Для публицистического текста

КЛИШЕ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

Композиция сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Обязательные части сочинения

1. Формулировка проблемы

2. Комментарий к исходному тексту

3. Формулировка авторской позиции

4. Формулировка собственной позиции по проблеме, поставленной в исходном тексте

5. Аргумент 1

6. Аргумент 2

7. Заключение (вывод)

1.

2.

3. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

Проблема, рассматриваемая автором, может быть:


• Актуальной
• Общественно значимой
• Глубокой
• Философской
• Политической
• Нравственной
• Злободневной
• Животрепещущей
• Насущной
• Острой
• Важной
• Наболевшей


1) (Задать 3 ключевых вопроса к тексту). Именно эти вопросы поднимает ИОФ в своем тексте, посвященном проблеме…

2) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) (какую? подобрать определение из списка) проблему...

2) В данном тексте {указываем автора} волнует проблема...

3) Данный текст посвящён теме (проблеме)...

4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему...

5) В предложенном для анализа тексте { указываем автора } касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах...)

6) Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой...

9) Волнующую всех нас проблему (чего? формулировка проблемы через родит.падеж) поднимает {указываем автора}.

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это...

11) Проблема. (чего? формулировка проблемы через родит.падеж) не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.

12) Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.

 

2. КОММЕНТАРИЙ

ДЛЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Ø Автор в тексте спорит с распространенной в настоящее время точкой зрения (с бытующим мнением)…

Ø Свои размышления о … ФИО начинает с (описания ситуации, с цитаты, с высказывания, с исторического эпизода времен…). Размышляя над увиденной ситуацией (приводя распространенную точку зрения…), автор с удивлением (негодованием, иронией, сарказмом, радостью, с удовлетворением и т.д.) замечает, что…

Ø В начале текста автор приводит цитату из… с целью доказать (объяснить), что…

Ø Сопоставляя …. и…, автор выделяет общие черты…

Ø Сопоставление… и… позволяет автору понять (объяснить, выделить)…

Ø Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}

Ø Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …

 

Ø Автор рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

Ø Рассуждая над проблемой..., {указываем автора} обращается к... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, статистика, случай из жизни, исторический материал, художественное повествование, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.

ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА:

Ø Главный герой текста – (кто?). Это человек… (какой?)

Ø Автор изображает героя …(в какой ситуации?)

Ø Описывая героя (состояние, переживания героя), автор подчеркивает, что…

Ø Герой размышляет о … (переживает)

Ø В результате произошедшей ситуации герой приходит к выводу, что… (убеждается)

Ø Автор симпатизирует своему герою и вкладывает в его уста ключевую идею текста: «…»

Другие возможные фразы для комментария:

Автор:
• посвящает свою статью;
• полемически заостряет проблему;
• эмоционально воздействует на читателя;
• делает читателя своим союзником;
• образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
• раскрывает сущность поставленных проблем;
• точно формулирует мысль;
• заставляет читателя задуматься над проблемой;
• показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;
• пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;
• убеждает читателя в правоте своей позиции;
• пытается найти в читателе единомышленника;
• ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;
• пишет интересно и ново о старых проблемах;
• говорит с тревогой о наболевших проблемах;
• открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к

Также можно использовать следующие речевые клише (в зависимости от отношения автора к рассматриваемой проблеме):

Одобрение Нейтральная позиция (констатация фактов) Порицание, осуждение
Автор восхищается...; поражается..., удивляется...,словно приглашает вместе с нами полюбоваться..., с интересом наблюдает за тем..., как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о.... Автор размышляет о..., словно приглашает читателя к диалогу..., делится своими мыслями (наблюдениями)..., ставит перед читателями важную, злободневную проблему..., пытается объяснить сложные жизненные (философские) понятия Автор с болью в сердце пишет а том, что... с горечью говорит о...; У автора вызывает негодование...; Автор не может смириться с тем..., с горькой иронией пишет о том...; Своё эмоциональное, взволнованное рассуждение автора заканчивает не менее тревожным выводом...

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: