Предметная деятельность
а)“Прячем предметы под коробку”
Берем настоящие фрукты или овощи, но можно и картонные овощи (лучше их вырезать заранее): капусту, морковку, свёклу, картошку (не больше пяти). И две карточки с названиями овощей.
Смотрите, какие у нас овощи для супа! Вот зелёная капуста, а это - оранжевая морковка!
Называем цвета. Можем посчитать, сколько у нас овощей.
Давайте их пересчитаем! С самыми маленькими и теми, кто играет недавно считаем "один, ещё один, ещё один". С теми, кто уже какое-то время играет, считаем: "один, два, три". Для начала больше не надо.
А теперь спрячем овощи под коробкой. Тук-тук, кто там? Капуста! Тук-тук, кто там? Морковка! (Теперь прячем карточки с названиями овощей) Тук-тук, кто там? Лук! Тук- тук, кто там? Кабачок!
Прятать можно все, что угодно. И игрушки, и настоящие фрукты и овощи и карточки со словами. Главное, радоваться тому, что там оказалось. (Ой, смотри, тут котик!)
Очень важно малышам играть с предметами. Только поиграв с предметами, ребёнок в будущем сможет перейти к абстракто-образному мышлению. Ещё лучше играть не с вырезанными овощами, а живыми. Возить их на машине, перекладывать.
б) «Катаем овощи на машине»
Что развиваем? Игрушечная машинка может не только ездить на веревочке, но и возить «всамделишные» овощи и фрукты! Малыши учатся классифицировать предметы и строить диалоги. Кроме того, это новый способ игры со знакомыми предметами!
Реквизит:
• 4-5 штук разных овощей и фруктов, вырезанных из картона, настоящих или муляжей!
• Большая пластмассовая миска или блюдо
• Игрушечная машинка или коробка из-под обуви с привязанной веревочкой или корзинка прямоугольной формы
• Две игрушки
Шаг 1. Подготовимся к игре. Положите фрукты и овощи вперемешку в небьющуюся миску или блюдо. А друзья - игрушки пусть рассядутся в разных местах комнаты.
Шаг 2. Сортируем плоды. Спросите у одной из игрушек: «Зайка, тебе овощи привезти?» И пусть он ответит: «Да, привезите, пожалуйста, овощи!» Выбирайте вместе с малышом из миски овощи и кладите в машинку: «Вот морковь, а вот огурчик! Это овощи! Погрузили! Поехали!» Овощи везем к Зайке и выгружаем около него. «А тебе, Мишка, фрукты привезти?» И скажите за него: «Да, мне привезите, пожалуйста, фрукты!» Ищите их и везите косолапому. Выгружая тот или иной фрукт, называйте его: «Вот яблоко! А это слива!» Во время перевозки груза, пойте песенку!
Шаг 3. Положите в кузов груз и начинайте петь:
«Машина катится вперёд,
Машина овощи везёт! («Что наша машина везёт? Огурчик!»)
Би-би, би-би,
Огурчик везёт!»
Такую песенку легко сложить и про грушу, и про сочную свёклу, и про картошку! Песенка Машина катится вперёд, Машина овощи везёт! Би-би, би-би, Редиску везёт! Или Машина катится вперёд, Машина фрукты нам везёт! Би-би, би-би, Яблоки везёт!
Обсуждаем важные моменты:
Больше хвалите. Хвалим ребенка за все, за любую мелочь: за то, что кинул мяч, за то, что стучит САМ ложкой по коробке, за то, что нарисовал травинки. При этом мы рекомендуем избегать оценок личности малыша. Все таки, Вы – мамы и родные, наверняка любите малыша просто так, за то, что он есть в Вашей семье. Одобряйте его действия. Кстати, по нашему опыту, бесполезно и даже вредно критиковать за неправильные действия. Обращайте внимание ребенка на корректный способ действия и хвалите! Это работает!
Импровизируйте. В любой игре есть, конечно, правила и границы! Но постарайтесь их расширить, сообразно с особенностями Вашего малыша! Например, если ребенок пока не умеет ходить, взявшись за руки, возьмем его на руки, он на маме чудесно будет водить хоровод! Или если малыш не хочет играть в теремок, а хочет сыграть в магазин мороженого, пожалуйста!
Заканчивайте вовремя. Постарайтесь не затягивать игру. Чтобы ребенок и дальше хотел играть со взрослым, игры должны быть очень короткими! Игра, продолжительная по времени, не увлекает, а утомляет малыша!
Не путайте игру и обучение. Взрослые часто путают игру и обучением. Особенно это опасно с самыми маленькими. Игра должна приносить Вам и малышу удовольствие, быть легкой! Не ставьте для ребенка никаких целей, воздерживайтесь от критики во время игры. Не стоит играть в плохом настроении, или когда Вы куда-то торопитесь, лучше поиграть после. Учить мы еще могли бы и в дурном настроении и торопливо, а вот играть – не получится!
Один сюжет – несколько видов деятельности. В наших играх сочетаются пение, рисование, письмо, чтение, предметная деятельность и многие другие деятельности. А объединяет эти разные виды активностей увлекательный сюжет. К примеру: сначала мы гладим кота, потом танцуем, изображая кота, потом рисуем его, обводим, а напоследок подписываем рисунок и перечитываем написанное.
Завершается похвалой и размещением работы на выставке. Также мы можем подарить работу близкому человеку, или даже специально подготовить такой подарок! Обязательно привлекаем к рассматриванию работ – игрушки – зайку, например. Чтобы ребенку хотелось играть, хвалите его и в процессе, и в конце игры. Однако, похвала только косвенно относится к самому ребенку – мы стараемся хвалить и любоваться тем, что получилось – Ах, как красиво!... Молодец, Саша! Организуйте выставку работ дома, сделайте альбомы творческих трудов малыша. Старайтесь сделать так, чтобы ребенка хвалили и другие члены семьи.