Значению Флю в истории атеизма

Энтони Флю

Бог есть:

Как самый знаменитый

В мире атеист

Поменял свое мнение

СОДЕРЖАНИЕ

От переводчика

Предисловие

Введение

 

Часть I: Моё отрицание Бога

Глава 1. Сотворение атеиста

Глава 2. Куда ведут доказательства

Глава 3. Спокойное рассмотрение атеизма

 

Часть II: Моё открытие Бога

Глава 4. Паломничество разума

Глава 5. Кто написал законы природы?

Глава 6. Знала ли Вселенная, что мы появимся?

Глава 7. Как появилась жизнь?

Глава 8. Появилось ли что-то из ничего?

Глава 9. В поисках места для Бога

Глава 10. Под силу всемогуществу

 

Приложения

Приложение А. „Новый атеизм“: критическая оценка Докинза, Деннета, Уолперта, Харриса и Стенджера

Приложение Б. Как Бог открывает себя в человеческой истории: разговор об Иисусе с Н.Т. Райтом

 

Ссылки на источники

Об авторе

Хвалебные отзывы о книге

Благодарности

Авторские права

Об издательстве

От переводчика

Британский философ Энтони Флю посвятил атеизму более половины столетия, т. е. основную часть своей сознательной жизни. Им было написано более тридцати работ, многие из которых сыграли ключевую роль в развитии современного атеизма. История его жизни заканчивается книгой, которую вы держите в руках, и которой он перечеркнул всё то, над чем так долго работал. Он отрёкся от того, во что верил на протяжении десятилетий, и отказался от своей репутации известного философа-атеиста. Далеко не всем людям, включая учёных, хватает мужества совершить подобный поступок. Другими словами, история Флю является по-своему уникальной и определённо заслуживающей внимания.

Необычные события, описываемые в книге «Бог есть», и затрагиваемые в ней вопросы побудили меня начать работать над её переводом. В процессе перевода внимание уделялось каждой детали, а основной целью было максимально точно передать мысли и идеи автора, которые, я надеюсь, представляют интерес не только для меня, но и для читателя.

Хочу поблагодарить всех, кто помогал во время моей работы над данной книгой своими полезными советами и рекомендациями. Особую благодарность хочу выразить моему преподавателю по английскому языку Воробьёвой Татьяне Александровне, которая заложила в меня основы языка и всегда побуждала верить в свои силы.

Я надеюсь, что в книге «Бог есть» каждый из вас сможет найти для себя что-нибудь полезное, а может быть даже обнаружит в ней разумные основания для того, чтобы изменить некоторые из своих убеждений.

 

Кучма Андрей

Предисловие

 

«Знаменитый атеист теперь верит в Бога: один из выдающихся мировых атеистов теперь верит в Бога, основываясь, в большей или меньшей степени, на научных фактах». Под этим заголовком 9 декабря 2004 года в Associated Press* фигурировала история, в которой говорилось: «Британский профессор философии, который был известным сторонником атеизма на протяжении половины столетия, изменил своё мнение. Теперь он верит в Бога, основываясь, в большей или меньшей степени, на научных фактах, и говорит об этом на видео, выпущенном в четверг». Почти мгновенно это объявление стало настоящей сенсацией в средствах массовой информации, спровоцировав появление сообщений и комментариев по всему миру, на радио и телевидении, в газетах и на сайтах в Интернете. Событие вызвало такой резонанс, что AP посвятило этой истории следующие два выпуска. Героем истории и вытекающих из неё многочисленных дискуссий был профессор Энтони Флю, автор более тридцати профессиональных философских работ, которые в течение полувека помогали определять программу развития атеизма. Фактически, его «Теология и фальсификация», исследование, впервые представленное в 1950 году на собрании в Oxford University Socratic Club** под председательством К. С. Льюиса, стало наиболее часто переиздаваемой философской публикацией за последнее столетие. Сейчас, впервые за всё время, он делится перечнем доказательств и фактов, которые убедили его изменить свою точку зрения. Эта книга, в некотором смысле, представляет из себя остальную часть всей этой истории.

Я играл совсем небольшую роль в истории из AP, поскольку помогал организовать симпозиум и выпустить итоговое видео, в котором Тони Флю сообщил то, что позднее он в шутку называл своим «обращением». Фактически, с 1985 года я помог организовать несколько конференций, на которых он приводил доводы в пользу атеизма. Таким образом, данная работа, собственно, является кульминацией того путешествия, которое началось два десятилетия назад.

Любопытно, что ответом на историю из AP стала истерия среди атеистов, подобных Флю. Один атеистический сайт поручил корреспонденту ежемесячно сообщать все новости, которые касаются отпадения Флю от истинной веры. Безосновательные нападки и ребяческие карикатуры стали распространёнными в свободомыслящей блогосфере. Те же самые люди, которые выражали недовольство по поводу инквизиций и сжигания на столбах ведьм, получили в своё распоряжение небольшую ересь для начала своей собственной травли. Приверженцы терпимости сами стали не особо терпимыми. А религиозные фанатики, судя по всему, утратили свою монополию на догматизм, невоспитанность, фанатичность и паранойю.

Однако свирепая толпа неспособна переписать историю. А место Флю в истории атеизма превосходит всё, что предлагают современные атеисты.

 

ЗНАЧЕНИЮ ФЛЮ В ИСТОРИИ АТЕИЗМА

 

Не будет преувеличением сказать, что за последние сто лет ни один из известных философов не разработал такой систематической, всесторонней, оригинальной и влиятельной концепции атеизма, какая была обнаружена в антибогословских работах, написанных Энтони Флю на протяжении 50 лет. До Флю основными апологетами атеизма были подобные Дэвиду Юму мыслители эпохи Просвещения и немецкие философы девятнадцатого столетия: Артур Шопенгауэр, Людвиг Фейербах и Фридрих Ницше.

Но что насчёт Бертрана Рассела (который несколько неправдоподобно утверждал, что формально является агностиком, хотя на практике был атеистом), сэра Альфреда Айера, Жана-Поля Сартра, Альбера Камю, Мартина Хайдеггера, каждый из которых был атеистом двадцатого столетия и начал писать раньше Флю? В случае с Расселом вполне очевидно, что он не создал ничего за исключением нескольких спорных памфлетов, содержащих его скептические взгляды и его презрение к организованной религии. Его «Религия и наука», а также «Почему я не христианин» были просто сборниками статей – он так и не предложил систематической философии религии. В лучшем случае, он обратил внимание на проблему зла и стремился опровергнуть традиционные доказательства существования Бога, не предлагая новых доказательств со своей стороны. Аейра, Сартра, Камю и Хайдеггера объединяло следующее: они были сфокусированы на создании своеобразного способа привлечения к философской дискуссии, что, как следствие, вылилось в отрицание Бога. У них была своя система мышления, в которой атеизм стал побочным продуктом. Чтобы принять их атеизм, вам необходимо сперва принять их систему. Нечто похожее можно сказать и о более поздних нигилистах типа Ричарда Рорти и Жака Деррида.

Конечно и в поколении Флю были известные философы, которые являлись атеистами; У. В. О. Куайн и Гилберт Райл являются ярким тому примером. Но никто из них не предпринял шаги в сторону развёрнутого изложения доводов в поддержку своих личных убеждений. Почему так? В большинстве случаев профессиональные философы тех времён были не расположены марать свои утончённые руки, предаваясь столь популярным и даже вульгарным спорам. В других случаях причиной было проявление осторожности.

Разумеется, и в более поздние годы были философы-атеисты, которые подходили критически и отвергали традиционные доводы в пользу существования Бога. В этот список входят все, начиная с Пола Эдвардса, Уоллеса Мэтсона, Кая Нильсена и Пола Куртца, и заканчивая Дж. Л. Маки, Ричардом Гэйлом и Майклом Мартином. Но их работы не изменили программу и основу спора таким образом, как это сделали новаторские публикации Флю.

Но где следует искать уникальность атеизма Флю? В таких трудах, как «Теология и фальсификация», «Бог и философия» и «Презумпция атеизма», он разработал новые доводы против теизма, которые, следует отметить, легли в основу плана последующей философии религии. В труде «Теология и фальсификация» он поднял вопрос о том, могут ли религиозные утверждения претендовать на значимость (его часто цитируемое выражение «смерть от тысячи уточнений» особо это подчёркивает); в «Бог и философия» он доказывал, что спор о существовании Бога не может начаться до тех пор, пока утверждается обоснованность концепции вездесущего, всезнающего духа; в «Презумпции атеизма» он утверждал, что бремя доказывания лежит на теизме, а атеизм должен приниматься по умолчанию. Параллельно он также анализировал традиционные доводы в пользу существования Бога. Однако это было его собственное переосмысление системы взглядов, которое изменило всю природу спора.

Учитывая всё вышесказанное, недавний отказ Флю от атеизма стал настоящим историческим событием. Однако мало кто знал, что даже в свой атеистический период жизни Флю, в какой-то степени, был открыт для нового и реконструированного теизма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: