Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:
1) поощрение создания товаров-заменителей;
2) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);
3) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
4) финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
5) государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).
Административные меры, направленные на демонополизацию рынков:
1) запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен;
2) запрет на слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;
3) принудительная демонополизация (дробление);
4) установление предельных цен, или предельного роста цен, или предельного уровня рентабельности.
|
|
Зависимость издержек производства от роста масштабов производства называется эффектом масштаба. При увеличении объема производства издержки возрастают, однако соотношение темпов роста издержек и объема производства может быть разным:
1) возрастающая отдача от масштаба (положительный эффект масштаба) - объем производства растет быстрее, чем растут издержки производства. Средние совокупные издержки производства падают.
2) отрицательная отдача от масшбтаба (отрицательный эффект масштаба) - объем производства растет медленнее, чем растут издержки производства;
3) постоянная отдача от масштаба – объем производства и издержки производства возрастают одинаковыми темпами.
В долгосрочном периоде у большинства фирм по мере расширения производства сначала наблюдается возрастающий (положительный) эффект масштаба, затем он становится постоянным и наконец падает (становится отрицательным). Соответственно средние долгосрочные издержки сначала падают, потом некоторое время остаются постоянными, а затем начинают возрастать.
Экономия издержек производства при увеличении объема выпуска достигается благодаря возможности специализации, выпуска побочной продукции, технической экономии. В то же время по мере увеличения
размеров фирмы, управление ею становится все более трудным делом. Управленческие расходы при расширении масштабов деятельности увеличиваются – возрастают совокупные издержки производства.
Когда экономия, связанная с расширением масштабов производства больше ущерба, обусловленного той же причиной, можно говорить о возрастающей отдаче от масштаба; когда меньше – об отрицательной. В случае, если экономия и ущерб равны, наблюдается постоянная отдача от масштаба.
|
|
Эффект масштаба
Средние совокупные издержки производства падают. |
Зависимость издержек производства от роста масштабов производства называется эффектом мае-'
штаба. При увеличении объема производства издержки возрастают, однако соотношение темпов роста
издержек и объема производства может быть разным.
(ая отдача от
____________________
Объем производства растет медленнее, чем растут издержки производства.______ |
Средние совокупные издержки производства возрастают. |
Отрицательная отдача ' от
Средние совокупные издержки производства не меняются. |
масштаба (отрицательный эффект масштаба) •
Постоянная отдачаот масштаба |
Объем производства и издержки производства возрастают одинаковыми темпами.
В долгосрочном периоде у большинства фирм по мере расширения производства сначала наблюдается возрастающий (положительный) эффект масштаба, затем он становится постоянным и наконец падает (становится отрицательным). Соответственно средние долгосрочные издержки сначала падают, потом некоторое время остаются постоянными, а затем начинают возрастать (см. рис. 8.9).
Экономия издержек производства при увеличении объема выпуска достигается благодаря возможности
специализации, выпуска побочной продукции, технической экономии. В то же время по мере увеличения
размеров фирмы, управление ею становится все более трудным делом. Управленческие расходы при
расширении масштабов деятельности увеличиваются — возрастают совокупные издержки производства.
Когда экономия, связанная с расширением масштабов производства больше ущерба, обусловленного той
же причиной, можно говорить о возрастающей отдаче от масштаба; когда меньше — об отрицательной.
В случае, если экономия и ущерб равны, наблюдается постоянная отдача от масштаба. _____________________________________________________________
ТЕСТЫ
Совокупный продукт — это:
а) отношение объема производства к использо
ванному объему ресурсов;
б) прирост производства в результате увеличе-
■ ния переменного ресурса на единицу;
в) отношение прироста производства к приросту
переменного ресурса; \
г) общий объем производства фирмы.
2. По мере увеличения вложений переменного ресурса среднийдродукт:
а) сначала сокращается, затем возрастает; в) увеличивается возрастающими темпами;
б) сначала возрастает, затем сокращается; г) убывает возрастающими темпами.
3. Предельный продукт — это:
а) максимально возможное количество продук
ции, которое может произвести предприятие;
б) дополнительный продукт, получаемый при
дополнительных вложениях ресурсов;
Производственная функция показывает:
а) возможность увеличения производства одно-
, го продукта при сокращении другого;
б) возможный объем производства двух продук
тов при полном использовании имеющихся
ресурсов; \
и-3543 '■
в) дополнительный продукт, получаемый при
увеличении вложений одного вида ресурсов
на единицу и при неизменности других ре
сурсов;
г) отношение общего объема производства к ве
личине вложений переменного ресурса.
в) максимальный выпуск продукции, который
может быть достигнут при использовании
данного объема ресурсов;
г) количество возможных комбинаций выпуска
двух видов товаров.