Неделя 3. Разбор механизмов. Сказкатерпия для зависимых. Кризисная терапия Николаева

Неделя 1. Говорим о важности ответственности. Прописать задание на своеволие. Запареллить с бессилием.

Прошли первый и второй шаги. Вы прошли его вместе с вашим соратником –вы пытаетесь признать свое поражение и продемонстрировали свою готовность попытаться испробовать что-то новое. Это наполниляет растущим чувством надежды. Но если вы не реализуете вашу надежду прямо сейчас, то она угаснет, и мы придем к тому же, с чего начали. Что делать? Работать над Третьим Шагом. В центре внимания Третьего Шага – принятие решения. Идея принятия такого решения может раздражать, особенно если вы представите себе, на что именно вы должны решиться в этом шаге. Принимать решение, любое решение – это то, чем многие давно уже не занимались. За вас все время кто-нибудь решал – алкогольная зависимость, начальники, халатность в конце концов, потому что нам не нужна была ответственность за собственные решения. Третий Шаг – это просто еще один отрезок вашего пути к выздоровлению. Принятие решения Третьего Шага вовсе не означает, что вы должны внезапно и совершенно изменить все, что составляет ваш образ жизни. Основательные изменения в вашей жизни произойдут постепенно, по мере нашей работы над выздоровлением по программе, но все они требуют нашего участия. Вам не нужно бояться, что этот шаг преподнесет вам что-то такое, к чему вы еще не готовы или что вам не понравится. Естественно, что мы принимаем это решение и сердцем, и душой. И хотя слово “решение” означает что-то, что происходит в основном в нашем уме, мы должны проделать определенную работу, чтобы выйти за пределы разумного понимания и сделать этот выбор душой.

Терапевтические вопросы:

1. Почему принятие решения – самое важное в работе над этим шагом?

2. Могу ли я принять такое решение только на сегодня? Есть ли у меня какие-то опасения на этот счет? Какие именно? Вы должны осознавать, что принимать решение и не выполнять его – это бессмыслица. Например, однажды утром мы решим пойти куда-нибудь, а потом сядем и не сойдем с места весь день. Такое поведение лишает смысла принятое нами раньше решение, и уже неважно, какая именно шальная мысль сбила нас с толку.

3. Что именно я предпринял, чтобы следовать своему решению?

Инструкция к заданию по своеволию:

Ситуация Мысль Чувства Итог Как лучше было поступить?

 

 

Неделя 2. Разбор заданий. Запарлеллить с предыдущими шагами. Дать новую модель.

Проверка задания. На 1 человека отводится 5-7 минут.

Новая модель заключается в том, что человек пытается в каждом своем шаге искать свою зону ответственности. Избегание ответственности присуща зависимому человеку, поэтому в начале это может быть сложно, но дальше будет проще и лучше.

Терапевтические вопросы:

1. Где моя зона ответственности?

2. Разделяю ли я ответственность свою и чужую?

3. Какие чувства я испытываю, когда говорю или думаю о своей ответственности? Нравится ли это мне?

4. Какие плюсы я вижу в том, чтобы брать на себя ответственность и осознавать ее как здоровая часть меня?

5. Хочу ли я дальше выздоравливать? Моя ли это ответственность?

Неделя 3. Разбор механизмов. Сказкатерпия для зависимых. Кризисная терапия Николаева.

В формировании алкогольной зависимости решающую роль играют следующие факторы:

1) Социальные факторы: культурный и материальный уровень жизни, стрессы, информационные перегрузки.

2) Биологические: наследственная предрасположенность. По данным Альтшуллера до 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать потенциальными алкоголиками.

3) Психологические: психоэмоциональные особенности личности, способность к социальной адаптации и противостоянию стрессам.

В патогенезе алкоголизма по Стрельчуку выделяют три стадии: 1 - Компенсированная, 2 - Наркоманическая, 3 - Терминальная или стадия декомпенсации.

Грозными признаками начала заболевания на 1 стадии служат: главный симптом - непреодолимая тяга к употреблению алкоголя, потеря 'чувства меры' по отношению к выпитому, формирование толерантности к алкоголю и лёгкой формы абстинентного синдрома.

После принятия высоких доз возникает амнезия, снижается трудоспособность.

На 1 стадии формируется лишь психическая зависимость. Уже в это время возможны нарушения функционирования некоторых систем органов: часто наблюдаются алкогольные кардиомиопатии, описана неврастеническая симптоматика - нарушения сна, утомляемость, беспричинные колебания настроения.

Во второй стадии болезненное влечение к алкоголю усиливается. Этому сопутствуют нарастающие психические изменения: концентрация всех интересов на алкоголе, эгоцентризм - крайняя форма индивидуализма и эгоизма, притупление чувства долга и других высших эмоций, беспечность, эмоциональное огрубление. Характерной особенностью второй стадии является окончательное формирование абстинентного синдрома. Кроме того, во второй стадии продолжается и достигает максимума рост толерантности к алкоголю, начавшийся в первой стадии. Из соматических расстройств наблюдаются: алкогольная жировая дистрофия и даже цирроз печени. Со стороны ЖКТ - гастриты, панкреатиты.

В третьей стадии на первый план выдвигаются признаки психического оскудения, соматического одряхления и падения толерантности к алкоголю (Что мы зачастую видим у лиц БОМЖ). Амнезия случается даже при приёме малых доз алкоголя. При этом меняются как характер опьянения, так и характер влечения к алкоголю, который из предмета смакования превращается в средство поддержания жизнедеятельности.

Сказкотерапия. Основная идея использования метода сказкотерапии при работе с зависимостями заключается в том, что с помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Как уже говорилось, возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей. Другими словами, данный вид психотерапии химических зависимостей связана, прежде всего, с формированием нравственной зрелости и «здоровых» ценностных ориентации.

В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективно при сформированной зависимости. Сказкотерапия — прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия клиентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.

Сказкотерапия зависимостей дает шанс духовного излечения, эффективна для поддержки близких зависимого человека и служит в большей степени профилактическим целям. Ее основа — формирование нравственных ориентиров, стимулирование развития Созидателя в душе ребенка, подростка и взрослого.

Современная сказкотерапия существует в трех аспектах:

▪ диагностическом;

▪ воздействующем;

▪ профилактическом, развивающем. Воздействующий «аппарат» сказкотерапии содержит пять видов сказок:

▪ художественные;

▪ дидактические;

▪ психокоррекционные;

▪ психотерапевтические;

▪ медитативные.

В сказкотерапии зависимостей используется в большей степени воздействующий аспект сказкотерапии. Основное воздействие осуществляется с помощью психотерапевтических и медитативных сказок.

Психотерапевтические сказки, с одной стороны, создаются психологом как метафорическое изложение истории жизни клиента. С другой стороны, заимствуются из богатого художественного наследия как носители нравственных ценностей и способов выхода из кризиса. Для каждой стадии сказкотерапии зависимостей подбираются специальные художественные психотерапевтические сказки. Варианты таких сказок приведены в этой книге, однако они не являются единственно возможными.

Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения (медитативные сказки первого вида), насыщения бессознательного положительными созидательными образами (медитативные сказки второго вида), для раскрытия личностного ресурса клиента (медитативные сказки третьего типа).

Выделяют семь стадий терапевтического консультирования в контексте сказкотерапии зависимостей:

1-я стадия — поддержка клиента и его близких, убеждение.

2-я стадия — проблематизация, усугубление кризисного состояния.

3-я стадия — осмысление жизненного опыта.

4-я стадия — актуализация и подпитка личностного ресурса клиента.

5-я стадия — формирование конструктивного созидательного альтруизма.

6-я стадия — профилактика срыва.

7-я стадия — формирование созидательной жизненной программы.

Основными задачами первой стадии терапевтического консультирования являются:

▪ стабилизация психоэмоционального состояния близких клиента;

▪ снижение уровня тревоги по поводу предстоящего лечения (если консультирование проводится в реабилитационном центре);

▪ указание положительных перспектив;

▪ формирование позитивной мотивации к лечению.

Если основная цель — профилактика зависимостей, то основное внимание можно уделить анализу жизненных ценностей, передаваемых через сказки и притчи.

Принципы подбора сказок для первой стадии сказкотерапии зависимостей.

1. Наличие «проблемного» героя. Герой находится в сложном положении из-за трудно разрешаемой проблемы. Любые его попытки разрешить проблему известными ему способами не приводят к успеху и даже могут усугублять ситуацию.

2. Наличие в сказке доброго совета, подсказанного более мудрым персонажем. Герой встречает доброго советчика, но не может сразу принять его совет из-за внутренней неготовности к его осуществлению.

3. Доверие к происходящему. Только доверие героя естественной динамике собственного процесса и добрым намерениям тех, кто его окружает и желает помочь, приводят его к решению проблемы.

4. Чудесная трансформация героя. Внутренние изменения героя меняют его внешность и мировоззрение. Он осознает ценность данного ему ранее доброго совета.

5. Вера окружающих в созидательное начало героя. Окружающие героя персонажи большей частью доброжелательны и стремятся ему помочь, кто словом, кто делом, кто верой.

Таким образом, для этой стадии сказкотерапии подбираются сказки и притчи только с однозначно хорошим концом (то есть благоприятность конца должна быть понятна всем, независимо от уровня их развития, образования, мировоззрения и вероисповедания).

Начальное напряжение главного героя символизирует сложное психоэмоциональное состояние клиента и его близких, находящихся перед лицом практически неразрешимой проблемы. Появление в сказке доброго советчика символизирует психолога, который видит решение в дальней перспективе. Сомнение главного героя в состоятельности доброго совета символизирует внутреннюю неготовность клиента к предстоящей работе и сомнения его близких. Усугубление тяжелого состояния героя, чувство безысходности отражают актуальное психоэмоциональное состояние клиента. Изменения в мировосприятии и мировоззрении героя указывают на перспективы терапии.

На первой стадии сказкотерапии важна идея трансформации клиента, которая станет возможной в результате его работы над собой. Подбираемые сказки не рисуют радужные картины, они предупреждают о сложностях, испытаниях и неприятностях. В контексте обсуждения сказок эти темы обязательно проговариваются с клиентом.

Алгоритм работы со сказкой:

1. Обсуждение мыслей и чувств клиента, возникших в ответ на сказку.

2. Ответы на вопросы для размышления и обсуждения (приведены в конце каждой сказки).

3. Интерпретация «сказочных уроков». Каждая сказочная ситуация несет в себе один или несколько жизненных уроков. В совместной работе с клиентом происходит их «расшифровка» и интерпретация с позиции вопросов, значимых для клиента.

4. Выполнение некоторого практического задания, навеянного сказкой и ее обсуждением. Таким заданием может быть игра. Этот завершающий встречу шаг необходим для символического «закрепления» сказкотерапевтического воздействия.

Вторая стадия сказкотерапии зависимостей тесно перекликается с первым шагом программы «Двенадцати шагов».

Первый шаг программы предлагает признать, что человек не в состоянии справиться с зависимостью. Первый шаг — это признание своего истинного состояния. И чем глубже это убеждение в вашей душе, тем серьезнее вы будете работать по программе. Первый шаг состоит из двух частей: «Бессилие перед зависимостью» и «Признание того, что зависимость начала управлять моей жизнью». Очень важно прийти к «моменту истины», то есть признать, что: «Вчера я напился не потому, что моя любимая команда проиграла. И не потому, что дочь принесла в дом блохастого щенка и я поссорился с женой. Я напился не потому, что мой начальник сделал мне выговор, и не потому, что вчера отмечался Всемирный день спасения утопающих. Я напился потому, что не мог не напиться». К этому убеждению можно прийти, только честно признав свое истинное состояние, — таковы рекомендации зависимым людям, начинающим заниматься по программе «Двенадцати шагов».

Таким образом, задача второй стадии сказкотерапии зависимостей — убедить человека в серьезности проблемы, в состоянии его бессилия перед предметом зависимости.

В Программе «Двенадцати шагов» поясняется, что значит бессилие перед алкоголем. Для этого человеку предлагается честно ответить на вопросы:

1. Бывают ли у вас настойчивые мысли о выпивке? Например: У вас бывает сильное желание пойти туда, где вам представится возможность выпить? Или: вы с нетерпением ждете конца рабочего дня, чтобы можно было «спокойно» выпить? И пр.

2. Были ли у вас неудачные попытки контролировать выпивку? Например: Вы пытались перейти на более легкие напитки, но в конце концов однажды напились тем, что было под рукой.

Или: Вы пытались пить только по субботам и воскресеньям, не пить во время работы, не пить дома при детях или, наоборот, пить только дома, но не на улице или с друзьями в «забегаловке».

3. Бывали ли у вас когда-нибудь «провалы» в памяти? Например: Вы в пьяном виде упали. Вас избили или вы ударили кого-нибудь, но вы не помните, как все произошло.

Программа «Двенадцати шагов» поясняет также, в чем проявляется потеря контроля над своей жизнью.

1. Семейная жизнь. Финансовые трудности в связи с зависимостью, нежелание заниматься домашними делами, отчужденность детей, скандалы в доме.

2. Работа. Дисциплинарные взыскания по поводу прогулов или грубых ошибок, похмелье в рабочее время, нежелание работать.

3. Здоровье. Проблемы с памятью, бессонница, приступы депрессии, учащенное сердцебиение, тошнота, слабость, проблемы с желудком.

4. Сексуальная жизнь. Страх перед половым контактом в трезвом состоянии, страх перед неудачей, неразборчивость в связях, супружеская неверность.

5. Поведение, угрожающее собственной жизни или жизни окружающих. Попытки самоубийства, провоцирование скандалов и драк, езда в автомобиле в нетрезвом состоянии с детьми или знакомыми и пр.

Если на первой стадии терапевтического консультирования доминировала идея поддержки, то теперь задача психолога — показать клиенту весь «ужас создавшегося положения». Только на этой стадии «отрезвляющий ужас» может стать мощным терапевтическим средством.

Принципы подбора и создания сказок для второй стадии сказкотерапии зависимостей таковы.

1. Наличие зависимого героя, не разрешающего, а усугубляющего свою проблему по собственной воле или под давлением обстоятельств.

2. Неоднозначно благополучный или трагичный конец. Задача сказки — нагнетать, катализировать напряжение. Поэтому конец истории должен быть поучительным и достаточно трагичным.

3. Наличие «злого рока» в сказке. Обстоятельства все время складываются не в пользу героя. Появляющиеся «лучи надежды» угнетаются последующими событиями.

Продолжительность этой стадии терапевтического консультирования исключительно индивидуальна. Иногда достаточно одной сказки, притчи даже без их обсуждения. Однако нередко эта стадия занимает до четырех встреч.

Если сказка оказала глубокое воздействие, клиент находится под ее впечатлением, проводить ее обсуждение необязательно. Достаточно попросить клиента нарисовать свое состояние. Если же клиент демонстрирует достаточно поверхностное переживание, сказку необходимо обсудить и связать с его жизнью.

Если нечто: алкоголь, наркотики, азартные игры — могут формировать у человека зависимость, может быть, у них есть душа? Душа темная, в начале искушающая, а потом порабощающая человека? Как переживает человек искушение и состояние «порабощенности»?

На второй стадии терапевтического консультирования важно поговорить с клиентом об этом. Сказка создает условия для осознания человеком собственных переживаний зависимости. Обсуждение этих ощущений и чувств — это путь к сознательному контролю над ними.

После разговора с клиентом об этой сказке и его впечатлениях, собственных переживаниях зависимости можно предложить ему сочинить свою сказку, героем которой станет предмет зависимости. Таким образом, сказка стимулирует процесс одухотворения предмета зависимости, что, в свою очередь, превращает его из врага тайного, в явного соперника. С явным злом всегда легче бороться, чем с тайным. Создание клиентом собственных сказок о противоборстве с предметом зависимости — еще один терапевтический путь. Однако не каждый человек на этой стадии терапевтического консультирования способен к сочинению, поэтому путь совместного размышления над сказкой более реален.

Закончить обсуждение данной сказки можно следующим резюме. Итак, герой сказки признал свое бессилие перед бутылкой. Это его выбор. Он принял свою судьбу, определенную наследственностью. Это его путь, и ведет он к смерти. Вероятно, необходимо обладать огромным мужеством, чтобы сделать такой выбор; чтобы принять на себя ответственность за разрушение своего дара, за «неделание» того, зачем пришел в этот мир путь в «никуда» — такова перспектива. Но есть ли внутренняя готовность принять этот путь у нашего клиента? С этим вопросом важно оставить его до следующего занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: