Этнометодология как теоретическое и прикладное направление в современной западной социологии

Этнометодология – слово (ethnos – народ, группа; method – метод, logy- исследование) означает «методы», к которым прибегают люди в своей повседневной деятельности. Возникновение этнометодологии связывают с выходом сборника статей Гарольда Гарфинкеля (р. 1917).

Основоположник и автор термина «этнометодология» — американский социолог Гарольд Гарфинкель. В своей работе «Исследования по этнометодологии», 1967 он предложил методику изучения «этнометодов» (обыденных методов), которыми люди пользуются для того, чтобы осмыслить действия и речь других. Каждый человек неосознанно пользуется своими методами осмысления процесса взаимодействия. Верно понять смысл взаимодействия (разговора) можно только в том случае, если известен контекст ситуации, не представленный в самом взаимодействии.Этнометодология актуализирует в качестве первостепенной темы социологии – мир повседневности. Акцент делается на проблеме выявления методов того, как люди создают и поддерживают друг у друга предположения о том, что социальный мир действительно носит реальный характер и является миром упорядоченным. Объективная реальность социальных фактов – это не внешняя сила по отношению к индивидам. Акторы сами создают эту реальность постоянно, без перерывов, без возможности уклониться, передать другому, отсрочить.

Этнометодология напомнила социологам, которые часто придают главное значение формальным аспектам социальной жизни, о том, что правила общения образуют сложную структуру. Предметом изучения в этнометодологии являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д.

Мы все считаем многое само собой разумеющимся, особенно когда общаемся с людьми, которых очень хорошо знаем. Например, общение между мужьями и женами может быть похожим на своего рода стенографию - им не требуется произносить все слова, чтобы понять друг друга. Прислушайтесь к своим диалогам. Вопрос: «Сдал?» Ответ: «Ну да…». Собеседники знают, что речь идет об экзаменах, а не о стеклотаре. «Ну да….» тоже расшифровывать не нужно. Собеседник знает, что это значит: «ей с первого захода разве сдашь!».

Когда мы нарушаем правила, принятые на веру, результаты могут быть непредсказуемыми. Если, в ответ на вопрос «Как жизнь?» Вы начнете подробно рассказывать о всех своих неприятностях, то, вызовите недоумение или раздражение человека, задавшего вопрос.

Определенные структурные стереотипы воздействуют на людей независимо от того, какое значение они им придают. Например, подчиненный и начальник могут договориться о правилах, регулирующих их взаимодействие; возможно, иногда подчиненный может указать начальнику, что следует делать. Но существует определенный предел: это тот момент, когда подчиненный стремится поменяться местами со своим начальником.

На взаимодействия влияют невысказанные предположения, сложные переплетения значений. В нашей речи скрыты сложные социальные структуры, которые можно обнаружить методом документальной интерпретации. Этнометодологами был проведен ряд исследований:

а) Нарушение привычных правил (эксперимент со студентами, которые вели себя дома как вартиранты) показало, что мы действуем на основе восприятия структурного сходства ситуаций;

б) Изучение практического разума судей обнаружило, что содержание решения возникает до его официального принятия. Затем происходит процедура, заключающаяся в ретроспективном определении этого решения.

в) Записи медиков в больничных картах продемонстрировали значение скрытых структур и стенографичность речи.

г) Изучение Агнес, человека сменившего пол, показало, что даже такие роли как гендер, требует овладения общепринятой практикой поведения.

Особенности метода исследования Спецификой этнометодологии является особое восприятие объекта и субъекта исследования. С точки зрения Г.Гарфинкеля и его последователей, социальная реальность не обладает объективными характеристиками, а конструируется в ходе речевой коммуникации. Исходя из этого, этнометодологи подчеркивают, что сам исследователь-социолог не может выступать в роли дистанцированного наблюдателя


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: