Кафедра дизайна пространственной среды

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна»

 

 

Кафедра дизайна пространственной среды

 

 

ИНТЕРЬЕР И ОБОРУДОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 

Методические указания

для студентов направления подготовки
54.03.01 – Дизайн

 

 

Составитель

Р. Й. Швабаускас

 

 

Санкт-Петербург


Утверждено

на заседании кафедры

26.11.2015 г., протокол № 3

Рецензент А. Н. Фешин

Методические указания разработаны по материалам кафедры Дизайн пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС на основе лекционного материала, а также с рекомендациями для выполнения практической и самостоятельной работы.

Предназначены для студентов очной и очно-заочной форм направления

подготовки 54.03.01 – Дизайн.

Оригинал макет подготовлен составителем и издан в авторской редакции.

Подписано в печать 10.02.2016 г. Формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л. 2. Тираж 100 экз. Заказ 251/16

http://publish.sutd.ru

Отпечатано в типографии ФГБОУВО «СПбГУПТД»

191028, С.-Петербург, ул. Моховая, 26

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..............................4

1.КЛАССИФИКАЦИЯ ОФИСОВ……………………………………………….…6

2.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ОФИСА...................11

3.БАНКОВСКИЙ ОФИС………………………………………………….……….15

4.ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ИТЕРЬЕРОВ ОФИСОВ……………...17

5.ОБОРУДОВАНИЕ И ОРГТЕХНИКА В ОФИСЕ………….………….……......19

6. ОСВЕЩЕНИЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ В ОФИСЕ……..…………....27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………………………….31

Библиографический список ………………………………………………….…......32

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Возникновение офисных пространств связано с развитием товарно-денежных отношений и конторской деятельности. Первыми «офисами» еще в XVI веке стали биржи. По своей функциональной структуре биржа – это открытая или крытая торговая площадь, окруженная помещениями для биржевых маклеров. Архивные записи показывают, что в среднем на одного биржевого работника приходилось по 20-30 кв.м. площади помещений. Около половины площади занимали библиотека, архивы, сейф.

В европейских городах в XVII веке начали строится здания банков. Помещения для банковских клерков до конца XIX века − отдельные, просторные кабинеты (до 20 кв.м. на человека). Это было связано с тем, что служащему банка необходимы тишина и покой для подсчетов, а также обособленность и представительность для приема богатых клиентов. С появлением массового клиентского обслуживания пространственная структура банковских учреждений меняется: большинство сотрудников работают с клиентами в общем пространстве, операционном зале, а кабинеты занимает руководящий состав банка.

В конце XIX века рождается прообраз современного офиса. Его появление обусловило возникновение нового способа строительства каркасных высотных зданий (небоскребов), а также использование в строительной практике железобетона. Рационализм и прагматизм, свойственные протестантскому мировоззрению, стали проявляться в организации офисной жизни. Главной особенностью офиса были стесненные рабочие условия. Сотрудники обычно сидели в длинных рядах столов, а руководство находилось в кабинетах по краям этажа. Площадь рабочего пространства на одного сотрудника в 2-5 кв.м. стала нормой.

Существенное влияние на идеологию строительства офисных пространств оказали работы американского архитектора Ф.Л.Райта. Его проект штаб-квартиры компании «Johnson Wax» (1936-1939) (рис.1) стал примером воплощения нового подхода в проектировании офисных зданий. В этом проекте автор создал главный рабочий зал, единое пространство, в котором рядами размещены рабочие места служащих. Зал имеет верхнее освещение. Примечательна конструктивная схема этого пространства, основным элементом которого являются грибовидные колоны, расширяющиеся от основания и создающие покрытие над этим пространством. Архитектор спроектировал и всю рабочую мебель для сотрудников компании. В 1946 году была возведена башня с помещениями для лабораторий. Применение принципа ядра-ствола, использование чередующихся квадратных и круглых плит перекрытия, использование стеклянных трубок в световых проемах позволило создать уникальное рабочее пространство.

 

 

Рис.1. Ф.Л. Райт. Рабочий зал, офис компании «Johnson Wax» (1936-1939)

 

Рис.2. Ф.Л.Райт. Офисная мебель

 

В середине XX века немецкие архитекторы предложили создать «офисный ландшафт». Эта концепция подразумевала открытое пространство, где офисные столы расположены группами, в «природном порядке», с деревьями в кадках и удобными проходами. Частью замысла было посадить руководителей и подчиненных за одни столы и избавиться от иерархии в организации пространства.

В 1963 году американский архитектор Роберт Пропст предложил свою систему организации офисного пространства, известную как «кубиклы». Идея состояла в создании с помощью легких модульных перегородок автономных рабочих мест, сгруппированных определенным образом. Кубиклы стали стандартом американской офисной жизни, однако к концу века многими воспринимались как символ угнетения и несвободы.

Начало XXI века знаменует развитие компьютерных технологий, распространение Интернета. Число офисных работников сократилось. Неизбежно изменилось и отношение к организации труда в офисе. Появились коворкинг центры. По структуре коворкинг – открытое пространство, разделенное на рабочие зоны мобильными перегородками, ширмами. При необходимости пространство может легко трансформироваться. У каждого работника есть свое место, а у команды – свой стол. Они не заперты в кабинетах или кубиклах и могут свободно общаться с соседями. Сегодня коворкинги стали офисами для креативных людей, профессионалов, генерирующих новые идеи.

Учитывая опыт становления и развития офисных пространств отметим, что современный офис – пространство максимально комфортной рабочей среды человека, место, где работник может в полной мере проявить свой творческий потенциал, приобретать и приумножать профессиональные навыки.

 

1. КЛАСИФИКАЦИЯ ОФИСОВ

С появлением рынка объектов офисной недвижимости появилась необходимость структурировать эти объекты по одинаковым признакам, выстроить иерархию, словом, классифицировать офисную недвижимость. Существует ряд критериев, которые определяют статус того или иного объекта и позволяет разделить их на классы (А, B, C, D). Ниже приведены эти критерии:

· Возраст здания

· Расположение здания

· Конструктивная схема здания

· Планировочные решения

· Архитектурные характеристики и отделка

· Инженерное оснащение

· Инфраструктура и сервис

· Паркинг

· Управление зданием

Офисы класса «А». Самые престижные помещения, расположенные в новых офисных комплексах, бизнес-центрах на главных транспортных артериях и площадях, с удобным подъездом. Характеризуются высоким качеством наружной и внутренней отделки, авторской архитектурой. Конструктивная схема – монолитно-каркасные или метало-каркасные здания. Помещения оснащены автоматизированными системами жизнеобеспечения, современными системами безопасности, высококачественной инженерией. Обязательно наличие подземной охраняемой стоянки с числом мест не менее 1 на 60 кв.м. офисных помещений. Здания обеспечены собственными службами управления и сервиса.

Офисы класса «B». Офисы в бизнес-центрах после 5-7 лет эксплуатации, офисы в новых или реконструированных зданиях. Здания могут быть расположены не в самых престижных местах. Многие характеристики офисов этого класса такие же, как и офисов «А» класса. Здесь менее широкий спектр предлагаемых услуг. Обязательно наличие парковки, обеспечивающей достаточное количество машиномест.

Офисы класса «С». Офисы в зданиях, изначально не предназначенных для офисной деятельности или в реконструированных зданиях иного назначения. Возраст их – более 10 лет. Могут быть расположены далеко от основных магистралей, часто не имеют достаточного количества парковочных мест. Небольшой перечень предоставляемых арендаторам услуг, смонтировано самое простое инженерное оборудование. Внутренний ремонт, как правило, выполняется силами самих арендаторов.

Офисы класса «D». Офисы располагаются в устаревших административных зданиях, в помещениях, арендуемых у НИИ. Это здания советской эпохи с изношенными коммуникациями, не отвечающие современным стандартам для офисов. Но и этот класс офисов находит своего потребителя за счет доступной цены аренды таких помещений.

 

Работа в офисе – это специфический процесс со своими четкими технологическими требованиями. Своя специфика присуща офисам юридических фирм, торговых компаний, издательств, страховых компаний, офисам банков и др. При всей специфике и многообразии функций можно выделить два основных вида офисной работы: концентрация и общение. Соотношение пространств, предназначенных для концентрации и общения определяет функциональную и пространственную структуру офиса. Есть несколько типов объемно- планировочного решения офисов:

· Офис закрытого кабинетного типа

· Единое открытое пространство офиса

· Комбинированный офис

Планировочное решение офиса закрытого кабинетного типа предполагает наличие «глухих» перегородок, которые разделяют пространство офиса на отдельные кабинеты разной площади, в зависимости от количества работающих людей. Обычно отдельный кабинет занимает структурное подразделение компании. Коридор или галерея является основной коммуникацией, связывающей все рабочие пространства. Такая структура офисного пространства имеет свои преимущества: хорошая звукоизоляция, визуальная закрытость, спокойная рабочая атмосфера. В тех сферах деятельности, где важна приватность, например, в медицинских, юридических компаниях, отдельные кабинеты – самый подходящий вариант планировки. Но если офисная работа связана с постоянным общением сотрудников, приемом и обслуживанием большого потока посетителей, необходимо другое объемно- планировочное решение.

Концепция открытого пространства офиса (англ. Open Space) основана на использовании общего офисного пространства, разделенного с помощью мобильных офисных перегородок или светопрозрачных конструкций на отдельные рабочие места. Такое функционально- пространственное решение офиса стало основой деятельности многих компаний, декларирующих и практикующих открытость, опирающихся на коллективную работу персонала. К преимуществам открытого офисного пространства можно отнести мотивацию и эффективность работы сотрудников. Ведь большую часть времени они на виду своих коллег и руководителей. Члены одной рабочей группы или команды находятся в постоянном контакте, проводят оперативные совещания. Атмосфера открытости позитивно влияет на клиентов. Существует и ряд недостатков открытых офисных пространств. Это плохая звукоизоляция рабочих мест. Не все сотрудники могут продуктивно работать в открытом, шумном пространстве. Иногда необходимы концентрация, сосредоточенность.

Комбинированный офис сочетает в себе преимущества офисов кабинетного типа и открытых офисов. Единое пространство как правило отдается отделам, в которых работает команда сотрудников, отдельные пространства, кабинеты занимают руководители или сотрудники, которым требуется кон для работы. Могут отделятся от общего пространства комнаты совещаний, зоны для отдыха. При этом используют как стационарные перегородки, так и трансформируемые перегородки. Такая планировка офиса сегодня считается самой удобной. Примеры планировочных решений офисов (рис.3,4,5).

 

 

 

 

Рис.3. Планы офиса кабинетного типа

 

Рис.4. План офиса открытого типа. Офис компании «Яндекс» в Стамбуле

 

 

Рис.5. План офиса комбинированного типа. Офис компании «E-bay»

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ОФИСА

 

Современный офис представляет собой комплекс различных функциональных зон, оптимальное расположение которых определяет эффективность работы компании. Выделим два блока офисных помещений, отличающихся своим функциональным наполнением: фронт-офис (англ. Front-office) и бэк-офис (англ. Back-office). Фронт-офис выполняет представительскую функцию и предназначен для работы с клиентами и партнерами. Бэк-офисом принято называть помещения, которые задействованы в ежедневной офисной работе и доступ посторонних туда ограничен. Наличие и соотношение этих двух типов помещений зависит от профиля фирмы. Например, для торговой компании важно иметь большую площадь фронт-офиса, чтобы представить клиентам больше образцов товара. Некоторые компании ограничивают пространство фронт-офиса одной лишь переговорной комнатой. Так нередко поступают юридические конторы, рекламные агентства, в которых работает 5-7 человек.

К помещениям фронт-офиса относятся: приемное пространство; комната для переговоров; кабинет руководителя; выставочное пространство.

К помещениям бэк-офиса относятся: рабочие помещения; зона отдыха сотрудников; технические и служебные помещения.

У крупных компаний существует практика разделения фронт-офиса и бэк-офиса. Например, фронт-офис может размещаться в престижном бизнес центре класса «А», а бэк-офис в офисном здании класса «В».

Существует ряд отличий в организации технологических процессов в офисах разного назначения. Это относится к движению людей, посетителей и сотрудников, к движению документов внутри офисов, к способам взаимодействия людей в офисах. Выделим и рассмотрим пространства, которые присутствуют в современных офисах, вне зависимости от их назначения.

Приемное пространство. Это пространство, через которое сотрудники и посетители попадают в офис. Назначение приемного пространства – информировать, контролировать, направлять. Главным элементом этого пространства является стойка администратора. В зависимости от площади помещения стойку размещают либо фасадом к посетителям, либо у боковой стены, но в любом случае необходимо обеспечить свободный проход и исключить скопление людей. При большом потоке посетителей в приемном пространстве проектируется зона ожидания с мягкой мебелью и журнальным столиком. Зона ожидания предназначена не только для отдыха, но и для кратковременного общения с клиентами, заполнения бумаг и оперативного решения возникающих вопросов. Для удобства посетителей необходимо предусмотреть блок сан. узлов и гардероб.

В любом офисе приемное пространство является лицом компании. Оно должно запомнится клиентам. Пример приемного пространства (рис.6).

 

 

Рис.6. Стойка администратора в приемном пространстве. Офис компании

«Sandow» в Нью-Йорке

 

Рабочее пространство. Пространство, занимающее бόльшую часть площади офиса, где оборудованы рабочие места. В зависимости от сферы деятельности компании, ее организационной структуры, возможностей конкретного здания формируют необходимое рабочее пространство. Рабочие места сотрудников могут быть размещены как в отдельных кабинетах, так и в открытом пространстве. Для сотрудников, которые часто находятся вне офиса, оборудуются специальные рабочие места, используемые по очереди (англ. Desk Sharing). Обычно они расположены ближе к входной группе офиса. Если необходимо создать условия для автономной работы команды из нескольких сотрудников, с помощью мебели, мобильных или стационарных перегородок выделяют отдельные офисные помещения (англ. Team-Office). Рабочие места, где люди находятся длительное время, как правило, размещают в пространстве, освещенном естественным светом. В «темной» части офисного пространства целесообразно размещать служебные помещения (архивы, серверные, кладовые, туалеты и др.). Комнаты совещаний, выставочные, лекционные залы, зоны отдыха, зоны буфетов и кухонь могут находится в глубине офисного пространства, без естественного освещения.

Комната совещаний может выполнять несколько функций. Это может быть небольшое помещение для встречи с клиентами, партнерами, сотрудниками. Это может быть многофункциональное пространство, оборудованное для проведения конференций, семинаров и тренингов.

Кабинет руководителя – чаще всего отдельное помещение для работы, приема посетителей. Традиционно пространство кабинета поделено на рабочую зону с письменным столом и местом для оперативных совещаний и на зону отдыха, включающую диван, столик, бар и др. Современные тенденции управления рассматривают руководителя как лидера команды профессионалов, объединенных одной целью и работающих в тесном взаимодействии. Вместо глухих перегородок появляются светопрозрачные конструкции. Дверь кабинета руководителя всегда открыта для сотрудников, а его стол может одновременно служить столом переговоров. Примеры рабочего пространства (рис.7,8).

 

 

Рис.7. Рабочее пространство. Офис компании «Virtualexpo»

 

 

Рис.8. Рабочее пространство. Офис компании «Horizon Media»

Зона отдыха. В течении рабочего дня работникам офиса необходим отдых. В любом офисе проектируется зона отдыха. Обычно, это место с диванами или креслами для расслабления. К зоне отдыха относится буфет или офисная кухня, оборудованная столиками для еды. Иногда в зоне отдыха размещают растения. Для любителей активного отдыха устанавливают спортивные тренажеры, теннисные и бильярдные столы, игровые автоматы.

В структуре офиса зона отдыха может находится как в отдельном помещении, так и в специально оборудованных местах в открытом пространстве. Часто зону отдыха интерпретируют как «остров» в рабочей среде или занимают рекреационные пространства. Пример зоны отдыха (рис.9).

 

 

 

 

Рис.9. Зона отдыха в офисе компании «Horizon Media»

 

 

3. БАНКОВСКИЙ ОФИС

 

В проектировании офисов банков необходимо учитывать современные требования банковских технологий. Объемно-планировочные решения банковских офисов должны способствовать решению следующих задач:

· Предоставление клиентам широкого спектра банковских услуг

· Удобство и безопасность обслуживания клиентов

· Максимальная сохранность денег и ценностей

Банковский офис состоит из двух основных блоков: операционно-кассового блока и блока офисных помещений с сопутствующими им вспомогательными помещениями. В отдельную группу нужно выделить помещения охраны и службы безопасности. Операционно-кассовый блок является главным звеном в офисах банков и составляет до 70% общего объема помещений. В его состав входят операционно-кассовый зал для обслуживания физических и юридических лиц, помещения для обмена валюты, банкоматов, помещения индивидуальных сейфов (депозитарий). Офисные помещения включают приемные и кабинеты руководства банка, помещения отделов, бухгалтерии.

По степени доступности помещения банка группируются:

· Помещения свободного доступа (вестибюль, места ожидания, операционно-кассовые залы)

· Помещения ограниченного и контролируемого доступа (депозитарий, офисные помещения и помещения технологического обслуживания)

· Помещения, доступ в которые разрешен ограниченному кругу работников (кассовый узел, помещения охраны и службы безопасности)

На рис.10 приведена схема взаимосвязи помещений банка.

При оформлении интерьера банковского офиса особое внимание уделяют клиентской зоне. Необходимо создать комфортные условия и для клиентов, и для служащих банка. Интерьер должен подчеркивать статус, надежность банка. При отделке применяют дорогие отделочные материалы (натуральный камень, дерево ценных пород, стекло). Как правило, используют насыщенные цвета корпоративного стиля.

 

Рис.10. Схема взаимосвязи помещений банка

 

 

4. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ИТЕРЬЕРОВ ОФИСОВ

 

Общепризнано, что продуманный и удобный офис является одной из главных составляющих успеха компании. Это в полной мере относится к интерьеру офиса. Запоминающийся, сбалансированный интерьер станет визитной карточкой компании, поможет привлечь клиентов, партнеров.

Ниже приведены основные принципы создания офисного интерьера:

Исследование. Приступая к проектированию офиса и разработке интерьера, необходимо прежде всего исследовать исходные материалы, получить данные об организационной структуре компании, штате сотрудников, о технологических процессах и о специфике работы. Заказчиками чаще всего выступают сами руководители, поэтому необходимо узнать об их видении стратегии управления и развития компании. Важно уточнить стилистические, цветовые предпочтения заказчика. Результатом исследования является совместно с заказчиком составленное задание на проектирование и разработку интерьера офиса.

Принцип функциональности. Принцип распространяется на объемно-планировочное решение имеющегося пространства. Это оптимальное размещение отдельных функциональных зон офиса, с учетом путей движения людей, документов, создание уравновешенного пространства, в котором форма не противоречит функции. При этом необходимо выполнять требования нормативных актов (общестроительных, санитарных, пожарной безопасности).

Принцип эргономичности. Определяет взаимодействие человека с элементами окружающей среды, т.е. с элементами интерьера, оборудованием, мебелью и др. Для создания эргономичного офиса нужно обратить особое внимание на обустройство рабочего места, где человек проводит бόльшую часть рабочего времени. Важным элементом оборудования является удобная рабочая мебель, мебель для отдыха. В организации рабочего места должны учитываться индивидуальные особенности работника. Взаимное расположение и компоновка рабочих мест должны обеспечивать удобный доступ к рабочему месту и возможность эвакуации.

Принцип экологичности. Это применение натуральных природных материалов в отделке офисного пространства (дерево, камень, натуральные краски), рациональное использование основных ресурсов (воды, электричества, тепла), экономичный расход бумаги. Создание «зеленых» зон, внедрение объектов фитодизайна в пространство офиса положительно влияет на рабочую атмосферу.

Цветовое решение. Выбор цветовой гаммы в оформлении интерьера офиса влияет на работоспособность, собранность, концентрацию внимания, утомляемость сотрудников. Поэтому очень важно создать комфортный цветовой фон для работы. Ниже приведены рекомендации по применению цвета в офисных помещениях:

· Нейтральный основной цвет светлых тонов в рабочих пространствах. Яркие цвета и контрастные сочетания не рекомендуют применять в помещениях длительного пребывания людей. Здесь должны преобладать спокойные светлые тона. Яркими, цветными акцентами могут стать элементы мебели или детали интерьера. Важно, что бы они не стали доминантами.

· Подбор доминирующего цвета в зависимости от вида деятельности. Например, если человек большую часть времени работает с документами, рекомендуют снимать напряжение и усталость глаз на крупных цветных плоскостях без контрастных деталей. Если работа связана с потоком зрительной информации, необходимо уравновесить цвета на мониторе компьютера ровным и спокойным цветом.

· Подбор цветовой палитры в зависимости от расположения помещения. Если окна помещения выходят на север, в отделке можно использовать теплые оттенки, а если – на юг, рекомендуют применять нейтральные и холодные оттенки.

В рабочей зоне офиса (бэк-офисе) приветствуются спокойные цвета. В приемном пространстве, комнате переговоров, в рекреации, зоне отдыха можно использовать яркие цветовые акценты, применять корпоративные цвета.

Иногда цвет используют для деления пространства, обозначения его функции, зонирования помещений или выделения элементов интерьера.

Принцип индивидуальности. Хороший офисный интерьер – индивидуален и неповторим. Он может запомнится своим аскетизмом или необычным сочетанием цветов и фактур. Могут использоваться оригинальные светильники, авторская мебель, скульптура, произведения изобразительного искусства и т.д. Важно не потерять цельность замысла.

На рис.11 пример оформления интерьера офиса.

 

 

Рис.11. Интерьер офиса компании «Winklevoss Capital Management»

 

5. ОБОРУДОВАНИЕ И ОРГТЕХНИКА В ОФИСЕ

 

От того, насколько рационально организовано пространство офиса, зависит продуктивность работы сотрудников, и в конечном итоге, успешная деятельность всей компании. Современные офисы в большинстве случаев предполагают совмещение открытых рабочих пространств и отдельных рабочих помещений. Для зонирования офисного пространства, создания отдельных рабочих мест используются офисные перегородки. В сравнении с капитальными кирпичными или пенобетонными конструкциями они более дороги, но обладают рядом преимуществ. Офисные перегородки можно разделить на три типа: стационарные, трансформируемые и мобильные. О ни предназначены для решения разных задач и имеют отличия в конструкции. Общей конструктивной особенностью офисных перегородок является их модульность.

Стационарные перегородки предназначены для разделения коммуникационных путей, отделения рабочих помещений офиса. Как правило, они перегораживают пространство на всю высоту, от пола до потолка. Но когда общая высота помещения офиса достаточно большая (4,5-5м), возводить перегородку до потолка нецелесообразно. В зависимости от конструкции стационарные перегородкиделят на каркасные и бескаркасные. В качестве несущего каркаса офисных перегородках используют алюминиевый, стальной или пластиковый профиль разной конфигурации. Каркас заполняется прозрачными или непрозрачными панелями из различных материалов. Для создания непрозрачных перегородок применяют гипсокартон с виниловым покрытием, ламинированные ДСП или МДФ, панели с натуральным шпоном и т. д. Металлические элементы конструкции окрашиваются в любой цвет по палитре RAL. Для ограждения помещений, требующих повышенной звукоизоляции, используют перегородки с заполнением звукопоглощающими материалами (мин. вата, пенополистирол и др.). Прозрачные панели выполняются из стекла или поликарбоната. Перегородка может содержать отдельные прозрачные секции или полностью состоять из таких секций. Важно учесть, что стекло должно быть закаленным или ламинированным, то есть, безопасным для людей. В соответствии с дизайном помещения стекло может быть тонированным, рифленым, матовым, зеркальным, с любым рисунком.

Главной отличительной особенностью бескаркасных перегородок является отсутствие несущего каркаса. Сам материал в такой конструкции достаточно прочный и жесткий. Это могут быть сегменты из закаленного стекла, панели из дерева или металла. Примеры стационарных перегородок (рис.12,13).

 

 

 

Рис.12. Стационарная перегородка

 

Рис.13. Стационарная перегородка

 

 

Трансформируемые перегородки могут быть раздвижными или складными. Их основное преимущество – возможность быстро изменять форму помещения. Их часто используют в конференц-залах, комнатах совещаний, выставочных залах, везде, где необходимо оперативно трансформировать пространство. Такие перегородки представляют собой прикрепленные к потолочным и напольным направляющим секции, которые легко раздвинуть или сложить. Они могут быть изготовлены из каркаса и заполнителя или из цельных листовых материалов (МДФ, ДСП, стекло, пластик и др.). Также для производства складных перегородок используют плотную ткань, натуральную или эко-кожу. Примеры трансформируемых перегородок (рис.14,15).

 

 

 

Рис.14. Стеклянные трансформируемые перегородки

 

 

 

 

Рис.15. Трансформируемые перегородки

 

 

Мобильные перегородки применяются для организации офисного пространства. С их помощью большое помещение разделяется на отдельные рабочие зоны, что способствует повышению эффективности трудового процесса и обеспечивает комфортные условия труда каждому сотруднику. В отличии от стационарных, мобильные перегородки не крепятся к полу и потолку. Они представляют собой один или несколько модулей, соединенных в определенной конфигурации. Мобильные перегородки легко собираются и разбираются, легко дополняются модульными элементами, передвигаются. По типу конструкции такие перегородки могут быть каркасные или бескаркасные. Каркас чаще всего изготавливается из металла и заполняется разными материалами (стекло, поликарбонат, пластик, деревянные панели). Эти же материалы используются и в производстве бескаркасных перегородок. Как правило, высота мобильных перегородок 1,5-2м. Рабочие места, созданные на базе мобильных перегородок легко оснащаются офисной мебелью, фурнитурой. Многие производители офисного оборудования предлагают сегодня офисные мебельные системы, которые спроектированы с учетом автономности и комфорта рабочего места.

На рис.16,17 примеры мобильных перегородок.

Важной составляющей оборудования офиса является офисная мебель. Люди проводят на рабочем месте достаточно много времени, поэтому мебель в рабочем пространстве должна соответствовать современным эргономическим, гигиеническим и эстетическим требованиям. От этого зависит эффективность работы сотрудников.

Офисную мебель в зависимости от способа производства делят на серийную и эксклюзивную. Серийное мебельное производство означает разработку дизайна и выпуск определенных коллекций (серий) мебели, которые отличаются по конструкции и внешнему виду, по применяемым материалам, по количеству деталей и, как следствие, по конечной стоимости. Производители мебели стремятся предоставить потребителю широкие возможности в выборе дизайна, вариантов отделки серийной мебели. Эксклюзивная мебель – это изделия штучные или мелкосерийные.

По конструктивно – технологическим особенностям офисную мебель делят на корпусную, разборную и неразборную, встроенную, трансформируемую, мобильную, складную. В изготовлении мебели используется широкий спектр материалов: дерево, металл, пластик, стекло, кожа, текстиль и др. Но самыми популярными и широко применяемыми остаются ДСП и МДФ. Современные технологии ламинирования, отделки шпоном и полимерными пленками позволяют сегодня получать огромный ассортимент покрытий для производства офисной мебели.

Ниже представлен перечень основных предметов мебели, используемых в современных офисах:

 

 

 

Рис.16. Мобильные перегородки

 

 

 

Рис.17. Мобильные перегородки

 

 

· Стойка приемной (англ. Reception) – конструкция в приемном пространстве офиса, наделенная информационной и репрезентативной функцией, часто являющаяся предметом корпоративного стиля компании.

· Офисный стол – компьютерный, письменный, стол руководителя, стол для совещаний. Конструкция офисного стола должна обеспечить оптимальное размещение на рабочей поверхности оборудования с учетом особенностей, характерных выполняемой работе.

· Тумба – емкость для хранения. Выделяют приставные, мобильные тумбы, а также тумбы под оргтехнику. Размещают под или рядом с рабочими офисными столами.

· Офисный шкаф – мебель для хранения документов, канцелярских принадлежностей. Высота полок должна быть больше формата А4.

· Офисное кресло – компьютерное, для посетителей, кресло руководителя, кресло для заседаний. Рабочее офисное кресло должно быть подьемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки. Чаще всего оснащено колесиками. Стулья для посетителей характеризует лаконичность, удобство и эстетичность. Кресло для заседаний также должно отвечать требованиям эргономики, эстетики. Как и мебель руководителя, оно-часть имиджа компании.

· Мягкая мебель – диван или кресло. Размещают в приемном пространстве, зоне отдыха персонала, кабинете руководителя.

Примеры офисной мебели (рис.18).

Оборудование офиса средствами оргтехники должно быть продиктовано соображениями целесообразности, рационального использования для эффективной работы. Необходимо учитывать количество работников, а также площадь офисного помещения. К оргтехнике относят технические средства для создания, копирования, обработки, хранения электронных и бумажных документов, средства административно – управленческой связи. Офисную оргтехнику условно делят на следующие группы:

· Компьютеры и электронные коммуникации передачи информации.

· Устройства ввода информации.

· Устройства вывода и обработки информации

· Демонстрационная видеотехника.

· Системы связи.

 

 

 

 

 

Рис.18. Офисная мебель

 

Компьютеры и электронные коммуникации передачи информации есть в каждом современном офисе. В зависимости от специфики деятельности организации комплектующие элементы подобного оборудования различны и определяются задачами, которые необходимо решать. Для отдельного офиса это своя информационно-вычислительная система. Офисный персональный компьютер сегодня является основным рабочим инструментом многих специалистов в различных областях деятельности. Дизайн компьютеров постоянно меняется, совершенствуется, возможности их увеличиваются.

Основным устройством ввода текстовой и графической информации является сканер. Он позволяет вводить с бумажного или другого носителя в компьютер изображения в виде текста, рисунков, слайдов, фотографий. В офисах широко применяются настольные сканеры. Существует три типа настольных сканеров: планшетные, рулонные и проекционные.

К печатному оборудованию или устройствам вывода информации относятся принтеры разных типов: матричные, струйные и лазерные. Плоттеры выводят информацию на бумажный или другой носитель большого размера. Бывают планшетные и рулонные плоттеры.

Устройство для получения копий документов, фотографий – копировальный аппарат. По способу передачи изображения от оригинала к копии различают аналоговые и цифровые копировальные аппараты.

В любом офисе сегодня не обойтись без демонстрационного оборудования. Можно разделить его на две группы: планшетные средства (демопанели, экраны, стенды) и электронное демонстрационное оборудование (проекторы, интерактивные экраны, бесшовные видеостены, звуковые системы и др.). Такое оборудование способствует более наглядному восприятию информации, создает новые возможности в проведении деловых, образовательных, рекламных и развлекательных мероприятий, презентаций, конференций, выставок.

К средствам связи, которыми оборудован каждый современный офис относится телефонная и факсимильная связь. Телефонная связь – это самый распространенный тип оперативной связи. С появлением «облачных» технологий возможности телефонной связи существенно увеличились, появились виртуальные АТС или удаленное управление звонками. Каналы беспроводной связи стали альтернативой традиционному способу передачи сигналов по проводам. Все реже используют факсимильную связь, построенную на принципе передачи изображений по телефонным каналам связи.

 

6. ОСВЕЩЕНИЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ В ОФИСЕ

 

Для создания комфортной и дружественной рабочей среды в офисе необходимо уделить особое внимание организации освещения, системе вентиляции и кондиционирования воздуха, отоплению.

Офисное освещение сегодня должно выполнять не только свое функциональное назначение – освещать пространство, но и учитывать биологические, эмоциональные особенности воздействия света на человека. Правильно устроенное освещение способствует концентрации внимания, поддержке работоспособности людей, активизации их творческого потенциала. Выделим три типа освещения в офисных пространствах:

· Общее освещение – освещение рекреаций, зон отдыха, рабочих пространств, создание общего комфортного светового фона.

· Локальное освещение – свет непосредственно над рабочими местами, пространствами собраний или отдыха.

· Декоративное освещение – декоративная подсветка, акценты на деталях интерьера, объекты светового дизайна.

Существует несколько параметров источника света, которые необходимо учитывать, проектируя системы освещения. Это цветовая температура света, световой поток и освещенность. Цветовая температура – характеристика хода интенсивности излучения источника света, связанная с длиной волны в оптическом диапазоне (измеряется в кельвинах К). Выделяют три уровня цветности света:

· Теплый белый свет-до 3300К

· Нейтральный белый свет 3300-5000К

· Холодный белый свет- больше 5000К

Для рабочего пространства офиса оптимальной является цветовая температура в 4000К. Для локального освещения рабочих мест используют светильники холодного света (4500-6000К). В пространствах отдыха, кухонных, барных зонах предпочтительнее теплый свет (2000-3000К).

Световой поток характеризует источник света (измеряется в люменах Лм). Освещенность – характеристика поверхности, на которую падает свет (измеряется в люксах Лк). Световой поток в 1 Лм освещая поверхность площадью 1 кв.м. создает освещенность в 1 Лк.

Нормативными документами регламентируется уровень освещенности рабочих пространств разного назначения (СП52.13330.2011 приложение К).

Например, освещенность на поверхности рабочего стола в зоне размещения документов должна быть 300-500 Лк. Освещенность поверхности экрана монитора не должна превышать 300 Лк. Важно создать на рабочем пространстве равномерное освещение, без резких перепадов яркости светового потока. Не рекомендуется использовать настольную лампу без общего освещения.

Светильники принято классифицировать по месту и способу размещения (встроенные, подвесные, напольные и др.). Сегодня на рынке представлен широкий ассортимент светильников для офисов. Задача проектировщика - выбрать осветительные приборы, опираясь не только на дизайн изделий, но и учитывая технические характеристики, стремясь создать благоприятный световой фон для работников офиса.

Примеры офисного освещения (рис. 19,20,21).

 

 

Рис.19. Освещение рабочих мест

 

 

 

Рис.20. Освещение офисных пространств

 

 

Рис.21. Освещение офисных пространств

 

Работоспособность и здоровье работников офиса напрямую зависит от качества внутреннего воздуха. Офисные помещения – место длительного пребывания людей, поэтому создание здорового микроклимата является важной задачей. Для ее решения иногда не достаточно существующей системы вентиляции и необходимо оборудовать офисное помещение климатической установкой, которая обеспечит воздухообмен и поддержание комфортной температуры и влажности. Функция вентиляции в офисе − подача свежего наружного воздуха и удаление отработанного воздуха. Система кондиционирования позволяет поддерживать необходимую температуру в помещении. Вентиляция помещений должна обеспечивать подачу наружного воздуха по санитарным нормам на 1 человека – 60 м³/ч. Нормируемая кратность воздухообмена для офисных помещений составляет 3,5 кр./ч. по притоку воздуха и 2,8 кр./ч. по вытяжке. Оптимальные параметры воздуха в помещениях офисов – температура воздуха 22−24 ºС, относительная влажность 40 −60 %, скорость движения воздуха не более 0,2 м/с.

В зависимости от площади помещений офиса и количества сотрудников применяют несколько систем вентиляции и кондиционирования, отличающихся друг от друга способом размещения агрегатов для подготовки воздуха, сечением воздуховодов, мощностью кондиционера. Существует кондиционирование на базе канального кондиционера, на базе сплит-систем. В современных бизнес центрах устанавливают системы центрального кондиционирования.

В настоящее время существует несколько способов отопления, применяемых в офисах. Самым распространенным является водяное отопление. В качестве отопительных приборов применяют радиаторы или конвекторы. Эффективным способом обогрева офисов признана система водяных теплых полов, способная обеспечить тепло в любой точке помещения. Если в офисе установлена система кондиционирования, в холодное время года она может выполнять и функцию обогрева. В качестве дополнительного источника тепла в офисном помещении можно использовать современные электрические конвекторы, инфракрасные обогреватели, электрический теплый пол.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современные технологии меняются с каждым днем. Это неизбежно отражается и на развитии новых методов управления. Ориентируясь на такие компании как Google, Yandex, известных своим неформальным подходом к организации рабочего процесса, работодатели больше внимания уделяют созданию демократической обстановки в офисе, в которой каждый сотрудник чувствовал бы себя частью команды. Появились новые тенденции в освоении офисных пространств. Офисы стали более открытыми. Заметна тенденция большей мобильности рабочего места. Сотруднику предоставляется возможность выбирать удобное для работы место в офисе.

Смелые цветовые решения, привносящие разнообразие в монотонность офисной обстановки, сегодня встречаются чаще. В отделке офисных помещений предпочтение отдается природным экологически чистым материалам.

Все больше внимания уделяется отдыху сотрудников: помимо кафе или буфетов в офисах появляются зоны для релаксации, спортивные залы, даже помещения для короткого сна.

Современный офис постепенно преображается, сохраняя все то лучшее, что было апробировано в предыдущие годы.

 

Библиографический список

 

1. http://indoffice.ru/interer-ofisa-i-psixologicheskij-klimat.html

3. http://barlette.ru/journal/article/402.html

4. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=522798#1

5. http://www.skmsk.ru/ information/obustroistvo_ofisa/osvecshenie/

6. http://www.gosthelp.ru/text/PosobiekMGSN41097Zdaniyab.html

7. http://rusfinancist.net/interier-sovremennogo-ofisa.html

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: