Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:
1) поощрение создания товаров-заменителей;
2) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);
3) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
4) финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
5) государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).
Административные меры, направленные на демонополизацию рынков:
1) запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен;
2) запрет на слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;
3) принудительная демонополизация (дробление);
4) установление предельных цен, или предельного роста цен, или предельного уровня рентабельности.
Зависимость издержек производства от роста масштабов производства называется эффектом масштаба. При увеличении объема производства издержки возрастают, однако соотношение темпов роста издержек и объема производства может быть разным:
1) возрастающая отдача от масштаба (положительный эффект масштаба) - объем производства растет быстрее, чем растут издержки производства. Средние совокупные издержки производства падают.
2) отрицательная отдача от масшбтаба (отрицательный эффект масштаба) - объем производства растет медленнее, чем растут издержки производства;
3) постоянная отдача от масштаба – объем производства и издержки производства возрастают одинаковыми темпами.
В долгосрочном периоде у большинства фирм по мере расширения производства сначала наблюдается возрастающий (положительный) эффект масштаба, затем он становится постоянным и наконец падает (становится отрицательным). Соответственно средние долгосрочные издержки сначала падают, потом некоторое время остаются постоянными, а затем начинают возрастать.
Экономия издержек производства при увеличении объема выпуска достигается благодаря возможности специализации, выпуска побочной продукции, технической экономии. В то же время по мере увеличения
размеров фирмы, управление ею становится все более трудным делом. Управленческие расходы при расширении масштабов деятельности увеличиваются – возрастают совокупные издержки производства.
Когда экономия, связанная с расширением масштабов производства больше ущерба, обусловленного той же причиной, можно говорить о возрастающей отдаче от масштаба; когда меньше – об отрицательной. В случае, если экономия и ущерб равны, наблюдается постоянная отдача от масштаба.
Эффект масштаба
| Средние совокупные издержки производства падают. |
Зависимость издержек производства от роста масштабов производства называется эффектом мае-'
штаба. При увеличении объема производства издержки возрастают, однако соотношение темпов роста
издержек и объема производства может быть разным.
(ая отдача от
____________________
| Объем производства растет медленнее, чем растут издержки производства.______ |
| Средние совокупные издержки производства возрастают. |
Отрицательная отдача ' от
| Средние совокупные издержки производства не меняются. |
масштаба (отрицательный эффект масштаба) •
| Постоянная отдачаот масштаба |
Объем производства и издержки производства возрастают одинаковыми темпами.
В долгосрочном периоде у большинства фирм по мере расширения производства сначала наблюдается возрастающий (положительный) эффект масштаба, затем он становится постоянным и наконец падает (становится отрицательным). Соответственно средние долгосрочные издержки сначала падают, потом некоторое время остаются постоянными, а затем начинают возрастать (см. рис. 8.9).
Экономия издержек производства при увеличении объема выпуска достигается благодаря возможности
специализации, выпуска побочной продукции, технической экономии. В то же время по мере увеличения
размеров фирмы, управление ею становится все более трудным делом. Управленческие расходы при
расширении масштабов деятельности увеличиваются — возрастают совокупные издержки производства.
Когда экономия, связанная с расширением масштабов производства больше ущерба, обусловленного той
же причиной, можно говорить о возрастающей отдаче от масштаба; когда меньше — об отрицательной.
В случае, если экономия и ущерб равны, наблюдается постоянная отдача от масштаба. _____________________________________________________________
ТЕСТЫ
Совокупный продукт — это:
а) отношение объема производства к использо
ванному объему ресурсов;
б) прирост производства в результате увеличе-
■ ния переменного ресурса на единицу;
в) отношение прироста производства к приросту
переменного ресурса; \
г) общий объем производства фирмы.
2. По мере увеличения вложений переменного ресурса среднийдродукт:
а) сначала сокращается, затем возрастает; в) увеличивается возрастающими темпами;
б) сначала возрастает, затем сокращается; г) убывает возрастающими темпами.
3. Предельный продукт — это:
а) максимально возможное количество продук
ции, которое может произвести предприятие;
б) дополнительный продукт, получаемый при
дополнительных вложениях ресурсов;
Производственная функция показывает:
а) возможность увеличения производства одно-
, го продукта при сокращении другого;
б) возможный объем производства двух продук
тов при полном использовании имеющихся
ресурсов; \
и-3543 '■
в) дополнительный продукт, получаемый при
увеличении вложений одного вида ресурсов
на единицу и при неизменности других ре
сурсов;
г) отношение общего объема производства к ве
личине вложений переменного ресурса.
в) максимальный выпуск продукции, который
может быть достигнут при использовании
данного объема ресурсов;
г) количество возможных комбинаций выпуска
двух видов товаров.






