Эссе на тему «Наука и нравственность»

 

В 21 век мы вступили с масштабными научными достижениями. Именно это заставляет нас – жителей всей Планеты – с тревогой смотреть на действительность. Мир стал опасен для жизни человека, локальные войны, террористические акты, самые изощренные формы убийств, снижающих ценность человеческой жизни, – вот, что предстаёт перед нами сегодня, вызывая чувство страха за будущее наших детей и внуков.

Все вопросы науки негласно регулируются нравственностью.

Нравственность, при помощи не писаных законов, норм и правил поведения, выработанных в процессе естественного развития общества, является самостоятельной сферой духовной жизни. Нравственность и мораль являются объектом изучения этики, философской дисциплины, формирующей идею о должном и справедливом, о добре и зле. Нравственные принципы пронизывают функционирование науки, как социального института. Аристотель говорил: «Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Из слов Аристотеля мы понимаем, что этическое регулирование науки происходило всегда, хотя часто это не было очевидным.

Влияние нравственных ценностей на науку может быть

· внутренним,

· внешним.

Внутреннее воздействие науки и нравственности связано с творческим процессом научных коллективов (если отношения основаны на уважении, доверии, поддержке, то эта деятельность регулируется положительными нравственными ценностями; если же в коллективе царит недоброжелательность, подсиживание и угодничество – то это мешает научному творчеству и можно говорить об отрицательном влиянии нравственности на науку).

Научные открытия серьёзно влияют на общественную жизнь, и научное сообщество несёт ответственность за свои открытия – в этом проявляется внешнее воздействие нравственности на науку, так как наука развивается не в этическом вакууме, а в тесной связи с нравственным состоянием общества и во многом определяется его политическими задачами, экономическими и техническими возможностями.

Сегодня перед человечеством стоит множество нерешённых вопросов, важным из которых нам представляется этот: преодолеет ли человечество эту трагическую реальность или оно обречено на самоуничтожение?

Фундаментальная задача всех наук остается той же самой от Платона и Аристотеля до Рассела и Поппера: бескомпромиссная преданность истине в исследовании и преподавании. Но поиск истины не может быть вне моральных принципов и норм.

Проблемы внешних нравственных ценностей на науку, то есть проблемы социальной ответственности ученых перед обществом за свои открытия – обсуждаются уже более пятидесяти лет со времени преступных действий США, сбросивших атомные бомбы на мирные японские города в в 1945 году, а также тонны диоксина на территорию Вьетнама в 60-х годах. В 1980 – 1990-х годах в связи с достижениями генной инженерии и молекулярной биологии ученые-генетики объявили мораторий на эксперименты, связанные с вмешательством в генетическую природу человека. Заслуга ученых в том, что они первые предупредили общественность о возможной опасности, связанной с экспериментами в этой области. Таким образом, социальная ответственность ученых влияет на выбор направлений исследования. Сегодня определены области, исследования, в которых предполагается приостановить ввиду сомнительности их достоинств.

Большое внимание этому вопросу еще в начале XX века уделил выдающийся французский математик А. Пуанкаре. Люди, занимающиеся наукой и изучающие ее глубоко, по мнению А. Пуанкаре, должны признать за наукой ее способность формировать в сознании человека высшие моральные качества[1]. Как можно было физикам в 1945 году проголосовать за военную демонстрацию нового оружия в Японии, их было 46%, значительно больше, чем за другие четыре варианта применения атомного оружия в Японии[2]. Нюрнбергский трибунал признал ответственными тех врачей и ученых, которые «во имя прогресса науки» проводили эксперименты над узниками гитлеровских концлагерей. В обоих случаях моральный выбор ученых обернулся пособничеством антигуманитарным силам.

Само стремление познать истину, которая станет основой дальнейшего развития человеческого мышления, должно объединять людей. Ведь истина науки не зависит о веры, расы, национальности, воли, желания людей. Такую идею провозгласил Гейзенберг еще в 1946 году, выступая перед студентами Геттингенского университета. Наука, по его мнению, является средством взаимного понимания народов, она интернациональна, она направляет мышление человека на вопросы, которые близки многим народам, и в решении которых могут принять участие ученые самых различных стран и наций[3].

Отдельно надо остановиться на роли СМИ в регулировании вопросов между наукой и нравственностью. В деятельности СМИ чрезвычайно распространены вненравственные формы проявления и эксплуатации бессознательного, иррационального в человеке. Такая культура становится опасной для самого себя и не выполняет защитных функций по отношению к духовному здоровью общества и человека. Налицо одна из опосредованных связей науки и нравственности. Используются определенные научные выводы для воздействия на массовое сознание с целью деформации его культурно-нравственных смыслов, об этом писал Г. Маркузе в 50-х годах в своей работе «Эрос и цивилизация». Он замечал, что контроль за обществом осуществляется с помощью индустрии досуга, развлечений, с помощью формирования ложных репрессивных потребностей. Сегодня нейро-лингвистическое программирование – достаточно развитое направление в Западной психологии. Опираясь на новые субмодальные техники, можно изменять свое сознание и сознание других вплоть до моральных принципов и норм[4]. Наука, воплощенная в деятельности СМИ, в руках определенных социальных сил становится средством формирования общественного сознания, главным образом молодого поколения. Именно поэтому в обществе сегодня налицо отсутствие единства науки и нравственности, снижение ценностного статуса научно-рационального постижения мира, отсутствие следования нравственно-правовым нормам.

Важнейшим средством в ослаблении всех возникших проблем между наукой и нравственностью должна выступить наука философия. Было бы ошибочно умалять и недооценивать форму научности, присущую философии. Философия включает и учения, не ориентированные на результаты научного исследования, а отражающие многообразие интересов и потребность различных культур, социальных групп, потому содержит и вненаучные компоненты. На наш взгляд, именно философия, в основе которой лежит научная рациональность, способна подвергать системному историческому анализу формирующиеся в культуре нравственные принципы, направлять их по правильному пути.


Список литературы

 

1. Пуанкаре А. О науке. – М., 1990.

2. Юнг Р. Ярче тысячи солнц. – М., 1960.

3. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1995.

4. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. – СПб., 1994.

 


[1] Пуанкаре А. О науке. – М., 1990. – С. 658.

[2] Юнг Р. Ярче тысячи солнц. – М., 1960. – С. 75.

[3] Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1995. – С. 35.

[4] Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. – СПб., 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: