КЛИШЕ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
Композиция сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Обязательные части сочинения
1. Формулировка проблемы
2. Комментарий к исходному тексту
3. Формулировка авторской позиции
4. Формулировка собственной позиции по проблеме, поставленной в исходном тексте
5. Аргумент 1
6. Аргумент 2
7. Заключение (вывод)
1.
2.
3. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
Проблема, рассматриваемая автором, может быть:
• Актуальной
• Общественно значимой
• Глубокой
• Философской
• Политической
• Нравственной
• Злободневной
• Животрепещущей
• Насущной
• Острой
• Важной
• Наболевшей
1) (Задать 3 ключевых вопроса к тексту). Именно эти вопросы поднимает ИОФ в своем тексте, посвященном проблеме…
2) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) (какую? подобрать определение из списка) проблему...
2) В данном тексте {указываем автора} волнует проблема...
3) Данный текст посвящён теме (проблеме)...
4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему...
5) В предложенном для анализа тексте { указываем автора } касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах...)
6) Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой...
9) Волнующую всех нас проблему (чего? формулировка проблемы через родит.падеж) поднимает {указываем автора}.
10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это...
11) Проблема. (чего? формулировка проблемы через родит.падеж) не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.
12) Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.
2. КОММЕНТАРИЙ
ДЛЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Ø Автор в тексте спорит с распространенной в настоящее время точкой зрения (с бытующим мнением)…
Ø Свои размышления о … ФИО начинает с (описания ситуации, с цитаты, с высказывания, с исторического эпизода времен…). Размышляя над увиденной ситуацией (приводя распространенную точку зрения…), автор с удивлением (негодованием, иронией, сарказмом, радостью, с удовлетворением и т.д.) замечает, что…
Ø В начале текста автор приводит цитату из… с целью доказать (объяснить), что…
Ø Сопоставляя …. и…, автор выделяет общие черты…
Ø Сопоставление… и… позволяет автору понять (объяснить, выделить)…
Ø Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}
Ø Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
Ø Автор рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.
Ø Рассуждая над проблемой..., {указываем автора} обращается к... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, статистика, случай из жизни, исторический материал, художественное повествование, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.
ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА:
Ø Главный герой текста – (кто?). Это человек… (какой?)
Ø Автор изображает героя …(в какой ситуации?)
Ø Описывая героя (состояние, переживания героя), автор подчеркивает, что…
Ø Герой размышляет о … (переживает)
Ø В результате произошедшей ситуации герой приходит к выводу, что… (убеждается)
Ø Автор симпатизирует своему герою и вкладывает в его уста ключевую идею текста: «…»
Другие возможные фразы для комментария:
Автор:
• посвящает свою статью;
• полемически заостряет проблему;
• эмоционально воздействует на читателя;
• делает читателя своим союзником;
• образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
• раскрывает сущность поставленных проблем;
• точно формулирует мысль;
• заставляет читателя задуматься над проблемой;
• показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;
• пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;
• убеждает читателя в правоте своей позиции;
• пытается найти в читателе единомышленника;
• ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;
• пишет интересно и ново о старых проблемах;
• говорит с тревогой о наболевших проблемах;
• открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …
Также можно использовать следующие речевые клише (в зависимости от отношения автора к рассматриваемой проблеме):
Одобрение | Нейтральная позиция (констатация фактов) | Порицание, осуждение |
Автор восхищается...; поражается..., удивляется...,словно приглашает вместе с нами полюбоваться..., с интересом наблюдает за тем..., как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о.... | Автор размышляет о..., словно приглашает читателя к диалогу..., делится своими мыслями (наблюдениями)..., ставит перед читателями важную, злободневную проблему..., пытается объяснить сложные жизненные (философские) понятия | Автор с болью в сердце пишет а том, что... с горечью говорит о...; У автора вызывает негодование...; Автор не может смириться с тем..., с горькой иронией пишет о том...; Своё эмоциональное, взволнованное рассуждение автора заканчивает не менее тревожным выводом... |