Использование словесных игр в процессе обучения грамоте

В методике обучения дошкольников грамоте значительное место занимают дидактические игры. С их помощью у детей формируется ориентировка в звуковой структуре слова, закреп­ляются умения интонационно выделять звук в слове, опреде­лять его качественные характеристики, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь.

Каждая игра включается в занятие по обучению грамоте с учетом постепенного усложнения содержания обучения. Ди­дактические игры необходимо строго регламентировать, чтобы сохранить все их структурные элементы (обучающая задача, игровое действие, правила игры). Особое внимание следует обра­тить на игровое действие, или игровой элемент, наличие ко­торого является главным отличием дидактической игры от ди­дактического упражнения. Очень важно, чтобы игры не только методически правильно проводились, но и сохраняли свойст­венный им развлекательный и эмоциональный характер. В старшей группе детского сада на занятиях по обучению грамоте можно проводить такие дидактические игры.

«Назови слова». Эта игра способствует закреплению спо­соба интонационного выделения звука в слове, различению звуков в словах по их качественному звучанию, активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи.

Методика игры такова: воспитатель предлагает детям назвать слова с каким-нибудь звуком, например [р], и произнести их так, чтобы этот звук был хорошо слышен. Дается образец подобного произнесения слова: ррак, морроженое, самоварр и т. д. Затем дети называют слова: ррама, моторр, горра, маррка, кррышка, ррука, парровоз, рроза, грроза и т. д. За каждое пра­вильно названное слово ребенок получает в награду фишку или мелкую игрушку, чтобы потом можно было их подсчитать и определить победителя. В данном случае это и есть игровое дейст­вие, превращающее дидактическое упражнение в дидактическую игру. Через некоторое время, когда дети назовут достаточ­ное количество слов, задание меняется: «А теперь назовите слова, в которых есть звук [р']-. Дети называют: ррис, берреза, бррюки, ррека, кррик, гррядка, рредиска и т. д. Снова за каждое правиль­ное слово ребенок получает награду. В конце игры коли­чество фишек (или мелких игрушек) подсчитывается. Воспи­татель предлагает поднять фишку вверх или подойти к столу детям, у которых одна фишка. Затем подходят дети, получившие две, три фишки и т. д. Ребенок, у которого больше всех фишек, по одной кладет их на стол, а воспитатель и дети хором считают: «Один, два, три, четыре, пять!» Воспитатель говорит: «Слава назвал пять слов со звуком [p'j — больше всех. Он сегодня победитель».

В игре «Назови слова» закрепляются знания о различении пары звуков в словах. Если ребенок ошибается, воспитатель обязательно должен эту ошибку проанализировать, медленно произнести слово, ошибочно названное ребенком, показать, что в нем нет нужного звука: «Давайте послушаем слово, которое сказал Дима: птииччкаа. Есть ли здесь звук [р]?» Или: «Послу­шайте внимательно слово, которое сказал Сережа: кррокодил. Какой здесь звук, [р] или [р']?» Ни один неверный ответ не должен оставаться без внимания. Но если воспитателю при­дется останавливаться на многих ошибочных ответах, игра по­теряет свою эмоциональность, станет для дошкольников скуч­ной. Поэтому воспитатель должен знать, от кого можно ждать неверного ответа, и вовремя приходить такому ребенку на помощь. Например, можно попросить его сказать свое слово на ушко, и, если ребенок подобрал слово неправильно, предло­жить ему подумать и продолжать вызывать других детей, затем вернуться к этому ребенку.

Игра «Назови слова» (с заданным звуком) проводится почти на каждом занятии. Дети ее очень любят, с удовольст­вием подыскивают слова с любым заданным педагогом звуком. В ходе этой игры пополняется словарный запас детей: если на первых занятиях они называют, как правило, существитель­ные и общее их количество не превышает 15—20 слов, то постепен­но в ответах появляются прилагательные, наречия, глаголы, а число слов увеличивается до 30—40 и более. Воспитатель должен сознательно управлять активным и пассивным словарем дош­кольников, расширять его границы. 'Гак, вначале он может по­добрать игрушки, предметы или картинки, среди которы х дети должны выбрать те, в названии которых есть заданный звук; предложить наводящие вопросы, в ответах на которые дети назовут слова с нужным звуком: «Чем мы режем?» (ножни­цами, ножом). За такие ответы на первых ступенях обучения также нужно давать фишки. Затем воспитатель может при­нять участие в игре: назвать несколько слов сложной для детей грамматической категории (прилагательные, глаголы, на­речия, абстрактные существительные). Вслед за ним дети, как правило, тоже начинают называть подобные слова.

Игра «Назови слова» имеет различные варианты. Например, можно предложить детям называть слова, в которых заданный звук обязательно первый, в середине слова, последний. Игре можно придать тематическую направленность: предложить при­готовить обед, все блюда которого будут начинаться со звука [к] (игра «Обед»), или посоветовать отправиться в магазин и ку­пить предметы для новой квартиры, в названиях которых есть звук [р] (игра «Новая квартира»). Можно спросить, какие продукты принесла мама в сумке, если она покупала только те, в названиях которых есть звук [м] (игра «Мамина сумка»).

Иногда в подобных играх дети допускают типичную ошибку: подбирая слова, они ориентируются только на классификацион­ную группу, но забывают о том, что называемые слова должны содержать определенный звук. Так, подбирая названия предме­тов для новой квартиры, ребята могут назвать наряду с теми, что содержат звук [р], слова стол, шкаф, холодильник и т. п. В таких случаях необходимо четко произнести каждое оши­бочное слово, показав детям, что в нем отсутствует задан­ный звук, и вновь повторить задачу, поставленную в игре.

Игру «Назови слова» можно проводить в виде сорев­нования между рядами. Результаты учитываются при помощи значков, которые воспитатель ставит на доске мелом за каж­дое верно названное слово. Для этого доска делится на части по числу рядов в группе. В конце игры значки подсчитываются, и определяется ряд - победитель, который получает награду (флажок или вымпел).

Игра с заданиями или игра со звуками слова проходит практически через весь курс обучения грамоте в детском саду. Задача ее закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

После того как звуковая структура слова будет разобрана у доски и на столах у детей, воспитатель предлагает поиграть со звуками проанализированного слова. Он вызывает несколько человек (по количеству звуков в слове). Вызывать их можно раз­ными способами в зависимости от уровня подготовки группы. Проще всего вызывать детей, прямо называя каждому из них звук, который тот будет обыгрывать. Например: «Наташа будет первым звуком в слове дом звуком [д]. Иди, На­ташенька, возьми свою фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя — второй звук в слове дом, — звук [о]. Последним звуком в слове дом будет Оля, возьми свою фишку. Какой ты звук?» [м]. Очень важно не затягивать этот момент. Дети должны быстро выйти к доске и взять свои фишки. Воспитатель уточняет с ними задания по ходу их выполнения, а не добивается ответа у ребенка, стоящего у своего стола, не позволяя ему до того, как он ответит, взять фишку. В случае затруднения воспитатель приходит ребенку на по­мощь.

Возможен такой вариант вызова: «Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки. Какой второй звук в слове лук? Какой первый, третий?» Тот, кто верно ответит, «ста­новится этим звуком».

После того как все вызванные возьмут из схемы слова фишки, они должны стать у доски так, чтобы составить анали­зируемое слово. Дети за столами вместе с воспитателем проверяют правильность построения слова, ведя указкой слева направо и «читая» его.

Затем воспитатель отходит в сторону и приглашает де­тей подойти к нему. Здесь также используются разные способы. Если сначала детей вызывали к доске по названию звуков, то затем их можно приглашать по порядковым номерам звуков в слове (подойдет второй звук в слове, первый, третий). И наоборот. Называть звуки слова или их порядковые номера можно по порядку и вразбивку.

В начале обучения, когда у детей еще очень мало знаний о звуковом строении слова, игра с заданиями проходит очень просто, задания не сложны и однообразны. По мере того как дошкольники получают сведения о гласных, твердых и мягких согласных звуках, ударении, усложняются способы вызова детей. Например: «Коля — первый гласный в слове миска, Витя — вто­рой гласный, Катя — первый твердый Согласный; Слава второй твердый согласный, Настя — мягкий согласный». Или: «Лена - ударный гласный звук в слове сахар, Коля -- без­ударный гласный» и т. д. В любом случае вызов детей должен проходить в темпе. Поэтому простые задания даются слабым де­тям, более сложные - - сильным. Вызванные дети подходят к воспитателю и становятся в нужной последовательности. Их то­варищи у себя за столами проверяют правильность построения слова.

Если слово составлено неправильно, воспитатель «читает» его, чтобы дети могли убедиться в своей ошибке: «Посмотрите, что у нас получилось: укж (ведет указкой по фишкам в руках ребят). Подумайте, как надо стать, чтобы получилось сло­во жук».

В заключение игры «звукам» можно дать различные задания (сначала их дает воспитатель, а затем дети). Например: «Звук [ л' ](слово лист), покружись. Звук [с], отгадай загадку: «Без окон, без дверей полна горница людей». Звук [т], назови пару своего звука. Звук [и], назови слово со своим звуком (Ира, ирис, игрушка)». Задания могут быть самыми разнообразными (назови свой адрес, расскажи стихотворение, спой песенку, назови слово с ударным гласным [о] и т. п.), но не следует слишком увлекаться ими, забывая об основной цели игры.

Выполнив задание, «звук» ставит фишку в соответствующую клеточку схемы слова, затем садится на свое место.

Часть игр, проводимых в старшей группе, служит закрепле­нию умений различать гласные и согласные звуки (игра «Какой звук?»), твердые и мягкие согласные («Твердый или мягкий?»), называть парные твердые и мягкие согласные звуки («Назови па­ру», «Назови свое слово»).

Достаточно сложна для дошкольников пяти лет игра «Поймай конец и продолжай», дидактическая задача которой — закреплять умение выделять отдельные звуки в слове и называть слова с заданным звуком. В ходе этой игры дети называют «цепочку» слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего: например: жуккусттрамвайякорьрепкаапельсин и т. д. Эта игра вводится тогда, когда дети научатся определять первый и последний звуки в слове, быстро называть слова с заданным звуком.

Представления детей о звуковой структуре слова закрепля­ются в игре «Угадай-ка». В процессе игры дошкольники долж­ны соотнести название картинки, прикрепленной к доске, с мо­делью слова, начерченной цветными мелками. Игра «Угадай­ка» предлагается детям после того, как они достаточно проч­но усвоят звуковой анализ слова.

Все игры проводятся в темпе, воспитатель помогает детям преодолевать какие-либо затруднения, чтобы не нарушать ритм игры.

Предложенные игры помогают дошкольникам усвоить програм­мный материал, делают педагогический процесс более эмоциональ­ным, позволяют добиваться большей активности детей на за­нятиях.

В Программе «Пралеска» ста­вится задача воспитывать у старших дошкольников элемен­тарные умения совместной деятельности. Дети должны учиться проявлять внимание к затруднениям товарища, предлагать ему помощь, проявлять сдержанность в случае его оплошности, спра­ведливо и доброжелательно оценивать работы сверстников, выпол­нять задание вдвоем, втроем, распределять между собой работу, согласовывать свои действия.

На занятиях по обучению грамоте необходимо время от вре­мени объединять детей для совместной деятельности. Ва­рианты объединения могут быть самые разные.

Так, на короткое время можно объединять детей в пары для совместного выполнения знакомого несложного задания. Напри­мер, предложить сидящим за одним столом посчитать, сколько слогов в заданном слове, и вместе показать их количест­во на пальцах. Дети поочередно произносят слово по слогам, определяют количество слогов. Затем им нужно договориться, сколько пальцев покажет каждый из них, чтобы в сумме получи­лось нужное число. Так, если в слове береза три слога, то один ребенок может показать один палец, а другой — два. На первых порах дети не умеют договариваться. Каждый из них показывает по три пальца — так, как они привыкли посту­пать, работая поодиночке. В таком случае, чтобы подчерк­нуть необходимость согласования действий, воспитатель спраши­вает: «У вас получилось шесть слогов в слове береза?» «Нет, три». «Почему же вы показываете шесть пальчи­ков: один, два, три, четыре, пять, шесть? Если в слове три слога, вы вместе должны показать три пальчика. Договоритесь, как вы это сделаете».

После неоднократного выполнения заданий на подбор слов с заданным первым слогом (воспитатель или кто-либо из ребят на­зывает слог, допустим ли, а остальные добавляют свои слоги, чтобы получились слова: лиса, лимон, листик, лисица и т. п.) можно предложить детям придумывать слова в паре. Двое должны договориться, кто будет начинать слово, а кто продолжать. Воспитатель вызывает не одного ребенка, а сразу двоих: «Отвечать будут Саша с Ирой». В соответствии с договорен­ностью Ира называет первый слог, а Саша тут же подби­рает слово с этим слогом и произносит его. За правильно выпол­ненное задание пара получает фишку. В конце игры выяв­ляется пара-победитель.

В играх «Какой звук?» и «Твердый или мягкий» воспи­татель называет вперемежку гласные и согласные или твердые и мягкие согласные, а дети поднимают соответствующие фиш­ки: на гласный звук красную, на твердый согласный — синюю, на мягкий -- зеленую. В подобных играх также можно объеди­нить дошкольников в пары для кратковременной совместной деятельности. Дети, сидящие за одним столом, вдвоем подни­мают одну фишку. Если они возьмутся за разные фишки, им придется договориться, какой это звук и какую фишку нужно выбрать, чтобы поднять ее. И в этих играх оценивается ответ двоих.

В процессе игры «Поймай конец и продолжай» воспи­татель не сам вызывает того или иного ребенка продол­жить «цепочку» слов, а предлагает это сделать одному из воспи­танников, назвавшему слово. Тот же следит, чтобы«цепочка» была продолжена правильно. Следующий ребенок вызывает то­варища продолжать «цепочку» после себя и т. д. В такой игре дети приучаются слушать друг друга, доброжелательно оценивать

ответы товарищей.

Когда дошкольники освоят звуковой анализ слова, можно предложить им более сложное задание: вдвоем разобрать слово. Ребята договариваются, кто будет искать первый звук в слове, кто обозначит его фишкой и т. д. Например, один ребенок произносит: «Рыба, первый звук [р], это твердый согласный». Если товарищ его не возражает, обозначает звук синей фишкой. Затем второй звук ищет его напарник и т. д. При этом дети друг другу помогают, контролируют один другого. Оцен­ку своим действиям получают общую.

Одним из вариантов объединения детей в совместной дея­тельности является организация помощи со стороны сверст­ников. Воспитатель предлагает нескольким детям проверить схе­мы проанализированных слов у товарищей и помочь им устранить ошибки.

В процессе совместного выполнения заданий детям разре­шается вполголоса разговаривать, советоваться, подсказывать друг другу. Подобные ситуации позволяют воспитывать у дошколь­ников такие качества личности, как способность к сопережи­ванию, сочувствие, отзывчивое отношение к людям.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: