Исключение
вводных слов;
однородных членов предложения;
повторов;
однотипных примеров;
риторических вопросов и восклицаний;
цитат;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
пояснений;
рассуждений;
описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо
Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Пример:
На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)
Обобщение
парцеллированных предложений;
ряда предложений;
связанных одной мыслью, частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При обобщении необходимо
Найти в тексте мелкие, единичные факты.
Найти в них общее.
Объединить эти факты на основе общего.
Сформулировать получившееся предложение.
|
|
Пример:
Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)
Замена
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения - простым;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
прямой речи - косвенной;
части текста - одним предложением;
части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
Сформулировать получившееся предложение.
Пример:
В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.
При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.
Пример сокращения текста
Исходный текст
Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.
|
|
Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.
Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник:валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.
(По В. Солоухину)
При первоначальной работе с текстом можно воспользоваться таблицей, которая наглядно покажет, как вы работали.
Для этого следует:
- текст разделить на абзацы;
- вычленить существенную информацию;
- используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;
- объединить получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость.
Исходный текст | Как сократить |
(1)Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. (8 слов) | Оставим без существенных изменений это предложение, так как оно важно в развитии авторской мысли, лишь исключимслово «вот» и заменимсловосочетание «(на) земном шаре» словом (на) Земле): Тишина - самый большой дефицит на Земле. (6 слов) |
(2)Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей,тракторов, мотоциклов, поездов,самолетов, от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. (29 слов) | а) Ряд однородных дополнений заменим обобщающим словам транспорт. б)Заменим придаточное предложение от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище словосочетанием проникая в дома. в) Исключим сказуемое оглушают: Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. (15 слов) |
(3) Но это стоит нервов,нервов и нервов. (4) И сердца. (5) И психики. (11 слов) | а) Объединим эти три парцеллированных предложения, оставив союз но, который используется как средство связи с предыдущим предложением. б) Заменим подчеркнутые слова обобщающим понятием здоровье: Но это стоит здоровья. ( 4 слова) |
(6) Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка. (11 слов) | Оставим без изменений это предложение, так как оно продолжает основную авторскую мысль, лишь заменим словосочетание на Земном шаре словом на земле: Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земле и валерьянка. (10 слов) |
(7)Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. (8) Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень. (37 слов) | а) исключим
|
(9) Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел её, растущую в тени. (17 слов) | Оставим без изменений это предложение, так как оно продолжает авторскую мысль, лишь исключимслово там и причастный оборот. Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел её. (13 слов ) |
10) Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник:валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (33 слова) | а) исключим
|
144 слова | 85 слов |
|
|
Вот текст В. Солоухина в сокращённом нами варианте:
Тишина - самый большой дефицит на Земле. Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.
Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень.
Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел её. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (85 слов)
Теперь, наряду с содержательным приёмом сокращений текста, необходимо использовать и языковые средства: заменим словосочетание корень подлинной дикой валерианы местоимением его, а местоимение её - словом валериана:
|
|
Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень.
Желая добыть его, я пошел в лес и нашел валериану. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.
Заменим словосочетание вот растение, которому местоимением ему, слово валериана - словом растение и в итоге получается такой текст:
Тишина - самый большой дефицит на Земле. Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.
Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень.
Ему надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (70 слов)
Мы сжали второстепенную информацию из предложенного текста, и в нашем изложении остался только его главный смысл.
Что нельзя удалять из текста?
Нельзя удалять:
- авторский тезис;
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли;
- вывод автора.
Практическая работа.
Много лет развивается новое направление в науке – позитивная психология. Его представители исследуют пути, на которых каждый может стать более счастливым. Один из методов, который эти психологи рекомендуют особенно часто, состоит в том, чтобы просто записывать в дневник – несколько раз в неделю в течение нескольких минут – все то, что доставило нам удовольствие. Чаще всего речь идёт об очень простых вещах: о прогулке солнечным днём, о неожиданной улыбке на лице строго учителя... Поскольку это упражнение привлекает наше внимание к тому, что нас радует, уже то, что мы регулярно записываем этот позитивный опыт, улучшает настроение и мы чувствуем удовлетворённость жизнью. Есть ещё способ сделать мир лучше: написать письмо для того, чтобы сказать "другому" спасибо за всё, что он подарил нам в жизни. Чтобы написать такое письмо, нужно душевное мужество - выпустить на волю свои эмоции, чтобы благодарить не только словами, но и всем сердцем. Ещё нужно позаботиться о сюжете: напомнить тому, кто помог нам, когда мы в этом нуждались, что именно он сделал, и рассказать, что это для нас значило. Старая притча гласит: в душе каждого человека живут два волка, между которыми идёт война. Один из них воплощает ярость, гордыню, страх и стыд, а второй - нежность, доброту, благодарность, надежду, радость и любовь. Какой же из двух волков сильнее? Тот, которого ты кормишь.
Продемонстрируйте полученные знания на следующем тексте. Сократите его, указав приёмы сжатия, которые необходимо знать, чтобы умело пользоваться ими на экзамене.