Амонашвили Ш. А. Как живете, дети?

Глава 1

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУЗА

(1 сентября)

На последнем уроке в подготовительном классе Илико предсказал, что за лето я получу 114 Но я получил на 5 писем больше. Хотя не все написали мне письма — четверо из моих ребятишек, по всей вероятности, увлеклись игрой и путешествиями (какая же могла быть еще другая причина?) и позабыли обо мне. Зато от других я получил не по

но 4—5 писем, Каждый день приносил мне весть о моих детях, я в тот же день- посыл ответные письма, Одновременно я взял карту Грузии и отмечал на ней города и села, из которых шли ко мне письма. Почти со всех концов Грузии они сообщали мне, как живут, чем заняты, что их радует и огорчает. Письма я получал ‚также из-за границы. -

Теперь эту карту я вешаю на стене в коридоре, а перед ней на столике раскладываю все 119 писем. Не успел я покончить с этим делом, как появились первые двое из тридцати восьми, Тея и Лери - сестра и брат. Они пришли на час раньше и, увидев меня, одновременно воскликнули: Шалва учитель!— и четыре окрепшие за лето руки притянули меня к себе.

Как вы повзрослели! Как загорели!—удивляюсь я, внимательно и с восхищением разглядываю каждого.

— Вы были все- время в Тбилиси?— спрашивает Тея.

— А мы камушки привезли для аквариума!— говорит Лери.

Вот все, что мы успели сказать друг другу, как в коридоре показались -сразу трое—Лела и оба Дато. Через минуту—Магда

и Вова. Еще через минуту — обе Эки, Элла, Бондо, Гига, Санро.

А потом и все остальные Каждый спрашивает меня:

— Как Вы себя чувствуете? Бодро!— говорю я всем.

— Чем Вы занимались все это время?

— Готовился к встрече с вами.

— Как Вы отдохнули?

— Работал и читал книги, писал ответы на ваши письма.

—— Что у вас нового?

— Вы сами увидите!

— Какие у нас будут дела в школе в этом году?

И я отвечаю:

— Большие, очень большие!

Со своей стороны, я расспрашиваю каждого, как он (он провели первые в жизни каникулы.

— Купался в море!

— Читал книги!

— Помогал бабушке в деревне!

Упал с дерева, но, к счастью, не свернул себе шею!

— Играл с сельскими ребятами!

далее я интересуюсь, что у них нового:

Переселились на новую квартиру!

— Как хорошо! Поздравляю!

Отец хотел перевести меня из этой школы, там близко нашего нового дома есть школа, но я отказался, От Вас я никуда не уйду.

— Меня повели к врачу.

—Ну?

Он дал лекарство и сказал, что ничего страшного, все прс

дет!

— Очень хорошо!

— Скончался мой дедушка, мой сказочник...

— да? Очень жалко его. А мы ему послали рисунки...

— Мне купили конструктор, можно строить подъемные кран разные автомобили!

детской и моей радости нет конца. Вижу: каждый повзр лел и физически (вытянулся на 2, а то и на 4—5 см) и ум вен но.

— А Вы получили мои письма? Я Вам 4 письма написала!

— А мои?

— Я из Праги Вам послала письмо! Получили?

—- Я тоже послал письмо из Цинандали!

— Это наши письма, что на столе? Ой, сколько их!

А эта карта для чего висит?

Я отвечаю каждому словом, кивком головы, улыбкой.

— Знаете о чем мне говорит эта карта?—все сразу стихли уставились на карту—Я отмечал на ней, из каких городов и получал ваши письма: из Батуми, Кутаиси, Сухуми, Сигнахи, Лави, Цинандали, Зестафони, Зугдиди, Местия... Все лето ко мне шли письма почти со всех концов Грузии...

дети смотрят на карту, а я показываю им места, где они находились, и продолжаю:

— Каждое из ваших писем доставляло мне большую радость. Представьте, открываю свой почтовый ящик, а там З или даже радости сразу-от Илико, от Эллы, от Гиги, от Зурико, от Магд обеих Елен, от Котэ...

— От меня тоже З радости! (Майа)

п- Я Вам свою карточку послала, брат меня сфотографиров когда я читала книгу! (Марика.)

— В моем письме был рассказ. Вы его читали? (Гоча.)

сного!..

А как Ваше письмо нас порадовало, знаете? (Сандро.) не выдерживает.

цынается девочка.

А что тебе помешало? — с упреком говорит ей Магда. Еще не поздно, можешь написать письмо сегодня и послать

Тогда я тоже напишу Вам письмо сегодня!— развеселился

- Я тоже!— радуется Нато.

Тем временем Элла успела в куче писем отыскать свое.

— Вот мое письмо! Это я написала из Сухуми!

Она достает из конверта письмо и читает с большим любопытством, смеется, видимо вспоминая что-то, связанное с недавним.

Почему Вы не ответили на мое письмо?— тихо спрашивает

Найди свое письмо, и я скажу!

Виктор вместе с другими просматривает письма.

Неплохо, дети, мы потрудились за лето!— думаю я про себя.— х’кое значение имели для меня ваши письма? Вы и представить не

очень большое! Во-первых, меня, правда, радовало кажпе письмецо, всего 5—б строк; в них проявлялась ваща сер-?

ность к своёгiу учйтёлю. Во-вторы я теперь бъшеро из вас: кто чем увлечен, у кого какои жизненныи опыт

кт?т’на что, оказывается, способен. Эти знания мне. (НЬ пригодятся, вот увидите. Посылая письма, вы тем самым могали мне в своем же воспитании. А мои ответы на ваши пись делали ыаiццiедаiогическIIйх! рОцс, наше общение непрерывВедь доставляли они вам радость обЦения со мной, возбужв вас нетерпение скорее вернуться в школу?»

— Вот мое письмо!— говорит мне Виктор.

— А ты сам догадайся, мог ли я написать тебе ответ.

Виктор внимательно рассматривает конверт, достает письмо.

— А ты написал Шалве Александровичу обратный адрес?— спрашивает его Эка.— Вот видишь, нет обратного адреса, как же мог написать тебе письмо!

Виктор догадывается в чем дело, и краснеет.

Майя тоже усердно ищет свои письма среди 119 писем. А я наизусть помню, что она написала мне в своем третьем письме:

дорогой Шалва Александрович! Я соскучилась по Вас. Значит- что тут случилось? На пляже я увидела дельфина. Вы же нам

говорили, что дельфины добрые, помогают людям. Этот маленький ьфин был мертв. Видимо, какой-то злой человек убил его. Каждую ночь мать оплакивала его. Я тоже много плакала. Скажите, нужно, чтобы злые люди не смели убивать дельфинов?»

В тот же день я написал девочке:

«Милая, добрая Майя! В нашей стране никто не посмеет убить дельфиад По всей трагедия, и он пог Но будет хорошо, если ты разузнаешь об этом случае, и если сочтешь нужным, то напиши письмо м ным властям о том, что жителям Леселидзе следовало бы про лять больше внимания и заботы к дельфинам.

Ты, наверное, выросла, загорела? Я сейчас читаю педагогич кие и психологические книги, уже составил план нашей совмести работы в классе. Очень хочется скорее увидеть тебя и твоих тоi рищей>.

— Я нашел свое письмо!— радуется Зурико.— Вы его чита

В начале июня мальчик писал мне из Зестафони:

«дорогой мой и любимый учитель! Как вы поживаете? Хотит знать, чем я занят? Шалостями. Но вы не пугайтесь, ничего плохо го я не делаю. Нашел здесь хороших друзей. Одна наша сосЕ тетя дарья, тоже учительница, знает Вас. Она попросила меня редать вам привет. Здесь весело, много фруктов. С нетерпени жду встречи с ВамнЬ

Я послал Зурико книгу о Томе Сойере и написал:

«Это моя любимая книга. Том такой же шалун, как ты. Проч ти книгу вместе со своими дружками. Приедёшь, верни ее мне. Пе редай от меня привет тете дарье. Она замечательная учительница добрый человек. И скажу тебе по секрету: она ведь одинокая жен4 щина, помоги ей в чем только сможешь, будь к ней внимателен и заботлив. Напиши, пожалуйста, речка Квирила такая же грязная и черная или ее уже очистили. А желтый дым от завода так же сте лется над городом или уже установили очистительное устройст Еще хочу знать, как ты сейчас выглядишь; наверное, загорел и в мужал, не правда ли?

Магда тоже разыскивает свои письма. Их— 4. О ней я знж все: за лето прочла несколько детских книг, отдыхала в Пасанау ри, пила местную минеральную воду, бегала по берегам Арагв чуть не сломала себе ногу, помогала бабушке ухаживать за малень ким братиком, сочиняла сказки, собрала и высушила листики д ревьев, полевые цветы («Они очень красивые, я привезу их Вам!) В каждом письме она передавала мне приветы от бабушки, мамы папы, тети, соседей и даже от полуторагодовалого Алика. В конщ письма же обязательно спрашивала: «Как Вы поживаете? Как по живают члены Вашей семьи? В ответ я послал ей 4 письма—.довался ее доброму поведению, просил больше писать о братик бабушке, о красоте Арагви, о названиях деревьев и полевых тов, листики которых она собирает, нарисовать местные пейза т. д. и т. п. Вот она уже нашла одно свое письмо и тоже раду

Почему дети так радуются своим же письмам? Не потому что вспоминают совсем недалекое прошлое?

Дело, конечно, вовсе не в этом.(А в том, что их письма дейс тельно пересекли расстояния, на конвертах почтовые штемп,а они получены мною, я их вскрыл, прочитал. А теперь они видят что в них я что-то подчеркнул зеленым фломастером (значит, заинтересовался, порадовался), гдето поставил восклицательные iнн”ки, где-то приписал: «Как хорошо!, «Вот радость!., «Спасибо тебе!’, «УмницаЬ, «Ах ты, шалун, что мне с тобой делатьЬ. Значит, а)(письма, как ласточки, приносили мне радостi, не давали скуiрiть по своим детям, меня радовали их старания, доброта, даже шалости. И кроме того, ведь каждый автор письма помнит, что я ему писал в ответ. В своих ответных письмах я избегал быть сухим дидактом. Просто разговаривал с ними наравне, делился мыслями, сообщал, чем сейчас занят. И каждый ребенок, получив отитное письмо, не мог не почувствовать, что его письмо доставило мне радость. Видят, чувствуют, понимают теперь все это дети, и потому их так радуют свои же письма.

Подлинно человеческую радость можно пережить тогда, когда

видишь, что доставил радость другому человеку.

Потому мы сегодня рады — и я, и мои ребятишки.

даже Нико роется в куче писем — ищет свое письмо, которое ор так и не послал мне, но, может быть... «Нет, мальчик, ничего ‚1ц)его там ты не найдешь’ Ты огорчен этим, не правда ли? Мог же гы написать мне хоть одно слово? Но ты увлекся своими путешестврими. А теперь надеешься на чудо, верно? Теперь жалеешь, что не iiослал мне сразу 10 писем, не так ли? Ну что же! Ты и еще пожалеешь об этом, когда я на будущих наших уроках, почти в теIiенiие всего учебного года время от времени стану читать письма твоих товарищей или ссылаться на них как на источники интересных сведений1»

Эти 119 писем, присланные вами, дорогие дети, и почти столько же моих ответных писем не дали остыть за лето нашей дружбе. Все лето они летали между нами, неся с собой маленькие весточки е большой радостью, они позволили нам раскрыться друг перед другом и потому еще больше сдружили нас.

За эти 100 каникулярных дней дети стали трудноузнаваемы. Они, конечно, выросли, и этого я ожидал, кто-то похудел, кто-то, напротип пополнел, цвет лица у большинства из них — загорелый. Но я имею в виду не только это.

Что это за длинный промежуток времени? Школа приостанавлираст свою воспитательную работу. Значит, образуется вакуум в воспитании? Нет, скажет иной педагог, дети уходят с наставлениями, как себя вести, с заданиями наверстать упущенное и закрепить приобретенное — упражняться в каллиграфии, орфографии, 11 Реш задач и примеров, списывать, заучивать...

Но каникулы есть каникулы — этим латинским словом определяется для детей содержание лета, наиболее «жарких дней в году. Они действительно жаркие, может быть, не в буквальном, а в переносном смысле — обязательно. У детей сразу появляется так мноо дел и забот, что они забывают обо всем остальном, забывают о том, что нужно каждый день по 2—З часа заниматься: списывать, выполнять упражнения, решать задачи. Кому же тогда бегать, прыхБез разрешения!»

гать ‘через скакалочку, кататься на велосипеде, шушукаi друзьями, устраивать походы, собирать конструкторы, мастери стулья, раздевать и одевать куколку, смотреть телепередачу, стр ить башни, разбирать электрические игрушки, спорить с кем-i оправдываться перед кем-то, а порой просто сидеть у окна и ся тать дождевые капли на стекле или же, лежа в постели и затя дыхание, слушать папину (мамину, дедушкину) сказку?

Все эти дела — жизненно важные, и при их выполнении не р придется нарушить наказы старших. Взрослые — занятые люди, о с трудом находят время, чтобы побыть с собственными детьми, играть вместе с ними, искупаться в речке, подняться на гору. И кг ме того, зачем все это? Все это, по мнению взрослых, чепуха сравнению с книгой, спокойной игрой.

Почему ребенок разбирает электрическую игрушку? По той ж причине, по которой пятилетний Володя Ульянов хотел разобрат механическую игрушку. Ребенок чувствуеу%: для него разобрат сложную игрушку_с какiмй-то тЛными механизмами важнее, че играть ю акпредписано.

— Нет,— скажет взрослый (папа, мама, бабушка, дедушка),нельзя! — и отнимет у него эту игрушку и, может быть, даже спр чет ее, чтобы уберечь от порчи.

Но ребенок живет по своим законам, нельзя ему иначе жит

Без разрешения!»

А почему мы ему не разрешаем, больше запрещаем, чем дае разрешение на что-то?

И к каким бы объяснениям мы ни прибегали для своего оправ

дания, действительность будет состоять в том, что нам просто н

когда, У нас тоже есть свои заботы и развлечения, и сквозь ни дела детей нам кажутся глупостью, ненужной забавой.

Одно дело, если они занимаются музыкой, читают книги, рисуют, тихо-мирно рассказывают друг другу сказки! Это им, конечно разрешается! Разумеется, потому, что мы в это время можем спокойно ходить к своим друзьям с поздравлениями, веселиться или играть в шахматы с соседом или смотреть новый кинофильм, на который дети до 16 лет не допускаются. Не так ли?

Но, друзья-взрослые, что же такое получается?

Я вам прямо скажу: во всех этих случаях получается то, что за счет замедления действительной жизни детей мы выигрываем время для удовлетворения своих (боюсь сказать— эгоистических) пагребностей.

Ну, конечно, ребенку не все можно разрешать, но и запрещать все тоже нельзя.

<дорогой учитель! Мне не о чем Вам писать. Мама не выпускает меня со двора. А двор маленький. И сельские девочки не приходят ко мне. Мама говорит, что они могут отнять у меня время. Каждый день мы с мамой упражняемся в письме, решаем задачи. Мама го ворит, что Вы будете очень довольны моими успехами. Я очен соскучилась здесь. Не надо было никому придумывать каникулы»

письмо написала мне Кетино, у которой, я вижу, бледное тусклые глаза Письмо я получил совсем недавно, и потому пел ответить—не ей!— а ее матери, строго требуя от нее жить нью своей дочери, а не так, чтобы детскую жизнь приспосабiть к условиям спокойной и невозмутимой жизни матери.

1 Iу, хорошо, будет писать Кетино красиво, не будет допускать iбок в сложении и вычитании.

По разве это все?

А что она скажет нам в классе, когда я дам детям задание:

сска жите о ваших новых друзьях, которых вы приобрели во мя каникул»?

Она не поднимет руку.

Что же она мне напишет, когда я дам детям сочинение:.<Лето лето!»?

Она напишет красиво о том, что ей не о чем писать.

Какие ассоциации могут всплыть в памяти девочки, когда на же мы будем изучать стихи и рассказы -о селе, сельской жизни, ельских ребятах?

Какими впечатлениями ей делиться с товарищами — может

-ь, выдавать за правду небылицы?

Ко кому будет интересно выслушивать их и кто ей поверит? iТолько богатый опыт рождает богатую фантазию —это же псиiогический закон! И дети верят в такие плоды воображения и

мысла, которые опираются на жизненную правду,— это тоже (ОН, но уже педагогической психологиИ Кетино будет чувст‚ать себя неловко среди товарищей и подруг, она станет пассивй, а я, не узнав настоящих причин, могу воспринять это как ее чнОстную черту

Вот какая может произойти педагогическая ошибка! В письме Кетино я нашел шелуху от семечки. И мне представи- ь, как она iкелкает семечки (а что другое делать, ежели нечего ать!), скучает, капризничает. А если она.Цйёипимиилась

для себя ннью, то уховныиР зна7Гит,

•,iооогт?с$. на’ит, взросление ее замедлиется. ри месяца кi’никулярного вакуума взросления ребенка, подумать только! Ему же никогда, никогда не наверстать упуiденного! Этот вакуум отнял у ребенка много радостей, отнял, может быть, осполнимую возжность олноценно проявить свои способности!

Из чего, в конце концов, строится личность? Разве так трудно метить, как прочно она опирается на жизненный опыт детства! он забота в том и состоит, чтобы помочь детям обогатиться жиз‘ к”iныМ опытом детства, ибо хорошо знаю:

Чем многог раннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно валетать в него богатейшай опыт челове- чества.

Хочу закрепить эту мысль: речь идет не о том, чтобы жизненный..iт детства подогнать под опыт человечества, и не о том, чтобы елать наоборот. Речь идет совсем о другом.

многогранный жизненный опыт детства есть благодатнейшая почва, и посеянные в ней очищенные семена богатого опыта вечества могут дать редчайiяий урожай неповторимую лич.

Каникулы, та и б зом,— это не вакуум в воспитании д’ а сама знь — богатая, полная похождений, порой опсньгу

рой смешных, удивительных, увлекательных, но познаательп Не проживешь их, как диктует закон детской жизни, ре буде

давить по скалам, ходить по лесу, прыгать с обрыва,;спускат

в темный гтодвал — станешь маменькиным сынком, трусиш

14 надо еще, конечно, читать, чтобы обогащать свою жизнь, н

‘читать о Томе Сойере не для того, чтобы знать, как он жил, а

того, чтобы самому стать современным Томом Сойером.

Но разве только этим заполняется жизнь детей в каникуляря время? А какое множество поручений и просьб родителей. дедуш и бабушек, близких и соседей надо еще выполнять? 14 во всех эт делах, жизненно важных делах, они растут, обiцаются, позна мир, обогащаются опытом.

Так и становятся каникулы жаркими для детей.

А тут—€Реiоай! Списывай! Зубри! Наверстывай упугненное! Ох, эти наивные учителя! Как будто они сами прямо так и род лись с программами и конспектами уроков в руках да еще дли ными-предлинными списками своих будущих учеников! Как буд’ так и шагнули в педагогическую жизнь, не прожили ни одно дня в мире детства, не бегали вдоль речки в коротких штанища и юбочках. Не будь жарких* каникул, в школу вернулись бы дет задержанные в своем движении к взрослению. Мыслимы ли успе ное учение и радостная жизнь ребенка в школе без его собствЕ ного, личностного богатого опыта детства?

Многие из моих ребятишек вернулись в школу переполненны впечатлениями. Часть их отражена в этих 119 письмах, часть скор отразится на этой двухметровой белой бумаге, которую я уже при клеил в коридоре:<аждый, мто захочет, нарисует на ней цветным фломастёамнто, что больше йсёйъiйiёёьвднилетниТкан кул. Большая часть накопленного опыта будет систематизирован в виде рассказов и сказок, которые дети будут сочинять устно

письменно. А самое главное, опыт этот всегда будет обогащ

и оживлять наши уроки; познавательную жизнь детей.

Почему мои дети стали трудноузнаваемыми?

Потому что их преобразил НОВЫЙ жизненный опыт детства, в

взрослели не только внешне, но и внутренне.

О самом главном Звенит звонок первого урока. Я открываю две

ри класснои комнаты. Она убрана и чист

выглядит торжественно: на подоконниках цветы, на партах - новые учебники.

Мальчики, вы не забыли, что вы мужчины?— напоминаю мальчикам наше правило — уступать место девочкам, пропуска’ их вперед.

тором немаловажную роль сыграло и то, что они уже имели за с

бой 170 дней жизни в подготовительном классе, и то, что у мен

была с ними постоянная переписка в течение всего лета. Она убрана и чиста выглядит торжественно: на подоконниках цветы, на партах - новые учебники.

Мальчики, вы не забыли, что вы мужчины?— напоминаю мальчикам наше правило — уступать место девочкам, пропуская их вперед.

Iет!--- отвечают мальчики радостно.

чки входят в класс и занимают свои прежние места. За ледом входят мальчики. Через минуту вхожу и я. дети

Здравствуйте, дети!

И в классе раздается такое единодугыное доброе, сильное равствуйте!Уэ что стекла окоН начинают дребезжать.

Садтесь!

На гарте у каждого из вас лежат новые учебники — ло роду язьгк) Т]о русскому языку, по математике. На втором уроке познакомитесь с каждым из этих учебников и я расскажу вам, М МЫ будем заниматься в этом году. Вы можете сдержать себя не трогатЁ пока учебники?

даН

а втором уроке я поговорю с детьми, чему они должны на‘ься в 1 классе, какие у нас могут возникнуть трудности, как должны помогд’гд гу. Они ознакомятся с учебниками

в них интересного, отвечу на их вопросы. Но

Галас, на первом уроке, я займусь давно задуманным и самым,,‚ным делом. Урок этот я вынац]ивал в течение всего летв, И у

н несколько вариантов его содержания.

I’риддать восемь пар глаз, полные любопытства, радости, ожид

чего-то интересного уставились на меня.

Но что со Мной происходит? Ну, конечно, я волнуюсь хотя дело.)все не в этом! Я же обдумал вс мелочи этого урока, подготовил iIглядНЫЙ материал. iдавай начии, не отходи от намеченного пла-

-— говорю самому себе, но внутреннее чутье, которое и раньше с раз неожиданно посеiдало меня и которое порой заставляло 4ямо на ходу менять свои намерения, и теперь подсказывает мне делать все по.другому.

Я благодарен этому чутыо, этой силе, которая мне хорошо знакома, но не могу дать ей точного определения и описания. Может ыть, она и есть, рискну сказать, педагогическая муза, педагогиРекое озарение? Но почему ас,когТаумеТ4я не остает-\

ни секунды на обдумывание нового содержания урока? То, что меня записано в партитуре давно заготовленного урока, совсем

iплохо, и урок, по всей вероятности, получится интересным, там не все ясно. А то, к чему меня тянет эта неожиданная <педаго4ческая муза, пока окутано туманом. Туман этот, наверное, потепенно рассеется, по мере того как дети будут воспринимать твоИ нмое мною перед их глазами €л1роизведенне (хотя они этого не метят). Не в силах противиться ее воле, я обращаюсь к детям;

Хочу рассказать вам сказку, вы не против?

— Не против, не протТё?Тажите сказку!— радуются дети. Радостью дышат их лица. Может быть, эта радость, эти довере детские глаза и есть первопричина возникновения педагоеской музый

В эту минуту в тысячах других школ и в десятках тысячах клас‘лых комнат, так же как я, стоят мои коллеги, и миллионы детейвзирают на них глазами, в которых отражаются лучи солнца, И сговорились между собой на первом же уроке первого сентя поговорить с нашими питомцами о самом главном, с чем связа судьба нашей планеты,— о мире, ощ юкдуйа-рюлам, о ходимости защитить миЭiт’тёа, в тысячах разных $ариаi будет преподнесена детям на наших уроках. 1

Иные учителя, можно предположить, расскажут своим стари классникам, как советский народ защищал молодое г/осударсi рабочих и крестьян от интервентов, пригласят на уро ветера Коммунистической партии ---- они вспомнят первые дни /революцii первый ленинский декрет о мире. Другие учителя, уч$стники В ликой Отечественной войны, расскажут детям о фронтойых дорога фронтовых друзьях, многих и многих из которых уже нет в живь На такие уроки, наверное, принесут в класс потрепаннiiе треуii.л ные письма, прочтут их, и дети почувствуют, что эхо прошлой войь еще не ослабло и до сих пор в миллионах советских семьях скор бят о своих близких, погибших на войне или пропавших без вес’ Некоторые учителя покажут своим детям киноленты о созидат ном труде советских людей, о том, как наш народ борется за на земле, откровенно объяснят им, что может последовать за моядерной войной и как трудно защищать мир.

Каков смысл наших уроков мира?

Смысл в том, чтобы наши дети, юноши и девушки поняли, они являются продолжателями дела своих предков и что защищ мир — их кровное дело и обязанность.

...Мои дети ждут обещанной сказки. Эту сказку я сочинил са В ней рассказывается о том, каклюди борются за мир.

Сегодня я расскажу им ее, и она будет новым вариантом м его первого урока 1 сентябряЮкзки существ ют для того, чтоб вселять в людей, особенно же в детей, о ость духа лепи возвыситься над собой.

— Садитесь поудобнее и слушайте!

И я начинаю рассказывать сказку о мире. В ней реальное и ска зочное переплетаются друг с другом. Беру цветные мелки и одно временно рисую на доске.

— Было не было два государства...

 

 

глава 2

он НЕ роБИНЗОН кжкОйНИд’

(10 декабря)

ВреМена года. раннее декабрьское утро. Холодно. моросит,да и настроение дождь. На улице грязь. Я шагаю по парку

;ьленно и осторожно чтобы не запачкаться. в такую скучную i’оду школьный день может получиться тоже скучным если не ‘сти в жизнь детей что-то интересное увлекательн и радостное. А таких дней за последние два месяца оказалось больше, чем iiiечных. Как-то затянулась первая половина учебного года. Вот

рояст весна (март, апрель, май) — и тут же улетит. как ласточка, октябрь, ноябрь, декабрь все тянутся $ тянутся.

:-)ти две половины учебного года отличаются друг от друга раз- психологическим настроем и детей, и учителей и родителей

iiпчале всем кажется, что учебный год только начался и конец ‚о так далеко что не стоит спешить. А когда можно не спешить,.о козник такие опасные ситуации: учителя позволяют себе щльиIIе задерживаться на том или ином учебном материале и рас1 ри.iивают время, которого потом, во втором полугодии уже не хватиi. родителями овладевает олимпийское спокойствие — пока ни‚но страшного а если что, то времени хватит, все исправится део же сначала будут адаптироваться к школьной жизни после лет‚их каникул (тем более что учителя еще долго будут держать их в кругу повторения программ предыдушего года), а затем медленво возьмутся за серьезное учение.

И вдруг наступает вторая половина учебного года. вдруг 11 в том смысле, что никто не замечает, как подкрадывается новый год. Нет, это все прекрасно видят, готовятся и ждут с нетерпением:

в iвколе, в семьях прошумят новогодние праздники утренники балы и карнавалы. А в том смысле, что конец учебного года уже никому не покажется где-то за горами, наоборот, он настолько реаль’ во приблизится что все сразу засуетятся надо спешить, надо успеть.

 

Тут подоспеюот и коварн есяцы — март, апрель, май, они принесут всем весеннее настроение. Дети меняются, как сама природа, и их все сильнее тянет на улицу, в парк, во двор.

Да, я уверен;

Психология детей, родителей и учителей отчасти зависит и от солнечного или пасмурного дня, и от времени года, и отпервой и второй половины учебеного года, она зависит даже от того, который час дня.

И надо все это учитывать. Приведу пример.

Зимой детям трудно рано вставать, и потому они част опазд:

вают в школу. Родители порой приводят их не совсем проснувты.

Это период, когда многие учителя ведут нескончаемйе, каж дневные беседы, что опаздывать нельзя, что надо ран вставi кого-то наказывают, кого-то не допускают на урок и тебуют г

вести родителей. / (

Но многие учителя, по опыту зная, как меняются 4ети в за симости от того или иного временного периода, по всей ероятно поступают так же, как я. Чувствуя приближение эти перемен заблаговременно созываю родителей, объясняю им влЙяние на

пающего времени года на психику детей, с помощью конкретн примеров показываю, какие могут быть нежелательные лоследств этого, даю советы, как поступать, чтобы лредупреждатЫих. Говор родителям и о том, что зимой дети легко простуживатся, зат(долго болеют и пропускают школу, значит, необходимо оберег

детей от простуды, от гриппа.

Первая половина учебного года у меня пока заканчивается нор мально. Заболела только Елена, пропустив три дня, а к началу уро

редко кто опаздывает.

Школьный день мы начинаем с физзарядки Физзарядка Это веселое и хорошее зрелище.

За 5 минут до звонка наши маленькие колокольчики призывают всех построиться в коридоре, включаем веселую ритмическую музы

и Лери или Нато, Вахтанг или Тея начинают командовать

эта группа детей умеет командовать. Мы их специально посла

к главному физруку школы, чтобы они прошли курс проведения физзарядки. Скоро к ним присоединятся еще две группы в составе

ребятиаiек. Все они— наши ‘инспектора> физического здоровья

Первое упражнение: руки вверх — в сторону! На-чали1 Раз и... два-и!..

Сегодня, по-моему, дежурит Лери. Он и будет командовать на ми. дает команды четко и выразительно, с нужными паузами. Показывает новое упражнение так красиво, серьезно, да еще с объяснением того, что оно развивает в каждом из нас, что поневоле увлекаешься занятиями физической культурой, да, культурой, когда знаешь, как и зачем нужно тренировать свое тело. Я стою в последнем ряду. Не вмешиваюсь в дела инспектора, каждый может оглянуться и увидеть, как я старательно выполняю все ко-

манды.

— Следующее упражнение... На-чали! Раз-и... два-и!,. Кто-то в это время стоит у проигрывателя, своевременно включая и выключая музыку. А мы сгибаемся — вправо, влево, вперед, назад, медленно опускаемся на корточки и так же медленно выпрямляемся, хлопаем в ладоши. Окна в коридоре открыты, пусть ветер, пусть холод — ничего.

Все заканчивается тем, что мы начинаем ходить на месте под пе дваждЫ

занимают места у своих парт.

группа стой! Раз-Два!

Эта команда раздается перед последними тактами веселой пеЯ вхожу в класс последним’ и Лери докладывает мне громко iiесел?

уважаемый Ша,чва Алексаидровин! Мы с нетерпением ждем i.ца занятий. правда, ребята?— обращается он к классу.

да!— гудит класс.

ость прогйааа у всех бодрое настроение. А там, за тпчсктати, мы уже закрыли, моросит дождь, холодно,

кот

Спасибо, инспектор!- говорю я Лери и жму руку.— Эдравуйте, дети!— обраiдаюсь ко всем.— Садитесь! У нас сегоднЯ мно- пел Давайте начнем, не терпи ни минуты! Только скажите, какой,дня день? Какое число? Какой месяц? Какое время года? Какой.? И наконец, который час?

Этот последний вопрос я задаю детям перед началом каждого н, а также во время уроков. Стенные часы (подарок роднтекрасив Ые круглые, с ярким циферблатом, висят у нас над

ко

Восемь часов тридцать минут!— отвечают мне дети, и все они заряжены не только фнзически но и психологически мораль- Они готовы к походу в мир знаний, до начала физзарядки они ли посмотР’, что у меня записано на доске. Но вдруг кто-то ‚крывает дверы

Извините, опоздал!— говорит.

ило всего несколько случаев опоздания на урок, и ни разу не ось мне читать опоздавшему отацию. оеединодшо 0полно возм аiения, по силе воз ен вия е осх

1 педагогические ме ы, приврятанные для таких ел чаев.

ся первая половина уче ного года шла у нас

углубпение медленно и основательно Мне представляется5

сс.ершеастБоеие есть уществеиное различие между подготовительным классом и остальными начальными

весами. Оно заключается в томто все три года оследуюего обуi ii ведется углубление5 расширение раскрытие. распознавание

нэ. к чему прикоснулись дети в подготовительном классе. Подготовительный класс можно сравнить с дворпом вот вошли iiта в удивительно красивый дворец и вдруг увидели множество 1есных вещей. Им дали возможность потрогать все, ответили

их вопрос <Что это?* Они узнали названия этих вепiей Им

“мили, как брать в руки тот или иной предмет. А далее, в течении лет, им подробно рассказывали что собой представляет

ждый из этих предметов кто их создал, для чего, чем один предотлича е’ от другого, учили практическим навыкам пользоаi1иЯ этими предметами5 умениям разобрать и собрать тот

иной предмет. Дети заглядывают уже во внутрь сложного меха

ма предмета и юдут ответы на сложные вопросы: «Почему это так? А если бы было иначе? От чего это зависит?х. и т. д

И если вначале ребенок с широко раскрытыми от удивления и

хищения глазами просто рассматривал все, то теперь он вниi

в сущность, содержание увиденного.

Чему научился ребенок в подготовительном классе?

Научился читать и писать. Но только на самом элементар уровне.

Был решен вопрос уметь (да еще и не в полной мере) чи и писать.

Но хотеть читать и писать—более высокий уровень, чем у читать и Писать.

для его достижения надо учить детей владеть универсальи способами познавательной деятельности.

Надо углубляться. Углубление в знания требует гораздо Оод сложного познавательного напряжения, чем знакомство с н Каждая школьная ступень, по моему убеждению, должна детей в глубь знаний.

Углубляться в знания, совершенствовать навыки и, самое ное, возбуждать в детях совершенно иного рода хотение. да, и рода! Дети и в подготовительном классе хотели научиться чит писать, считать. Но в действительности их влекли не сами зна а процесс, в котором происходило усвоение знаний. Конечно, процесс и впредь должен сохранять и усиливать свою притяга. ную силу, но прежнее хотение должно быть заменено хотением пристрастием познавать, овладевать, уметь.

IС первого же дня нашей встречи я прямо сказал детям:

— В подготовительном классе вы научились читать. Но чит нужно вот так!

И один из второклассников, которого я пригласил из соседи класса, прочел сказку из детского журнала — плавно, эмоционаБ но, выразительно. А потом тут же пересказал прочитанное.

— В подготовительном классе вы научились писать,— сказ я потом детям,— но писать нужно вот так!

И тот же второклассник быстро и красиво написал на до’ «Поздравляю вас с началом учебного года, первокласникиЬу

Второклассник ушел. И мы сразу же приступили к упражнения в чтении и письме.

Упражнения в чтении были разные, но разработаны по олном,и тому же принципу: чтение входило в них как способ разрешени \познавательной задачи.

На доске я вешал карту Грузии (ее готовили родители): на ней

бiiЛи обозначены города, линии железных и шоссейных дорог. Воп-

росы чтения карты решались разнообразно.

— Письмо от Нато я получил из Тианети. Скажите, пожалуйста: через какие города оно должно было дойти до Тбилиси?

— Из Тбилиси я послал письмо Эке в Гiицуиду. Через какие города оно шло к Эке?

— Элла прислала мне письмо в Тбилиси из Кутаиси. Как это письмо могло дойти до меня?

какие города можно проехать по железной дороге из Ахалдо Ватуми?

Какие города проходит поезд, следуя из Гагры до Тбилиси? детям понравились упражнения с картой. Скоро мы перешли i<нртТСССР. Там было еще больше возможностей «путешество

по всей стране...

на_д пословицы и говорил детям:

й них допущены ошибки, надо быстро найти и испране было в них никаких ошибок, но надо же было детям

.говериться в этом.

Iиш.е всего я пользовался дедующими двумя приемами.

I 1’рвый ррием заключался в том, что пырезал маленькие рассказы стишки и наклеивал их на листы

‘ной бумаги. Таких раздаточных дидактических материалов у оказалось свьипе ста. 51 раздавал их детям и поручал прочесть п 2-—З минуты. После этого просил закрыть глаза и шепотом Ановить прочитанное. В это время я мог подойти к какому-лирiiбенку и послушать (приблизив ‘ухо), как он воспроизводит ‚ii’анное.

текст для чтения (обычно это был текст из Нi я писал на доске и предлагал детям прочесть его, следуя рнiиям указки по строчкам. Этим я регулировал скорость чте1 iосле первой попытки закрывал доску занавеской, и мы воснiiвливали прочитанное по памяти. Затем я повторял чтение с и, ускоряя движение указки, и мы опять приступали к вос,,iзведению содержания текста.

дети любили и следующего рода задания_я3вал всем запнIiую на листке бумаги одинаковую словесную ийТрукцлто по 1iлiIению того или иного задания. Игра заключалась в том, что- трое или четверо вызванных ребятишек вместе с остальными временно начинали знакомиться с инструкцией, затем эти

•аннiые приступали к выполнению инструкции, остальные же или, насколько правильно они действовали. Выполнить задаIiидо было быстро и без ошибок.

Выполняй быстро и правильно!

i. Напиши сверху на доске слово: бодрый.

2. Припиши рядом любые три слова.

3. В данном слове поменяй местами первые две согласные.

4. Под первым словом напиши полученное слово.

5, Рядом припигли любые три слова.

б. Проверь выполненное задание.

Iiосле того как дети научились выполнять письменно задан- инструкции, я начал пользоваться этим способом на уроках тмiтики и труда: по записанной на доске инструкции дети вы‘iял И разные задания.

Порой предлагал детям измерять скорость, определять тельность чтения. Этим они очень заинтересовались. 1- чуть ли не два раза в день просили проверить, как они читлюi опыты я проводил и на уроке, и в любое другое свободное давал ребенку, желающему проверить свое чтение, нез текст. Он начинал читать по моему указанию, а я включал мер. Через 30 секунд чтение прекращалось, я давал ребенк бумаги, и он должен был написать, о чем говорилось в те тем мы вместе считали количество прочитанных слов, умно его на два, и ребенок знал: читает со скоростью 50 слов нуту и может понимать прочитанное. А как радовались дети наруживая, что читают все лучше и лучше, быстрее и сознатель

Так я углублял, шлифовал навык чтения.

Ну, а желание читать? И вообще, как оно возникает у ребеi

Чтение—такое дело, что ребенок обязательно должен хотетЕ

тать. Без этого ему трудно будет шагать в мире познания, ску станет его духовная жизнь.

Есть педагоги, от которьо(можно услышать: Не хочет ребе читать, не хочет — и всеЬ И дело с концом. Но у меня своя мер по которой я хочу определить свое мастерство. Я ежедневно шаю самому себе:

Если большинство твоих учеников не хочет читать, то ты хой учитель; если большинство твоих учеников увлечено нием, то ты хороший учитель; а если в твоем классе все ре любят читать, пристрастились к чтению, то ты не только ший учитель, ты хороший воспитатель.

Воспитание у детей любви к чтению — дело педагогич чести! Вот как надо ставить вопрос. Разве можно говорить, ребенок не хочет читать! Одно дело, когда, в силу обстоятельс он еще не в состоянии овладеть свободным чтением, ему труд читать. Но даже в таком случае свою задачу я вижу в том, зажечь в нем естественное желание брать книгу, внимательно рассматривать, читать.

Так, не хотел читать у меня Вахтанг. Мать жаловалась, мальчик книгу даже в руки не берет. А я просто не поверил это да разве он знает, что такое книга? Он же только-только научи. читать! Мыслимо ли утверждать, что ребенок, который толь сказал первое слово, не хочет общаться с окружающими, не хо с ними говорить? Также ребенок, научившись читать первые сло не может не хотеть читать книги, потому что с этого момента на нается его второе языковое рождение, его высшее еЛов общение. И если сами книги по своей сложности и со нию не напугают его, он обязательно захочет их 4<проглс Особенно, если педагог даст ему почувствовать, как обогащае его жизнь, когда через книгу он начинает общаться со всем осп ным миром. Ребенок обязательно полюбйткнигу. Все дело в как выполняет педагог свою посредническую роль между ребЕ и книгой.

Вахтаиг, у меня к тебе дело!— и после занятий мы сидим в Восьмой том сочинений Ушинского!

А кто был Ушинский?

я охотно пускаюсь в объяснения.

одни. Я рассказываю ему о книге сказок, которую хочу ему эочитать.

от эта сказка о девяти братьях очень забавна и поучительхочу, чтобы ты сегодня прочел ее и завтра рассказал детям. i’еiпь хорошо рассказывать.

двугой день на перемене я запираюсь вместе с Вахтангом в он мне рассказывает сказку, я его поправляю, показываю,

ii;iдо выразительно рассказьгвать. Я успвю_..шЁдиуть Майе, дато на уроке математики, что, когда Вахтанг расёкажет

у, хорошо бы похвалить его, отметить, как им понравилась сказiоiк образно Вахтанг рассказывал ее; пусть выразят желание, Вахтанг прочитал еще несколько сказок и рассказал им завт)елезавтра.

‘е так и происходит. Вахтанг, воодушевленный добрыми отзыодноклассников, читает сказки и пересказывает их товарищам. ему другие книги. Он рассказывает их содержание уже не на

а в коридоре, во время перемен или на продленке. И перед iiдруг открывается мир книги. Мать перестает жаловаться. <РепреобразилсяЬ — радуется она.

Вондо трудно читать. Ему трудно понять прочитанное. При чтеi i поглоцiен только узнаванием отдельных букв. У меня с ним пя работа. Я учу мальчика, как читать по слогам и как печать внимание на смысл прочитанного. Ой, какая нужна тут ‘ливая работа! Но я все время доброжелателен, осторожно вляю, замечаю каждый малейший успех мальчика и вселяю веру, что он научится читать хорошо. И детей тоже наст“ю, чтобы они были чутки и внимательны к Бондо. Вся эта тер ня, осторожная работа с Бондо по формированию навыка чтеродолжится, по всей вероятности, еще несколько месяцев. эременем мне еще нужно развить у мальчика желание к чтеинтерес к чтению. Иначе может получиться так, что в конце конондо овладеет навыком чтения, однако само чтение для него ‚ет иметь никакой притягательной силы. Каждый день, вслед юным чтением, я читаю мальчику какую-нибудь сказку, стишрынок из детской книжки. Бондо охотно остается после заня- заранее обязательно спрашивает: А потом вы прочтете мне

меня есть еще один секрет: я порой рассказываю и переаю ему содержание маленьких книжек, которые позже я дам итать. Это усилит его стремление к чтению, потому что облегпонимание прочитанного.

тобы дети полюбили читать, им еще нужно говорить о книге, как овеке, добром, умном, мудром человеке, умеющем дружить, i’вть, радовать. Нужно еще, чтобы дети видели, что их педагог тоитает, книга сопровождает его постоянмр:

Что это за книга у Вас на столе?— то и тёло спрашивают меня

Восьмой том сочинений Ушинского!

А кто был Ушинский?

я охотно пускаюсь в объяснения.

Ушинский - великий педагог! 51 читаю его сочинения, что знать, как вас лучше учить и воспитывать!

А Вы разве не знаете, как нас воспитывать?

Вот чрочту эту книгу и буду знать лучше!

Все хотят потрогать восьмой том Уiыинского, полистать—- таг

меня заметки на полях, вкладыши...

Вот что я имею в виду, думая об углублении знаний детей, о усовершенствовании навыков...

Парк, ло которому я иду в школу, коачилс IЛалва Александрович!— кричит мне Ни

которая хочет догнать меня и не замечает, ч

брызги от грязи пачкают ей сапожки и яальт

— Почему так рано, Ния?

Я хочу поговорить с Вами, Хочу что-то сказать!— и, подб жав ко мне, без приветствия, без передышки девочка начина объяснять.— Знаете, что я нашла?., Я знаю, кто автор стихотвор ния Яблоко и Шакара»! А вы знаете?

- Нет, а кто?

— Только никому не говорите!

Нет, конечно, если ты этого хочешь!

И, хотя на улице, кроме нас, никого нет, девочка поднимает

цьгiочки, я наклоняюсь к ней, и она шепчет: Акакий Цер тели!»

Неужели?!— удивляюсь я.— А я думал, что его написал Як Гогебашвили!

— Вот видите! Все так думают! Пусть и сегодня поспорят, х рошо? А потом я покажу им книжку Акакия Церетели!..

Ния возбуждена. Видимо, девочка плохо спала ночью, так ё хотелось скорее поделиться со мной и с товарищами своим <откр тием». А почему я ставлю это слово в скобки? да, с открытие. Ведь в самом деле тут есть какое-то открытие, во всяком слу’iа ютючик к открытию?

Вот уже почти месяц, как дети пытаются разобраться в запута ном деле, которое сами же обнаружили: кто же автор стихотворени i<Яблоко и Шакара»? Сказать откровенно, мои дети могут имет патент в сфере литературоведення сразу за два открытия: одно — наличие самой путаницы, а другое, о котором говорит мне Ния,-1 устранение этой путаницы.

А все началось совершенно случайно.

В конце сентября Нато преподнесла мне в подарок комплек учебников Якова Семеновича Гогебашнили. Он был издан в чест 100-летия «дэда зна» (Родной язык»). В него входили самое пе’ ное (1876 г.) и последнее (1912 г.) при жизни великого педагог издания дэда эна». Подарок меня обрадовал. Я тут же начал ли тать книги, читать нслух некоторые стигяки и рассказы и восхii щаться ими, дети заинтересовались.

Нельзя ли выучить их на уроке?— подали они идею.

Правда, почему нельзя посвятить несколько уроков 5Гкову Сё меновнчу Гогебашнили и выучить по этим книгам несколько про.-цндсний? Они небольшие, очень содержательные и эмоциональ

Только вот язык немного устаревший. Но книг-то нет у вас?

1 (а другой день книги были почти у всех: у некоторых — пер- щи’ издание, у других — последнее. Правда, их содержание резко,нлкчалось друг от друга, но многие произведения были и тут, и ‚‘пм. Я выбрал несколько рассказов и стихов, и мы провели первый 7оiебашвилевский урок. 51 предложил им сравнить друг с другом один и тот же рассказ, помещенный в учебниках первого и последшч’о изданий в разной редакционной обработке.

Вот переводы обоих вариантов.

*— наво, иди в школу.

Живот болит!

Вано, иди поешь мацони.

Где моя большая ложка?»

Это из учебника 1876 года издания. ‚— Вано, иди в школу.

Ужасно ноги болят.

— Вано, потанцуй лезгинку!

А ну-ка, хорошенько похлопайте!»

А это из последнего издания.

Обсуждение получилось бурным. Там у Вано сболит» живот, 1нонла ему говорят, что пора идти в школу; а когда приглашают

поесть мацони, он забывает о своем животе и ищет большую ложку. А в новом издании у него ‘болят» ноги, но танцевать он не прочь.

Шла речь и о языке, а также пунктуации, вносились поправки. Особое внимание было обращено на самое главное: почему Яков

I’нiгебашвили сочинил для детей такой рассказ? Родилась мысль синим написать новые варианты этого рассказа и создать коллективную книжку о лентяях. договорились, что рассказы начнутся, кин у Гогебаыивили и они будут такими же маленькими и лакооичными. Книжка эта сейчас лежит у нас на классной выставке. Она открывается первым и вторым вариантами рассказа Якова Iогебашвили о Вано, а далее следует тридцать вариантов, напи1 слиiных детьми.

Вано, иди в школу!

Глаза болят!

Вано, по телевидению мультфильмьт показывают!

Включите поскорее телевизор! (Нато.)

— Вано, иди в школу!

Голова болит!

— Вано, иди играть в футбол!

— Сию минуту! 51 лучше всех умею бить головой! (Сандро.) Вано, иди в школу!

— Сердце болит!

— Вано, поднимись на дерево, поешь черешни!

— Пожалуйста! (Ираклий.)

— Вано, иди в школу!

— Холодно мне!

— Вано, пойдем кататься на санках!

— Где мои санки? (Ня.)

— нако, иди в школу! Лень вставать с постели! Вано, пойдешь в цирк?

— С радостью! (Тека.)

Спустя некоторое время мы провели второй урок по гогебаши левским учебникам. Тут и обнаружили дети упомянутую путаниц

— Вот стихотворение, которое мы уже учили!— обрадовалас Лали.—кЯблоко и Шакара»!.

И девочка начала его читать выразительно, громко.

Тем временем другие тоже начали разыскивать в книгах это ст хотворение. И вдруг раздался изумленный голос Нико:

— Смотрите, что это такое... На 84-й странные... То же самое с хотворение...

У Нико было первое издание учебника.

— Здесь оно называется Яблоко»... Здесь совсем по-другом

Он подбежал ко мне с раскрытой книгой.

Стихотворение кЯблоко и Шакарав дети уже учили по действу щему учебнику. Это было еще в середине сентября.

Давайте прочтем оба стихотворения и сравним их друг с др гом!

Детям не понравилось стихотворение в старой редакции. <Вi вкусица какая-то!»--— говорили они. Но зато они восхищались i зыкальноетью, ритмичностью последнего варианта стихотворени

Сказать откровенно, для меня это было неожиданностью. Дети начали искать автора в оглавлении.

Имя автора стихотворения ннгде не написано! Кто-то достал из портфеля действующий учебник и обнаружi

что там автором стихотворения является Яков Гогебашвили.

— А он писал стихи?— спросила меня Магда. И я им откровенно сказал;

Ребята, правда, я сам ничего не могу понять! У Гогебаiявил есть множество чудесных рассказов для вас, но, что он и стихи ш сал, этого я не знал!

Нато, которая увлекается стихами и знает, по всей вероятнослщ более ста стихотворений разных авторов, выдвигает свою гипотезу

Если бы Гогебааiвили писал стихи, то он с самого начал написал бы хорошее стихотворение!

А Гига стремится тут же разрушить эту гипотезу:

— Сказано же в нашем учебнике, что автор стихотворения - Яков Гогебашвили! Значит, не верить этому?

— А может быть, там ошибка?— не отступает Нато,

- Выходит, права ты, а не тот, кто написал учеиик9 Нато в растерянности

Разве не может быть так: Гогебацивили написал стнхо’ е, потом ®но ему не понравилось, и он написал его заново!

А у Гогебаiявили есть стихи?

Ведь Шална Александрович сказал, что не знает, есть

него стихи!— напоминает Зурико всем мое откровение.

Нато опять развивает свою гипотезу.

— Шална Александровнч знает все. Если он не помнит стиотворений Гогебашвилн, значит, тот не писал стихов!

Вот уже полтора месяца не стихают эти споры. Порой мне

ось, что дети забыли сЯблоко и Шакара» и все, что с ним связаНо нет, после некоторого затиiыья они опять лезли во всю

путаницу. А я решил дать им возможность вести исследование да, это был коллективный поиск истины. Какое, в конце концов имело для них значение, кто автор стнхотворения? Гогебагввили, значит, Гогебаiлвнли! И я, конечно, мог разрешить эту проблему сказан детям: Оставим эту затею! Ученые разберутся лучше!»

Однако я поступил бы неправильно. Они ищут, они же разви

аают, обучают и воспитывают себя! И мое дело здесь —не дать угаснуть этой детской жилке поиска. Порадовал бы я свои’i детей, если бы на том же уроке или чуть позже принес им весть, какую несет сейчас Ния; Дети, хватит вам спорить, стихотворение при. надлежит Акакию деретелн, ясно!»? Нет, не порадовал бы я

И Ния не провела бы бессонной ночи, Нато, Элла, Вова, Гига Саидро не выдвигалн бы гипотезы, не появились бы оппоненты

классе, а такими оказались Тамрико, Георгий, Майя, Елена Дети не обратились бы с просьбой (не буду скрывать, это я ни вну. шил) в редакцию хНорчи ленинели» (Юный ленинец», газета

-пионеров Грузии) разъяснить, кто автор стихотворения Яблоко и IЛакара».

Сколько они могли бы потерять при моем недальновидном вмешательстве! Как опасен недальновидный педагог! Он может наушить естественную тенденцию детей к саморазвитию, самовоспита. нию, самообучению А затем тот же педагог будет жаловаться, что его воспитанники не проявляют самостоятельности, им все подавай в готовом виде. Но мои дети упорно доказывают, что им не нужно ничего готового, им нужно совершенно другое. ‘Нужно, чтобы учи. тель умел спорить с ними так, чтобы их позйавательные потребности не гасли от полного удовлетворения, а появлялась бы все более усиливающаяся жажда. Нужно еще, чтобы их педагог умел удивляться, восхищаться и увлекаться так же, как Удивляются, восхищаются и увлекаются сами дети.

Кто же я среди моих ребятивлек? Властелин? Нет! Я для них предводитель, умный, мудрый, который умеет советова-гься с ними н который интересуется всем тем, что интересует их самих. Надо спешить к нему, чтобы сообщить о своих догадках, находках Он этот учитель, педагог, воспитатель, этот предводнтель есть человек который не может жить без детей, и детям тоже будет немыслимо жить без него. Без детей школьный класс не существует, но

предводителя тоже не Существует школьного класса, пусть д переполненного детьми.

Вот и встала утром рано Ния.

— Знаете, как эта книжка называется? говорит она мне. трудно поспевать за моими быстрыми и длинными шагами.

Дай ручку!— и я тяну ее за собой.

Она так и называется —‘4Iблоко и iЯакара». Эту кни подарили моей маме, когда она была маленькой.. Она вся иi панная...

— И ее дала тебе мама?

— Нет, я все роюсь в наших старых книгах. Вот и наи лась!

Да, мне надо прямо сейчас, на улице, когда холодно и мор дождь, проявить нетерпение, удивление и восхищение.

— Можно мне посмотреть эту книгу? Не верится как-то! Конечно, я Вам ее покажу...

— Нет, вот сейчас же!— и я останавливаюсь... Неужели в самом деле так?!

Девочка достает из портфеля завернутую в газету тонкую кiiи ку с мягкой обложкой, изданную в тридцатые годы. Автор Акакий Церетели. Название —<Яблоко и Шакара». Все верно!

— К какому же выводу ты пришла?

— Гогебашвили не писал стихов!

На доске в коридоре я написал крупными бу

Загадка остается вами: Кому принадлежит стихотворение *i5 локо и Шакарай У Нии есть секрет. Она

вам откроет на четвертом уроке».

Почему на четвертом, а не сразу? Потому что надо научитьс

во-первых, хранить секрет, во-вторых, надо разжигать интерес д’ тей. А они на всех переменах спорили и спорили, раскрыв

гогебашвилевские учебники, искали там что-то. Лери, Гига, Ко не раз приставали к Нии: <Открой секрет!», но Ния молчала.

Так начался четвертый урок.

Детей я учу некоторым формам логического суждения и всегд когда они хотят что-то обосновать, требую от них быть логичным опираться на факты или допущения Способы логического сужд ния они применяют на всех уроках, ну и, конечно, на уроках мат матики. Отдельные способы анализа арифметических задач приг дились нам и на Гогебашвилевских уроках: выделение из зада данных с их зависимостями, уяснение задачи, поиск способа реш ния. Оказались полезными и те приемы, которые дети усваива:

при составлении задач по данным величинам, определении данньг в зависимости от вопроса и т. д. Опираясь на них, дети строи; гипотезу: писал ли Гогебашвили стихи для своих учебников ил нет? Разумеется, во всем этом я играл немаловажную роль, са вместе с ними разбирался в вопросе.

И мы все шли по такой логике.

Дети уже знали, что в учебниках много стихотворений без пiiий на автора. Но знали также, что Яков Семенович [‘огевили обязательно обозначал в учебниках, кому какое произве,е принадлежит.

Отсюда многие делали вывод: значит, стихи, оставленные без;iния автора, принадлежат Якову Семеновичу Гогебашвили, им образом, он писал стихи для своих учебников.

Дети также знали, что автором четырех стихотворений, которые ервом издании остались без указания автора, в последних издаЯков Семенович Гогебашнили называл Акакия Церетели.

о последние варианты резко превосходили первые своей гичностью, музыкальностью, образностью.

Отсюда некоторые заключали, что стихи без указания на автопринадлежат Акакию Церетели; по мере совершенствования iхов он подписался под ними. А Нато все твердила: Гогебашвили писал стихов. Взрослые, к которым она обращалась, не могли в’вать ни одного его стихотворения, а рассказов называли мно-

Стихотворение <Яблоко и Шакара» по-прежнему оставалось дкой. Нато не верила, что его написал Яков Семенович Гогеi1Iщи и ‘хЗдесь ошибка!— указывала она на действующий учеб-

—Это стихотворение принадлежит другому!» Как ошибка?— iорили с ней другие.— Значит, ученые ошибаются?» И Нато не Iiала, что ответить.

Что скажут дети на этом четвертом уроке, когда Ния откроим свой секрет? Какие еще гипотезы они могут выдвинуты?

—- А теперь относительно секрета Нии! Ния, поговори с ребями сама

Девочка выходит со своим завернутым в газету (<секретом».

— Как вы думаете, кому принадлежит стихотворение хЯблоко Iiiакара»?

— А ты знаешь?— спрашивают дети.

— Знаю!— говорит Ния.

— Так скажи сама, чего же ты мучаешь нас!

Скажу, конечно,— говорит она,— но скажите сперва, кто итает, что его автором не является Яков Семенович Гогеба.Iiнили?

Первая поднимает руку Нато, к ней присоединяются еще пяте

). Ния приглашает к доске всех шестерых.

— Вот видите,-— продолжает Ний,— все они оказались правы! Автором этого стихотворения является Акакий Церетели!

— Откуда ты знаешь?

Не может быть!

— Я же говорил, что должен быть кто-то другой!

— Докажи!

Познавательный взрыв-—только так я могу назвать то, что iiроизошло в классе. Удивление, радость, озабоченность — вот о чем говорили лица и возгласы детей. Ния разворачивает газету и достает потрепанную книжечку. Рассказывает всем, как нашла ее дома. на какой странице напечатано это стихотворение. Она проходит между рядами, каждому показывает книжку, и каждый берет ее в руки, рассматривает обложку, читает первые строки стихотворени

то есть каждому хочется убедиться в достоверности сказанно Нией.

Сандро, Гига, Илико, Зурико о чем-то спорят, точнее, соглас вывают между собой какую-то мысль. Затем Илико и Зурико по ходят ко мне.

— Мы хотим что-то сказать, пусть нас послушают все!

— Ребята,— говорю я всем,— Илико и Зурико хотят сказат вам что-то очень важное!

Все умолкают.

Этим не доказывается, что Гогебашнили не писал стихо Мы думаем, что все эти стихи без автора вначале написал сам Г гебашвили...

— Нет, нет, Гогебашвили не мог написать стихи!— упорству Нато.

— Почему, очень даже хорошо мог!— настаивает на своем Или ко.— Только знаете, в чем дело? Гогебашвили самому не прави лись эти стихи...

И, так как Илико говорит медленно, Зурико не выдерживае

—...и потому... Он же дружил с Акакием Церетели.

— Они были большими друзьями.

— И Гогебашнили попросил поэта поправить его стихи!

— А ты откуда знаешь, что Гогебашвили попросил Акаки Церетели поправить его стихи?— спорит с ними Нато.

— Я же не говорю, что знаю... Мы допускаем, что 5Iков Гог башвили мог обратиться с просьбой к своему другу поэту попра вить его стихи...

— Конечно, это было так!— вскакивает с места Гига.— Гоге башвили не мог писать такие же красивые стихи, как Церетели Все стихи, которые в первой книге (он имеет в виду первос изда ние), нехорошие, они интересные, но не звучные. И они без автора Кто же другой их мог написать? А те же самые стихи во второ книге (он имеет в виду последнее издание) — все звучные, хоро шие... И их автором стал Акакий Церетели. Вот как!

— А почему же...

— Они могли вдвоем подписаться...

— для Церетели это не имело большого значения, он же писалi стихи ради друга!..

— А почему же тогда...

— Яков Гогебашвили же видел, что Акакий пишет лучше и егс стихи стали совсем другими, когда Акакий их написал заново...

— А почему...

— Подожди... Не мог же он присвоить его стихотворения! Вот и назвал настоящего автора!

И Гига садится на место. Он доволен, кто же еще может с ним поспорить. Садятся Илико и Зурико тоже. Все они втроем, с учас- тием Сандро, обосновали новую гипотезу. Только Тека пытается поспорить с ними.

— А почему же тогда Яков Гогебашвили не сказал, что автором «Яблоко и Шакара> является Акакий Церетели? В других случаях пишет, а в этом случае — нет, почему?

— Почему, почему!— Гига опять вскакивает.— Можно же допустить...

— Значит, Гогебашвили писал стихи, верно?— не дает договорить ГигеЭлла.

— Конечно, писал!—уверенно говорит Гига.—Можно же допустить, что он просто забыл написать имя автора...

— Гогебашвили не мог забыть...

— Ну, тогда, может быть, сам Акакий уговорил его не писать его фамилии...

— Не могу понять, кому, по-твоему, принадлежит «Яблоко и Шакара>. (Тека.)

— Обоим! Что, нельзя?.. докажи...

Удивительное чувство охватывает человека в царстве мысли.

Что это? Чувство вдохновения?

Не только.

В этом царстве ты можешь пережить необыкновенное чувст ты рождаешься как личность, ты утверждаешься, возвышае самооткрываешься.

Но какое чувство может овладеть учителем, когда тот ви что его питомцы меняются прямо на глазах, их не узнать, они новятся другими, как будто у всех выросли крылья?

Они были друзьями... Гогебашвили не мог писать стихи.. гебашвили писал стихи... Он мог попросить Акакия Церет помочь ему... В новом учебнике явная ошибка, ее надо исе вить...»

Возможно, кто-нибудь из моих коллег воспримет все рассказ ное мною как педагогическую небылицу и скажет: ‘Милый кол га! Ваши дети — первоклассники, правда? Ну, хорошо, прошли подготовительный! И они у вас стали уже учеными?! Вьг поним что говорите?»

Но речь я веду вовсе не к тому, чтобы малыши с <диплом. ми» в руках спешили на научные симпозиумы... Это никому нужно. Я просто хочу рассказать, как влияет на детей царе мысли. Им прививается смелость ума, в них загорается ис] вдохновения, они начинают мыслить самостоятельно, вступают область самовоспитания. За какие-то 35 минут нахождения царстве мысли они развиваются и воспитываются в 2, в 3, а мо» быть, в 10 раз быстрее, чем за всю учебную неделю.

Наши дети готовятся вступить в ХХI век как его Вдохновып и строители. Мы, учителя и воспитатели, в канун грядуаiего летия напутствуем их в будущее, на наши плечи ложится оi ственность за судьбу будущего. Эта ответственность предель ясна: ХХI век уже родился, он сидит перед нами за партой, что€ мы, воспитатели, учителя, вселили в него мудрость прошлых веко заботу нашего века, идеалы будущего и тем самым вдохновили е к самоутверждению.

Разве мне, современному воспитателю, трудно понять ту истину

/ что мне доверено ковать ХХI век? Каким он будет—И это завис в основном от меня, зависит от того, каков Я воспитатель после

них десятилетий ХХ века! Не обо Мно ли—о современном совет ском учителе—мечтала Надежда Константиновна Крупска5 от которой я заимствовал понятие о царстве мысли, включаюiце в себя идею о гуманной педагогической системе? Давайте присл шаемся к ее голосу:

-‘Учитель в такой школе лишь старший товарищ, богат’опытом и знанием, который помогает учащимся научит] самостоятельно учиться. Он указывает им приемы, метод приобретения знаний, помогает организовать совместную работ самообразования, учит, как надо в деле обучения помогать др А такая школа должна представлять собой свободную iциiо учащихся, ставящих себе целью путем совместных проложить себе дорогу в царство мысли»2. Пользуясь источниками из педагогического наследия Надежды

етантиновны Крупской, я определяю для себя заповедь:

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личност,iую черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки ах мыслей образовывали царство мысли, дай ам возможность почувствовать себя в нем властелиш ц’иНо что это за условия, которые могли бы способствовать возн икновению царства мысли в нашей маленькой классной комнате и вхождению в него детей? Их, конечно, много, все они вместе должны составить целостный педагогический процесс. О некоторых из НИХ я уже рассказал, о других придется говорить позже, но есть одно из них, по моему убеждению, самое важное, о котором следовало бы говорить особо —это воспитание самостоятельности у детей, воспитание и развитие в них самостоятельности мысли, решение действия. Уже второй год воспитываю у детей это личностi II)е качество, буду воспитывать и развивать его в последующих классах, надеюсь, далее его будут развивать в них учителя на второй и третьей ступенях школы.

Од


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: