Основной этап. Третий класс

По результатам обучения и аттестации за 2-й класс в начале учебного года на психолого-педагогическом консилиуме принимается решение о дальнейшем обучении каждого ребенка после окончания третьего класса. Часть детей смогут перейти в 4-й класс общеобразовательной школы при условии организации психолого-педагогического сопровождения. Некоторым из детей будет предложено продолжить обучение в системе специальных школ (школы надомного обучения, специальные коррекционные школы V, VII и VIII вида).

В соответствии с принятым решением в течение третьего года проводится подготовка к переходу ребенка в 4-й класс (подбор школы, формы обучения, разработка и организация психолого-педагогического сопровождения).

Четвертый класс.

Психолого-педагогическое сопровождение детей, переведенных в инклюзивный класс. Дети, переведенные в четвертый класс, учатся по индивидуальной программе, включающей в себя как обучение на уроках в классе, так и индивидуальные коррекционные занятия. Обучение в этот период направлено на подготовку к переходу в среднюю школу.

Рекомендации по разработке программы обучения детей с РАС на начальной ступени общеобразовательной школы:

Поскольку диапазон нарушений, обозначаемый как РАС, является очень широким, образовательная программа должна быть вариабельной, позволяющей осуществлять адаптацию существующей программы обучения на основе традиционной классно-урочной системы, ее индивидуализацию и дифференциацию при разработке индивидуальных образовательных маршрутов.

Целями и задачами обучения детей данной категории являются:

⁃обеспечение равных возможностей в получении качественного начального общего образования детям с расстройствами аутистического спектра и выраженными проблемами поведения.

⁃развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, духовно-нравственного развития и воспитания учащихся младшей школы

⁃формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности ‒ умение принимать, сохранять цели и следовать им в своей деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Основные принципы и подходы при реализации программы обучения детей с РАС в начальной школе:

1. Комплексный подход в работе: использование не суммы рекомендаций специалистов различных профилей, а единой стратегии комплексного воздействия как на фронтальных, так и на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.

2. Средовый подход. Отталкиваясь от представлений Л.С. Выготского о социальной ситуации развития ребенка как о совокупности значимых отношений, мы рассматриваем любую среду как совокупность последовательно усложняющихся образовательных (коммуникативно-познавательных) сред с точки зрения расширения собственных возможностей ребенка, позволяющую подготовить его к переходу на следующий уровень.

3. Нейропсихологический подход. Работа с ребенком строится с опорой на выявленные сохранные психические функции, учитывая особенности переработки информации.

4. Деятельностный подход. Развитие продуктивных видов деятельности с опорой на предпочитаемые формы деятельности.

Цель программы обучения – создание условий для постепенного и последовательного освоения учебного материала в более сложной и динамичной развивающей образовательной среде.

Решаемые задачи:

1) создание базы для более активного взаимодействия с окружающим миром на основе получаемых детьми знаний и умений;

2) создание условий для предотвращения формирования наиболее грубых форм патологической аутистической защиты, блокирующей дальнейшее развитие;

3) выбор и апробация форм и методов обучения, направленных на стимуляцию развития ребенка;

4) формирование учебной мотивации и вовлечение в развивающее взаимодействие, в том числе со сверстниками;

5) отработка форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;

6) оказание психолого-педагогической помощи в развитии адекватных отношений с одноклассниками;

7) организация учебного процесса, учитывающего индивидуальный темп и ситуацию успеха для каждого ученика.

Программа обучения состоит из трех блоков:

1. Программы общего образования в 1‒3 классах. Разрабатываются на основе принятой в данном образовательном учреждении программы начального общего образования. При необходимости производится их адаптация путем замены отдельных учебных тем на темы из программ специальных (коррекционных) школ V‒VIII вида.

2. Программы по развитию познавательной деятельности, направленные на развитие ВПФ и формирование учебной мотивации. На основании результатов первичной диагностики уровня психофизического развития для каждого из учащихся разрабатывается индивидуальная образовательная программа, учитывающая их индивидуальные образовательные возможности и личностные особенности.

3. Программы социальной адаптации и личностного развития в рамках дополнительного образования.

При разработке индивидуальной образовательной программы учитываются следующие характеристики учащихся:

1. Объем фоновых знаний ребенка ‒ сумма знаний и умений, с которыми ребенок подходит к данному моменту обучения.

2. Индивидуальный познавательный стиль как совокупность способов восприятия и хранения информации, индивидуальных особенностей эмоциональной сферы и нервно-психических процессов.

3. Коммуникативные реакции.

Для эффективного обучения важно обращать внимание на характер взаимодействия со взрослым, возможность принятия помощи, характер эмоционального контакта.

4. Сформированность ВПФ.

Учебный план составляется с учетом всех вышеизложенных требований и задач обучения и воспитания детей с эмоционально-волевыми проблемами на начальной ступени общеобразовательной школы.

Учебный план состоит из основного образовательного компонента, рассчитанного на 19‒20 часов в неделю и коррекционного компонента, рассчитанного на 4‒9 часов в неделю.

Мониторинг результатов обучения:

Мониторинг результатов обучения детей позволяет не только оценивать достижения детей, но и правильно подбирать формы и методы обучения.

Для достижения этих целей ведутся следующие документы:

1. «Индивидуальная образовательная программа».

2. Технологические карты по всем предметам учебной программы, заполняемые учителем, позволяющие отследить динамику усвоения учебных навыков, знаний и умений.

3. Карты динамического наблюдения, заполняемые специалистами, проводящими индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

4. Результаты психологического тестирования в начале и конце первого года обучения, а затем один раз в конце каждого учебного года.

5. Портфолио каждого ученика.

Заключение.

По результатам работы в рамках экспериментальной деятельности в течение трех лет можно сделать вывод о возможности обучения детей с нарушениями эмоционально-волевого развития и выраженными проблемами поведения в условиях общеобразовательной школы при условии наличия команды профессионалов, принятия концепции инклюзивного образования всем коллективом школы, поддержки администрации школы и вышестоящих органов управления образования.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондарь Т.А. и др. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. М.: Теревинф, 2011.

2. Сансон П. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми. 2-е изд. М.: Теревинф, 2012.

3. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. М.: МГППУ, 2008.

4. Никольская О. С. и др. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2009.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: