Морфологические нормы

Употребление имен существительных
Формы склонения: м.р., И.п., мн.ч.
-ы(-и) -а(-я)
бухгалтеры векторы месяцы борта повара паспорта
возрасты гербы торты доктора векселя сторожа
выговоры инженеры шофёры купола катера крема
договоры лекторы джемперы округа окорока отпуска
свитеры клапаны выборы   ордера  
ректоры  
Следует различать формы по значению:
корпусы (туловища) корпуса (здания)
пропуски (отсутствие) пропуска (документы)
счеты (взаимные споры) счета (документы)
тоны (звуковые) тона (цветовые)
тормозы (препятствия) тормоза (механизмы)
хлебы (печеные) хлеба (на корню)
образы (литературные) образа (иконы)
Формы склонения: м.р., Р.п., мн.ч.
Сущ., обозначающие… Полное окончание Нулевое окончание
фрукты, овощи абрикосов баклажанов -
апельсинов помидоров
единицы измерения гектаров граммов -
килограммов
парные предметы носков чулок сапог
ботинок валенок
национальности таджиков башкир татар
чеченцев грузин турок
др. сущ. банкнотов рельсов солдат партизан
Формы склонения: ж.р. и ср.р., Р.п., мн.ч.
Полное окончание Нулевое окончание
долей платьев доньев басен блюдец кушаний
устьев кеглей шильев вафель дел туфель
клипсов свечей простыней зеркалец кочерёг мест
      яблонь игра стоит свеч
Формы склонения: слова, не имеющие форм ед.ч.
Полное окончание Нулевое окончание
яслей гуслей нападок потемок
заморозков лохмотьев сумерек макарон
консервов джинсов дрязг брызг
Род несклоняемых имен существительных
К среднему роду К мужскому роду К женскому роду
Неодуш. сущ., оканчивающиеся на гласный Лица муж. пола, животные, птицы иваси авеню
цеце салями
авто алиби атташе конферансье кольраби  
метро меню маэстро импресарио    
шоссе бра шимпанзе кенгуру    
такси пальто пони колибри    
    кофе      
Сравни: Кенгуру несла в сумке детеныша Шимпанзе кормила малыша
Род определяется:
У географических названий – по родовому слову
К среднему роду К мужскому роду К женскому роду
Онтарио (озеро) Сочи (город) Миссури (река)
У аббревиатур – в основном по опорному слову
К среднему роду К мужскому роду К женскому роду
МВД (министерство внутренних дел) СНГ (содружество независимых государств) ГУМ (главный универсальный магазин) ВУЗ БАМ (Байкало-амурская магистраль)
У составных слов – по родовому признаку наиболее значимого слова
К среднему роду К мужскому роду К женскому роду
Кресло-кровать Театр-студия Крем-краска
Род склоняемых имен существительных
К среднему роду К мужскому роду К женскому роду
яблоко бланк овощ коленка плацкарта
повидло рельс рояль тапка тапочка
море толь тюль туфля мозоль
облако шампунь гель табель о рангах
Допускается:
банкнот банкнота жираф жирафа
вольер вольера заусЕнец заусЕница
клавиш клавиша ставень Ставня
Сравните употребление существительных общего рода:
Ира – известная неженка Юра – известный неженка
Какая ты невежда, Аня! Какой ты невежда, Олег!
Ты необыкновенная лакомка Ты необыкновенный лакомка
                                       

 

Употребление имен прилагательных
Употребление кратких форм
Только краткая форма прилагательного, употребляемая в роли сказуемого, может иметь зависимые слова. Употребление полной формы прилагательного в функции сказуемого при наличии зависимого слова ведет к ошибке.
Неправильный вариант Правильный вариант
Мой ребенок больной ангиной Мой ребенок болен ангиной
Употребление степеней сравнения прилагательных
Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней сравнения ведет к ошибке
Неправильный вариант Правильный вариант
более худшее более плохой хуже
менее дороже менее дорого дешевле
самый наибольший самый большой наибольший
Запомните формы сравнит. степени: звонче, слаще, хлёстче
Формы сравнительной степени можно употреблять в высказываниях, из содержания которых ясно, что с чем сравнивается
Неправильный вариант Правильный вариант
Гоголь создал более реалистические образы (по сравнению с кем?) Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин

 

Употребление собирательных имен числительных
Собирательные числительные (двое, трое…) могут употребляться:
со словами, обозначающими лиц муж. пола двое братьев
с прилагательными, перешедшими в существительные трое военных
со словами, не имеющими форм ед.ч. трое ножниц; двое, трое, четверо суток (но пять, шесть суток)
со словами «дети», «ребята», «люди» двое ребят
со словами, обозначающими детенышей животных семеро козлят
с личными местоимениями их было пятеро
Собирательные числительные не употребляются: Неправильный вариант Правильный вариант
Со словами, обозначающими лиц женского пола Двое сестер Две сестры
Со словами, обозначающими взрослых животных Трое быков Три быка
Склонение числительного оба-обе
падеж Ср.р., м.р. Ж.р.
И.п. оба обе
Р.п. обоих обеих
Д.п. обоим обеим
В.п. оба (неодуш) обе (неодуш.)
обоих (одуш) обеих (одуш.)
Т.п. обоими обеими
П.п. об обоих об обеих
Употребление сочетаний числительных с существительными
Числительные полтора и полтораста согласуются с существительными в косвенных падежах:
Неправильный вариант Правильный вариант
В полуторах часов В полутора часах
В полуторастах километров В полутораста километрах
При смешанном арифметическом числе существительное управляется дробью, а не целым числом
Неправильный вариант Правильный вариант
10,2 процентов 10,2 процента
При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме ед.ч.
Неправильный вариант Правильный вариант
двадцать три юношей двадцать три юноши
Различайте:
Неправильный вариант Правильный вариант
С восьмым мартом С восьмым марта
С первым маем С первым мая
С первым сентябрем С первым сентября
         

 

Употребление местоимений
Образование форм местоимений
местоимение после начальное Н пример
он без в добавляется   без него
для до для него
за из у нее
к с с него
у вокруг нее
она вокруг впереди впереди нее
около возле… возле него
оно благодаря не добавляется в противовес им
наперекор благодаря ему
они сущ+предлог лучше ее
сравнит. степень дальше их
Правильно образуйте форму притяжательных местоимений 3л. мн.ч.:
Неправильный вариант Правильный вариант Неправильный вариант Правильный вариант
ихний их еёшний её
евонный его ейный её
Запомните:
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
сколько скольких скольким сколько (одуш.) скольких (неодуш.) сколькими о скольких
Употребление местоимений 3 лица
Местоимения 3 лица заменяют ближайшее к ним существительное. Нарушение этого правила ведет к искажению смысла.
Неправильный вариант Правильный вариант
Мальчик был сирота: отец умер, когда ему было три года Мальчик был сирота: отец умер, когда сыну было три года
Собирательные существительные не могут заменяться местоимениями мн.ч.
Неправильный вариант Правильный вариант
Группа попросила проэкзаменовать их в первую очередь Группа попросила проэкзаменовать ее в первую очередь
                 

 

Употребление глаголов
Образование форм глаголов
Правильно образуйте глагольные формы 1 л. ед.ч. от некоторых глаголов с основами на черед. гласные. Для образования формы необходимо использовать описательные формы
Глагол в инфинитиве Неправильный вариант Правильный вариант
ощутить ощутю/ощущу смогу ощутить
победить победю/побежу смогу победить
пылесосить пылесосю/пылесошу смогу пропылесосить
убедить убедю/убежу смогу убедить
чудить чудю смогу начудить
Правильно образуйте глагольные формы 3 л. ед.ч. от некоторых глаголов с основами на черед. согласные. При образовании формы происходит чередование согласной
Глагол в инфинитиве Неправильный вариант Правильный вариант
полоскать полоскает полощет
плескать плескает плещет
сыпать сыпет сыплет
чихать чишет чихает
Щипать щипет щиплет
прятать прятает прячет
плакать плакает плачет
мурлыкать мурлыкает мурлычет
Правильно образуйте глагольные формы 3 л. ед.ч. прош.вр. от бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-. При образовании формы происходит усечение суффикса -ну-
Глагол в инфинитиве Неправильный вариант Правильный вариант
мокнуть мокнул мок
сохнуть сохнул сох
сдохнуть сдохнул сдох
Правильно образуйте бесприставочные глаголы с корнем -лож-. При образовании используются супплетивные формы
Неправильный вариант Правильный вариант
ложить Класть, положить
Помните, что некоторые глаголы не имеют постфикса -ся
Неправильный вариант Правильный вариант
стираться играться полоскаться стирать играть полоскать
Правильно употребляйте глаголы с постфиксом –ся в контексте
Неправильный вариант Правильный вариант
Огурцы моются в холодной воде Огурцы моют в холодной воде
Правильно употребляйте некоторые глаголы повелительного наклонения
Неправильный вариант Правильный вариант
Положь, едь/ехай/езжай Положи, поезжай
Различайте глаголы с чередованием о/а в корне:
-О- -А-
захлопывать озабочивать заготавливать застраивать
опорочивать отсрочивать облагораживать оспаривать
приурочивать узаконивать удваивать удостаивать
-О-//-А-
заболочивать заболачивать заподозривать заподазривать
сосредоточивать сосредотачивать обусловливать обуславливать
При употреблении глаголов с постфиксом –ся иногда возникает двусмысленность:
Неправильный вариант Правильный вариант
Студенты направляются в школы для прохождения практики (неясно, сами ли они направляются или их направляют) Студенты направлены в школы для прохождения практики
Видо-временная соотнесенность глаголов:
Смешение форм времени и вида глаголов является ошибкой:
Неправильный вариант Правильный вариант
Когда мать узнает, чем занимается сын, у нее появился страх за него Когда мать узнает, чем занимается сын, у нее появляется страх за него
               

 

Употребление причастий
Смешение возвратных и невозвратных причастий ведет к ошибке:
Неправильный вариант Правильный вариант
Федеральные войска, сражающие на улицах города, отбили здание комендатуры Федеральные войска, сражающиеся на улицах города, отбили здание комендатуры
Смешение действительных и страдательных причастий ведет к ошибке:
Неправильный вариант Правильный вариант
Девочка, воспитывающаяся бабушкой Девочка, воспитываемая бабушкой
Запомните: Нельзя употреблять:
Отсутствуют формы причастий на –щий от глаголов сов. вида, а также причастий с частицей бы Сделающий, вздумающий, вызвавшее бы возражение
Литературными являются формы причастий: забредший, приобретший, приплётший, вышибленный, заклеймённый, изрешечённый, обезопасенный, пронзённый, спелёнатый (спелёнутый)
Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- сохраняют его и в причастиях: глохнуть –глохнувший, липнуть – липнувший; а приставочные – теряют: оглохнуть – оглохший, прилипнуть – прилипший
Употребление деепричастий
Запомните:
Литературными являются формы деепричастий на –в (не на –вши):
Неправильный вариант Правильный вариант Неправильный вариант Правильный вариант
встретивши встретив купивши купив
Литературные формы Устаревшие формы
Скрепив, сломив, положив Скрепя, сломя, положа (употребляются во фразеологических оборотах: скрепя сердце, сломя голову, положа руку на сердце)
         

 

Употребление наречий
Запомните:
Ошибочным является употребление наречий в следующих формах:
Неправильный вариант Правильный вариант
Вовнутрь, навряд ли, напополам, взаправду, зазря, забесплатно Внутрь, вряд ли, пополам, зря, бесплатно

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: