Часть «С»
Структура работы:
Вступление, проблема
Комментарии (опосредованный пересказ)
Позиция автора
Позиция учащегося
Тезис и к нему – 2 -3 аргумента (доказательства)
Заключение
Текст К.Паустовского «Катерина Ивановна…»
I Вступление Как начать сочинение?
Небольшое «лирическое отступление
Почему человек остаётся один? Как живётся старым людям?..........................
Эти вопросы возникли у меня, когда я прочитал(а) очерк К. Паустовского.
Формулируется проблема, которую поднимает автор теста
В последнее время очень актуальными стали вопросы взаимоотношений детей и родителей. Многие семьи живут отдельно, старые люди остаются одни.
Автор данной статья К. Паустовский поднимает проблему одинокой старости.
Во вступлении приводится краткая справка о писателе или авторе статьи
Константин Паустовский – один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: это художник слова. Удивительно точны, эмоциональны его размышления и о природе, и о человеке. В своём творчестве он поднимает самые важные вопросы: о взаимоотношениях человека и природы, об отношениях людей между собой. Вот и в данном тексте Паустовский пишет о проблеме взаимоотношений детей и родителей.
|
|
II Комментарий
Действительно, речь идёт об одинокой женщине, дочь которой живёт в городе, уже давно не была у матери и лишь изредка присылает ей деньги. ………………….
……………………………………………………………………………………..
III Позиция автора
Позиция автора ясна и понятна: одинокая старость – это горько. «Не дай вам Бог дожить до такой одинокой старости», - говорит Катерина Ивановна.
IY Позиция пишущего
(тип речи – рассуждение)
Я согласен (сна) с автором статьи и считаю, что взрослые дети должны помогать своим престарелым родителям. Во-первых, родители отдали им все свои силы, всю любовь, а значит пора и детям заботиться о своих близких, во- вторых, родители помогали детям материально, и теперь пришла пора детей «возвращать долги», помогая отцу или матери. В повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» её герой, Самсон Вырин. остаётся один после того, как его дочь увозит гусар. Он доживает свои дни одиноко и безрадостно. Его дочь приезжает слишком поздно, она узнаёт, что отец умер.
Y Заключение Как закончить сочинение?
В заключительной части сочинения либо подводится итог всему сказанному, либо разворачивается мысль, выраженная во вступительной части.
Этот текст помог мне по- новому взглянуть на проблему взаимоотношений детей и родителей. …………………………………………………….
Наверное, ещё в молодости важно задуматься над тем, как прожить свою жизнь, чтобы не остаться в одиночестве.
|
|
Алгоритм работы
- Прочитать текст
- Найти ключевые слова
- Отвлечься от конкретики текста и взглянуть как бы со стороны, выделить проблему, написать вступление
- Комментарии к тексту (сделать аналитический пересказ текста, чтобы получилось мини- изложение)
- Позиция автора Как автор относится к тому, о чём пишет? В тексте публицистического стиля позиция автора обычно выражена прямо, в тексте художественного стиля авторская позиция «растворена», уведена в образы
- одинокая старость – это горько
- молодой учёный должен быть независим от мнения толпы
- книги играют первостепенное значение в жизни человека, особенно юного
- талант художника обусловлен не только природным даром, но и тем влиянием, которое оказали на него семья, родители, книги
- мы далеко не всегда понимаем истинные причины поступков людей
6. Позиция ученика. А я как отношусь к этой проблеме? (Взглянуть на эту проблему как на общечеловеческую, от частного – к общему)
тезис ………
доказательства (аргументы)
- жизненный опыт
- ссылка на авторитеты
- литературный материал
7. Заключение
Подвести итог всему сказанному.
В заключение хочу сказать ….., Обобщая сказанное …..
В итоге можно прийти к выводу ....
ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования; вопрос, который требует разрешения в произведении. Проблемы могут носить разный характер: общественный, политический, личный, эстетический, этический и т. д.
ПРОБЛЕМАТИКА – совокупность проблем в произведении.
- Проблема взаимоотношений человека и природы
- проблема взаимоотношений детей и родителей
- проблема взаимоотношений людей разных национальностей, различной расовой принадлежности
- проблема взаимоотношений поэта и его современников
- роль книги в жизни человека
- значение дружбы в жизни человека
Ключевые слова – слова, которые имеют наибольшее значение для выражения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон текста.
(фраза, слово, словосочетание)
Клише – шаблонная фраза, ходячее выражение, речевой штамп.