В.И. Чуков – президент Российской ассоциации профессионального транспортного образования, исполнительный директор НП «Федерация объединений автошкол»

О мерах по противодействию недобросовестной конкуренции

И демпингу цен в сфере профессионального обучения водителей

В.И. Чуков – президент Российской ассоциации профессионального транспортного образования, исполнительный директор НП «Федерация объединений автошкол»

Федеральным законодательством недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые отражены на следующих слайдах:

 

Необходимо отметить, что это исчерпывающий перечень действий хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к недобросовестной конкуренции. Демпинг цен в указанном списке отсутствует. Другими словами, Федеральный Закон о защите конкуренции не дает понятия демпинга и механизма его определения. Однако это не значит, что демпинг цен не является одной из форм недобросовестной конкуренции и отсутствует на рынке образовательных услуг.

Как известно, демпинг – это продажа услуг по ценам ниже затрат на их производство. Иными словами, продажа услуг по «бросовым» ценам (см. слайд).

Главной целью демпинга является вытеснение конкурентов. Демпинг подразумевает добровольный отказ от нормального уровня рентабельности или реализацию услуг с финансовыми убытками для достижения прибыли в будущем, роста продаж и захвата рыночной доли.

Демпинг как форма недобросовестной конкуренции в той или иной форме характерен для всех регионов РФ и базируется на дезориентации потребителей образовательных услуг. Нередко они становятся объектом обмана со стороны образовательных организаций, умышленно упрощающих проблему обучения водителей. Последствия тотального демпинга цен для национальной системы обучения водителей схематично представлены на слайде.

 

 

Главное последствие демпинга цен - общее значительное сокращение доходов. Вследствие чего сдерживается развитие кадрового потенциала, главным образом, из-за низкой зарплаты; затрудняется обновление и инновационное развитие УМБ, а также применение эффективных инновационных технологий обучения. В результате - на первый план выходит проблема выживания, о качестве обучения речь не идет. Из этого следует, что только при условии устойчивого финансового положения автошкол возможно рассчитывать на качественное обучение водителей. Демпинг цен подрывает финансовую устойчивость образовательных организаций и, как следствие, является главной причиной некачественного профессионального обучения водителей.

Однако качество обучения остается главной задачей автошкол. В связи с чем, следует задаться вопросом: а каковы критерии качества обучения в автошколе? На практике в Российской Федерации, это показатель успешности сдачи экзаменов в ГИБДД и показатель уровня ДТП среди начинающих водителей.

Но являются ли эти показателями критериями качества на самом деле. Или они служат иным целям? В условиях, существовавшего почти два десятилетия, института самоподготовки водителей, эти показатели потеряли свою мотивирующую роль и используются, в основном, в качестве аргумента неудовлетворительного состояния с безопасностью дорожного движения в стране.

В отсутствии достоверной оценки качества обучения в автошколах, потребитель услуг ориентируется на собственные понятия и идет туда, где сулят «златые горы» по «бросовым» ценам. Таких предложений сегодня намного больше спроса, и очень часто они основываются на недобросовестной конкуренции. Однако факты недобросовестной конкуренции должны быть не только выявлены, но и доказаны (см. лайды).

 

 

 

Лишь в этом случае органы ФАС России могут применять меры административного воздействия по факту нарушения Закона о защите конкуренции.

Что касается уровня цен, то, как известно, они рассчитываются на основе калькуляции. По методике, например, Министерства транспорта России определение размера платы за оказание услуги по профессиональному обучению водителей определяется исходя из следующих пяти статей затрат: (см. слайд).

Конечно, автошколы осуществляют свою деятельность в различных условиях и самостоятельно определяют политику цен. Снижение цен – это не обязательно демпинг. Но цены не могут быть ниже себестоимости обучения.

Принципиально в связи с этим то, что, следуя принципу открытости, документ об утверждении стоимости обучения должен размещаться на официальном сайте автошколы.

Учитывая актуальность проблемы для всех регионов Российской Федерации, исполнительная дирекция Федерации объединений автошкол предлагает руководителям образовательных организаций и объединений автошкол совместно реализовать в 2014 г. общероссийский проект по противодействию недобросовестной конкуренции и демпингу цен в сфере профессионального обучения водителей.

В условиях конкурентной борьбы застолбить рыночную нишу можно не только путем снижения издержек, но также посредством идентификации услуги и фирмы. В этих целях в конце 2013 г. была разработана и представлена во всех субъектах Российской Федерации система оценки качества автошкол. Сокращенно: «СИСТЕМА ОКА», предлагающая указанную идентификацию образовательных организаций на основе расчета их профессионального рейтинга и ранжирования (см. слайд).

Позиционируя себя на рынке образовательных услуг, каждая автошкола должна иметь свое, условно говоря, «маркирующее определение», выделяющее её среди подобных образовательных организаций. Учитывая это, в системе ОКА предусмотрены бренды в номинациях: водители легковых, грузовых автомобилей и автобусов, а также общественная аккредитация (см. слайд).

 

Кроме того, СИСТЕМА ОКА призвана ориентировать потребителей образовательных услуг на автошколы, имеющие высокий профессиональный рейтинг, что адекватно понятию качества обучения. Этому способствует, размещенный на сайте НРА ЛИРА Общероссийского реестра рейтингов лучших автошкол.

Рейтинг автошкол определяется на основе расчета 6 индикаторов (см. слайд).

Индикаторы, в свою очередь», рассчитываются на основе 24 показателей.

Положение о СИСТЕМЕ ОКА опубликовано на сайте НРА ЛИРА. Исполнительная дирекция Федерации объединений автошкол приглашает руководителей образовательных организаций пройти в 2014 г. процедуру публичного подтверждения качества работы.

Признанный высокий профессиональный рейтинг автошколы, в сочетании с целенаправленной PR-кампанией, безусловно, скажутся на росте имиджа автошколы в регионе и популярности её среди потребителей образовательных услуг.

Однако имидж автошкол нередко страдает от предвзятости, некомпетентности в экзаменационной сфере и показателей статистики аварийности среди выпускников автошкол, которые зачастую искусственно увязываются только с обучением. Научные исследования зарубежных коллег в области безопасности дорожного движения не усматривают прямую статистическую связь между обучением и причинами ДТП. К сожалению, в Российской Федерации системные исследования причин ДТП с начинающими водителями не ведутся. Все ограничивается полицейской статистикой.

Безусловно, показатель аварийности среди начинающих водителей, может быть выделен в отдельную строку статистики, но должен анализироваться в рамках общих причин ДТП по вине водителей. Необходимо учитывать характер и условия совершения ДТП, личность водителя, его возраст и водительский опыт.

Профессиональное сообщество должно инициировать мониторинг и исследования в данной сфере. В противном случае, автоподготовка будет продолжать оставаться заложницей чужих проблем.

В связи с чем, исполнительная дирекция Федерации объединений автошкол совместно с НРА ЛИРА предлагает руководителям образовательных организаций и объединений автошкол совместно начать в 2014 г. реализацию общероссийского проекта мониторинга качества экзаменационной деятельности в рамках формируемой в стране системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. А также мониторинг аварийности среди начинающих водителей с целью подготовки ежегодного публичного доклада Президенту РФ, Правительству РФ и для широкой общественности.

Предложенные меры противодействия недобросовестной конкуренции и демпингу цен (см. слайд ) не являются исчерпывающими, но их успешная реализация, безусловно, позволит заложить основы коллективных действий по формированию цивилизованного общероссийского рынка образовательных услуг в сфере профессионального обучения водителей.

 

 

Наши координаты: 107023 Москва, площадь Журавлева, д.2, стр.2,

тел. 8-495-964-30-75, 8-903-109-74-61, e-mail: rapto@post.ru сайт: www.nralira.ru

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: