В методике обучения дошкольников грамоте значительное место занимают дидактические игры. С их помощью у детей формируется ориентировка в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь.
Каждая игра включается в занятие по обучению грамоте с учетом постепенного усложнения содержания обучения. Дидактические игры необходимо строго регламентировать, чтобы сохранить все их структурные элементы (обучающая задача, игровое действие, правила игры). Особое внимание следует обратить на игровое действие, или игровой элемент, наличие которого является главным отличием дидактической игры от дидактического упражнения. Очень важно, чтобы игры не только методически правильно проводились, но и сохраняли свойственный им развлекательный и эмоциональный характер. В старшей группе детского сада на занятиях по обучению грамоте можно проводить такие дидактические игры.
«Назови слова». Эта игра способствует закреплению способа интонационного выделения звука в слове, различению звуков в словах по их качественному звучанию, активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи.
Методика игры такова: воспитатель предлагает детям назвать слова с каким-нибудь звуком, например [р], и произнести их так, чтобы этот звук был хорошо слышен. Дается образец подобного произнесения слова: ррак, морроженое, самоварр и т. д. Затем дети называют слова: ррама, моторр, горра, маррка, кррышка, ррука, парровоз, рроза, грроза и т. д. За каждое правильно названное слово ребенок получает в награду фишку или мелкую игрушку, чтобы потом можно было их подсчитать и определить победителя. В данном случае это и есть игровое действие, превращающее дидактическое упражнение в дидактическую игру. Через некоторое время, когда дети назовут достаточное количество слов, задание меняется: «А теперь назовите слова, в которых есть звук [р']-. Дети называют: ррис, берреза, бррюки, ррека, кррик, гррядка, рредиска и т. д. Снова за каждое правильное слово ребенок получает награду. В конце игры количество фишек (или мелких игрушек) подсчитывается. Воспитатель предлагает поднять фишку вверх или подойти к столу детям, у которых одна фишка. Затем подходят дети, получившие две, три фишки и т. д. Ребенок, у которого больше всех фишек, по одной кладет их на стол, а воспитатель и дети хором считают: «Один, два, три, четыре, пять!» Воспитатель говорит: «Слава назвал пять слов со звуком [p'j — больше всех. Он сегодня победитель».
В игре «Назови слова» закрепляются знания о различении пары звуков в словах. Если ребенок ошибается, воспитатель обязательно должен эту ошибку проанализировать, медленно произнести слово, ошибочно названное ребенком, показать, что в нем нет нужного звука: «Давайте послушаем слово, которое сказал Дима: птииччкаа. Есть ли здесь звук [р]?» Или: «Послушайте внимательно слово, которое сказал Сережа: кррокодил. Какой здесь звук, [р] или [р']?» Ни один неверный ответ не должен оставаться без внимания. Но если воспитателю придется останавливаться на многих ошибочных ответах, игра потеряет свою эмоциональность, станет для дошкольников скучной. Поэтому воспитатель должен знать, от кого можно ждать неверного ответа, и вовремя приходить такому ребенку на помощь. Например, можно попросить его сказать свое слово на ушко, и, если ребенок подобрал слово неправильно, предложить ему подумать и продолжать вызывать других детей, затем вернуться к этому ребенку.
Игра «Назови слова» (с заданным звуком) проводится почти на каждом занятии. Дети ее очень любят, с удовольствием подыскивают слова с любым заданным педагогом звуком. В ходе этой игры пополняется словарный запас детей: если на первых занятиях они называют, как правило, существительные и общее их количество не превышает 15—20 слов, то постепенно в ответах появляются прилагательные, наречия, глаголы, а число слов увеличивается до 30—40 и более. Воспитатель должен сознательно управлять активным и пассивным словарем дошкольников, расширять его границы. 'Гак, вначале он может подобрать игрушки, предметы или картинки, среди которы х дети должны выбрать те, в названии которых есть заданный звук; предложить наводящие вопросы, в ответах на которые дети назовут слова с нужным звуком: «Чем мы режем?» (ножницами, ножом). За такие ответы на первых ступенях обучения также нужно давать фишки. Затем воспитатель может принять участие в игре: назвать несколько слов сложной для детей грамматической категории (прилагательные, глаголы, наречия, абстрактные существительные). Вслед за ним дети, как правило, тоже начинают называть подобные слова.
Игра «Назови слова» имеет различные варианты. Например, можно предложить детям называть слова, в которых заданный звук обязательно первый, в середине слова, последний. Игре можно придать тематическую направленность: предложить приготовить обед, все блюда которого будут начинаться со звука [к] (игра «Обед»), или посоветовать отправиться в магазин и купить предметы для новой квартиры, в названиях которых есть звук [р] (игра «Новая квартира»). Можно спросить, какие продукты принесла мама в сумке, если она покупала только те, в названиях которых есть звук [м] (игра «Мамина сумка»).
Иногда в подобных играх дети допускают типичную ошибку: подбирая слова, они ориентируются только на классификационную группу, но забывают о том, что называемые слова должны содержать определенный звук. Так, подбирая названия предметов для новой квартиры, ребята могут назвать наряду с теми, что содержат звук [р], слова стол, шкаф, холодильник и т. п. В таких случаях необходимо четко произнести каждое ошибочное слово, показав детям, что в нем отсутствует заданный звук, и вновь повторить задачу, поставленную в игре.
Игру «Назови слова» можно проводить в виде соревнования между рядами. Результаты учитываются при помощи значков, которые воспитатель ставит на доске мелом за каждое верно названное слово. Для этого доска делится на части по числу рядов в группе. В конце игры значки подсчитываются, и определяется ряд - победитель, который получает награду (флажок или вымпел).
Игра с заданиями или игра со звуками слова проходит практически через весь курс обучения грамоте в детском саду. Задача ее закреплять умение проводить звуковой анализ слова.
После того как звуковая структура слова будет разобрана у доски и на столах у детей, воспитатель предлагает поиграть со звуками проанализированного слова. Он вызывает несколько человек (по количеству звуков в слове). Вызывать их можно разными способами в зависимости от уровня подготовки группы. Проще всего вызывать детей, прямо называя каждому из них звук, который тот будет обыгрывать. Например: «Наташа будет первым звуком в слове дом звуком [д]. Иди, Наташенька, возьми свою фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя — второй звук в слове дом, — звук [о]. Последним звуком в слове дом будет Оля, возьми свою фишку. Какой ты звук?» [м]. Очень важно не затягивать этот момент. Дети должны быстро выйти к доске и взять свои фишки. Воспитатель уточняет с ними задания по ходу их выполнения, а не добивается ответа у ребенка, стоящего у своего стола, не позволяя ему до того, как он ответит, взять фишку. В случае затруднения воспитатель приходит ребенку на помощь.
Возможен такой вариант вызова: «Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки. Какой второй звук в слове лук? Какой первый, третий?» Тот, кто верно ответит, «становится этим звуком».
После того как все вызванные возьмут из схемы слова фишки, они должны стать у доски так, чтобы составить анализируемое слово. Дети за столами вместе с воспитателем проверяют правильность построения слова, ведя указкой слева направо и «читая» его.
Затем воспитатель отходит в сторону и приглашает детей подойти к нему. Здесь также используются разные способы. Если сначала детей вызывали к доске по названию звуков, то затем их можно приглашать по порядковым номерам звуков в слове (подойдет второй звук в слове, первый, третий). И наоборот. Называть звуки слова или их порядковые номера можно по порядку и вразбивку.
В начале обучения, когда у детей еще очень мало знаний о звуковом строении слова, игра с заданиями проходит очень просто, задания не сложны и однообразны. По мере того как дошкольники получают сведения о гласных, твердых и мягких согласных звуках, ударении, усложняются способы вызова детей. Например: «Коля — первый гласный в слове миска, Витя — второй гласный, Катя — первый твердый Согласный; Слава второй твердый согласный, Настя — мягкий согласный». Или: «Лена - ударный гласный звук в слове сахар, Коля -- безударный гласный» и т. д. В любом случае вызов детей должен проходить в темпе. Поэтому простые задания даются слабым детям, более сложные - - сильным. Вызванные дети подходят к воспитателю и становятся в нужной последовательности. Их товарищи у себя за столами проверяют правильность построения слова.
Если слово составлено неправильно, воспитатель «читает» его, чтобы дети могли убедиться в своей ошибке: «Посмотрите, что у нас получилось: укж (ведет указкой по фишкам в руках ребят). Подумайте, как надо стать, чтобы получилось слово жук».
В заключение игры «звукам» можно дать различные задания (сначала их дает воспитатель, а затем дети). Например: «Звук [ л' ](слово лист), покружись. Звук [с], отгадай загадку: «Без окон, без дверей полна горница людей». Звук [т], назови пару своего звука. Звук [и], назови слово со своим звуком (Ира, ирис, игрушка)». Задания могут быть самыми разнообразными (назови свой адрес, расскажи стихотворение, спой песенку, назови слово с ударным гласным [о] и т. п.), но не следует слишком увлекаться ими, забывая об основной цели игры.
Выполнив задание, «звук» ставит фишку в соответствующую клеточку схемы слова, затем садится на свое место.
Часть игр, проводимых в старшей группе, служит закреплению умений различать гласные и согласные звуки (игра «Какой звук?»), твердые и мягкие согласные («Твердый или мягкий?»), называть парные твердые и мягкие согласные звуки («Назови пару», «Назови свое слово»).
Достаточно сложна для дошкольников пяти лет игра «Поймай конец и продолжай», дидактическая задача которой — закреплять умение выделять отдельные звуки в слове и называть слова с заданным звуком. В ходе этой игры дети называют «цепочку» слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего: например: жук — куст — трамвай — якорь — репка — апельсин и т. д. Эта игра вводится тогда, когда дети научатся определять первый и последний звуки в слове, быстро называть слова с заданным звуком.
Представления детей о звуковой структуре слова закрепляются в игре «Угадай-ка». В процессе игры дошкольники должны соотнести название картинки, прикрепленной к доске, с моделью слова, начерченной цветными мелками. Игра «Угадайка» предлагается детям после того, как они достаточно прочно усвоят звуковой анализ слова.
Все игры проводятся в темпе, воспитатель помогает детям преодолевать какие-либо затруднения, чтобы не нарушать ритм игры.
Предложенные игры помогают дошкольникам усвоить программный материал, делают педагогический процесс более эмоциональным, позволяют добиваться большей активности детей на занятиях.
В Программе «Пралеска» ставится задача воспитывать у старших дошкольников элементарные умения совместной деятельности. Дети должны учиться проявлять внимание к затруднениям товарища, предлагать ему помощь, проявлять сдержанность в случае его оплошности, справедливо и доброжелательно оценивать работы сверстников, выполнять задание вдвоем, втроем, распределять между собой работу, согласовывать свои действия.
На занятиях по обучению грамоте необходимо время от времени объединять детей для совместной деятельности. Варианты объединения могут быть самые разные.
Так, на короткое время можно объединять детей в пары для совместного выполнения знакомого несложного задания. Например, предложить сидящим за одним столом посчитать, сколько слогов в заданном слове, и вместе показать их количество на пальцах. Дети поочередно произносят слово по слогам, определяют количество слогов. Затем им нужно договориться, сколько пальцев покажет каждый из них, чтобы в сумме получилось нужное число. Так, если в слове береза три слога, то один ребенок может показать один палец, а другой — два. На первых порах дети не умеют договариваться. Каждый из них показывает по три пальца — так, как они привыкли поступать, работая поодиночке. В таком случае, чтобы подчеркнуть необходимость согласования действий, воспитатель спрашивает: «У вас получилось шесть слогов в слове береза?» «Нет, три». «Почему же вы показываете шесть пальчиков: один, два, три, четыре, пять, шесть? Если в слове три слога, вы вместе должны показать три пальчика. Договоритесь, как вы это сделаете».
После неоднократного выполнения заданий на подбор слов с заданным первым слогом (воспитатель или кто-либо из ребят называет слог, допустим ли, а остальные добавляют свои слоги, чтобы получились слова: лиса, лимон, листик, лисица и т. п.) можно предложить детям придумывать слова в паре. Двое должны договориться, кто будет начинать слово, а кто продолжать. Воспитатель вызывает не одного ребенка, а сразу двоих: «Отвечать будут Саша с Ирой». В соответствии с договоренностью Ира называет первый слог, а Саша тут же подбирает слово с этим слогом и произносит его. За правильно выполненное задание пара получает фишку. В конце игры выявляется пара-победитель.
В играх «Какой звук?» и «Твердый или мягкий» воспитатель называет вперемежку гласные и согласные или твердые и мягкие согласные, а дети поднимают соответствующие фишки: на гласный звук красную, на твердый согласный — синюю, на мягкий -- зеленую. В подобных играх также можно объединить дошкольников в пары для кратковременной совместной деятельности. Дети, сидящие за одним столом, вдвоем поднимают одну фишку. Если они возьмутся за разные фишки, им придется договориться, какой это звук и какую фишку нужно выбрать, чтобы поднять ее. И в этих играх оценивается ответ двоих.
В процессе игры «Поймай конец и продолжай» воспитатель не сам вызывает того или иного ребенка продолжить «цепочку» слов, а предлагает это сделать одному из воспитанников, назвавшему слово. Тот же следит, чтобы«цепочка» была продолжена правильно. Следующий ребенок вызывает товарища продолжать «цепочку» после себя и т. д. В такой игре дети приучаются слушать друг друга, доброжелательно оценивать
ответы товарищей.
Когда дошкольники освоят звуковой анализ слова, можно предложить им более сложное задание: вдвоем разобрать слово. Ребята договариваются, кто будет искать первый звук в слове, кто обозначит его фишкой и т. д. Например, один ребенок произносит: «Рыба, первый звук [р], это твердый согласный». Если товарищ его не возражает, обозначает звук синей фишкой. Затем второй звук ищет его напарник и т. д. При этом дети друг другу помогают, контролируют один другого. Оценку своим действиям получают общую.
Одним из вариантов объединения детей в совместной деятельности является организация помощи со стороны сверстников. Воспитатель предлагает нескольким детям проверить схемы проанализированных слов у товарищей и помочь им устранить ошибки.
В процессе совместного выполнения заданий детям разрешается вполголоса разговаривать, советоваться, подсказывать друг другу. Подобные ситуации позволяют воспитывать у дошкольников такие качества личности, как способность к сопереживанию, сочувствие, отзывчивое отношение к людям.