Практические занятия 22, 23, 24. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания – парламента Российской Федерации

1. Федеральное Собрание как высший представительный и законодательный орган Российской Федерации: юридическая природа, функции.

2. Совет Федерации: состав, порядок формирования, полномочия, внутренняя организация.

3. Государственная Дума: способ формирования, состав, полномочия. Основания и порядок роспуска Государственной Думы Президентом Российской Федерации.

4. Контрольные функции Палат Федерального Собрания Российской Федерации: формы и механизм реализации.

5. Нормативные акты Палат Федерального Собрания: понятие, виды, порядок опубликования и вступления в действие.

6. Конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Гарантии депутатской деятельности. Депутатский иммунитет и индемнитет.

7. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, субъекты, стадии. Конституционно-правовое регулирование законодательного процесса.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Эволюция порядка формирования Совета Федерации в России. Для обсуждения студенты делятся на группы, каждая из которых готовит доклад о порядке формирования Совета Федерации, установленном в РФ в периоды с 1993 по 1995 гг., с 1995 по 2000 гг., с 2000 по настоящее время, выделяя плюсы и минусы каждого из способов. После проводится обсуждение как существующих ранее вариантов, так и действующего в настоящее время, а также анализируются основные предложения по реформированию порядка формирования Совета Федерации (по ним также готовится доклад).

2. Парламентский контроль в России и его эффективность.

3. Зависимость состава российского парламента от существующей в нынешних условиях избирательной системы?

4. Ч. 4 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В то же время ст. 106 Конституции РФ не устанавливает особого срока для рассмотрения в Совете Федерации соответствующих Законов.

Распространяется ли четырнадцатидневный срок, установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ, для рассмотрения и одобрения Федеральных законов в Совете Федерации, на Федеральные законы по вопросам, перечень которых дан в ст. 106 Конституции РФ?

(См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. № 1-П по делу о толковании ч. 4 ст. 105, 106 Конституции РФ).

 

Рекомендуемые правовые акты и дополнительная литература:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

3. Федеральный закон от 11 июля 2001 г № 95-ФЗ «О политических партиях»

4. Федеральный закон от 18 мая 2005 г № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

6. Федеральный закон от 14 июня 1994 г № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

7. Федеральный закон от 5 августа 2000 г № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

8. Федеральный закон от 8 мая 1994 г № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

9. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

10. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

11. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2013.

12. Варлен М.В. Эволюция российского парламентаризма: конституционно-правовой аспект // Lex russica. 2013. № 12.

13. Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Совет Федерации: модернизация или консервация (размышления) // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 3.

14. Кистринова О.В. К вопросу о порядке формирования верхней палаты парламента: опыт России и зарубежных стран // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 10.

15. Колесников Е.В., Пажетных Д.В. Взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 10.

16. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2013.

17. Фатьянова Е.В. Контрольные функции палат Федерального Собрания в сфере финансов // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 8.

18. Шаклеин Н.И. Парламентский иммунитет и вопросы борьбы с коррупцией // Юридический мир. 2011. № 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: