Как мы видели, Бог помещает сокровище в каждого человека, которого создает. Это сокровище: а) Божья мудрость и знание относительно того, кем Он является, кем являемся мы и как мы должны жить во взаимоотношениях с Ним; б) Божья сила, которая действовала во время сотворения через сказанное слово и которая даже сегодня творит красоту из хаоса; в) Божий Дух, живущий в наших сердцах. Таким образом Бог открывается нам и венчает нас Своим могуществом - Своей властью, авторитетом и силой, чтобы мы эффективно исполняли Его волю.
«Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам»
(2 Кор. 4:7).
Это Божье могущество в нас - Его потенциал - и есть то сокровище, которое мы должны защищать. Это сокровище - данное Богом видение и предназначение для нашей жизни, цель которого - явить Его славу и принести Ему славу.
Сокровище Божьей мудрости и знания
Пророк Исаия, псалмопевцы и царь Соломон видели в Божьей мудрости сокровище. Все они соглашались в том, что ключом к этому сокровищу является страх Господень:
«И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим»
(Ис. 33:6).
«Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек»
(Пс. 110:10, см. также Притчи 1:7).
«Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господен и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум»
(Притчи 2:1-6).
Что значит бояться Бога? Псалмопевцы уподобляют боящихся Бога тем, кто уповает «на милость Его» (Пс. 32:18), кто знает Его откровения (см. Пс. 118:79), кто ходит «путями Его» (Пс. 127:1). Они также сравнивают страх Господень с упованием на Бога (см. Пс. 39:4; 113:19) и советуют тем, кто узнает, что значит бояться Господа: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (см. Пс. 33:12,15). Соломон приравнивает страх Господень к уклонению от зла (см. Притчи 3:7, 8:13), а ненависть к знанию - к отсутствию страха Господня (см. Притчи 1:29). Таким образом, бояться Господа - значит уповать на Него и повиноваться Ему. Поступая так, мы защищаем вложенные в нас Его мудрость и знание.
Апостол Павел говорит о Божьей мудрости внутри нас как о «тайной премудрости» (1 Кор. 2:7), потому что грешный человек не может ни знать, ни понимать мысли Божьего сердца относительно Его детей. Только когда мы приходим к Богу через веру в Иисуса Христа, «и притом распятого» (1 Кор. 2:2), и через присутствие Святого Духа в наших сердцах (см. 2 Кор. 2:9-16), мы получаем привилегию понимать Божьи мысли о нас.
Исаия признавал это различие между Божьими и нашими мыслями:
«Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его»
(Ис. 55:8-11).
Эта Божья мудрость - сокровище, которое следует лелеять и защищать. Его мысли о нас благи, а Его знание о нас - совершенно. За нашими глиняными сосудами Он видит Свою мудрость и вызывает из нас то, что видит. Учась видеть так, как Бог, и жить, имея Его точку зрения, мы начинаем понимать сокровище Его мудрости и важность оберегания его от ловушек лукавого. Вот что Павел писал об этом Тимофею:
«О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры...»
(1 Тим. 6:20-21).
Пути мира никогда не сравнятся с Божьей мудростью:
«Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»
(1 Кор. 1:19-20).
Мы должны тщательно оберегать Его знание в нас, чтобы видеть совершенство и красоту Его планов и целей для нашей жизни.
К сожалению, сатана побуждает многих людей закрывать глаза и уходить от их видений, потому что они не верят в то, что видят. Лукавый знает, какой потенциал в них содержится - кем они могут стать, скольких целей могут достичь, какие идеи могут реализовать, - но сами люди не знают этого. Вот почему апостол Павел наставляет нас «пленять всякое помышление в послушание Христу» (см. 2 Кор. 10:5).
Когда мы приносим свои мысли Иисусу и подчиняем их Ему, мы выступаем против стратегии сатаны и срываем маску с его обмана. Иисус, Который знает и дела сатаны, и тот потенциал, который Бог вкладывает в каждого человека, проясняет наше зрение и дает нам все видеть правильно глазами веры и надежды. Это - начало мудрости.
Сокровище Божьей силы
Бог вложил в нас Свою силу. Апостол Павел говорил об этой силе как о средстве, с помощью которого Бог производит в нас спасение: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему...» (Рим. 1:16), и изображал это спасение как «явление духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4-5).
Петр и Иоанн также понимали, что Божья сила является секретом их силы:
«...мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?...ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете»
(Деян. 3:12,16).
Бог хочет, чтобы мы не просто знали, кем мы являемся в Нем; Он хочет, чтобы мы стали этим. Это происходит, когда мы берем Его силу и делаем ее своей силой. Мы всегда должны показывать, что эта все превосходящая сила - от Бога, а не от нас (см. 2 Кор. 4:7). Даже когда мы не понимаем, как Бог действует в нашей жизни или что Он старается совершить, мы можем делать великие дела, когда сотрудничаем с Его силой. Это истинно, потому что потенциал - это видение в «спящем» состоянии, которое может быть активизировано нашей верой в Божью силу. Если мы - дети Божьи, самой большой целью в нашей жизни должно быть подобие Отцу.
Каждый раз, когда мы видим себя что-то из себя представляющими, что-то делающими или куда-то направляющимися, и верим, что Божья сила в нас претворит в жизнь это мимолетное впечатление, мы подключаемся к Божьей силе, чтобы исполнить Его волю. Эта Божья сила действует в нас, чтобы спасти и призвать к святой жизни во Христе Иисусе (см. 1 Кор. 2:1-5 и 1 Тим. 1:8-10).
Сатана знает, что Бог «действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20), и видит угрозу себе в том потенциале, который преображается этой силой. Поэтому мы должны усердно защищать Божью силу в нас, чтобы наше видение смогло превратиться в миссию и в нас явилось Божье могущество. Божья сила в нас является вторым сокровищем, которое следует защищать от козней лукавого.
Сокровище Святого Духа
Павел также говорит о Самом Святом Духе как о залоге находящегося в нас сокровища, которое мы должны охранять.
«Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши»
(2 Кор. 1:21-22).
«На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа»
(2 Кор. 5:5).
Святой Дух открывает Божью мудрость и силу в нас и гарантирует, что мы получим все, что Бог запланировал для тех, кто ищет Его мудрость и живет Его силой. Его присутствие в нашей жизни является важным вкладом, потому что Он является ключом к Божьему хранилищу мудрости и силы. Без Святого Духа мы не можем понимать и применять Божью мудрость и жить Его силой. Он - Советник, Который будет учить нас всему (см. Ин. 14:26), Он исследует наши сердца, чтобы открывать нам Божьи глубины (см. 1 Кор. 2:9-11), и Он свидетельствует, что мы - дети Божьи (см. Рим. 8:16). Через Него мы познаем Божьи мысли и понимаем, что Бог дал нам:
«Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога... Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно»
(1 Кор. 2:12,14).
Сокровище потенциала
По сути, Божья мудрость, сила и Дух являются тем сокровищем, которое мы должны хранить. Они являются Его вкладом в нас, чтобы мы могли действовать и функционировать, как Он, участвуя в Его работе. В совокупности они являются нашим потенциалом, источником наших мечтаний и видений. Однако мы должны помнить, что наличие этого Божьего
вклада не означает, что он останется у нас.
Все великие вещи, вложенные в нас Богом, - наши видения, мечты, планы и таланты - являются мишенями сатаны. Он боится мужчин и женщин, которые верят в Божью мудрость и силу, потому что они берут свои видения и претворяют в жизнь. Они не только устанавливают цели, но и достигают их.
Обманщик страшится того сокровища, которым мы обладаем. Его разрушительные тактики и обманчивые влияния приходят в нашу жизнь, чтобы аннулировать и пленить все, что Бог дал нам. Он не позволит нам реализовать наш потенциал, не встретившись с сопротивлением с его стороны. В самом деле, его атака настолько жестока, что Павел советовал Тимофею искать помощи Святого Духа для того, чтобы встретить и преодолеть ее:
«Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас»
(2 Тим. 1:14).
Не бойтесь! Бог дал нам все необходимое, чтобы сохранить наше скрытое богатство от козней и обмана лукавого. Однако мы должны следить за тем, чтобы не полагаться на орудия человеческой силы и мудрости. Мы не сможем победить врага своими силами, «потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1:25). Только когда мы «укрепляемся Господом и могуществом силы Его» (см. Еф. 6:10), мы сможем выдержать натиск сатаны на нас. Святой Дух, посылаемый Иисусом, когда мы принимаем Его как Спасителя, является нашим Помощником.
Божий план защиты
«Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых»
(Еф. 6:12-18).
Это описание Божьего всеоружия подробно описывает план того, как охранять и защищать вашу жизнь от вторжения сатаны. Если вы хотите защищать свой потенциал, вам нужно понимать условия этого плана и следовать им на практике.