Как соотносится фундаментальное и прикладное в педагогических исследованиях

 

Традиционно цель фундаментальной науки заключается в получении и теоретическом систематизировании объективного знания о действительности. Конечной целью науки прикладной принято считать предписания для какой-либо полезной, чаще производственной, деятельности, т.е. точный, действенный рецепт. Поиск истинного знания выступает как самодовлеющая цель фундаментального исследования; для прикладного важно инструментальное знание, а главная его ценность - эффективность. Естественно, что прикладные исследования развертываются на базе фундаментальных.

Однако есть и другое понимание функций и характера фундаментального исследования, в соответствии с которым оно является не только основанием для научной работы прикладного характера. Существуют фундаментальные исследования, предпринимаемые безотносительно к запросам практики. При этом отмечается, что "истинную мотивацию к проведению фундаментальных исследований определяют все-таки потребности практики, только сильно абстрагированные, тщательно дистиллированные, идейно облагороженные.

Таким образом, слово фундаментальное оказалось приложимым к науке и к исследованиям в двух, по крайней мере, смыслах: как основа прикладного и как замкнутое на себя. Если обратиться к соотношению фундаментального и прикладного в существующей научной практике и в ее методологическом осмыслении, можно выделить четыре точки зрения.

Первая точка зрения. Фундаментальные и прикладные исследования развиваются самостоятельно, не касаясь друг друга. Такая позиция возможна, если учесть, что любая система знаний содержит в себе ряд допущений, имеющих, хотя бы в потенции, прикладной смысл.

Вторая точка зрения. Часто и основательно обсуждается мысль о том, что фундаментальные и прикладные исследования взаимосвязаны. Возникает вопрос: как? Современная фундаментальная наука пользуется результатами прикладной. Без развития первой невозможна и вторая. Именно фундаментальная наука втягивает прикладное исследование в процесс совершенствования и обобщения знания, и именно она оказывается действительным фундаментом и для прикладной науки, а опосредованно - для самой себя.

Третья точка зрения. Многие авторы отмечают, что для преодоления противоречий, появляющихся в практике, и решения возникающих в ней задач приходится разрабатывать специальные средства, конструировать и изучать особые идеальные объекты. Так, над прикладной наукой надстраивается "верхний этаж", принадлежащий по принятой терминологии к фундаментальным исследованиям. В конечном счете, что считать фундаментальным, а что прикладным, зависит от принимаемых учеными методологических установок.

Четвертая точка зрения. Существует мнение, что делить исследования на чисто фундаментальные и чисто прикладные не следует. Применительно к педагогике эта мысль, с нашей точки зрения, правильна и продуктивна. Это отчасти обусловлено характером объекта педагогического исследования, которым является особый вид деятельности. Поэтому можно говорить о том, что в большей части педагогических исследований есть и фундаментальное, и прикладное. Важно установить их соотношение. Оно может определяться многими факторами: спецификой темы, глубиной ее проработки, подготовленностью исследователя, кругом его научных интересов и другим.

Возможны два варианта в зависимости от того, что доминирует в исследовании; фундаментальное или прикладное.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: