Преобразования в риспосте

Имитация простая и каноническая. Преобразования в риспосте

ИМИТАЦИЯ – повторение мотива или фразы в другом голосе со смещением во времени.

Имитационная техника широко используется в полифонии. Она позволяет создать интонационное единство голосов. При восприятии имитационной фактуры внимание переключается с одного голоса на другой, что создает ощущение пространства, объема. План вступления голосов с имитацией – восходящий, нисходящий - используется как средство формообразования. Изменяя план, можно создавать контраст между разделами, ввести в построение принцип симметрии. Повторяя первоначальный план, можно подчеркнуть репризный характер заключительного раздела. Порядок вступления голосов может служить ярким художественным средством, выражая символику восхождения, просветления или, наоборот, нисхождения, низвержения, погружения во мрак.

Голос, первым вступающий с темой, называется пропоста ( от итальянского proposta – предложение). Имитирующий голос называется риспоста (от итальянского risposta – ответ, возражение). Одновременно с имитацией продолжается движение в первоначальном голосе, образуя противосложение, или контрапункт.

При описании имитационной техники учитываются следующие параметры:

1. Интервал имитации – звуковысотное соотношение пропосты и риспосты. Например, говорят: имитация в верхнюю октаву, или в нижнюю квинту (как в примере, приведенном ниже).

2. Расстояние имитации – временной отрезок между вступлением пропосты и риспосты. Например, говорят: имитация с расстоянием в одну половинную, или в три четверти, или в одну целую, или в две целых (как в примере, приведенном ниже).

3. Отдел имитации – отрезок мелодического голоса, равный расстоянию имитации. Это понятие является чисто техническим. Оно необходимо для объяснения техники сочинения и не имеет отношения к делению на мотивы и фразы.

4. В следующем примере квадратными скобками обозначены отделы пропосты и риспосты. Сравнивая эти два голоса, можно увидеть, что риспоста точно имитирует только первый отдел пропосты.

Дж. Палестрина. Canticum canticorum, мотет 21

Виды имитации

1. Простая имитация (периодическая). Имитируется только первый отдел пропосты. Второй отдел (второй такт нижнего голоса с противосложением к имитации) не имитируется.

Дж. Палестрина. Месса «De Feria», Kyrie.

2. Каноническая (непрерывная постоянная) имитация, или канон. Риспоста имитирует не менее трех отделов пропосты. В следующем примере риспоста имитирует пять отделов пропосты.

 

Якоб Обрехт. Месса «Ľ homme armé», Credo.

 

Техника сочинения простой имитации:

Имитируется только первый отдел пропосты. Противосложение не имитируется. Сочиняется в следующей последовательности:

1. Сочинить начальный отдел пропосты. Продолжительность – 2-3 половинных, крупные длительности, использование мелодических опор избранного лада.

2. Имитировать начальный отдела пропосты в риспосте. Интервал имитации (октава, квинта или кварта) выбирается в зависимости от диапазона имитирующего голоса.

3. Сочинить противосложение к имитации. Все правила двухголосия строгого стиля действительны. Каждый голос должен отвечать требованиям одноголосия строгого стиля.

4. Продолжить сочинение в технике простого контрапункта, завершить каденицией.

Техника сочинения канонической имитации:

пункты 1,2,3 – как в простой имитации. Далее –

4. Имитировать противосложение в риспосте.

5. Сочинить противосложение к этой имитации.

6. Имитировать противосложение в риспосте.

7. Продолжить сочинение в технике простого контрапункта, завершающегося каденицией.

Преобразования в риспосте.

Каноническая и простая имитации могут звучать без преобразований в риспосте, то есть в прямом движении, и с преобразованиями в риспосте: в ритмическом увеличении и уменьшении, в инверсии (обращении относительно горизонтальной оси), в возвратном движении (ракоходе),

В инверсии все восходящие интервалы заменяются на такие же нисходящие и наоборот. В строгом стиле возникает опасность появления тритона. Этого можно избежать при помощи выставления си бемоля или при помощи изменения оси обращения.

При уменьшении или увеличении все длительности пропорционально уменьшаются или увеличиваются в одно и то же количество раз, как правило, в два или полтора раза.

Техника сочинения такая же, как в сочинении имитаций и канонов без преобразований. Исключение составляет канон в ракоходе, который требует применения техники сложного контрапункта.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: