Военное искусство в России во второй половине XVIII в

Непревзойденный тактик А.В. Суворов: история и современность

 

Оглавление

Введение. 2

1. Краткая биография. 3

2. Военное искусство в России во второй половине XVIII в. 5

3. Тактика родов войск у Суворова. 6

3.1. «Пуля — дура, штык — молодец». 6

3.2. Принцип наступления и атаки. 8

3.3. Меткая прицельная стрельба. 8

4. Суворов и современность. 10

Заключение. 11

Список использованной литературы.. 12

 

 

 

Введение

В русской военной истории имя Александра Васильевича Суворова занимает выдающееся место. На протяжении почти 50 лет непрерывной боевой деятельности А. В. Суворов не знал поражений. Лучшие европейские армии были разгромлены русскими войсками под командованием великого полководца. Военное искусство Суворова по своим масштабам и по своему значению выходит далеко за национальные рамки.

Но вместе с тем Суворов как полководец принадлежит прежде всего русскому народу. Военное творчество Суворова развивало передовые идеи его предшественников - Петра I, Румянцева, а его тактическое мастерство отразило лучшие черты русского народа, народа-воина: патриотизм и преданность Родине, мужество, упорство, выносливость, природный ум и смекалку. Искренний и горячий патриот, Суворов был наиболее последовательным и непримиримым борцом за самостоятельный путь развития русского военного искусства, против чуждого реакционного иноземного влияния.

А. В. Суворов оставил богатое теоретическое наследство в виде многочисленных приказов, инструкций, диспозиций (не говоря уже об обширной переписке). Среди литературного наследства Суворова выдающееся место бесспорно принадлежит «Науке побеждать».

В работе была поставлена следующая цель: рассмотреть основные особенности тактики А. В. Суворова, которые сделали ее неповторимой. Также рассмотреть современную актуальность суворовского наследия.

 

Краткая биография

Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 г. в Москве. Отец его генерал-аншеф Василий Иванович Суворов, крестник Петра I, мать, Евдокия Федосьевна Манукова, умерла, когда Александру не было ещё и 15 лет. Раннее детство Суворов провел дома, где и получил домашнее воспитание и образование. Он изучал необходимые предметы, а также иностранные языки: французский, немецкий и итальянский. Юноша учился очень прилежно, но в определенном направлении. Ведь Суворов был сыном генерала, жил в военной среде, читал книги преимущественно военного содержания, естественно, что он мечтал лишь о военной карьере. Однако отец считал, что Александр к этому не годился, ибо был маленький ростом, слабый и тщедушный. Суворов - отец решил направить сына в гражданскую службу. Устремления отца очень огорчали юношу. Он желал быть только военным и упорно стремился развить в себе силу, выносливость, укрепить здоровье. Для этого Александр чередовал чтение книг со скачками на лошади в поле. Дождь, ветер, холод вьюга все это ему нипочем. И отец переменил свое решение. Одиннадцатилетний мальчик был записан в Семеновский полк рядовым.

В 1742 году Александр Васильевич был зачислен в семёновский полк, который назывался лейб-гвардейским. Тогда он впервые и увидел Екатерину I, она же за хорошую службу наградила его серебряным рублём. Много лет будущий полководец тянул солдатскую лямку. Многие из его сослуживцев успели за эти годы выслужиться в генералы, Суворов же служил капралом (с 1747 г.), унтер-офицером (с 1749 г.), сержантом (с 1751 г.). Только в 1754 году он был произведен в офицеры. Живя с солдатами, молодой дворянин хорошо изучил нравы солдат, их язык, привычки, сроднился с бытом и стал среди них своим человеком. Солдатская служба приучила его к терпению, дисциплине, самоотверженности. Отразилась она и на характере Суворова. В дальнейшем он по-детски радовался, когда обгонял в чем-нибудь равных и старших, не любил роскоши, с большим уважением относился к солдатам. Первое боевое крещение он получил в "Семилетней войне". В дальнейшем Александр Васильевич участвовал в войне Польше, в войне против Турции, в которой нанёс туркам ряд значительных поражений. Также именно он вёл свои войска через Альпы в Итальянском поход.

Заболев в пути, Суворов слег, и 6 мая 1800 года его не стало. Стратегия, созданная Суворовым, изменила стратегию и тактику ведения боя во всём мире.

 

Военное искусство в России во второй половине XVIII в.

Процесс развития военного искусства в России проходил в обстановке острой борьбы. В области военного дела боролись два направления — прогрессивное и реакционное, отражавшие борьбу реакционных и прогрессивных сил в стране. Борьба этих двух направлений проявилась в строительстве армии, в способах ведения военных действий и в способах боевой подготовки войск. В этой борьбе во второй половине века ведущую роль играло прогрессивное направление, возглавляемое Румянцевым, а затем Суворовым.

Полководческий талант Александра Васильевича Суворова формировался в эпоху кризиса феодального способа ведения военных действий и становления нового, буржуазного способа. Это был классический этап мануфактурного периода войны. Для этого этапа характерным является наличие сравнительно узкой материальной базы (как пережитка феодального хозяйства), позволявшей иметь численно небольшие армии, так как массовые армии начали появляться только после победы капитализма. Это обстоятельство создавало ограниченные возможности для разработки принципов стратегии. На Западе в это время сложилась так называемая «кордонная» стратегия, основное положение которой сводилось к тому, чтобы равномерно распределить войска на театре военных действий для обеспечения всех важных направлений. Кордонная стратегия породила пятипереходную систему снабжения, исключавшую смелые и наступательные действия. Западноевропейские полководцы видели свою задачу в овладении территорией противника, оттеснении его армии от своих баз, в методическом маневрировании вне поля боя.

Опыт западноевропейских армий был обобщен в работах Бюлова, Ллойда и эрцгерцога австрийского Карла, создавших догмы «кабинетной стратегии», против которой решительно выступил Суворов.

В России не привились принципы кордонной стратегии. Русские полководцы, располагавшие национальной армией и более широкими материальными возможностями, не стремились к созданию заранее предвзятых схем. Они исходили из учета «положения земли», «обыкновения неприятеля», своих сил и средств. Для русской стратегии начала XVIII в. характерны активные задачи, стремление решить задачу войны путем решительных действий, подчинение тактических успехов задачам стратегии.
Суворов, воспитанный на петровских принципах, возрожденных в русской армии в середине века, начал свою военную Деятельность в период Семилетней войны. В это время были еще живы многие петровские деятели, которые стояли во главе Русской армии. Они руководствовались способами ведения военных действий, разработанными Петром I в Северной войне.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: