Испытание на гражданской службе

1. При заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Испытание может устанавливаться:

1) при назначении гражданина или гражданского служащего на должность гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, - на срок от одного месяца до одного года;

2) при назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу Российской Федерации, - на срок от одного до шести месяцев;

3) при назначении гражданского служащего на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа - на срок от одного до шести месяцев.

3. Испытание не устанавливается:

1) для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу;

2) для гражданских служащих, назначенных на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;

3) для иных граждан и гражданских служащих, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

4. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения настоящего Федерального закона, других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

5. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина ему присваивается классный чин.

6. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

7. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

8. Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.

9. Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.

10. До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.

 

78. Региональные особенности динамики и структурных изменений сельскохозяйственного производства РФ. Проблема импортозамещения в АПК России.

Сельское хозяйство – это отрасль, относящаяся к агропромышленному комплексу РФ, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. От состояния отрасли зависит продовольственная безопасность государства.

Сельское хозяйство — комплекс отраслей (земледелие, животноводство, рыболовство, лесное хозяйство, промыслы), связанных с разработкой (сбором, добычей) растительных и животных ресурсов.

Растениеводство в России развито преимущественно в лесостепных и степных районах. Растениеводство – это возделывание зерновых и зернобобовых культур, кормовых культур, овощей, бахчевых, картофеля, выращивание технических культур, садов, виноградников и др.

Основные зерновые культуры РФ – рожь, пшеница, ячмень, овес, гречиха, просо, кукуруза, а зернобобовые – это горох, фасоль, чечевица, соя. Первое место по площади посевов занимает пшеница, а самая распространенная культура – ячмень.

По производству ячменя, овса и ржи Россия занимает первое место в мире, по валовому сбору пшеницы – одно из первых. Зерновая культура кукуруза выращивается в южных районах России. Важными продовольственными культурами для нашей страны являются также гречиха, просо, рис.

Алтайский край — традиционный производитель зерна, молока, мяса, также здесь выращивается сахарная свекла, подсолнечник, лён масличный, лён-долгунец, хмель, рапс и соя. В 2010 году Алтайский край занимал лидирующую позицию среди регионов СФО по выпуску продукции сельского хозяйства.

Краснодарский край. В экономике России край выделяется как важнейший сельскохозяйственный регион страны (7 % валовой продукции сельского хозяйства России, 1-е место в России). Краснодарский край — лидер по валовому сбору зерна (10 % от общероссийского) и сахарной свёклы (17,3 %), один из ведущих производителей семян подсолнечника (15 %) и виноградных вин (37 %).

Архангельская область. В стоимостном выражении преобладает продукция растениеводства (56 %). Основными культурами являются картофель и овощи, это связано с тем, что почвы в области не пригодны для выращивания других культур. Ведущая отрасль животноводства — молочно-мясное скотоводство.

Башкортостан занимает первое место в России по поголовью крупного рогатого скота, лошадей, производству мёда и молока, второе место — по производству картофеля, третье — производству мяса.

Ленинградская область. Сельское хозяйство области имеет ярко выраженную пригородную специализацию, ведущие отрасли — молочно-мясное животноводство, картофелеводство и овощеводство. По производству мяса птицы и куриных яиц на птицефабриках область занимает ведущие позиции в России. Кроме того, в области развивается звероводство: разводят норку, ондатру, голубого и чёрно-серебристого песца и других животных.

Липецкая область. Благоприятные климатические условия, наличие чернозёмов, способствуют развитию растениеводства. В области насчитывается около 300 сельскохозяйственных предприятий, основными направлениями которых являются: производство зерновых, сахарной свеклы, картофеля, разведение крупного рогатого скота, свиноводство, птицеводство.

В декабре 2011 года был подписан протокол о присоединении России к ВТО. Вступление в ВТО так или иначе скажется на всех отраслях экономики. Однако наибольшие потери в данной ситуации понесет за собой сельское хозяйство, в связи с неконкурентоспособностью отечественной сельскохозяйственной продукции. Расчеты Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН подтверждают, что от вступления в ВТО Россия будет терять 1% ВВП, или 7,2 млрд. долл. в год. Ученые Российской академии сельскохозяйственных наук подсчитали, что после вступления в ВТО только российский Агропром будет терять 4 млрд. долл. ежегодно.

Общие условия существования сельскохозяйственных предприятий в России затруднены по многим причинам:

- рост цен на электричество и топливо;

- высокое налогообложение предприятий АПК, не находящихся на льготном режиме – системе налогообложения в виде единого сельхозналога (ЕСХН);

- диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию при недостаточной поддержке государства, следствием чего является нерентабельность производства;

- устаревшая материально-техническая база;

- низкая инвестиционная привлекательность.

Выше уже было отмечено, что среди проблем, препятствующих развитию и реформированию аграрного сектора России, следует выделить диспаритет цен. Особенно ярко это проявилось в «ножницах» цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленными товарами.

Диспаритет цен – это процесс нарушения (расбалансированности, диспропорциональ-ности) соотношения уровней цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности (а также и других отраслей макроэкономики).

Основным показателем, при помощи которого можно оценить динамику цен на продукцию сельского хозяйства и промышленного производства, является индекс паритета цен (Iпц). Он представляет собой отношение индекса цен на продукцию сельского хозяйства к усредненному индексу цен на ресурсы промышленного происхождения.

Одной из причин диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию называется монополизм предприятий первой и третьей сфер АПК. Отсутствие конкуренции в них способствует сохранению затратного подхода к формированию цен на перерабатывающих и ресурсообеспечивающих предприятиях, что приводит к росту затрат на сельскохозяйственную продукцию.

Однако и сами товаропроизводители используют также пассивный метод ценообразования и закладывают в цены на сельскохозяйственную продукцию затратный, экстенсивный уровень своего хозяйствования. Поэтому, сопоставляя цены снабженческих и аграрных предприятий мы получаем не фактический, а искусственный диспаритет цен, в котором, прежде всего, отражаются экстенсивные методы производства в той или иной отрасли.

В решении проблем ценообразования необходимо использовать факторы экономического, косвенного воздействия, которые предусматривают: льготы по налогообложению для промышленных предприятий, фиксирующих или снижающих цены на продукцию, реализуемую сельскому хозяйству, либо дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровней рентабельности предприятий; льготное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе тендера под конкретные программы; поставки материально-технических ресурсов сельскому хозяйству по лизингу при условии согласования цен на них с сельскохозяйственными предприятиями; стимулирование интеграционных процессов; применение пороговых цен и таможенных пошлин для защиты внутреннего рынка, развитие рыночной инфраструктуры и др.

Россия после вступления в ВТО взяла на себя обязательства до 2020 г. сократить объемы субсидирования до 8 млрд. руб. в год, после 2020 г. — до 4 млрд. руб.

Что касается подотраслей сельского хозяйства, то стабильно развиваться в условиях ВТО смогут лишь те из них, в которых и сейчас наблюдается устойчивое развитие и которые при вступлении в ВТО защищены пошлинами и квотами, то есть ограничениями на объем ввоза по импорту. В качестве примера такой отрасли можно привести промышленное птицеводство. Ограничение ввоза мяса птицы и инвестиции позволят производителям куриного мяса вытеснить с рынка зарубежных конкурентов. Сегодня это, пожалуй, единственная отрасль сельского хозяйства, которая может существовать в условиях ВТО, обеспечивая продукцией не только внутренней рынок, но и продвигаясь на внешний рынок.

Важным положительным фактором, связанным с присоединением России к ВТО, для АПК может стать преодоление дискриминации и равноправное участие страны в международном разделении труда, а в долгосрочной перспективе, членство в ВТО должно способствовать повышению конкурентоспособности отечественного продовольствия на мировом рынке и интеграции отраслей АПК в мировое хозяйство.

Импортозамещение в сфере АПК неразрывно связано с решением ключевой задачи по обеспечению продовольственной безопасности страны и является одним из главных приоритетов развития экономики в 2015 году. При этом основным направлением развития сельского хозяйства на ближайшую перспективу является сокращение зависимости внутреннего продовольственного рынка России от импортных поставок продукции жи- вотноводства – мяса, молока и молочной продукции. Продовольственное эмбарго в отношении западноевропейских по- ставщиков сельхозпродукции – активнейший стимул развития отечествен- ного бизнеса в соответствующей сфере. Российские аграрии получили неви- данный шанс осуществить масштабное импортозамещение. Список товаров, попавших под запрет на ввоз, очень широкий. Это и молочная продукция, и овощи, и фрукты, и мясо, и орехи. Рыночная емкость некоторых сегментов торгового оборота между Россией и западными странами в аграрной отрас- ли оценивается экспертами в миллиарды долларов. Конечно, в данной сфере будет и конкуренция: в частности, поставки продуктов из стран Азии, Южной Америки, Африки, а также из государств Таможенного союза могут осуществляться в Россию свободно – никаких санкций в отношении соответствующих активностей нет. Но, несмотря на наличие альтернативной европейским поставщикам сельскохозяйственной продукции, для России импортозамещение в сельском хозяйстве находит- ся в числе самых приоритетных направлений экономического развития в ближайшем будущем. Главный вопрос, полагают эксперты, в том, насколь- ко эффективным окажется взаимодействие фермеров и торговых точек на практике. 74 СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Ключевым фактором для развития отрасли в сложившихся условиях является вопрос о привлечении инвестиций, который по-разному решается в различных регионах. Так, правительством Воронежской области с этой целью определен ряд приоритетных направлений инвестирования, которым предоставляется максимальная поддержка. Выбор мясного скотоводства в качестве приоритетного направления обусловлен значительной емкостью рынка (по оценке Министерства сель- ского хозяйства – 2,34 млн тонн в убойном весе в год) и существенной долей импорта в общем объеме. Приоритетность данного направления подчеркивается созданием первого в стране мясного кластера с общим объемом инвестиций свыше 20 млрд руб. Основной замысел создания кластера заключается в объединении всех уровней производства (генетических предприятий, предприятий по до- ращиванию и откорму молодняка крупного рогатого скота, мясокомбинатов) и уровня реализации. Согласно планам, кластер должен выйти на показа- тель в 350 тыс. голов мясного поголовья крупного рогатого скота к 2020 г., что позволит получать до 70 тыс. тонн говядины в год. Проблема импортозамещения актуальна и для молочного скотовод- ства. Запланированный к созданию в регионе молочный кластер объединит уже существующие в регионе мощности самого разного масштаба, от не- больших семейных ферм до крупных комплексов по производству молока. Все они будут включены в единую систему, между ними будут распределены функции и зоны ответственности. В итоге будет сформирован полный цикл молочного и молокоперерабатывающего производства – от выращивания молочного скота до выпуска готовой продукции. Еще одним важнейшим направлением является создание производств по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья: • строительство современных мощностей по переработке мяса (вложе- ния от 1 до 1,5 млрд руб.); • создание мощностей по переработке продукции растениеводства (крахмало-паточный завод – около 1 млрд руб., предприятия по глу- бокой переработке зерна (пшеницы и т.п.) – 1-3 млрд руб.); • строительство нового современного сахарного комбината мощностью по переработке до 1 млн тонн сахарной свеклы (вложения 8-10 млрд руб.). Как показывают исследования, импортозамещение является много- факторным, достаточно сложным в плане практической реализации про- цессом. Успешное его осуществление зависит от решения ряда проблемных нюансов, характерных для российской экономики. Существенной преградой при принятии решения об инвестировании в сельское хозяйство выступает сложившийся уровень процентных ставок по кредитам. Для решения данного вопроса используются как традиционные 7 (67) 2015 75 механизмы государственной поддержки (субсидирование инвестиционных кредитов), так и новые, в частности, механизм проектного финансирования по наиболее важным проектам. Размер «льготной» процентной ставки увязан с размером ключевой ставки Центробанка РФ и в настоящее время не превышает 11%. В Воро- нежской области сформирован перечень инвестиционных проектов (всего таких – 11), претендующих на участие в Программе поддержки инвести- ционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования, утверждённой Постановлением Прави- тельства РФ от 11.10.2014 г. № 1044 (далее, по тексту – Программа). Инновационный проект от региона по строительству молочного ком- плекса (ООО «ЭкоНиваАгро») уже отобран для участия в Программе, еще один проект (также строительство молкомплекса ГК «МОЛВЕСТ») будет рассмотрен на заседании межведомственной комиссии в самое ближайшее время. По остальным проектам идет совместная с банками работа по форми- рованию перечня документов, необходимого для подачи заявки. Механизм проектного финансирования стал значительным подспо- рьем для аграриев, которые больше всего заинтересованы в получении го- сударственной поддержки в рамках данной Программы. К сожалению, ли- миты, выделенные на это мероприятие, почти заканчиваются и необходимо рассмотреть возможность их увеличения. Лимит Банка России на «проектное финансирование» был практиче- ски исчерпан после последнего заседания межведомственной комиссии по отбору проектов для проектного финансирования, состоявшегося в конце апреля. Режим проектного финансирования, конечно, устроит не всех субъ- ектов бизнеса, однако это, вероятно, лучше, чем ждать каких-то новостей из ЦБ. Возможны варианты с государственным субсидированием некоторых проектов. Также многие предпринимательские структуры аграрной сферы могут развивать направления, связанные с производством новых товаров под контракты в рамках госзакупок. Другой проблемой, которая сопровождает импортозамещение в Рос- сии, является недостаток квалифицированных кадров в ряде производств. В 90-е годы прошлого столетия многие граждане РФ, выбирая профессию, ориентировались на гуманитарную отрасль, на сервисы. Инженерное дело, рабочие специальности были не слишком популярны. В результате во мно- гих сегментах АПК наблюдается дефицит кадров. Решать эту проблему можно разными способами. Самый доступный и привлекательный – пере- обучение. Для подготовки специалистов самых разных отраслей АПК можно задействовать развитую научно-производственную базу, которая в целом сохранилась во многих российских аграрных учебных заведениях. Другой вариант – привлечение людей из-за рубежа, который, однако, может быть осложнен в силу низкого курса рубля: далеко не во всех случаях в Рос- 76 СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ сии для человека будет выгоднее работать. Вместе с тем Правительство РФ предпринимает существенные шаги по облегчению процесса иммиграции в страну. В частности, открыта программа получения упрощенного граждан- ства для людей, имеющих значительные связи с Россией – родственные, языковые, культурные. Еще одним возможным барьером к успешному импортозамещению могут быть обязательства РФ в рамках членства в ВТО. Дело в том, что по причине подписания международных договоров с другими государствами данной структуры Россия имеет не слишком много вариантов с вмешатель- ством в экономические процессы правительственных структур, которое мо- жет быть задействовано, к примеру, с целью защиты национального рынка в аспекте торговли с участием зарубежных поставщиков. Поэтому вариантов с тем, чтобы получить больше полномочий, у Пра- вительства РФ не очень много. Совершенно радикальным из них является выход из ВТО. Вместе с тем, как отмечают некоторые эксперты, государства в рамках текущих норм, прописанных в соглашениях ВТО, наделены в целом значимым объемом инструментов для защиты интересов внутреннего про- изводителя. Вопрос в том, чтобы грамотно задействовать данный ресурс. Например, в 2015 г. Россия, как отмечают некоторые аналитики, может вос- пользоваться правом скорректировать тарифные обязательства так, чтобы достаточно эффективным образом защитить ряд сегментов внутреннего рынка и при этом не нарушить действующие нормы ВТО. Политика импортозамещения в России, несмотря на отмеченные сложности, имеет отличные шансы на успех. Связано это с большим ко- личеством факторов. Во-первых, у российских предприятий в большинстве случаев нет проблем с доступом к необходимому сырью, природным ресур- сам. Во-вторых, производственные издержки при открытии производства в РФ во многих случаях будут ниже, чем за рубежом, собственно, в силу от- носительной дешевизны некоторых природных ресурсов. Также в России довольно дешевая электроэнергия. В-третьих, у России есть ощутимый тех- нологический потенциал. Пока что он реализуется на практике в небольшом количестве отраслей – в основном в сфере ВПК, в освоении космоса. Однако при необходимости, как считают многие аналитики, всегда можно переве- сти те или иные военные наработки в гражданскую отрасль. То, насколько успешным будет план импортозамещения в России в той или иной отрасли, во многом зависит от позиции государства. В целом Правительство России рассматривает проблемы импортозамещения в достаточной мере обосно- ванно. В частности, в августе 2014 г. вышло Постановление Правительства РФ, в соответствии с которым была создана новая структура – Фонд про- мышленности. Ключевая задача данного учреждения заключается в предо- ставлении предприятиям АПК необходимых кредитов. Предполагается, что условия в рамках этих займов будут выгоднее, чем при обращении их в коммерческий банк. 7 (67) 2015 77 Программа импортозамещения, разрабатываемая государством, включает также ряд иных примечательных инициатив. Так, например, в июне 2014 г. Правительством был разработан проект нового закона «О про- мышленной политике в РФ». Содержащиеся в нем положения, как считают эксперты, могут стать базисом для реализации ключевых стратегических на- правлений в развитии производственной отрасли в стране. Промышленная программа импортозамещения в России, таким образом, будет реализовы- ваться при заметном участии государства. В современных условиях решать задачу импортозамещения нужно комплексно, развивая не только отечественное производство, но и формируя инфраструктуру сбыта, поскольку реализация сельхозпродукции на сегодня является одним из узких мест в продовольственном обеспечении. Кроме того, она выступает основной причиной ценового давления на сельхозто- варопроизводителя, поэтому одним из главных ориентиров должно стать создание по-настоящему полномасштабной сети оптово-распределительных центров.

 

81. Должностной регламент государственного служащего. Перевод, перемещение, временное замещение иной должности, ротация государственного гражданского служащего. Отстранение от замещаемой должности на государственной гражданской службе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: