Экономическая безопасность государства и регионов

 

Принцип сотрудничества выработан международной практикой в качестве одного из основных принципов международного публичного права.

Принципы международного права представляют собой основополагающие руководящие Правила поведения субъектов международного права, имеющие общеобязательны характер.

Если субъектами отношений по обеспечению международной безопасности выступают государство и международные организации то на практике осуществляется сотрудничество практически по всем аспектам безопасности.

Причём это касается безопасности на международном региональном и национальном уровне.

Методы форм сотрудничества его характер зависит от специфики сотрудничества, от государств, от международных обязательств и от роли соответствующих государств на международном уровне.

Принцип сотрудничества обеспечивается другим не менее важным принципом. Принципом добросовестного выполнения международных обязательств.

Распространяется этот принцип и на обязательства государства в области тех или иных аспектов международной и региональной безопасности.

Ст 8. Все нормы данной статьи базируются на конституции глава 4. Согласно конституции Рф президент является главой государства. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политике государства, утверждает стратегию национальной безопасности РФ

Ст9. Рассматриваемая статья определяет полномочия совета федерации. Федеральные собрание состоит из двух палат: совет федерации и госдумы.

Полномочия совета федерации определены конституцией рф и основная группа полномочий-законодательная. Совет федерации рассматривает по Вове Госдумой федеральные законы в области обеспечения безопасности и утверждает указ президента РФ о введении чрезвычайного положения.

 

Угрозы экономической безопасности России и Ее регионы.

Первостепенной задачей в рамках анализа угроз экономической безопасности является выявление различий между использованием в литературе понятий Риск, опасность и угроза, а также возможных условий и ситуаций при которых риск перерастает в угрозу для устойчивого функционирования а потом и в безопасность для экономической системы.

Понятие риска можно характеризовать как возможность наступления неблагоприятных событий в деятельности экономического субъекта.

При наличии фактора риска складывается ситуация благоприятная для проявления опасности.

Опасность представляет собой возможность отрицательных воздействий на экономический субъект, которые в результате влекут за собой причинение ущерба и ухудшение состояния данного субъекта в целом.

Число основных источников опасности относится условие дающее возможность обнаружить свойства рассматриваемого экономического субъекта негативно влияющее на его функционирование. При последовательном рассмотрении процесса появления угрозы на первом этапе возникает риск как причина которая влечёт возникновение негативных воздействий на субъект. Затем при появлении риска складывается опасная ситуация показывающая на что возможны негативные воздействия. Следом за наступлением опасности формируется угроза которая может реально повлечь за собой негативные последствия в том числе нанести ущерб субъекту. Таким образом, угроза представляет собой наивысшую Степень опасности негативных последствий которая возникает после прохождения субъектов двух предыдущих стадий риска и опасности.

Угроза экономической безопасности подразумевает собой совокупность условий и факторов препятствующих реализации экономических интересов субъекта и создающих возможность для причинения ему ущерба в зависимости от экономического потенциала.

На современном этапе развития экономики существует огромное количество факторов, которые могут оказать отрицательное влияние на деятельность субъекта, так как каждый из них характеризуется наличием различных связей и взаимоотношений, возникающих в политических, социально-экономических и других условий.

При этом учитывают действия различных угроз экономической безопасности в едином экономическом пространстве нельзя говорить о единообразии их форм, которые могут существенно отличаться друг от друга. Таким образом каждый экономический субъект вынужден осуществлять прогноз наиболее значимых угроз, что позволит разработать определенную систему мер, направленную на своевременное выявление и предотвращение на ранних этапах их развития.

Существует классификации:

1.сфера распространения международные угрозы(глобальные и региональные), национальные(государственные, общественные, региональные, частные)

2.сфера человеческой деятельности(экономические, политические, социальные, экологические)

3.отношение к человеческой деятельности (объективные, субъективные)

4.вероятность возникновения (невероятные, маловероятные,достаточно вероятные)

5.возможность прогнозирования(предсказуемые, непредсказуемые)

6.возможность измерения влияния (измеряемые, неизмеряемые)

7.возможность предотвращения(форс-мажорные и не форс-мажорные)

8.вероятность реализации(реальные, потенциальные)

9.состав (сложные и простые)

10.Время действия(постоянные и изменяющиеся

11.характер воздействия (активные и пассивные)

12.степень негативных последствий (предельные, значительные, незначительные)

Кроме того угроза экономической безопасности могут быть классифицированы на основе единых общероссийских статистических классификаторов.

Такая классификация имеет ключевое значение в силу наличия возможности определять, во-первых, степень воздействия отдельного вида экономической деятельности на качественной и количественной характеристике экономической системы государства. Во-вторых, уровень взаимозависимости отдельных видов экономической деятельности друг от друга и степень их общего влияния на экономическую систему государства.

В-третьих, вид и уровень риска угрозы экономической безопасности исходящий от определённого вида экономической деятельности.

В-четвёртых, доля отдельных видов экономической деятельности среди других, а также вклад в развитие этой деятельности в развитие экономической системы государства.

В отдельную группу можно выделить угрозы экономической безопасности имеющие собирательный характер.

К ним относят угрозы демографической, социально-культурной, информационнной, политической, энергетической, финансовой безопасности.

Объединённые в собирательную группу угрозы экономической безопасности так же могут быть включены в классификационные группы, сформированные на основе единых, общероссийских, статистических классификаторов.

Данная группа угроз обладает отличительной чертой достаточно высокого риска их возникновения, что требует оперативного вмешательства со стороны уполномоченных органов государственной власти с целью их предотвращения и нейтрализации. В качестве основной классификации можно взять классификацию реальных и потенциальных угроз, исходя из внутренних и внешних источников опасности.

Внешние угрозы экономической безопасности связаны с изменениями во внешней среде, которые приводят к негативным последствиям.

Внутренние угрозы обусловлены в основном внутренними социально экономическими процессами и явлениями, которые приводят к ущербу в виде материальных потерь или ухудшению социальных, национальных, культурных и нравственных основ жизнедеятельности.

Внутренние угрозы в основном явились следствием экономических и социальных преобразований.

Чрезвычайное положение-особый правовой режим, который вводится в стране или отдельных Ее районах для защиты от появившейся внутренней угрозы.

 

Экономическая безопасность регионов.

На сегодняшний день социально экономическое положение РФ определяется важность и актуальность государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности регионов страны.

Особая роль отводится возможностям отдельного региона формировать безопасность государства в целом, оставаясь при этом развивающейся и стабильной территорией, способной результативно противостоять экономическим угрозам или предотвратить их появление. Анализ угроз экономической безопасности региона тесно связан с экономическим планированием и позволять спланировать адекватные региональные ресурсы, географического положения, культурных факторов, траекторию развития и стратегию обеспечения экономической безопасности.

В Российской науке и практике понимается часть территории обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. В экономической и географической культуре регионы называются различные территории, объединённые какими-либо общими чертами, это могут быть группы стран, экономические районы, края, области, республики и их группы.

Согласно ст 65 конституции РФ-российская федерация состоит из 85 субъектов. Из них 22 республики, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 года федерального значения. Каждый из них имеет определённую территорию органы государственной власти и внутреннюю нормативную базу.

Экономическая безопасность региона-это комплекс мер, направленных на устойчивое постоянное развитие, и совершенствование экономики региона над созданием потенциалом обеспечивающего конкурентную способность региональной экономики, защиту экономических интересов региона и граждан проживающих в нем от внешних и внутренних угроз.

Объектом экономической безопасности является экономическая система региона такая Ее модель и состояние, которая в максимальной мере позволяет реализовать экономические интересы личности, государства, общества, и обеспечивать материальную, финансовую основу всех других видов национальной безопасности.

Структура формирования региональной экономической безопасности России представляет собой комплекс экономических, геополитических, экологических, правовых и иных условий, которые призваны обеспечить:

1.защиту интересов страны и Ее территорий в отношении ресурсного потенциала.

2.предпосылки для сохранения и выживания региональных структур в условиях возможного кризиса и будущего развития.

3.конкурентоспособность регионов на внутренних м мировых рынках. Конкурентоспособность регионов-это продуктивность(производительность) использования региональных ресурсов в первую очередь рабочей силы и капиталами сравнению с другими регионами, которая результируюется в величине валового регионального продукта(ВРП) на душу населения.

4.устойчивость финансового положения страны.

5.развитие региональной инфраструктуры. Региональная инфраструктура-это материально технические и социальные системы предназначенные для обеспечения производства материальных благ и социальной жизни людей на определённой территории

6.содействие развитию предприятий, ассоциаций, региональных финансовых промышленных групп и комплексов.

Финансово-промышленная группа -это объединение с одной стороны организаций имеющих свободные денежные средства, а с другой это предприятия и организации, испытывающие потребность в инвестициях и других заемных средств.

7.создание внутренней и внешней защищенности от возможных негативных последствий.

Экономическая безопасность региона обладает своей внутренней структурой, в которой можно выделить 3 блока.

 

Реальный сектор характеризуется производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Кроме того в него входит научные организации и организации торговли.

Финансовый сектор отвечает за формирование спроса и предложения, решение денежных взаимоотношений через осуществление кредитных, финансовых и биржевых операций.

Спад производства(постоянная недозагрузкой производственной мощности, закрытие некоторых производств, и как следствие разрушение технологического потенциала.

Сокращение основных фондов

Потеря рынков сбыта

Снижение инвестиционной и инновационной деятельности.

Производственные и энергетические угрозы: преобладание импортной продукции на рынке, открытость рынка для импорта, сокращение производства энергии, завышение расходов на производство продукции, обострение ценовых диспропорций.

Угрозы в социальной сфере: рост безработицы, снижение жизненного уровня(рождаемость, смертность, продолжительность жизни, заболеваемость), увеличение социальных иждивенцев(безработные, нетрудоспособные, инвалиды, и тд), утрата трудовых навыков.

Внешние угрозы включают в себя:

1.валютно-финансовые:отток валютных средств, увеличение внешнего долга(внешний долг-это совокупный объём финансовых средств, взятых в долг правительством страны, субъектами федерации, кредитно-финансовыми организациями, крупными предприятиями страны и кредитно-финансовых организаций других стран), нефункциональное использование вальютных средств, экономические потери внешних рынков(внешние рынки-это совокупность зарубежных рынков по отношению к рынку нашего государства), криминализация экономики(это состояние экономики, при котором значительное место занимает деятельность по увеличению и присвоению доходов полученных преступным путем.

2.Внешнеэкономические к ним относят: территориальный сепаратизм(это политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получение статуса автономии), политическая нестабильность

Система экономической безопасности региона составляет следующие элементы:

1.нормативные и правовые акты, регулирующие область экономической безопасности региона(закон субъекта рф об экономической безопасности, концепции экономической безопасности субъекта рф, стратегии экономической безопасности

2.субъекты управления отношениями в области экономической безопасности(орган законодательной, исполнительней власти и различные совещательные результативные органы)

3.объекты управления в области экономической безопасности (хозяйствующий субъект выпускающий продукцию, отказывающий услуги, бюджетные и автономные учреждения и другие организации, выполняющие государственные задания относящиеся к области экономической безопасности, работодатели и плательщики налогов и сборов в региональный бюджет.

4.негативные воздействия и последствия их влияния на состояние экономической безопасности регионов(риски, угрозы и ущерб).

5.группы показателей и индикаторов характеризующих состояние экономической безопасности региона.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: