Вопрос 1. Проблема бытия в философии. Основные виды бытия

Проблема бытия в философии. Основные виды бытия.

Материя как философская категория.

Движение материи. Биологический уровень движения материи.

Пространство и время как формы бытия материи. Биологическое пространство и время.

Вопрос 1. Проблема бытия в философии. Основные виды бытия.

Философия изучает всеобщее в системе «мир - человек». Поэтому, чтобы ответить на вопрос, что такое мир, каково место человека в этом мире, надо выяснить сущность основопо­лагающих философских и естественнонаучных понятий: Вселенная, бытие, субстанция, материя, движение, про­странство, время, сознание. Особенности трактовки этих понятий во многом определяют и специфику тех или иных философских концепций мира. Прежде чем перейти к выяснению сущности понятия Вселенная, следует подчеркнуть: в основе общей схемы мирового развития мира лежит фундаментальной утверждение - Вселенная представляет собой единую, целостную систему, для всех уровней которой характерны саморазвитие и самоорга­низация. Поэтому в процессе развития мира происходит непрерывный рост разнообразия и сложности организа­ции форм существования материальных объектов.

С философской точки зрения Вселенная - лишь фрагмент бесконечно многообразного, неисчерпаемого материального мира. Изучение галактик в 1960 г. привело к выводу о том, что мы живем в мире разбегающихся галактик. Вселенная сегодня находится в состоянии расширения или раздувания (модель Томпсо­на - пирог с изюмом). Когда-то она находилась в сжатом состоянии. 15-20 млрд. лет назад космическая материя была сконцентрирована в необычайно малом объеме (1093 г/см3 и температура - 1032) и кон­центрировалась в "сингулярности" - т. е. определенном физическом состоянии, из которого возникла наблюдаемая Вселенная. В результате большого взрыва началось расширение Вселен­ной, которая была вначале горячей и очень плотной, а по мере расширения охлаждалась, а вещество "газопылевая туманность" по мере остывания концентрировалось в галактике, последние развивались на звезды, образуя боль­шие скопления. В процессе рождения и умирания первых звезд происходил синтез тяжелых металлов. В результате превращения звезд в красные гиганты они выбрасывали вещества, из которых образовывались многообразные космические тела. Таким образом, гипотеза большого взрыва рисует картину эволюции Вселенной в целом. Такой подход создал реальную возможность описать в терминах эволюции неорганический мир, обна­руживая общие эволюционные характеристики различных уровней Вселенной и на этой основе построить целостную картину мира.

С появлением человека, встает вопрос, в каком соотношении находится "Я и Все­ленная ", т. е. какова проблема соотношения человека (микрокосмоса), наделенного разумом и безмерной Вселен­ной. Сегодня в науке ответ на этот вопрос основан на так называемом антропном принципе, согласно которому усло­вия возможности в космосе различных форм жизни и разума были заложены уже на началь­ных стадиях развития Вселенной. Антропный принцип был предвосхищен К. Э. Циолковским и А. Л. Чижевским. Смысл их утверждений таков: в ходе эволюции материя породила человека с его потрясающими способностями мозга, его разума познать самого себя. Иными словами, материя в образе человека ставит вопрос о смысле своего существования и стремится получить на него ответ (почему и зачем), и когда человек накапливает знания, вклю­чающие в себя творения философов и писателей, поэтов и художников, жрецов и богословов, чтобы достигнуть истины о мире, тогда человек вступает в космическую эру. Это и обуславливает необратимость космологического универсального времени, с чем связана непредсказуемость эволюции суперсистемы Вселенной. Отсюда можно сделать вывод, что хотя и отсутствует целеполагающее начало в развитии Вселенной, она одновременно характе­ризуется некоторой направленностью, в результате чего происходит непрерывный рост разнообразия и сложно­сти материальных образований и на определенном этапе это приводит к возникновению живого вещества, кото­рое служит основой для появления разума и человека. С появлением человека Вселенная стала познавать себя.

Проблема бытия введена в философию Парменидом как ответ на определенный социальный и культурный заказ, т.е. люди стали терять веру в традиционных Богов Олимпа. Тем самым рушились основы и нормы социаль­ной жизни. С гибелью Богов уже никто не мог поручиться, что ритм и порядок природных социальных процессов останется стабильным. В глубинах человеческого сознания зарождалась мысль о необходимости поиска новых гарантов человеческого существования, т. к. людям нужна была опора в их жизни. Философия в лице Парменида попыталась успокоить душу античного человека, оповестив людей об откры­тии абсолютной мысли (божественной), которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность и надежность. Поэтому возникает уверенность в том, что все подчиняется порядку с необходимо­стью. Поэтому судьба людей вечна и неуничтожима, а абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а логос - космический разум. Человек способен что-то знать о мире, если сумеет вступить в непосредственный контакт с разумом, который и есть бытие. Понятие бытие исходное в философском видении мира и включает в себя все существующее вообще. К такому выводу современная философия шла долгим путем.

Понятие бытие как философское появилось только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему, т.е. философия имеет своим предметом мир как целое, место человека в обществе и мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека, поэтому философия и нуждается в особом понятии, фиксирующем существование мира, чело­века. В современной философской литературе указывается два значения слова «бытие». В узком смысле слова - это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком - это все существующее: не только мате­рия, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. В античной философии концепция бытия была связана с признанием бытия как материального неразрушимого и совершенного в космосе, поэтому оно всюду непрерывно, однородно, совершенно неподвижно, и воспринимается только мыслью (Парменид о природе).

Гераклит считает, что бытие подвижно, т. е. мир - это космос, не созданный никем из Богов и лю­дей, который был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимися и мерами погасающими (вечность раз­вивающегося бытия).

Единый в своей материальности космос (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Лукреций Кар) преж­них философов был преобразован Платоном.

Понятие бытие разделено им на неравноценные виды:

1. мир вечных, неизменных, идеальных сущностей, мир идей, новые формы бытия, предшествующие миру вещей и определяющие его;

2. окружающих нас вещей, преходящих, недолговечных, бытие которых но­сит ущербный характер, это какое-то полу-бытие;

3. материя, то вещество, из которого всемирный космиче­ский ремесленник (демиург), духовный творец, создает вещи по образцам высшего бытия, по образ­цам идей. Такой подход позволяет сделать вывод, что бытие - мир неизменных и вечных идей - это истинное бы­тие; а мир вещей или мир становления - преходящий мир.

Философ Плотин (203-269) развил учение Платона об идеях и сделал его законченным, ибо разработал сис­тему симметричного бытия, т. е. у Платона бытие подразделяется на три части: идеи, вещи и материя, из которой образуются вещи. У Плотина в мире бытия существуют 4 вида бытия: самый низший - неопределенная материя, вещество как таковое, из которого образуются вещи (мир вещей); второй вид бытия - это мир вещей, мир наблюдаемой нами природы, он выше первого, т. к. представляет собой копии, пусть и несовершенные совершенных идей; третий вид бытия - мир идей, он не дан в непосредственном восприятии идеи, это умопостигаемые сущности, которые дос­тупны уму человека, так как в душе есть высокая, причастная миру идей часть, это особая материя, та, которая составляет субстрат идей; четвертая - высшая форма бытия - есть вместилище и источник всего, оно есть единое.

Средневековая философия осмысливает истинное бытие теистически (Бог, понимаемый как абсолют), а неистинное бытие как сотворенный мир.

В эпоху Возрождения получает признание культ материального бытия природы. Это новое отношение че­ловека к природе обусловлено развитием науки и техники, материального производства и культуры. Эта точка зрения получает развитие в XVII - XVIII вв., где бытие рассматривается как физическая реальность (природа), где ис­ходным становится понятие тела, что связано с развитием механики (природа есть механизм, действующий сам по себе). Для учения о бытии XVII - XVIII вв. характерен субстанциональный подход, из чего выходило, что бытие огра­ничивается природой, миром естественных тел, а духовный мир статусом бытия не обладает, т. е. во Вселенной существует всего только одна субстанция и человек является самым совершенным ее проявлением.

К. Маркс и Ф. Энгельс в философию вводят новое понятие - общественное бытие, которое рассматривается как собственная внутренняя основа существования и развития общества, нетождественная с его природной основой. В ходе своего исторического развития согласно этому подходу человечество творит самоё себя и особый мир ве­щей, который Маркс назвал второй природой (предисловие к работе "К критике политической экономии"). Конец 19 - начало 20 века характеризуется тем, что в философии все большее внимание уделяется проблемам познания. Гносеология заняла господствующее положение. Однако в середине 30-х годов 20-го столетия немецкий философ Николай Гартман (1882-1950), рассматривая проблемы онтологии, утверждает, что все существующее как мате­риальное, так и идеальное, следует охватить понятием "реальность" вместо понятия бытия. Он писал: нет реаль­ности высшей или низшей, первичности идей или материи, реальность материи есть не менее и не более реальность, чем реальность идей, реальность духа. Свою концепцию бытия строит следующим образом: "Разрез бытия, разрез реальности - это некая незримая граница, разделяющая области или слои бытия, но и как всякая гра­ница, не только разделяющая, но и связывающая эти области".

Первый разрез проходит между физическим и психическим, между живой природой и духовным миром в его широком понимании. Здесь пропасть в структуре бытия. Но здесь же и важнейшая его загадка: ведь этот раз­рез проходит через человека, не разрезая его самого.

Второй разрез между живой и неживой природой. Здесь кроется еще одна загадка бытия: как из неживого появилось живое.

Третий разрез проходит внутри сферы духовного. Он разделяет психическое и собственно духовное. Таким образом, благодаря наличию указанных разрезов вся реальность (бытие) предстает в виде четырехслойной струк­туры: духовная, психическая, живая, неживая природа. Духовная и психическая существуют вне пространства. Живая природа и неживая существуют в пространстве. Все 4 среза существуют во времени, охватывают широкий круг проблем, которые привлекли внимание ученых. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: бытие в сегодняшнем понимании имеет сложную структуру. Остановлюсь на основных четырех его формах.

1. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Сюда включается бытие природы как целого - "первая природа" и бытие вещей и процессов, произведенных человеком - "вторая природа". Между этими видами бытия существует органическая взаимосвязь. Первая природа является важнейшим фактором, оказывающим влияние на деятельность человека. В первой природе существовали периоды сложного эволюционного характера, когда че­ловек мог подчинить своим интересам окружающую среду, не задумываясь о последствиях, о существовании об­ратной связи. Это было тогда, когда характеристики окружающей среды изменялись медленно и цивилизация к ним легко адаптировалась. Однако под воздействием деятельности человека спокойные периоды природного раз­вития закончились. В окружающей первой природе произошли под воздействием человека резкие изменения и природа перестала удовлетворять цивилизационным стандартам человека. Это потребовало кардинального изме­нения в необходимости согласовать свою глобальную деятельность с потребностями природы, с развитием ос­тальной биосферы.

2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека как природного существа и специфически человеческое бытие (подробно сущность бытия человека будет освещаться в др. лекциях). Здесь только следует подчеркнуть, что материальная основа антропосоциогенеза не может быть ограничена лишь биологическими предпосылками, т.е. не только нервно-психическая и анатомо-физиологическая организация непосредственных животных, предшественников человека, но и природа в целом составляет генетическую предпосылку социума. Хотя, разумеется, именно биологическим был тот материал природы, который дал начало длительному и про­тиворечивому процессу зарождения человечества. Причем биологическое выступало не как изолированное от ос­тальной природы, а напротив, как неотъемлемая часть, интегрированная и органически входящая в единую систе­му природных, т.е. и земных и космических процессов, в совокупности составляющих биосферу.

3. Бытие социального, общественного. Общественное бытие - это качественно новая социальная система, порожденная взаимодействием людей, прежде всего социальными закономерностями, которые играют решающую роль в формировании личности, индивида, его социальных качеств (анализ будет в последующих лекциях).

4. Бытие духовного, идеального. Подразделяется на два вида: бытие индивидуального, духовного - это, прежде всего, сознание Я, которое выражается в языке индивида. Сюда же включается объективированное духовное, т.е. общественное сознание. Это, прежде всего идеи, идеалы, нормы, принципы, ценности, естественные и искусственные языки, произведения искусств и культуры. Все это составляет духовное богатство личности (бы­тие личности). В русской философии, как вы уже знаете, бытие личности всегда одухотворено и оценено. Одухо­творенность личности означает, с точки зрения русской философии, ощущение не только своего Я, но и чужого. Русской душе свойственно терпимость и уважительность к чужому Я, мыслям и чувствам других людей. Духов­ность в таком понимании - это чувство долга и ответственности перед другими людьми и природой за свои дей­ствия, милосердие, любовь к ближнему, жалость, терпимость, искренность. Это и чувство собственного достоин­ства, чести, стыда, вины, покаяния, т.е. в русской душе личностно-эмоциональное переплетается с социально-нравственным.

Таким образом, бытие есть нечто реально существующее и не нуждается в доказательствах. А можно ли об этом сказать в прошлом и будущем? Исторически сложились два подхода к решению этой философской проблемы: мир существует во времени и пространстве, оно несотворимо, неуничтожимо, т.е. бытие было, есть и бу­дет; мир ограничен во времени и пространстве, т.е. мир существует, он имеет свое начало и, следователь­но, конец.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: