такое личность?

4. Какие имеются представления о структуре личности?

5. От чего зависят адекватная, высокая или низкая самооценки?

6. Что такое защитные механизмы личности?

7. Что является предметом изучения дифференциальной психологии личности?

8. Каковы закономерности становления и развития личности?

Литература: [1]; [2]; [3]; [14].

Тема 3. 2. ПСИХОЛОГИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

Семинар 10
Общие представления о способностях

Цель:знакомство с представлениями о способностях человека и механизмами их развитии.

Форма проведения: опрос, групповое обсуждение.

Ключевые понятия: способности, задатки, одаренность, талант, гениальность, интеллект, коэффициент интеллекта, структура интеллекта, общие и специальные способности, психогенетика, близнецовый метод, метод искусственной селекции, факторный анализ.

План

1. Анализ понятий способности, задатки, одарённость, талант, гениальность.

2. Представления о структуре способностей.

3. Природа способностей человека. Биологическое и социальное в психике человека.

4. Проблема измерения способностей. Тестирование. Коэффициент интеллекта.

5. Развитие способностей.

Вопросы

1. Что такое способности?

2. Почему способности не сводятся к умениям и навыкам?

3. Что такое общие и специальные способности?

4. Что такое социальный интеллект?

5. Какова природа способностей? Какие факты подтверждают роль наследственности в происхождении способностей, а какие – роль социального окружения, воспитания и обучения?

6. Что такое умственный возраст? Как измерить интеллект?

7. Какими основными характеристиками должен обладать любой психологический тест?

8. Какие факторы определяют развитие одаренности и таланта?

Литература: [1]; [6]; [14]; [24, с. 10–65].

Тема 3. 3. ТЕМПЕРАМЕНТ

Семинар 11
Общие представления о темпераменте

Цель:знакомство с представлениями о темпераменте человека, с психологическими описаниями его типов, с его составляющими элементами и механизмами.

Форма проведения: опрос, групповое обсуждение.

Ключевые понятия: темперамент, общая психическая активность, моторика и психомоторика, эмоциональная чувствительность, импульсивность, типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), интроверт, экстраверт, амбаверт, нейротизм, свойства и типы высшей нервной деятельности, конституциональные типы, индивидуальный стиль деятельности.

План

1. Происхождение термина темперамент и названия его типов.

2. Темперамент как формально-динамическая индивидная особенность.

3. Психологические описания типов темперамента.

4. Критерии темперамента.

5. Основные составляющие темперамента: психическая активность, психомоторика и эмоциональность.

6. Представления о механизмах темперамента: состав крови, особенности телосложения и свойства нервной системы. Связь типов высшей нервной деятельности с типом темперамента.

7. Проблема нивелирования отрицательных свойств темперамента. Маскировка темперамента.

8. Темперамент и деятельность. Индивидуальный стиль деятельности.

Вопросы

1. Что такое темперамент?

2. Каковы критерии темперамента?

3. Какие существуют типы темперамента? Дайте психологические описания каждого типа.

4 Что такое структура темперамента и какие составляющие её определяют?

5. Каковы механизмы темперамента?

6. Что такое тип конституции человека?

7. Что такое тип высшей нервной деятельности?

8. Что такое маскировка темперамента?

9. Что такое индивидуальный стиль деятельности?

Литература: [1]; [6]; [14].

Тема 3. 4. ХАРАКТЕР

Семинар 12
Общие представления о характере

Цель: знакомство с представлениями о характере человека, его структурой, акцентуациями и патологией, с различными типологиям, а также с проблемами его развития и воспитания.

Форма проведения: опрос, групповое обсуждение.

Ключевые понятия: характер акцентуации, психопатии, интроверсия, экстраверсия, типология, национальный характер, социальный характер, развитие, формирование, воспитание, перевоспитание.

План

1. Определение характера. Индивидуальный стиль жизни.

2. Отличие характера от темперамента и личности.

3. Черты характера. Стратегии их выделения.

4. Структура характера и характеристика основных её составляющих.

5. Проблема нормального и аномального характера. Акцентуации и психопатии. Типы акцентуаций характера.

6. Типологии характера. Основания классификаций и примеры.

7. Индивидуальный стиль жизни и закономерности его развития.

8. Проблема развития, воспитания и перевоспитания характера.

Вопросы

1. Что такое характер?

2. Что такое индивидуальный стиль жизни?

3. Чем характер отличается от темперамента?

4. Что такое структура характера и какие составляющие её определяют?

5. Что такое нормальный характер?

6. Что такое акцентуация характера?

7. Что такое психопатия? Каковы критерии психопатии?

8. Что такое маскировка темперамента?

9. Что такое индивидуальный стиль деятельности?

Литература: [1, с. 244–323]; [6]; [14].

Тема 4. 1. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Семинар 13
Общие представления об ощущении и восприятии
.

Цель: знакомство с основными понятиями психологии ощущений и восприятия, с основными характеристиками, фактами и закономерностями сенсорно-перцептивного процесса.

Форма проведения: опрос, групповое обсуждение.

Ключевые понятия: образ, сенсорный и квазисенсорные образы, рецепция, перцепция, предметность, категоризация, избирательность, чувствительность, порог, адаптация, сенсибилизация, психофизические законы гештальта, бессознательные умозаключения, перцептивная готовность, перцептивный цикл, перцептивное действие, видимое поле, видимый мир, чувственная ткань, значение и смысл, константность восприятия, иллюзии, нативизм, эмпиризм.

План

1. Сенсорные и квазисенсорные образы.

2. Классификация видов ощущений.

3. Основные свойства ощущений.

4. Перцептивный образ и его характеристики.

5. Измерение ощущений. Психофизические законы.

6. Восприятие пространства.

7. Восприятие движения..

8. Восприятие формы.

9. Иллюзии восприятия.

10. Восприятие времени.

11. Константность восприятия.

12. Развитие восприятия.

Вопросы

1. Что такое образ? Какие существую


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: