Морфологические нормы
Употребление имен существительных
|
Формы склонения: м.р., И.п., мн.ч.
|
-ы(-и)
| -а(-я)
|
бухгалтеры
| векторы
| месяцы
| борта
| повара
| паспорта
|
возрасты
| гербы
| торты
| доктора
| векселя
| сторожа
|
выговоры
| инженеры
| шофёры
| купола
| катера
| крема
|
договоры
| лекторы
| джемперы
| округа
| окорока
| отпуска
|
свитеры
| клапаны
| выборы
|
| ордера
|
|
ректоры
|
|
Следует различать формы по значению:
|
корпусы (туловища)
| корпуса (здания)
|
пропуски (отсутствие)
| пропуска (документы)
|
счеты (взаимные споры)
| счета (документы)
|
тоны (звуковые)
| тона (цветовые)
|
тормозы (препятствия)
| тормоза (механизмы)
|
хлебы (печеные)
| хлеба (на корню)
|
образы (литературные)
| образа (иконы)
|
Формы склонения: м.р., Р.п., мн.ч.
|
Сущ., обозначающие…
| Полное окончание
| Нулевое окончание
|
фрукты, овощи
| абрикосов
| баклажанов
| -
|
апельсинов
| помидоров
|
единицы измерения
| гектаров
| граммов
| -
|
килограммов
|
парные предметы
| носков
| чулок
| сапог
|
ботинок
| валенок
|
национальности
| таджиков
| башкир
| татар
|
чеченцев
| грузин
| турок
|
др. сущ.
| банкнотов
| рельсов
| солдат
| партизан
|
Формы склонения: ж.р. и ср.р., Р.п., мн.ч.
|
Полное окончание
| Нулевое окончание
|
долей
| платьев
| доньев
| басен
| блюдец
| кушаний
|
устьев
| кеглей
| шильев
| вафель
| дел
| туфель
|
клипсов
| свечей
| простыней
| зеркалец
| кочерёг
| мест
|
|
|
| яблонь
| игра стоит свеч
|
Формы склонения: слова, не имеющие форм ед.ч.
|
Полное окончание
| Нулевое окончание
|
яслей
| гуслей
| нападок
| потемок
|
заморозков
| лохмотьев
| сумерек
| макарон
|
консервов
| джинсов
| дрязг
| брызг
|
Род несклоняемых имен существительных
|
К среднему роду
| К мужскому роду
| К женскому роду
|
Неодуш. сущ., оканчивающиеся на гласный
| Лица муж. пола, животные, птицы
| иваси
| авеню
|
цеце
| салями
|
авто
| алиби
| атташе
| конферансье
| кольраби
|
|
метро
| меню
| маэстро
| импресарио
|
|
|
шоссе
| бра
| шимпанзе
| кенгуру
|
|
|
такси
| пальто
| пони
| колибри
|
|
|
|
| кофе
|
|
|
|
Сравни: Кенгуру несла в сумке детеныша
Шимпанзе кормила малыша
|
Род определяется:
|
У географических названий – по родовому слову
|
К среднему роду
| К мужскому роду
| К женскому роду
|
Онтарио (озеро)
| Сочи (город)
| Миссури (река)
|
У аббревиатур – в основном по опорному слову
|
К среднему роду
| К мужскому роду
| К женскому роду
|
МВД (министерство внутренних дел)
СНГ (содружество независимых государств)
| ГУМ (главный универсальный магазин)
ВУЗ
| БАМ (Байкало-амурская магистраль)
|
У составных слов – по родовому признаку наиболее значимого слова
|
К среднему роду
| К мужскому роду
| К женскому роду
|
Кресло-кровать
| Театр-студия
| Крем-краска
|
Род склоняемых имен существительных
|
К среднему роду
| К мужскому роду
| К женскому роду
|
яблоко
| бланк
| овощ
| коленка
| плацкарта
|
повидло
| рельс
| рояль
| тапка
| тапочка
|
море
| толь
| тюль
| туфля
| мозоль
|
облако
| шампунь
| гель
| табель о рангах
|
Допускается:
|
банкнот
| банкнота
| жираф
| жирафа
|
вольер
| вольера
| заусЕнец
| заусЕница
|
клавиш
| клавиша
| ставень
| Ставня
|
Сравните употребление существительных общего рода:
|
Ира – известная неженка
| Юра – известный неженка
|
Какая ты невежда, Аня!
| Какой ты невежда, Олег!
|
Ты необыкновенная лакомка
| Ты необыкновенный лакомка
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Употребление имен прилагательных
|
Употребление кратких форм
|
Только краткая форма прилагательного, употребляемая в роли сказуемого, может иметь зависимые слова. Употребление полной формы прилагательного в функции сказуемого при наличии зависимого слова ведет к ошибке.
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
Мой ребенок больной ангиной
| Мой ребенок болен ангиной
|
Употребление степеней сравнения прилагательных
|
Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней сравнения ведет к ошибке
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
более худшее
| более плохой
| хуже
|
менее дороже
| менее дорого
| дешевле
|
самый наибольший
| самый большой
| наибольший
|
Запомните формы сравнит. степени: звонче, слаще, хлёстче
|
Формы сравнительной степени можно употреблять в высказываниях, из содержания которых ясно, что с чем сравнивается
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
Гоголь создал более реалистические образы (по сравнению с кем?)
| Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин
|
Употребление собирательных имен числительных
|
Собирательные числительные (двое, трое…) могут употребляться:
|
со словами, обозначающими лиц муж. пола
| двое братьев
|
с прилагательными, перешедшими в существительные
| трое военных
|
со словами, не имеющими форм ед.ч.
| трое ножниц; двое, трое, четверо суток (но пять, шесть суток)
|
со словами «дети», «ребята», «люди»
| двое ребят
|
со словами, обозначающими детенышей животных
| семеро козлят
|
с личными местоимениями
| их было пятеро
|
Собирательные числительные не употребляются:
| Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
Со словами, обозначающими лиц женского пола
| Двое сестер
| Две сестры
|
Со словами, обозначающими взрослых животных
| Трое быков
| Три быка
|
Склонение числительного оба-обе
|
падеж
| Ср.р., м.р.
| Ж.р.
|
И.п.
| оба
| обе
|
Р.п.
| обоих
| обеих
|
Д.п.
| обоим
| обеим
|
В.п.
| оба (неодуш)
| обе (неодуш.)
|
обоих (одуш)
| обеих (одуш.)
|
Т.п.
| обоими
| обеими
|
П.п.
| об обоих
| об обеих
|
Употребление сочетаний числительных с существительными
|
Числительные полтора и полтораста согласуются с существительными в косвенных падежах:
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
В полуторах часов
| В полутора часах
|
В полуторастах километров
| В полутораста километрах
|
При смешанном арифметическом числе существительное управляется дробью, а не целым числом
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
10,2 процентов
| 10,2 процента
|
При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме ед.ч.
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
двадцать три юношей
| двадцать три юноши
|
Различайте:
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
С восьмым мартом
| С восьмым марта
|
С первым маем
| С первым мая
|
С первым сентябрем
| С первым сентября
|
| | | | |
Употребление местоимений
|
Образование форм местоимений
|
местоимение
| после
| начальное Н
| пример
|
он
| без
| в
| добавляется
| без него
|
для
| до
| для него
|
за
| из
| у нее
|
к
| с
| с него
|
у
| …
| вокруг нее
|
она
| вокруг
| впереди
| впереди нее
|
около
| возле…
| возле него
|
оно
| благодаря
| не добавляется
| в противовес им
|
наперекор
| благодаря ему
|
они
| сущ+предлог
| лучше ее
|
сравнит. степень
| дальше их
|
Правильно образуйте форму притяжательных местоимений 3л. мн.ч.:
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
| Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
ихний
| их
| еёшний
| её
|
евонный
| его
| ейный
| её
|
Запомните:
|
И.п.
| Р.п.
| Д.п.
| В.п.
| Т.п.
| П.п.
|
сколько
| скольких
| скольким
| сколько (одуш.)
скольких (неодуш.)
| сколькими
| о скольких
|
Употребление местоимений 3 лица
|
Местоимения 3 лица заменяют ближайшее к ним существительное. Нарушение этого правила ведет к искажению смысла.
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
Мальчик был сирота: отец умер, когда ему было три года
| Мальчик был сирота: отец умер, когда сыну было три года
|
Собирательные существительные не могут заменяться местоимениями мн.ч.
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
Группа попросила проэкзаменовать их в первую очередь
| Группа попросила проэкзаменовать ее в первую очередь
|
| | | | | | | | |
Употребление глаголов
|
Образование форм глаголов
|
Правильно образуйте глагольные формы 1 л. ед.ч. от некоторых глаголов с основами на черед. гласные. Для образования формы необходимо использовать описательные формы
|
Глагол в инфинитиве
| Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
ощутить
| ощутю/ощущу
| смогу ощутить
|
победить
| победю/побежу
| смогу победить
|
пылесосить
| пылесосю/пылесошу
| смогу пропылесосить
|
убедить
| убедю/убежу
| смогу убедить
|
чудить
| чудю
| смогу начудить
|
Правильно образуйте глагольные формы 3 л. ед.ч. от некоторых глаголов с основами на черед. согласные. При образовании формы происходит чередование согласной
|
Глагол в инфинитиве
| Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
полоскать
| полоскает
| полощет
|
плескать
| плескает
| плещет
|
сыпать
| сыпет
| сыплет
|
чихать
| чишет
| чихает
|
Щипать
| щипет
| щиплет
|
прятать
| прятает
| прячет
|
плакать
| плакает
| плачет
|
мурлыкать
| мурлыкает
| мурлычет
|
Правильно образуйте глагольные формы 3 л. ед.ч. прош.вр. от бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-. При образовании формы происходит усечение суффикса -ну-
|
Глагол в инфинитиве
| Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
мокнуть
| мокнул
| мок
|
сохнуть
| сохнул
| сох
|
сдохнуть
| сдохнул
| сдох
|
Правильно образуйте бесприставочные глаголы с корнем -лож-. При образовании используются супплетивные формы
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
ложить
| Класть, положить
|
Помните, что некоторые глаголы не имеют постфикса -ся
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
стираться
| играться
| полоскаться
| стирать
| играть
| полоскать
|
Правильно употребляйте глаголы с постфиксом –ся в контексте
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
Огурцы моются в холодной воде
| Огурцы моют в холодной воде
|
Правильно употребляйте некоторые глаголы повелительного наклонения
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
Положь, едь/ехай/езжай
| Положи, поезжай
|
Различайте глаголы с чередованием о/а в корне:
|
-О-
| -А-
|
захлопывать
| озабочивать
| заготавливать
| застраивать
|
опорочивать
| отсрочивать
| облагораживать
| оспаривать
|
приурочивать
| узаконивать
| удваивать
| удостаивать
|
-О-//-А-
|
заболочивать
| заболачивать
| заподозривать
| заподазривать
|
сосредоточивать
| сосредотачивать
| обусловливать
| обуславливать
|
При употреблении глаголов с постфиксом –ся иногда возникает двусмысленность:
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
Студенты направляются в школы для прохождения практики (неясно, сами ли они направляются или их направляют)
| Студенты направлены в школы для прохождения практики
|
Видо-временная соотнесенность глаголов:
|
Смешение форм времени и вида глаголов является ошибкой:
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
Когда мать узнает, чем занимается сын, у нее появился страх за него
| Когда мать узнает, чем занимается сын, у нее появляется страх за него
|
| | | | | | | |
Употребление причастий
|
Смешение возвратных и невозвратных причастий ведет к ошибке:
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
Федеральные войска, сражающие на улицах города, отбили здание комендатуры
| Федеральные войска, сражающиеся на улицах города, отбили здание комендатуры
|
Смешение действительных и страдательных причастий ведет к ошибке:
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
Девочка, воспитывающаяся бабушкой
| Девочка, воспитываемая бабушкой
|
Запомните:
| Нельзя употреблять:
|
Отсутствуют формы причастий на –щий от глаголов сов. вида, а также причастий с частицей бы
| Сделающий, вздумающий, вызвавшее бы возражение
|
Литературными являются формы причастий: забредший, приобретший, приплётший, вышибленный, заклеймённый, изрешечённый, обезопасенный, пронзённый, спелёнатый (спелёнутый)
|
Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- сохраняют его и в причастиях: глохнуть –глохнувший, липнуть – липнувший; а приставочные – теряют: оглохнуть – оглохший, прилипнуть – прилипший
|
Употребление деепричастий
|
Запомните:
|
Литературными являются формы деепричастий на –в (не на –вши):
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
| Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
встретивши
| встретив
| купивши
| купив
|
Литературные формы
| Устаревшие формы
|
Скрепив, сломив, положив
| Скрепя, сломя, положа (употребляются во фразеологических оборотах: скрепя сердце, сломя голову, положа руку на сердце)
|
| | | | |
Употребление наречий
|
Запомните:
|
Ошибочным является употребление наречий в следующих формах:
|
Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
Вовнутрь, навряд ли, напополам, взаправду, зазря, забесплатно
| Внутрь, вряд ли, пополам, зря, бесплатно
|