Методические рекомендации
По составлению рабочих программ
В общеобразовательных организациях (учреждениях)
Луганской Народной Республики
Общие положения
Рабочие программы разрабатываются в соответствии приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 №86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»
Рабочая программа - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам. В совокупности именно рабочие программы определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с основной образовательной программой, направленной на реализацию государственных требований, с учетом особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения, статуса общеобразовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, авторского замысла педагога.
|
|
Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.
Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Функции программы определяют следующие требования к ней:
1) нормативность документа;
2) учет основных положений основной образовательной программы образовательного учреждения;
3) системность и целостность содержания образования;
4) последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;
5) учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана образовательного учреждения;
|
|
6) конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
Составления рабочих программ предметов/курсов
Основой для составления рабочих программ являются примерные программы. Примерная программа – это документ, который детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету учебного плана. Примерные программы служат инструментом для реализации компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях. Разработка примерных учебных программ относится к компетенции органов государственной власти (приказ МОН ЛНР №483 от 11.04.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания»)-http://nmcro.ru/uchebnye-programmy-dlya-sredneobrazovatelnyx-uchebnyx-uchrezhdenij-lnr.
Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Примерные программы являются документом-ориентиром при подготовке рабочих программ по предметам, входящим в учебный план.
Авторская программа – это документ, созданный на основе государственных требований и примерной программы, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. К таким программам учитель составляет только календарно-тематическое планирование, отражающее особенности образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, классе.
Перечень рекомендованных к использованию в образовательном процессе авторских программ дан в приказе МОН ЛНР от 11.04.2016 №483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания», приказе МОН ЛНР от 21.07.2017 №481 «Об утверждении авторских программ для образовательных организаций (учреждений) общего среднего и дополнительного образования Луганской Народной Республики».
При необходимости разработки авторских программ необходимо соблюдать алгоритм, утвержденный Порядком проведения экспертизы учебной литературы (приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 18.01.17г. № 14 «Об утверждении порядка проведения экспертизы учебной литературы»).
Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов образовательной организации (учреждения); конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
Рабочие программы дополнительных предметов, элективных, факультативных курсов, предметных кружков, введенных в учебный план в соответствии с особенностями образовательной политики образовательной организации (учреждения), статуса (типа и вида), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся разрабатываются на основе Программ, утвержденных в установленном порядке.
|
|
Структура рабочей программы является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
- титульный лист;
- пояснительная записка, содержащая планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- основное содержание предмета, курса;
- календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Титульный лист рабочей программы должен содержать (Приложение 1):
· наименование образовательной организации (учреждения);
· название предмета/курса;
· уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленный);
· указание параллели, класса, в котором изучается предмет/курс;
· фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы;
· гриф утверждения программы;
· год составления программы.
Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы определить
цели и задачи изучения учебного предмета/курса (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми),
роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации (учреждения);
планируемые результаты освоения предмета/курса в конкретном классе.
Примерные программы по предметам дают характеристику планируемых предметных результатов на момент окончания определенной ступени образования без детализации по годам обучения. Достижение результатов, естественное для выпускника 9 класса, едва ли можно требовать у ученика, закончившего 5 класс. Об этом обстоятельстве необходимо помнить при определении планируемых предметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса.
|
|
Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу, в которой сформулированы требования к уровню подготовки учащихся, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии авторская программа с этим разделом)
Основное содержание программы.
В этой части рабочей программы приводится основное (краткое) содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение.
Пример оформления