Строение и функции кожи

Номер учебного элемента (УЭ) Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0 Цель: в процессе работы над предложенным материалом вы должны:
  1. Привести в систему и дополнить ваши знания о коже как покровном органе человека
  2. Изучить строение и функции кожных покровов
  3. Познакомиться с болезнями кожи и ногтей
  4. Развивать умение работать с дополнительным материалом текстовых и нетекстовых источников
  5. Объективно оценить свои знания
 
УЭ-1 Цель: актуализировать знания Задания: 1. Ответьте на вопросы теста 1) Дайте определение понятию кожа 2) Защитная функция покровов тела выражается в … 3) В процессе эволюции покровы тела животных (изменялись/ не изменялись) 3) Всегда ли в процессе эволюции кожа имела трехслойное строение? 4) Каково происхождение перьев? 5) Какова природа волос? 2. Установите соответствие: Классы животных: 1.Рыбы 2. Земноводные 3. Пресмыкающиеся 4. Птицы 5.Млекопитающие   Характеристика покровов тела: А) кожа голая, со слизистыми железами, постоянно увлажненная Б) кожа сухая, без желез, покрытая пухом и перьями В) кожа имеет железы, волосяной покров состоит их шерсти и подшерстка Г) кожа сухая, покрытая роговыми чешуйками Д) кожа имеет железы, выделяющие слизь, покрытая костными чешуями     Работайте самостоятельно в тетради.  
УЭ-2 Цель: получить представление о строении кожи человека 1. Прослушайте реферат своего одноклассника: «Возникновение, развитие и отмирание клеток кожи». На данный рисунок внесите примерные сроки образования клеток, соответствующих определенным слоям кожи и их краткую характеристику. 2. Изобразите схематично строение слоев кожи человека, нанесите обозначения   3. Прослушайте лекцию (с использованием презентации) учителя по теме: "Строение кожи человека". 4. Используя материал лекции и рисунок вкратце опишите строение кожи   Делайте записи в тетради.

УЭ-3 Цель:самостоятельно изучить функции кожи, во взаимосвязи с особенностями строения Задание: 1.Внимательно посмотрите видеофильм (7 мин.) о разнообразии функций кожи. 2.Заполните таблицу "Строение и функции кожи".
Слои кожи Особенности строения Выполняемее функции
Эпидермис    
Дерма (собственно кожа)    
Гиподерма    

 

    Работайте самостоятельно с тетрадью, учебником, демонстрационными таблицами.
УЭ-4 Цель: углубить свои знания об уходе за кожей и роговыми изменениями эпидермиса Задания:
  1. Прочитайте текст параграфа об уходе за кожей и гигиенических требованиях
  2. Ответьте устно на вопросы:
А) Не противоречит ли мода гигиеническим требованиям к одежде? Б) Как отражается на состоянии кожи девушки курение? 3. Внимательно ознакомьтесь с материалом о болезнях ногтей: Вросший ноготь. При ношении узкой, сдавливающей обуви, а также при неправильной стрижке происходит врастание ногтя в ногтевой валик из-за ненормального или усиленного роста его в ширину. Чаще наблюдается на больших пальцах ног. Наружный край ногтя врезается в кожу и травмирует ее, в результате кожа распухает, краснеет, ногтевой валик становится очень болезненным и часто осложняется нагноением. Свинцовый ноготь При попадании грибка в ноготь происходит его разрыхление и расщепление. Ноготь становится толстым, срезать его ножницами трудно, при этом он давит на мягкие ткани пальца, вызывая боль при хождении. Грибок переходит с одного пальца на другой, поражая соседние ногти. Рекомендуется ежедневно после мытья ног выскабливать из ногтя как бы известковые крупинки, которые безболезненно отделяются от тела. Ушиб При сильном ушибе ногтя под ним образуется кровоизлияние, цвет ногтя становится синим, нарушается его кровообращение, и он постепенно отторгается. Заусеницы Мелкие, поверхностные надрывы кожи ногтевого валика, которые возникают при плохом уходе за кожей рук, а также при травмах. Заусеницы имеют вид вытянутого треугольника. Они могут быть одиночными и множественными и встречаются обычно на пальцах рук. Ониходистрофия Патологический процесс, возникающий в связи с нарушениями обмена веществ и характеризующийся появлением и накоплением в клетках и тканях количественно и качественно измененных продуктов обмена.   Наши ногти – важный индикатор здорового состояния организма Необходимо очень внимательно следить за их состоянием. 4. Составьте памятку «Как правильно заботиться о коже, ногтях и волосах»
    Работайте самостоятельно.   Обсудите в группе. Фронтальная беседа.
УЭ-4 Цель:Изучить механизм терморегуляции и значение ЦНС в выполнении этой функции Задания:
  1. Внимательно прочитайте параграф учебника «Роль кожи в поддержании температурного гомеостаза»
  2. Заполните таблицу:
 
Рецепторы Сосуды кожи Потоотделение Общий эффект
Холодовой Сужаются   Тепло сохраняется
Тепловой   увеличивается  

 

  Обсудите ответы в паре. Правильный ответ оценивается 1 баллом Обсудите выполненное задание.
УЭ-5 Цель: Проверить полученные знания по теме. Оценить работу на уроке Выполните тестовую работу. Выберите все правильные ответы. 1. Наружный слой кожи а) дерма б) гиподерма в) эпидермис 2. Центр терморегуляции находится а) в коре больших полушарий б) в промежуточном мозге в) в мозжечке г) в продолговатом мозге 3. Под влиянием солнечного света количество пигмента в коже а) уменьшается б) не изменяется в) увеличивается 4. Какой процесс происходит в потовых железах? а) очистка тканевой жидкости б) очистка крови в) очистка лимфы 5. Секрет сальных желез а) способствует теплоотдаче б) смягчает эпидермис и волосы в) защищает от ультрафиолетовых лучей г) улучшает восприятие прикосновения   6. Гиподерма а) препятствует охлаждению тела б) осуществляет выделительную функцию в) выполняет функцию амортизатора г) содержит энергетический резерв 7. Особенности кожи, обеспечивающие терморегуляцию а) наличие подкожной жировой клетчатки б) способность изменять цвет под действием солнца в) возможность образовывать пот г) способность изменять просвет кровеносных сосудов 8. При понижении температуры окружающей среды а) теплообразование усиливается б) интенсивность обмена веществ повышается в) кровеносные сосуды кожи расширяются г) потоотделение уменьшается 9. Причины кожных заболеваний а) неправильное питание б) прогулки не свежем воздухе в) недостаток витаминов г) гормональные нарушения 10. Установите соответствие между слоями кожи и особенностями их строения. Слои кожи: А) эпидермис Б) дерма В) гиподерма Структура слоев кожи: 1. сальные железы 2. слой ороговевших клеток 3. потовые железы 4. рецепторы 5. пигментный слой клеток 6. жировая ткань 7. волосяные луковицы 8. кровеносные сосуды   11. Установите соответствие между функциями кожи и правилами гигиены. Функции кожи: А) теплорегуляция Б) потоотделение В) дыхательная Г) выделение кожного сала Правила гигиены: 1. умываться водой комнатной температуры; 2. регулярно мыть потеющие места; 3. обувь должна быть сухой и чистой, зимой теплой; 4. нельзя переохлаждаться, т.к. происходит сужение кровеносных сосудов и ухудшение кровоснабжения; 5. нельзя использовать одежду из синтетических тканей 12. Ответьте письменно на вопросы: 1. Почему при переселении первобытных людей на север Европы многие из них погибли от рахита и почечно-каменной болезни? 2. Почему при повышении температуры окружающей среды поры в коже у человека открываются, а устьица листа – закрываются? 3. Почему при обморожении конечности нельзя помещать ее в горячую воду? Критерии оценки.
Количество правильных ответов Оценка
12-10 "Отлично"
9-8 "Хорошо"
Менее 7 Вами слабо изучена эта тема. Повторите п. 47

Творческое задание: подготовиться к конференции на тему: "Гигиена кожи" (по страницам научно-популярной литературы)

  Выполняйте работу самостоятельно.    

Приложение

УЭ-5

1. в 2. г 3. в 4. б 5. б 6. а, в, г 7. а, в, г 8. а, б. г 9. а, в, г 10. А) 2, 4, 5 Б) 1, 3, 4, 7, 8 В) 6 11. А) 5 Б) 2, 3 В) 4, 5 Г) 1

12. 1. Дело в том, что первые люди имели темную окраску кожи. А в северных широтах было недостаточно солнечных лучей для образования витамина D. При этом страдали кости, а соли кальция образовывали камни в почках.

2. В жаркую погоду поры в коже человека открываются, чтобы выделялось больше пота, который испаряясь, будет охлаждать организм. Устьица листа при жаркой погоде закрываются, т.к. листьям нужно экономить влагу.

3. При обморожении конечности нельзя помещать ее в горячую воду. Следует сделать теплоизолирующую повязку и дать пострадавшему горячее питье. Важно, чтобы отогревание тканей происходило изнутри за счет восстановления кровообращения. Если коммуникации не будут восстановлены, продукты тканевого распада не будут удаляться из организма, т.к. коммуникации еще не восстановлены.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: