Бизнес-консалтинг как ресурс муниципального управления

Совсем недавно так редко можно было услышать о существовании фирм, предоставляющих консультационные услуги. Да и сам термин рынок консалтинговых услуг упоминался не часто. Однако сегодня консалтинг уверенно входит в нашу деловую жизнь и становится неотъемлемой его частью. Еще одним свидетельством тому является сегодняшний муниципальный форум, поднимающий и обсуждающий вопросы муниципального консалтинга.

Компания "ИМА-консалтинг" работает на рынке бизнес-консультирования уже несколько лет. Летом этого года мы провели исследование рынка консалтинговых услуг. В первую очередь хотелось понять, каковы тенеденции и особенности текущей ситуации на консалтинговом рынке, как сегодня воспринимается консалтинг потенциальным заказчиком, что изменилось и какова "дельта" этих изменений.

Анализ полученных данных показал, что говорить об окончательно сформировавшемся рынке консалтинговых услуг в России на сегодняшний день пока преждевременно. Вместе с тем на рынке реально существует потребность в консалтинге и имеются все предпосылки к ее росту и развитию.

Об этом свидетельствует постепенно меняющееся отношение российского заказчика к консалтингу. Если раньше российские менеджеры имели достаточно смутное и размытое представление о целях, задачах и методах консалтинга, то сегодня он понемногу становится неотъемлемой частью деловой культуры российского менеджмента. Достаточно сказать, что еще несколько лет назад обращение к консультанту считалось признанием собственной некомпетентности и неспособности справиться с проблемами, а трата денег на консультирование Ђ расточительством, то сегодня консалтинг рассматривается многими менеджерами как важный фактор успешного развития бизнеса.

Более того российский потребитель консалтинга сегодня зачастую отдает предпочтение российским консультантам, поскольку они лучше знают специфику российского бизнеса и российской ментальности, а их профессиональные подготовка позволяет решать поставленные проблемы не хуже западных консультантов.

Расширяется и круг потребителей консалтинга. Сегодня его услугами активно пользуются как давно существующие, так молодые быстрорастущие предприятия. Эти компании нуждаются в услугах консультантов в связи с запуском бренда, новой продукции, расширением и активизацией деятельности, проведением масштабных изменений и т.д. Эта группа руководствуется принципом "реформировать надо то, что работает хорошо, ибо при этом силы могут быть мобилизованы немедленно или, по крайней мере, быстрее чем в других условиях".

Исследование показало, что, несмотря на определенные "болезни роста" российского консалтинга, накоплен огромный ресурс, который может быть эффективно использован в решении проблем муниципального управления.

Сегодня в стране работает более 1000 отечественных консалтинговых компаний, объединяющих более 10000 консультантов.

Расширился и спектр предоставляемых консалтинговых услуг. Если на первых этапах развития консалтингового рынка наиболее популярными были такие услуги как аудит, консалтинг в области налогооблажения и смежных с ними проблем, то сегодня выделились и прогрессивно развиваются целые отрасли консалтинга, такие как управленческий, финансовый, кадровый, обучающий, муниципальный, IT–консалтинг, и другие.

Все больше новых задач, которые до недавнего времени не были востребованы, решают сегодня консультанты, разрабатывая и адаптируя имеющиеся технологии под актуальные задачи.

На наш взгляд, консалтинговый опыт решения управленческих, стратегических, организационных, маркетинговых и других задач может быть использован в решении задач муниципального управления.

Конечно, нельзя забывать о том, что муниципальное образование – система отличная от бизнес-системы. Вместе с тем есть одно очень важное обстоятельство, объединяющее эти на первый взгляд разные хозяйства. И те, и другие для обеспечения своей жизнедеятельности должны быть включены в систему усложняющейся рыночной среды. Более того в современной ситуации муниципальным образованиям, так же как и бизнес-структурам, необходимо быть эффективными и конкурентоспособными, максимально используя при этом внутренние ресурсы развития. Кроме того, муниципальное образование, так же как и компания на рынке, должно быть продвинуто на рыночном пространстве для привлечения инвестиций и развития.

Речь при этом не идет о копировании и применении используемых в бизнесе методов и инструментов, хотя при определенной адаптации они могут быть успешно использованы. Речь, скорее, идет о применении рыночного маркетингового подхода в управлении муниципальным образованием. Именно в освоении этого подхода и могут быть полезны бизнес-консультанты, накопившие значительный опыт в решении рыночных задач.

***

С.Г.ШЕВЧЕНКО. Экспертно – консультационная компания "СПЛАН"

(г.Москва)

Е. Организация социального партнерства на территории как метод управленческого консультирования территориальной власти

Как известно, именно на территории муниципалитетов сосредоточен экономический потенциал страны, именно там создается национальное богатство, формируется налоговая база. Муниципальное развитие решает сложную задачу - подъем благосостояния городских и сельских поселений, укрепление экономического потенциала страны и создание базы общественных преобразований.

Именно поэтому сегодня вопрос муниципального развития - ключевой с точки зрения экономических реформ, а главное - общественных преобразований через включение населения и субъектов предпринимательства в процесс принятия экономических решений.

В настоящее время некоторые городские администрации активно ищут новые пути повышения эффективности городского хозяйства с опорой на внутренние ресурсы. Основная проблема состоит в том, чтобы, ориентируясь на экономические и хозяйственные вопросы, не упустить из виду заботы населения города. Свободное участие населения в правовой, социальной и экономической жизни есть основа развития. Задача местного самоуправления - создать для этого условия.

Инициативы, способствующие активному вовлечению местных сообществ в городское развитие, нуждаются в организационной, правовой и финансовой поддержке.

В перспективе развитие муниципальных образований будет определяться тем, как пойдет дальнейшее разграничение прав и обязанностей между двумя уровнями государственной власти и муниципальным уровнем, как все возрастающие функции муниципальных образований будут увязываться с финансовыми возможностями их реализации.

За последние годы вопросам стратегий социально - экономического развития муниципальных образований уделяли внимание многие международные и российские организации, в частности - Сообщество ТАСИС, Фонд "Евразия", Фонд "Институт экономики города", Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса) - по программе "Малые города России", и другие.

Однако многое в решении местных социально - экономических проблем зависит от самих городов, которые в состоянии добиться улучшения ситуации при условии отказа от иждивенческих настроений, развитии собственной инициативы и предпринимательства.

Практика работы с конкретными муниципальными образованиями позволяет выявить следующие проблемы на этом пути:

  • слабое развитие институтов гражданского общества, на которые может и должна опираться власть - от местной до государственной - при выработке решений и приведении общественно - экономических преобразований. Решения, принимаемые властью без учета мнения местного сообщества, во - первых, не всегда отражают его интересы, во - вторых, встречают неадекватную реакцию и остаются трудновыполнимыми;
  • отсутствие практики комплексного подхода к стратегическому планированию в городах. Эффективность преобразований могла бы быть гораздо более высокой в случае перехода к сбалансированным программам, затрагивающим все сферы городской экономики и социальной жизни, разработанным на современных принципах стратегического планирования с учетом интересов всех слоев городского сообщества;
  • недостаточное использование местных ресурсов развития. В частности, не вовлекаются в экономический оборот недвижимость, городская инфраструктура, не оптимизируется местная правовая, налоговая и организационная среда для развития предпринимательского климата и т.д.

В частности, проведенный опрос предпринимателей в одном из малых городов России показал следующие результаты влияния городской администрации на малый бизнес.

Относительно влияния администрации города на малый бизнес были получены следующие ответы:

  • активная помощь администрации - 15%;
  • периодическая поддержка администрации - 23%;
  • деятельность администрации никак не влияет на мой бизнес - 35%;
  • действия администрации иногда влекут негативные последствия - 20%;
  • действия администрации негативно сказываются на моем бизнесе - 8%.

Некоторые респонденты привели свои рекомендации по организации продуктивного взаимодействия администрации с предпринимателями города:

1. обеспечить контактный телефон для предпринимателей в администрации;

2. оказывать полную поддержку в моем бизнесе;

3. осуществлять взаимодействие администрации с фондом поддержки малого предпринимательства;

4. осуществлять взаимодействие администрации с предпринимателями через газету;

5. доводить до предпринимателей сведения о введении нового законодательства;

6. проводить открытые встречи в присутствие прессы 1 раз в квартал (публичные слушания);

7. создать при администрации комитет по защите прав предпринимателей.

Таким образом эффективным ресурсом городского развития в современных условиях становиться социальное партнерство.

Смысл социального партнерства состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами на общественной арене - муниципальными структурами, коммерческими предприятиями и населением. Обобщение практики сотрудничества этих сил позволяет выявить основные характеристики социального партнерства. Это социальное действие, основанное на чувстве солидарности и разделяемой ответственности за проблему.

В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех сил начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой группе и обществу в целом. 1)

Социальное партнерство зиждется на следующих принципах:

    • заинтересованность каждой из сторон в поиске решения социально - экономических проблем;

__________________________________________________________________________

  1. Пульман И.С. "Муниципальное развитие: возможности социального партнерства".

- М.: Фонд "Институт Экономики города" 2000 г.

o объединение усилий и возможностей сторон в решении важных проблем, неэффективно решаемых каждой из них раздельно;

o конструктивное сотрудничество между ними в разрешении спорных вопросов;

o стремление к поиску реалистичных решений социально - экономических задач, а не имитация такого поиска;

o взаимоприемлемый контроль и учет интересов;

o правовая обоснованность "кооперации", предоставляющая выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.

Главный элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, - это социально - экономическая проблема. Такая проблема, как правило, возникает при наличии неантагонистического противоречия интересов разных групп населения и властей, когда "спрос" каких - нибудь групп не обеспечивается "предложением" со стороны органов власти в силу каких - то причин и возникает серьезная социальная напряженность.

Даже если проблема выявлена и всеми осознается, это еще не означает, что возможно возникновение социального партнерства.

Для этого необходимы:

- установление интересов каждого из возможных партнеров;

- явно обозначенное стремление каждой из сторон найти решение проблемы за счет взаимодействия;

-осознание сторонами того, что объединение их сил и средств дает интегративный эффект.

Возможности и сила трех сторон в рамках социального партнерства неодинаковы. Если "сила" коммерческих организаций заключается главным образом в возможности финансирования, а "сила" государственных структур к тому же и во включении властных рычагов, то общественные объединения собирают и организуют уникальный ресурс - социальные инициативы граждан.

Так например, в ходе работ по Программе "Малые города России", осуществляемой Институтом "Открытое общество" (Фонд Сороса, Россия), специалистами нашей компании "СПЛАН" при разработке "Стратегии социально - экономического развития города Гусь - Хрустальный" были организованы следующие мероприятия:

1. Проведено первичное информирование населения о содержании проекта разработки стратегии - размещено обращение главы администрации в СМИ, установлены специальные информационные стенды и др.

2. Проведены опросы: опрос предпринимателей города с целью анализа предпринимательского климата; опрос специалистов с целью проведения SWOT -анализа; опрос руководителей предприятий города с целью получения данных для инвестиционной программы города.

3. Сформирован пакет предложений инвестиционных проектов по предприятиям для инвестиционной программы города, проведена первичная паспортизация инвестиционных проектов.

4. Инициировано проведение конкурса сочинений в школах города и проведена обработка лучших сочинений с целью выявления идей стратегического характера.

5. Проведено более 20 глубинных интервью с руководителями предприятий и организаций города, руководителями отделов и комитетов городской администрации.

6. Организована и проведена конференция " Разработка стратегического плана социально - экономического развития города Гусь - Хрустальный ".

Решение этих задач дало возможность возбудить первичную инициативу предпринимателей и населения, хотя очевидно, что работы на этом пути предстоит выполнить еще очень много.

Таким образом, наш опыт работы с малыми городами России позволяет сделать следующий вывод.

В настоящее время основной проблемой для развивающихся муниципальных образований является не только разработка качественных стратегических планов их социально - экономического развития, сколько социальная адаптация этих планов, а еще лучше - задействование ресурсов организаций и населения в разработке таких планов и их последующей реализации в режиме социального партнерства.

Такой подход, по нашему мнению, является практически единственно возможным для тех муниципальных образований, которые хотят, чтобы их планы не остались на бумаге, а были осуществлены на деле.

При этом, существенным образом расширяется задача управленческого консультирования территориальной власти.

Эта задача трансформируется: - от консультирования по вопросам разработки стратегических планов развития -к консультированию по организации социального партнерства на территории.

Такая оценка ситуации делает совершенно актуальной постановку вопроса еще об одном партнерстве - уже не только о социальном партнерстве, а о профессиональном партнерстве консультантов - специалистов по управлению, инвестициям, PR, предвыборным технологиям и других.

Только такие альянсы консультантов, вместе с органами территориальной власти и предпринимателями на местах могут обеспечить устойчивые процедуры социального партнерства на муниципальном уровне.

Собственно, таким объединением консультантов, представителей бизнеса и власти складывается в настоящее время Национальная Гильдия Профессиональных Консультантов (НГПК).

***

А.А.МУРЫНОВ. Экспертно-консультационная компания "СПЛАН-холдинг."

(г.Москва)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: